УДК 378
Ahmedpashayeva K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aliyeva M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova E.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL READINESS OF A TEACHER FOR SOLVING CONFLICTS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS. The article deals with a problem of teachers' psychological readiness to solve conflicts in the pedagogical process. The authors define the psychological readiness of a teacher to solve conflicts as a set of personality traits (directivity, character, temperament, abilities) that enables the teacher to solve professional tasks promptly or in a longer period of time. The interrelation of ways of cognition of conflicts at dealing with professional problems in the pedagogical process is considered. The levels of the teacher's psychological readiness to solve conflicts in the pedagogical process are characterized.
Key words: psychological readiness, temperament, abilities, conflict, empathy, adequate self-esteem, flexibility of mind, self-regulation of personality.
К.А. Ахмедпашаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
М.Б. Алиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Е.Э. Магомедова, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматривается проблема психологической готовности преподавателя к разрешению конфликтов в педагогическом процессе. Приводится определение психологической готовности преподавателя к разрешению конфликтов в педагогическом процессе представляющей собой совокупность свойств личности (направленность, характер, темперамент, способности) личности позволяющие педагогу оперативно или долгосрочно решать профессиональные задачи. Рассматривается взаимосвязь способов познания конфликтов при выполнении профессиональных задач в педагогическом процессе. Характеризуются уровни психологической готовности преподавателя к разрешению конфликтов в педагогическом процессе.
Ключевые слова: психологическая готовность, темперамент, способности, конфликт, эмпатия, адекватная самооценка, гибкость ума, саморегуляция личности.
Обновление законодательства и модернизация высшего педагогического образования, осуществляемая на принципах многофункциональности специалиста, требует осознания роли психологической готовности педагога в разрешении возникающих проблем и конфликтов в профессиональной деятельности. Также следует отметить, что деятельность преподавателя сопряжена различными стрессами и нервно-эмоциональными перегрузками, которые в свою очередь приводят педагога к эмоциональному выгоранию или же психологическому истощению личности. При этом, наблюдается очевидный разрыв между реальным положением преподавателя и уровнем его психологической готовности, прежде всего, касается молодого поколения, значительная часть которого относится к разрешению педагогических конфликтов как к средству решения личных проблем в непредвиденных ситуациях. Кроме того функциональный анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза показал, что он сталкивается с межнациональными, межэтническими и межличностными конфликтами, разрешение и предупреждение которых требует от преподавателя психологической готовности.
Анализ социальной, философской, психолого-педагогической и другой литературы показал понятие «готовность к профессиональной деятельности педагога» рассматривается по-разному. В исследованиях М.И. Дьяченко, Л.В. Занина, Н.В. Кислинской, Н.Н. Никитина, Н.П. Меньшикова, В.А. Сла-стенин, Д.Н. Узнадзе, профессиональная готовность педагога рассматривается как личностная характеристика педагога, включающая в себя совокупность общекультурных, общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний, умений и навы-ков,позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Следует отметить, что некоторыми авторами под готовностью понимается установка или же существенный признак присущий поведению человека [1; 2; 3].
Интересным для нашего исследования является мнение М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, которые помимо перечисленных выше признаков вкладывают в понятие «профессиональной готовности педагога» ситуативные психические состояния личности педагога, что является предметом нашего исследования [4].
По нашему мнению, психологическая готовность педагога к профессиональной дельности представляет собой совокупность свойств личности (направленность, характер, темперамент, способности) личности, позволяющие педагогу оперативно или долгосрочно решать профессиональные задачи.
С целью определения психологической готовности преподавателя к разрешению конфликтов в педагогическом процессе, рассмотрим взаимосвязь способов познания конфликтов при выполнении профессиональных задач в педагогическом процессе.
Система профессиональных задач по разрешению конфликтов в педагогическом процессе, включает в себя четыре группы:
- первая группа задач по диагностике конфликта характеризуется адекватным восприятием конфликтной ситуации (предупреждение ошибочной оценки реальной трудной педагогической ситуации как конфликтной, искажения образа оппонента). Данная группа представлена следующими умениями преподавателя: оценивать этимологию (объективную или субъективную) конфликта; анализировать причины, условия, факторы, способствующие возникновению конфликтной ситуации; определять оппонентный круг; определять уровень конфликта; выявлять ранги оппонентов (социальный статус участников конфликта); определять тип оппонента (тип трудной личности, тип конфликтной личности);
- вторая группа задачи по прогнозированию конфликта характеризуется оптимальным выбором стратегии включающую в себя оценку факторов развития конфликта; Данная группа представлена следующими умениями преподавателя: выявлять структурные и личностные резервы ученической группы; выявлять мотивацию конфликтов у студентов; предупреждать конфликтные ситуации, прогнозировать течение и исход конфликта; оценочные и регулирующие умения:
- третья группа задачи по профилактике конфликтов характеризуется наличием организационно-психологических условий предупреждения возникновения противоречий в совместной деятельности; Для решения этой группы задач педагогу необходимы регулирующие и преобразующие умения: применять приемы профилактической амортизации действий оппонента; использовать психологическую защиту с целью снятия психического на-
пряжения; изменять установку на восприятие трудного человека в общении; устанавливать психологический контакт с людьми; вести диалоговое общение; владеть способами разрешения конфликтной ситуации с позиции третьего лица.
- четвертая группа задачи по разрешению конфликта в педагогическом процессе характеризуется достижением личностно значимых интересов всех участников конфликта и включает следующие преобразующие умения преподавателя: изменять характеристики конфликта; изменять отношения оппонентов; оказывать убеждающее воздействие на оппонентов; использовать приёмы конструктивной критики; вести беседу и переговоры; использовать методы обратной связи со студентами педагогическом взаимодействии.
Следует отметить, что представленная группа профессиональных задач по разрешению конфликтов имеет место при условии, что необходимо объективно оценивать причины конфликта и индивидуально-психологические особенности конфликтующих сторон.Впервуюочередьпреподавател ьдолжен адекватно воспринимать собственные действия по отношению конфликтной ситучции. Срьцеетв°ют несколько исважённыч форм восприятия конфликта:
«Мнижюе благтро°ство», гдж^еспечки конфликта полагают, что являются жертвойнаса ддкююОногюптотьппи кк,моральние принципы которого весьас совюительны, а иьтина испрчеидли -вость целееомсвстееоне cюpвoгcиccюдртeоюттпyют в тёк же пользу.
«Предвзятосто орпонентют», где укистники кннфлюкпаоедяю друг в друге недосоатрп и погдешьости, иурчоичэя прсэпём°ес-смысленнчк соИчт^еыычюеС^-^Е^иВ по опстшеюию кппгонпнрч.
«Этикадео^юеов» гдю счаочвики опозна ю^чтосовё^рчу одинаковыеуеправеаьны ппчстчвки пooтчедёсиюырегкдчyг" «Всё ясно» где участники намеренно упрощают ситуацию конфликта, причемтак.счобысво праУвepеюaло общеепрею-ставление о том, что его действия хороши и правильны, а действия паррсера, учеборот, плювпи неинеквжкны.
Рассматривая искажённые формы восприятия конфликта личностью, нюсиюеттаеывоть вынкнячего
особенностях (интеллектуальные, эмоциональные, мотивацион-ные, экзиcтеыктoнaлвн срвдппгии), обеспечивающих регуляцию поведения.
бывает; и для этого следует смотреть на мир глазами статистика [5].
Адекватная самооценка характеризуется способностью личности воспринимать окружающую действительность терпимо уверенно и эмоционально устойчиво. Эмпатия (сопереживание), сочувствие, открытость, толерантность, умение управлять своими эмоциями и чувствами, отношениями, настроением, умение противостоять эмоциональным конфликтогенам.
Мотивационная сфера психологической готовности преподавателя к разрешению конфликтов, характеризуется позицией личности проявляющаяся в отстаивании собственных интересов и позиций, отношением к конфликту как средству разрешения объективного противоречия, свидетельствующего о несовершенстве какого-либо явления.
Волевая сфера личности проявляется в терпение и владение собой в общении, настойчивость в осуществлении преобразующей конфликтологической деятельности, в достижении ^с^нН^шкарео цинчу делев самокктуелизкцьп, саморазвития. Саморегуляция личности характеризуется свободой и осознан-нестьювытоеацелрр l-oнфюикaoлoгпчecкендеятельности и средств их достижения. Кроме того, самокритичность, разносторонность и осмысленность действий педагога в конфликте, а рюкжсвгч умичие срюеносттссвое юонeыУНюeaдeйствиями оппо-нюрес,пчеволчют пeдвгёгтсвaкилюпoеeфдекcпp овать и коррек-ккровать собственное поведение.
Сф ормированные качества и умения сферы саморегуля-Сёюcпocoбcтнчюуннйтpализоцииисoдaёлeнию отрицательных Сёюциугне вр.чюздоижeнир,пoтиlшчсн о" триоож ности, агрессии пинпости.Экзисчрндирнпльнрч нфелакитнисии педагога пред-ееивдeнapиетидрй ьрдпгpгрчecквx дённсстен и ориентаций, ccнcеaннпПнaкpнaтpyктивной конфликтной позиции «Я-концеп-ция».
Ыкcпeремeнтадунoeиеcлрдевaнее прчюилогической готовности преподавателя к разрешению конфликтов в педагогиче-ско м ироцеоееюпредел илнеpоттинчиxулеl"ичоекой готовности:
- низкий уровень характеризуется наличием бытовых конфликтологичпккиьзнений, репине не снстематизированы, отсутствует гибкость ума, преобладают неконтролируемые чувства ущемления личностных интересов, отрицательные эмоции, чувство раздраженности, нетерпения;
Схема 1. Структура психологической готовности преподавателя к разрешению конфликта.
Гибкость умапутности характеризуется способностью преподавателя преодолевать стереотипы в отношении себя, коллектива, учеников, споаобствует адекватномт иосюрчитию икценко возникающей конфликтной ситуации, преодолению искажения образа конфликюноп уч^арчп пeëcacтавляюLдиx,Дыииpоып самоопределению в конфликтной ситуации и выбору наиболее благоприяуппгocтидрвкaвдooтёИLiJЧнвя с oинoнeнпoд.
Саногенное мышление минимизирует внутренний конфликт, напряжённость, г^о^^ншет юовкудуть эмооюями,чотрч6нориямин желаниями.
Творческюемышптниева ре карpизyeиаямич0рнгчщeниим личности не делить все на черное и белое, плохое и хорошее, неправилврунипpaвильпон;cрpюccрьcп нрк максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом, проигрывая в одном исыикпеlеaя в дayгoл;еиccчмтывитьврИёют-ность возможных событий, понимая, что 0% и 100% никогда не
- низко-средний уровень характеризуется не системными узкими знаниями, слабым присутствием гибкости ума, нервозно-кюп, рвчнор"гирриcеюPевпoдаcливoюпьд чруввренность, страх вина, обида, однобокое отношение к конфликту, присутствуют монивыпнотееуа, вкипеиоаиешержя р кирФдкктч строится по образцу;
- млlыачюйypoвeныынpaгтpпикypлпяивзвитым саноген-ным мышлением, низкой ригидность и импульсивностью, си-
ымпзнанррр1чотввродии приеанрчкюмфликта.
Проведённый анализ психологической готовности препода-ватедкк рауиршрнвю илнфдcктивчпрЖPгoгчнлcкoм процессе показал, что сущностными характеристиками готовности считается психическое состояние личности способной к действию (реакция) на оперативное разрешение противоречий. При этом препо-декaтeпедичжeн уметь пред виусёь.вцениирть то следствия конфликта, владеть средствами устранения или же его смягчения.
Библиографический список
1. Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя. Советская педагогика. 1981: 78 - 85.
2. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Москва, 1986.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. Москва: Академия, 2004.
4. Кандыбович Л.А., Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Минск, 1981.
5. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы, 1998.
References
1. Slastenin V.A. Formirovanie social'no-aktivnoj lichnosti uchitelya. Sovetskaya pedagogika. 1981: 78 - 85.
2. Uznadze D.N. Psihologicheskie issledovaniya. Moskva, 1986.
3. Nikitina N.N., Kislinskaya N.V. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost': teoriya ipraktika. Moskva: Akademiya, 2004.
4. Kandybovich L.A., D'yachenko M.I. Psihologiya vysshejshkoly. Minsk, 1981.
5. Hmel' N.D. Teoreticheskie osnovy professional'nojpodgotovki uchitelya. Almaty, 1998.
Статья поступила в редакцию 25.07.18
УДК 371
Burshit I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov, branch of Rostov State University of Economics (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
Vinevskaya A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov, branch of Rostov State University of Economics (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
Kochergina O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov, branch of Rostov State University of Economics (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN PARENTS AND TEACHERS IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION. The article deals with problems concerning the organization of interaction between parents and teachers in preschool education. The question of the role of a family in the process of upbringing and socialization of a preschool child in the period of preparation for school requires special attention, for the specificity of family relations affects the effectiveness of the pupil's further education. In this regard, an important role is given to the educational organization and teachers who can provide professional assistance to families particularly in conditions of group short-term pre-school education. The results of the diagnostic work with preschool children and their parents in order to determine the risk factors that complicate the adaptation of children to school are presented. The directions of interaction between teachers and parents of preschool children are determined.
Key words: interaction, preschool education, parent-child relation, mechanisms of education.
И.Е. Буршит, канд. пед. наук, доц., Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), ФГБОУ ВО «Ростовский
государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог, E-mail: [email protected]
А.В. Виневская, канд. пед. наук, доц., Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), ФГБОУ ВО «(Ростовский
государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог, E-mail: [email protected]
О.А. Кочергина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. общей педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова
(филиал), ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией взаимодействия родителей и педагогов в условиях предшкольного образования. Вопрос о роли семьи в процессе воспитания и социализации дошкольника в период подготовки к школе требует особого внимания, так как специфика отношений в семье сказывается на результативности его дальнейшего обучения. В связи с этим важная роль отводится образовательной организации, педагоги которой профессионально могут оказать помощь семье в условиях предшкольного образования, в частности, в группах кратковременного пребывания. Представлены результаты проводимой диагностической работы с дошкольниками и их родителями с целью определения факторов риска, которые в дальнейшем осложняют адаптацию детей в школе. Определены направления взаимодействия педагогов с родителями дошкольников.
Ключевые слова: взаимодействие, предшкольное образование, детско-родительские отношения, механизмы воспитания.
Родители, безусловно, являются самыми лучшими воспитателями своего ребёнка. Однако от ошибок или неверных шагов, а иногда и просто от сомнений в правильности принятых решений никто не застрахован, особенно если речь идёт о семьях, в которых дети не охвачены дошкольным образованием. В такой ситуации причины трудностей воспитания могут быть различными: родители не учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выбирают неадекватные приемы взаимодействия, не знакомы с современными требованиями и подходами в организации подготовки к школе и т. д.
У каждого родителя складывается определенный идеальный образ ребёнка, основанный на собственных представлениях и ожиданиях, которые часто бывают расплывчатыми и не вполне осознаваемыми. Вследствие чего требования родителей к ребёнку могут не соответствовать его реальным возможностям, что повышает риск психической травматизации, приводит к неврозам.
Для современной семьи необходим новый подход к воспитанию ребёнка, основанный на его индивидуальных интересах,
склонностях, способностях. Воспитание в семье должно основываться на принципе «жить рядом и вместе». Родителям важно найти такие выразительные средства, которые помогли бы их детям увидеть и осознать транслируемые жизненные ценности, смыслы и установки. В связи с этим им приходится решать множество вопросов, а именно: какие игрушки покупать ребёнку и в какие игры с ним играть, кого приглашать в гости и как проводить свободное время, как комментировать жизненные ситуации и мировые события, какие читать книги и т. д.
Воспитание в своей основе имеет очень простые механизмы.
1. Подражание поведению (происходит рождение привычки: так надо делать!). Поэтому должно быть соответствие между тем, что ребёнок видит в реальности и тем, что ему говорят взрослые. Например, говорят: «Надо здороваться со старшими!», но реально никто не обращает внимание на то, поздоровался ребёнок или нет и т. д.
2. Принятие роли (происходит рождение характера: так надо поступать в конкретных ситуациях!). Все мы ежеминут-