Казанский педагогический журнал
5' 2014
УДК 377.5: 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА К ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ
ПРОЦЕССУ
В.Ш. Масленникова1, Н.М. Угарова2, Р.К. Ога3
1,2 Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань;
г. Тюмень, Российская Федерация
3 Тюменский нефтегазовый университет, г. Тюмень, Российская Федерация
В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу в системе профессионального образования, представляющий собой целостную системно-оранизационную деятельность, в процессе которой создаются психолого-педагогические условия для профессионально-личностного развития студента. Рассмотрены основные цели психолого-педагогического сопровождения (создание психолого-педагогических условий, формирование психологической культуры, укрепление психического здоровья студентов, помощь в раскрытии личностного потенциала студентов, оказание психологической помощи). Обоснованы задачи психолого-педагогического сопровождения (выявление особенностей будущих специалистов, реализации социально-воспитательных проектов). Анализируются функции сопровождения посредством: диагностики, тренинговой работы, мониторинга, проектирования. Предлагаются организационно-психолого-педагогические этапы сопровождения.
Ключевые слова: образовательно-воспитательные задачи; проектно-развивающая парадигма, функции психолого-педагогического сопровождения.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF REALIZATION OF THE DESIGN DEVELOPING APPROACH TO EDUCATIONAL PROCESS
V.Sh. Maslennikova1, N.M. Ugarova2, R.K. Oga3
1,2 Institute of pedagogy and psychology of professional education of Russian, Kazan,
Russian Federation
3 Tyumen oil and gas university, Tyumen, Russian Federation
Abstract. In article psychology and pedagogical maintenance of realization of design developing approach to educational at process in system of the professional education, representing complete system organization activity in the course of which psychology and pedagogical conditions for professional and personal development of the student are created is considered. Main objectives of psychology and pedagogical maintenance (creation ofpsychology and pedagogical conditions, formation ofpsychological culture, strengthening of mental health of students, the help in disclosure of personal potential of students, rendering a psychological assistance) are considered. Problems of psychology and pedagogical maintenance (detection offeatures offuture experts, preservation and development of creative potential, preservation and developments of creative potential, implementation of social and educational projects) are proved. Maintenance functions are analyzed by means of: diagnostics, training work, monitoring, design. Organizational and psychology and pedagogical stages of maintenance are offered.
Keywords: educational and educational tasks; design developing paradigm, functions ofpsychology and pedagogical maintenance.
48
Педагогика
Повышение профессионализма и компетентности субъектов образовательного процесса является одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни российского общества. Модернизация профессионального образования в быстроразвивающихся социальноэкономических условиях предполагает системное реформирование профессиональной подготовки будущих специалистов. Непрерывность образования, его лабильность ставят специалистов перед необходимостью понимания основных приоритетов и направлений развития профессиональной области, адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Сфера профессиональной деятельности будущего специалиста предполагает непрерывное обогащение его профессиональных компетенций и личностных качеств в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма. Это становится возможным лишь при наличии высокого уровня социальнопрофессиональной подготовки, актуализации творческих способностей специалистов образования, как активных субъектов образовательно-воспитательной практики. Таким образом, встает насущный вопрос о разработке инновационных подходов и методов, адекватных решению новых образовательно-воспитательных задач для педагогов системы профессионального образования.
В данном контексте такой поиск решения проблемы развития личности
будущего специалиста целесообразно, на наш взгляд, вести на основе проектно-развивающей парадигмы - как методологии разработки инновационной проблематики педагогики в области профессионального воспитания. Сущность проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу в образовательной профессиональной организации состоит в обеспечении возможности и условий для самореализации личности, включения воспитательных задач в контекст жизненных проблем, приоритета субъектно-смысловой ответственности, направленных на развитие, становление и формирование личности, её физического, психического и социального здоровья.
Однако, для формирования профессионала на основе проектно-развивающего подхода, важно не только создание благоприятных внутренних и внешних условий его деятельности в учреждениях профессионального образования, но и воспитание его как личности. В этом плане реализация проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу в системе профессионального образования - это процесс профессионального развития, одновременно представляющий собой и процесс развития личности. В свете этого приоритетной становится задача разработки содержания психологопедагогического сопровождения для всех ступеней профессионального образования на основе проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу, включенной в общую систему компетентностной парадигмы профессионального образования.
Психолого-педагогическое со-
провождение представляет собой це-
49
Казанский педагогический журнал
5' 2014
лостную системно-организационную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для профессионально-личностного развития личности студента в учреждении системы профессионального образования. Психолого-педагогическое сопровождение субъекта в процессе обретения им профессиональной компетентности - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание ей возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение студента в системе профессионального образования - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Общий смысл психолого-педагогического сопровождения профессионального образования в контексте компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить будущего профессионала решать свои проблемы самостоятельно. Целью психолого-педагогического сопровождения является:
• создание благоприятных социально-психологических и психологопедагогических условий для обучения в вузе в условиях реализации компе-тентностного подхода;
• формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья студентов;
• помощь в раскрытии личностного потенциала, саморазвитии, самореализации студентов;
• оказание им психологической помощи в затруднительных личных ситуациях.
Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения
профессионального становления личности - не только оказывать ей своевременную помощь и поддержку, но и помочь ей овладеть эффективными способами преодоления всевозможных проблем. К другим задачам можно отнести:
- выявление способностей будущих специалистов к профессиональной деятельности в процессе реализации проектно-развивающей деятельности;
- сохранение и развитие творческого потенциала педагога и студентов;
- предупреждение возникновения проблем в нарушении эмоционально-волевой сферы, решении актуальных задач во взаимопонимании с сокурсниками и педагогом в процессе реализации проектно-развивающей деятельности;
- психологическое обеспечение реализации социально-воспитательных проектов, направленных на формирование гражданского самосознания и гражданскую и профессиональную ответственность;
- развитие профессиональной и психолого-педагогической компетентности, способствующей организации проектно-развивающей деятельности в четко-организованной команде единомышленников.
Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу предполагает реализацию ряда функций психолого-педагогического сопровождения посредством:
- развивающей диагностики, на основе которой разрабатываются ин-
50
Педагогика
дивидуальные рекомендации для студента, определяются условия его успешного обучения;
- тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития;
- мониторинга социально-профессионального развития;
- психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;
- проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни;
- личностно-ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной компетентности;
- тренингов адаптации, самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации выше-обозначенных функций выводится на уровень социально-психологической технологии, в которой последовательно реализуется ряд взаимосвязанных этапов работы со студентами и педагогами. Эти этапы являются структурными элементами социально-психологической технологии и могут быть охарактеризованы как: аналитико-диагностический, информаци-
онный, обучающе-просветительский, консультационный, коррекционный, организационно-психолого- педагогический.
Для реализации аналитико-диагностического этапа используется диагностический пакет для обследования студентов и педагогов. Проведение глубокого комплексного психо-
логического обследования позволит глубже понять индивидуальные возможности каждого, которые необходимо учитывать при реализации того или иного этапа проекта, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации, выполнение которых позволит избежать осложнений в реализации проектноразвивающего подхода к воспитательному процессу в целом.
Для реализации информационного этапа должна использоваться модульная форма составления и выдача итоговых индивидуальных характеристик. Характеристика компонуется из отдельных стандартных блоков, количество которых, а также набор, входящих в каждый блок свойств может варьироваться, сокращаться или расширяться в зависимости от того, что является наиболее важным или не столько существенным на данном этапе подготовки к реализации воспитательного проекта или его осуществления, в соответствии с запросом педагога. Для составления индивидуальных характеристик необходимо учитывать: нейродинамические, психофизиологические особенности; интеллектуальные, профессиональные, индивидуально-личностные способности, социально-психологические
характеристики.
Обучающе-просветительский этап предполагает передачу психологических знаний и обучение самостоятельности их использования в познании себя и понимании окружающих людей. Для успеха профессионального становления необходимо развивать у студентов умение видеть проблему,
51
Казанский педагогический журнал
5' 2014
формулировать ее суть, преобразовывать ее в цель собственной деятельности, разрабатывать план, находить способы его осуществления, изыскивать необходимые для этого ресурсы (информацию, время, людей и прочее). Важнейшей задачей является развитие способности анализировать допущенные ошибки, давать рефлексивную оценку своей деятельности.
В рамках консультационного этапа осуществляется оказание помощи в решении сугубо индивидуальных проблем студента и педагога и межличностных проблем. На данном этапе естественно дополнительное применение специфических психологических проективных методик в соответствии с индивидуальным запросом и темой консультирования. Консультирование осуществляется по мере обращения.
В реализации коррекционного этапа акцент делается на профилактику, предупреждение осложнений в реализации проектно-развивающей деятельности. При этом важным принципом оказывается превентивность: необходимо обеспечить переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к их профилактике.
В рамках организационно-психолого-педагогического этапа предусмотрено использование современных конгруентных технологий реализации проектно-развивающего подхода. Разработка рекомендаций для преподавателей, касающихся оптимизации взаимодействия в межличностных отношениях, проведение тренингов, сугубо на развитие: сензитивности, креативности, личностного роста,
потребности в успешности. С данным этапом связана научно-исследовательская работа, направленная на выявление фактов, влияющих на развитие способностей творческого потенциала и личностной зрелости студента. Её целью является разработка рекомендаций для педагогического коллектива по совершенствованию реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу.
Как многомерный процесс, психолого-педагогическое сопровождение должно стать совместной работой многих специалистов, целью которых является социальная адаптация личности, её развитие в самом широком смысле. При этом очевидно, что проблему развития и формирования таких личностных свойств и качеств, как мотивы, установки, ценности, Я-концеп-ция, можно решить не столько в ходе учебно-воспитательного процесса,
сколько с помощью определенным образом выстроенной системы механизмов и технологий психолого-педагогического сопровождения реализации инновационных подходов, в том числе и проектно-развивающего, к учебнообразовательному процессу в целом.
Источники:
1. Масленникова В.Ш. Концептуальные подходы к организации воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности в системе преподавания профессионального образования. Казань 2010. 430 с. [Maslennikova V.Sh. Conceptual approaches to the organization of educational activity of the teacher on formation of social-oriented person in system of teaching professional education. Kazan 2010. 430p. (In Russ.)]
52
Педагогика
2. Основные направления интеграционных процессов обучения и воспитания в учреждении профессионального образования: научный доклад под ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань 2010 C. 36-38. [The main directions of integration processes of training and education in establishment of professional education: the scientific report under the editorship of G.V. Mukhametzyanovy. Kazan 2010 pages 36-38. (In Russ.)]
3. Масленникова В.Ш. Актуальные вопросы социализации становления личности студента // Научная школа. 1998. № 7. C. 6-12. [Maslennikova V.Sh. Topical issues of socialization of formation of the identity of the student // Nauchnaya shkola. 1998. № 7. page 6-12. (In Russ.)]
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: «Сфера» 2000. 448 с. [Ovcharova R.V. Technologies of the practical psychologist of education: Manual for students of higher education
institutions and practical workers. M.: «Sphere» of 2000. 448 pages. (In Russ.)]
References:
1. Maslennikova V.Sh. Kontseptual’nye podkhody k organizatsii vospitatel’noy deyatel’nosti pedagoga po formirovaniyu Sotsial’no-orineti-rovannoy lichnosti v sisteme prepodavaniya pro-fessional’nogo obrazovaniya. Kazan’ 2010. 430 s.
2. Osnovnye napravleniya integratsionnykh protsessov obucheniya i vospitaniya v uchrezhdenii professional’nogo obrazovaniya: nauchnyy doklad pod red. G.V. Mukhametzyanovoy. Kazan’ 2010 C. 36-38.
3. Maslennikova V.Sh. Aktual’nye voprosy sotsializatsii stanovleniya lichnosti studenta. Natschnaya shkloa 1998. № 7. C. 6-12.
4. Ovcharova R.V. Tekhnologii prakti-cheskogo psikhologa obrazovaniya: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov i prakticheskikh rabotnikov. M.: «Sfera» 2000. 448 s.
Зарегистрирована: 30.10.2014
Масленникова Валерия Шамильевна (г. Казань), ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО», лаборатория социализации и профессионального
воспитания личности, заведующая, доктор педагогических наук, профессор. Тел.: 8(843)555-73-09.
Угарова Наталья Михайловна (г. Казань), ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО», лаборатория социализации и профессионального
воспитания личности, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент. Тел.: 8(843)555-73-09.
Ога Раиса Кадыровна (г. Тюмень), Тюменский нефтегазовый университет, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, доцент.
Maslennikova Valeria Shamilyevna (Kazan), Institute of pedagogy and psychology of professional education of Russian, laboratory of socialization and professional education of the personality, Head, doctor of pedagogical sciences, professor. Ph.: 8(843)555-73-09.
Ugarova Natalya Mikhaelovna (Kazan), Institute of pedagogy and psychology of professional education of Russian, laboratory of socialization and professional education of the personality, senior research associate, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Ph.: 8(843)555-73-09.
Oga Raisa Kadyrovna (Tyumen), Tyumen oil and gas university, senior teacher, candidate of pedagogical sciences, associate professor.
53