Научная статья на тему 'Роль педагогического сопровождения адаптации обучающихся образовательных организаций высшего образования в формировании здоровья будущих специалистов'

Роль педагогического сопровождения адаптации обучающихся образовательных организаций высшего образования в формировании здоровья будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ / ФОРМЫ АДАПТАЦИИ / ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / ADAPTATION / METHODS OF ADAPTATION / ADAPTATION FORM / ADAPTATION STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свинарева Ольга Викторовна

В статье раскрываются особенности адаптации обучающихся образовательных организаций высшего образования, указывается значимость данного явления в процессе подготовки будущих специалистов, предлагается система форм и методов педагогического сопровождения обучающихся в целях ускорения процесса адаптации и скорейшего включения в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свинарева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of pedagogical support in adaptation of students of higher educational institutions in shaping health of future specialists

In article features of adaptation of the studying educational organizations of the higher education are revealed, the importance of this phenomenon in the course of training of future experts is specified, the system of forms and methods of pedagogical escort of students for acceleration of process of adaptation and the fastest inclusion in educational process is offered.

Текст научной работы на тему «Роль педагогического сопровождения адаптации обучающихся образовательных организаций высшего образования в формировании здоровья будущих специалистов»

2016, том 18 [12]

УДК 378

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

О.В. Свинарева

Рязанский филиал

ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» Рязань, Россия

Аннотация. В статье раскрываются особенности адаптации обучающихся образовательных организаций высшего образования, указывается значимость данного явления в процессе подготовки будущих специалистов, предлагается система форм и методов педагогического сопровождения обучающихся в целях ускорения процесса адаптации и скорейшего включения в образовательный процесс.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, адаптация, методы адаптации, формы адаптации, этапы адаптации.

Способность педагогического коллектива полноценно организовать работу с обучающимися с первых дней определяет эффективность учебного процесса в образовательной организации высшего образования (далее — ОО ВО), качество подготовки специалистов, их профессиональное становление и развитие.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что основной процент отчислений из ОО ВО приходится на первые два года обучения. В качестве основных причин отсева обучающихся младших курсов выделяют трудности адаптации к специфике обучения в системе ОО ВО. Дезадаптация выступает причиной возникновения проблем со здоровьем обучающихся, что негативно сказывается на формировании молодого организма и на успешности обучения на старших курсах.

Мы придерживаемся позиции А.Г. Маклако-ва, А.В. Морозова, А.А. Реана и др., подчеркивающих наличие видов адаптации (биологической, социальной, психологической, педагогической и проч.) и их взаимовлияние [1; 2]. Рассматривая проблему адаптации в рамках педагогики, мы отмечаем, что адаптация обучаемых к образовательному процессу — это интегративное явление (процесс, вид деятельности, результат, метод, фактор), детерминирующее эффективность обучения (самообучения) и воспитания (самовоспитания) обучающихся как управляемой социализации в условиях ОО ВО с целью формирования их готовности к новым учебно-воспитательным условиям, осваиваемой профессии и самостоятельной жизнедеятельности [5]. В целом период адаптации обучающихся к образовательному процессу ОО ВО варьируется от полугода до трех лет.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

---g»c«o»9-

Чтобы процесс адаптации был эффективным, необходимы адаптационные педагогические условия, которые мы обозначаем как педагогическое сопровождение — это содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых (учителей, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей, тренеров и др.) в формировании гуманистических смысложизненных ориента-ций, выборе позитивного жизненного пути и успешному продвижению по нему на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития [4].

Необходимо выделить следующие актуальные методы адаптации:

1) методы воздействия на интеллектуальную сферу (убеждение, дискуссия, тренинги, встречи, положительный пример и др.) направлены на личностное и профессиональное самоопределение;

2) методы воздействия на мотивационную сферу (поощрения и наказание) — имеют целью формированию профессиональных компетенций;

3) методы воздействия на эмоциональную сферу (внушение, приемы аттракции, создание ситуаций успеха и др.) направлены на формирование адекватных эмоциональных реакций и саморегуляцию эмоций;

4) методы воздействия на волевую сферу (сочетание методов прямого и косвенного требования и др.) имеют целью выработку инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности и владеть собой и др.;

5) методы воздействия на предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации, самовоспитание, соревнование) направлены на реализацию обучаемым собственной личности на социальном и индивидуальном уровнях, формирование социальной ответственности и конкурентноспособности;

6) методы воздействия на экзистенциальную сферу (рефлексия, анализ педагогических, профессиональных противоречий, целеполагание) имеют цель приобретение опыта социально полезного поведения, формирование высоконравственных установок;

7) методы воздействия на коммуникативную сферу (беседы, монологические выступления, диалоги и др.) направлены на приобетение опыта конструктивного общения, обогащение научной лексикой.

Предлагаем следующую классификацию адаптационных форм работы с обучающимися в образовательном процессе:

по количеству времени: кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);

по количеству участников: индивидуальные (педагог — обучающийся), групповые (педагог — группа), массовые (педагог — факультет, ОО ВО);

по видам деятельности: формы учебной, воспитательной, научно-исследовательской, трудовой, спортивной, художественной деятельности;

по результату: информационный обмен, выработка общего решения (мнения), получение общественно значимого продукта.

Поэтапная актуализация методов и форм педагогического сопровождения курсантов в период адаптации к образовательному процессу будет иметь следующую картину.

На ознакомительном этапе адаптации (знакомство обучающихся с ОО ВО, соответствует периоду времени сентябрь-октябрь первого года обучения) применяются методы информирования, примера, тренинги, в форме индивидуальных консультаций, коллективных мероприятий (группа, курс), игр (тренингов), научных кружков.

В период ингрессивного этапа адаптации (первичное систематическое взаимодействие обучающегося с субъектами, требованиями, средой ОО ВО: ноябрь) наиболее эффективны методы информирования, упражнения, убеждения, рефлексия, тренинги, групповые трудовые дела и творческие дела, соревнования, ситуации успеха, в форме коллективных и массовых учебных, досуговых мероприятий, спортивных соревнований, игр (тренингов), деловых игр, индивидуальных бесед, участия в научных кружках и диспут-клубах.

Сотруднический этап адаптации (конструктивное учебно-воспитательное, профессиональное взаимодействие обучающегося с субъектами образовательной среды: декабрь) характеризуется применением всего спектра форм и методов в зависимости от целей и задач образовательного процесса, индивидуальные консультации, адаптационная подготовка к экзамену (тренинг «Эффек-

~ 96 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Свинарева О.В. Роль педагогического сопровождения адаптации обучающихся...

тивные копинг-стратегии», деловая игра «Успешный экзамен»).

Опираясь на концепцию целостного педагогического процесса [3], мы экстраполируем указанные методы воспитания, содействующие адаптации обучающихся к образовательному процессу, на воспитание и обучение. Очевидно, что в процессе освоения учебных дисциплин педагогическое сопровождение, нацеленное на адаптацию к содержанию новых учебных предметов и требований, новым формам обучения, необходима актуализация сугубо дидактического аспекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. Т. 22. № 1. С. 16—24.

2. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.

3. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

4. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4; URL: www.science-education.ru/127-20857 (дата обращения: 30.10.2016).

5. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Реализация метода примера в период адаптации обучающихся к образовательному процессу // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4; URL: www.science-education.ru/127-21375 (дата обращения: 30.10.2016).

THE ROLE OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN ADAPTATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN SHAPING HEALTH OF FUTURE SPECIALISTS

O. V. Svinareva

Ryazan branch

of FGKOU VPO "Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of V.Ya. Kikotya" Ryazan, Russia

Annotation. In article features of adaptation of the studying educational organizations of the higher education are revealed, the importance of this phenomenon in the course of training of future experts is specified, the system of forms and methods of pedagogical escort of students for acceleration of process of adaptation and the fastest inclusion in educational process is offered.

Key words: pedagogical maintenance, adaptation, methods of adaptation, adaptation form, adaptation stages.

REFERENCES

1. Maklakov A.G. Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions. Psikhol. journal, 2001, vol. 22, no. 1, pp. 16—24 (in Russian).

2. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psi-khologiya's Rams of adaptation of the personality. St. Petersburg, Prime-EVROZNAK, 2008 (in Russian).

3. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Peda-gogik. Education guidance. Moscow, Publishing center "Akademiya", 2002 (in Russian).

4. Ulyanova I.V., Svinareva O.V. Features of pedagogical escort of students in the context of various pedagogical approaches. Modern problems of science and education, 2015, no. 4; URL: www.science-education.ru/127-20857 (date of the address: 30.10.2016) (in Russian).

5. Ulyanova I.V., Svinareva O.V. Realization of a method of an example during adaptation of students to educational process. Modern problems of science and education, 2015, no. 4; URL: www.science-education.ru/127-21375 (date of the address: 30.10.2016).

~ 97 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.