УДК 378.С89.364.02.26
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА К ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
1 2 В.Ш. Масленникова , В.И. Айдаров
1ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» г. Казань, Республика Татарстан, Россия 2ГАУЗ «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан Казань, Республика Татарстан, Россия, 420064
Аннотация. В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального образования и воспитания на основе проектно-развивающего подхода. Модернизация профессионального образования в изменяющихся и быстро развивающихся условиях предполагает системное реформирование профессиональной подготовки будущих специалистов. Авторами раскрываются цели и задачи проектно-развивающего подхода, отмечаются различные этапы психолого-педагогического сопровождения его реализации. Эти этапы являются структурными элементами социально-психологической технологии и могут быть охарактеризованы как: аналитико-диагностический, информационный, обучающеепросветительский, консультационный, коррекционный, организационно-психолого-педагогический.
Ключевые слова: проектно-развивающий подход, психолого-педагогическое сопровождение, социально-профессиональная компетентность.
Повышение профессионализма и компетентности субъектов образовательного процесса является одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни российского общества. Модернизация профессионального образования в быстро развивающихся социально-экономических условиях предполагает системное реформирование профессиональной подготовки будущих специалистов [1].
Сфера профессиональной деятельности будущего специалиста предполагает непрерывное обогащение его профессиональных компетенций и личностных качеств в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма. Это становится возможным лишь при наличии высокого уровня социально-профессиональной подготовки, актуализации творческих способностей специалистов образования, как активных субъектов образовательно-воспитательной практики. Обзор научных работ в проблемном поле
—--—
~ 21 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
исследования показывает наличие различных методологических подходов к профессиональному обучению и воспитанию в процессе формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов. Несмотря на многогранность и много-аспектность подходов к изучению проблемы профессионального обучения и воспитания по формированию социально-профессиональной компетентности, основы ее развития в процессе непрерывного образования в современной науке рассмотрена далеко не полно. В новом Федеральном законе об образовании дается следующее определение профессионального воспитания, как профессиональной деятельности: «воспитание — специально организуемая в системе профессионального образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для профессионального самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства [1]. Между тем в исследованиях, раскрывающих стратегические направления образовательной политики в Российской Федерации, этот аспект не нашел достаточного освещения. Потенциал образования и культуры, нравственности и духовности в реализации системы профессиональной подготовки исследован далеко не в полной мере. Возможности профессионального образования предполагается использовать лишь для формирования «ключевых профессиональных компетентностей и ведущих социально-профессиональных навыков, необходимых молодежи для успешной жизни в современном обществе», но никак не для становления молодых людей носителями, выразителями и творцами национальной и мировой культуры, в том числе и профессиональной в различных ее аспектах (наука, искусство, политика и пр.). Такая ориентация определяется в первую очередь некоторой ограничен-
ностью «социального портрета» молодого человека, будущего специалиста — как недостаточной разработанностью ценностного аспекта этого образа, так и учета в нем преимущественно характеристик «специалиста сегодняшнего времени». Суть преодоления этих недостатков видится в разработке методологических оснований стратегии государственной образовательной политики в Российской Федерации на духовно-нравственной ценностной основе формирования и развития личности будущего специалиста [2]. Таким образом, встает насущный вопрос о разработке инновационных подходов и методов, адекватных решению новых образовательно-воспитательных задач для педагогов системы профессионального образования.
В данном контексте такой поиск решения проблемы развития личности будущего специалиста целесообразно, на наш взгляд, вести на основе проектно-развивающей парадигмы — как методологии разработки инновационной проблематики педагогики в области профессионального воспитания. Сущность проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу в образовательной профессиональной организации состоит в обеспечении возможности и условий для самореализации личности, включения воспитательных задач в контекст жизненных проблем, приоритета субъектно-смысловой ответственности, направленных на развитие, становление и формирование личности, ее физического, психического и социального здоровья. Цель воспитательного процесса направлена на формирование личности будущего специалиста, в которой профессиональное и нравственное начала находятся в единстве и не противоречат друг другу. При этом проектно-развива-ющее воспитание ориентировано не на социальный заказ в виде нормативной модели личности, но на своеобразный педагогический «самозаказ», на основе которого с учетом государственных и общественных потребностей проектируется вероятностная модель со-
—--—
~ 22 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
----—-
циального и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности. Целью психолого-педагогического сопровождения является: создание благоприятных социально-психологических и психолого-педагогических условий для обучения в вузе в условиях реализации компетентностного подхода; формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья студентов; помощь в раскрытии личностного потенциала, саморазвитии, самореализации студентов; оказание им психологической помощи в затруднительных личных ситуациях [3]. В свете этого приоритетной становится задача разработки содержания психолого-педагогического сопровождения для всех ступеней профессионального образования на основе проект-но-развивающего подхода к воспитательному процессу, включенной в общую систему компетентностной парадигмы профессионального образования. Под компетентностью в современной научной литературе понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки и представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность интегрирует знания, умения, навыки и качества личности в определенную систему и определяет эффективность и успешность профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную системно-организационную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для профессионально-личностного развития личности студента в учреждении системы профессионального образования. Психолого-педагогическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Общий смысл
психолого-педагогического сопровождения профессионального образования в контексте компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить будущего профессионала решать свои проблемы самостоятельно [3; 4]. Основной целью психолого-педагогического сопровождения реализации проектно-разви-вающего подхода к воспитательному процессу является обеспечение и оптимизация профессионально-личностного развития будущего специалиста в процессе проектно-развива-ющей деятельности педагога и студентов. Задачи: выявление способностей будущих специалистов к профессиональной деятельности в процессе реализации проектно-развива-ющей деятельности; сохранение и развитие творческого потенциала педагога и студентов; предупреждение возникновения проблем в нарушении эмоционально-волевой сферы, решении актуальных задач, во взаимопонимании с сокурсниками и педагогом; психологическое обеспечение реализации социально-воспитательных проектов, направленных на формирование гражданского самосознания и гражданскую и профессиональную ответственность; развитие профессиональной и психолого-педагогической компетентности, способствующей организации проектно-развива-ющей деятельности в четко организованной команде единомышленников [4]. Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу предполагает реализацию ряда функций психолого-педагогического сопровождения посредством: развивающей диагностики, на основе которой разрабатываются индивидуальные рекомендации для студента, определяются условия его успешного обучения; тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития; мониторинга социально-профессионального развития; психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития; проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни; личностно-ориенти-рованных тренингов повышения социально-
—--—
~ 23 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
профессиональной компетентности; тренингов адаптации, самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации вышеобозначенных функций выводится на уровень социально-психологической технологии, в которой последовательно реализуется ряд взаимосвязанных этапов работы со студентами и педагогами. Эти этапы являются структурными элементами социально-психологической технологии и могут быть охарактеризованы как: аналитико-диагно-стический, информационный, обучающе-просветительский, консультационный, коррек-ционный, организационно-психолого-педагогический [5] Как многомерный процесс психолого-педагогическое сопровождение должно стать совместной работой многих специалистов, целью которых является социальная адаптация личности, ее развитие в самом широком смысле. При этом очевидно, что проблему развития и формирования таких личностных свойств и качеств, как мотивы, установки, ценности, Я-концепция, можно решить не столько в ходе учебно-воспитательного процесса, сколько с помощью определенным образом выстроенной системы
механизмов и технологий психолого-педагогического сопровождения реализации инновационных подходов, в том числе и проектно-развивающего, к учебно-образовательному процессу в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Борытко Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2007/0301-4.htm.
3. Масленникова В.Ш. Методологические и теоретические основы воспитания студентов ссуз и вуз в условиях модернизации образования / под ред. В.Ш. Масленниковой. Казань. ИСПО РАО, 2004.
4. Масленникова В. Ш. Педагогическое сопровождение социального становления личности студента в системе профессионального образования // Социально-педагогическое сопровождение личности в социуме: история, теория и практика: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 28 февраля 2013 г.) / под ред. Н.С. Моровой.
5. Мухаметзянова Ф.Г. Формирующие силы субъектности студента. Казань: ЮЛАКС, 2007.
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE IMPLEMENTATION OF DESIGN AND DEVELOPMENTAL APPROACH TO THE EDUCATIONAL PROCESS
1 2 V.SH. Maslennikov , V.I. Aydarov
1 Federal State Scientific Institution "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems " Kazan, Republic of Tatarstan, Russia
2State Health autonomous institution "Republican Clinical Hospital" of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420064
Annotation. In the article the problem of psycho-pedagogical support of the process of vocational education and training based on the design and developmental approach. Modernisation of vocational education in the
changing and rapidly developing conditions requires systemic reform of professional training of future
—--—
~ 24 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
-----
specialists. The author reveals the objectives and tasks of design and developmental approach, marked the various stages of psychological and pedagogical support of its implementation. These stages are the building blocks of socio-psychological techniques and can be characterized as: analytic and diagnostic, information, obuchayuscheeprosvetitelsky, consultation, correction, organizational, psychological and pedagogical.
Key words: design-developmental approach, psychological and educational support, social and professional competence.
REFERENCES
1. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii».
2. Borytko N.M. Ontologicheskoe ponimanie sovremennogo vospitaniya. Internet-zhurnal «Eidos», 2007. Available at: http://www.eidos.ru/journal/ 2007/0301-4.htm.
3. Maslennikova V.Sh. Metodologicheskie i teo-reticheskie osnovy vospitaniya studentov ssuz i vuz v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya. Ed. V.Sh. Maslennikova. Kazan', ISPO RAO, 2004.
4. Maslennikova V.Sh. Pedagogicheskoe so-provozhdenie sotsial'nogo stanovleniya lichnosti studenta v sisteme professional'nogo obrazovaniya.
Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v sotsiume: istoriya, teoriya i praktika: Materialy Mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ioshkar-Ola, 28 fevralya 2013 g.). Ed. N.S. Mo-rovoi.
5. Mukhametzyanova F.G. Formiruyushchie sily sub"ektnosti studenta. Kazan', YuLAKS, 2007.