И. В. Ульянова, О. В. Свинарева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье предлагается рассматривать адаптацию первокурсников к образовательному процессу как важную детерминанту, обусловливающую осознанное и мотивированное вхождение личности в профессию, на макро-, мезо-, микроуровнях. Это дает возможность выявить сильные и слабые стороны адаптационных ресурсов образовательных организаций высшего образования на указанных уровнях, актуализировать роль гуманистических, смысложизненноориентационных традиций российской системы высшего образования.
Ключевые слова: педагогическая адаптация первокурсников, адаптационные уровни, первокурсники.
I. Ulyanova, O. Svinareva
FRESHMEN PEDAGOGICAL ADAPTATION
TO THE EDUCATIONAL PROCESS AND THE FUTURE OF THE PROFESSION IN THE SYSTEM OF EDUCATION IN THE HUMANITIES
The article proposes to consider the adaptation of first-year students to the educational process as an important determinant causes a conscious and motivated person entering the profession, macro-,-mezo-, micro levels. This makes it possible to identify the strengths and weaknesses of the re-adaptation resources of educational institutions of higher education at these levels, to update the role of humanistic, smyslozhiznennoorientatsionnyh tra-ditsy Russian higher education system.
Keywords: pedagogical adaptation, adaptation levels freshmen, the system of arts education.
Адаптация первокурсников образовательных организаций высшего образования (ОО ВО) к образовательному процессу, будущей профессии, — закономерная социально-психолого-педагогическая проблема личности, детерминированная индивидуальными особенностями студента/курсанта, отсутствием гомеостаза в системе «внешнее-внутреннее» в момент перехода из системы общего в систему высшего образования. В. А. Сластенин указывал на адаптацию как первый и весьма важный этап социализации личности, ведущий ее посредством приспособления и индивидуализации к самоактуализации, саморазвитию [5]. Особое место адаптация как психолого-педагогический феномен занимает в системе высшего образования гуманитарной направленности (педагогической,
психологической, социально-педагогической), где индивидуально-личностные качества обучающихся и их готовность взаимодействовать с педагогами, учебной группой в процессах обучения и воспитания, способность к самообучению и самовоспитанию являются важнейшими компонентами профессиональной готовности.
Вместе с тем процесс адаптации первокурсников ОО ВО к образовательному процессу напрямую обусловлен и внешними факторами, которые на микроуровне (например, педагогического коллектива кафедр факультета университета, института) могут быть благоприятными, а на макро-, мезоуровнях — останутся стрессоген-ными, деструктивными не только в период обучения на первом курсе, но и в течение последующих лет.
Остановимся на некоторых аспектах указанных уровней:
1. Мировое образовательное пространство ВО как макроуровень адаптации первокурсников.
Говоря о вестерн-идеях в реформировании системы высшего образования в России при очевидной девальвации национальных традиций, мы имеем в виду, прежде всего, вхождение России в общеевропейское и мировое пространство на основе подписания Болонской декларации (2003 г.) после более чем семидесятилетнего отчуждения (1917-1991 гг.). В связи с этим в начале XXI в. актуальными стали идеи мобильности студентов, когда можно поступить в вуз своей страны, а закончить его в другом, в тои числе, в европейском; многоуровневой системы обучения, позволяющей студентам самостоятельно работать над собой и над своим будущим; повышения стоимости на образование как условие эффективного отбора реально способных на это людей; модульной системы оценивания как возможности студентам и преподавателям ответственно учиться и работать для достижения результатов; узкой подготовки студентов к определенной специальности как важного условия экономии учебного времени; предоставления выпускниками своих услуг на территории Европы; перехода на накопительную систему баллов как условия автоматически получить оценку за контроль знаний, освобождаясь от экзаменов и проч. Очевидно, что данные факты выступают в роли мак-роуровневых адаптационных показателей.
Однако очевидная «облегченность» вхождения в образовательный процесс может превратиться позже в деструктивный фактор в период первичного «вхождения» в профессию, когда у обучающегося окажутся в дефиците фундаментальные знания, а также проявится личностный инфантилизм. В целом западноевропейским образованием предлагается сервисный формат, в рамках которого актуализируются
такие характеристики, как нестандартность, пролонгированность по времени исполнения и получения результатов, предоставление педагогическими работниками (учителями, преподавателями) обучающимся исключительно образовательных услуг, а не гуманистического профессионального сопровождения и проч. [2]. В подобных обстоятельствах аннулируются личностно-ориентированные, духовно-нравственные основы высшего образования, что a priori стимулирует дезадаптацию к образовательному процессу не как процессу «освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» (Ст. 2, п. 12) [8], а как важному аспекту жизни в целом. Освобождаясь от недавних иллюзий постсоветского периода, учитывая драматичные мировые реалии, сегодня важно раскрыть агрессивный политический подтекст действий политиков США, последовательно реализующих положения теории управляемого хаоса С. Манна («...наша национальная безопасность будет иметь наилучшие гарантии, если мы посвятим наши усилия борьбе за умы стран и культуры, которые отличаются от нашей» [3]), осознать сущность компрометирующей себя архилиберальной позиции Западной Европы, наступления радикального исламизма, что позволит утверждать гуманистические традиционные универсальные ценности (жизнь, добро, истина, красота, труд и др.) в обществе, системе образования.
2. Российское образовательное пространство ВО как мезоуровень адаптации первокурсников.
В отечественной педагогике отмечается значительный массив исследований, связанных с адаптацией обучающихся (А. В. Булгаков, М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-
дыбович, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, В. Г. Чайка и др.), в которых и защищается, и отвергается попытка дифференциации адаптации на субвиды, в частности: адаптацию профессиональную, педагогическую и проч. На наш взгляд, подобная сегрегация не просто важна, но необходима, ибо связана с важнейшими этапами в жизни человека, в связи с чем процесс адаптации приобретает закономерную временную автономность.
Пока находящаяся в процессе реформирования современная российская система высшего образования является достаточно стрессогенной средой для абитуриентов в связи с ужесточением правил при сдаче ЕГЭ, систематическим сокращением бюджетных мест в университетах и институтах, незапланированным закрытием филиалов ОО ВО и проч. Столь же тревожным для значительной части абитуриентов остаются проблемы дефицита практики непосредственно в учебном процессе (на что указали 100% опрошенных студентов и курсантов гражданских и ведомственных ОО ВО — выборка 600 чел.), будущего трудоустройства [6]. Наряду с этим Л. А. Антиповой выявлены такие трудности в адаптации первокурсников, как неумение распределять режим дня, труда и отдыха, отсутствие рефлексии, навыков самоподготовки и самоконтроля, неадекватная самооценка, сложность коммуникации и вхождения в новый коллектив, в ряде случае — конфликтность [7]. Указанные явления нередко «растягивают» период адаптации первокурсника на последующие годы обучения.
В целом, отмечая кардинальные изменения в структуре, содержании российской системы ВО в условиях постиндустриального общества, следует зафиксировать благоприятные и неблагоприятные для адаптации первокурсников условия. Среди первых выделяются такие, как: отказ от моно-идеологизма в преподавании, прежде всего, предметов гуманитарного цикла; активиза-
ция поиска новых методов, форм преподавания; реконструирование управленческой системы. Однако эти позитивные тенденции, призванные повышать качество адаптационного процесса, пока недостаточно систематизированы.
К неблагоприятным условиям отнесем провоцирование на фоне осуществляемой модернизации размывания национальных традиций ВО, связанных со спецификой культуры, ментальности общества, сложившихся образовательных норм, правил, нивелирование роли научно-педагогических школ; возникновение риска снижения уровня образования в стране в связи с переездом квалифицированных специалистов в Европу; закономерное снижение уровня образования студентов в связи с возможностью бессистемного освоения конкретной учебной дисциплины за счет концепции накопительной системы, избегания сложных, но важных для выбранной профессии учебных дисциплин по выбору и проч. Очевидная формализация образования, как справедливо замечают О. Н. Смолин и др., дезориентирует в первую очередь гуманитарный, педагогический вектор, в котором невозможно пунктирное, прерывистое движение к цели, индифферентное отношение студента/курсанта к жизни, но требуется сознательное отношение к гуманистическим морально-нравственным ценностям, социальная активность, духовный рост. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что стремление российской молодежи получить высшее образование сегодня значительно выше, чем в Западной Европе, что указывает на социальную целеустремленность значительной части российского юношества и становится значительным вкладом в прогрессивное развитие общества (аналогичная ситуация в Китае). Однако гипотетически в условиях охарактеризованных выше рисков процесс адаптации российского первокурсника к образовательному процессу, требующей особого интеллектуально-эмоционального напря-
жения, способен спровоцировать и безответственность, и культурно-ментальную отчужденность, и необязательность по отношению к предъявляемым учебным требованиям, а также эмоционально-поведенческую дистанцированность от учебной группы, преподавателей. Со стороны преподавателей возможна аналогичная установка на формализм во взаимоотношениях с подопечными.
Как показывает многолетняя практика авторов, современные студенты ОО ВО гуманитарной направленности в подавляющем большинстве позитивно реагируют на диалоговые, смысложизненноориента-ционные технологии педагогического сопровождения, непосредственно направленного на адаптацию (в проводимых опросах 100% из 600 респондентов указали на их важность и необходимость, а также дефицит в системе общего образования). Например, такое уникальное явление, как «педагогика сотрудничества», предоставило в 80-е годы прошлого века возможность в процессе обучения реализовывать не только сугубо учебный диалог между преподавателем и обучающимся, но и диалог личностный, связанный и с обсуждением вопросов профессионального становления, и с конкретизацией жизненного пути. В. Э. Чудновский в течение всей своей жизни утверждал необходимость обращения в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения к вопросам нравственного воспитания, смысла жизни, в том числе, как адаптирующего фактора [1], подчеркивая необходимость «возвращения к личности в полном аспекте ее ценностей (Д. Леонтьев, 2010), к личности, которая должна стать "направляющей алгоритмов собственного развития" (Н. Н. Моисеев, 1997), возвращение к личности, обладающей устойчивой внутренней позицией, определенным "психологическим суверенитетом" — способностью утверждать и отстаивать собственные взгляды и убеждения (Л. И. Божович, 2008)». В рамках педа-
гогики смысложизненных ориентаций (И. В. Ульянова) предложен смысложиз-ненноориентационный модуль, позволяющий организовать оптимальные педагогические адаптационные условия для первокурсников посредством актуализации в целостном педагогическом процессе вопросов абсолютных и эмпирических гуманистических ценностей, ближних и дальних целей обучающегося (образовательных, профессиональных, жизненных) и целесообразной деятельности в их устойчивой совокупности.
3. Образовательное пространство ОО ВО как микроуровень адаптации первокурсников.
В постперестроечный период в значительной части ОО ВО гуманитарной направленности реализуются такие формы и методы адаптации, как тренинги знакомств, адаптационные лекции и семинары, цикл встреч — «адаптивы» и т. п. Однако они имеют преимущественно меро-приятийный, разовый характер, в то время как первокурсник нуждается в системном и комплексном адаптационном сопровождении, что обусловило бы адаптационную готовность в будущем к любой новой образовательной ситуации (новый преподаватель, новая учебная дисциплина, первые профессиональные пробы, новые требования к поведению — например, строгий запрет на курение на территории ОО ВО и проч.). Очевидно, что для этого необходима разработка целостного учебного спецкурса, например «Адаптация личности к образовательному процессу», где на уровне знаний, умений, навыков формировались бы и «адаптационная компетенция обучающихся», и первичное профессиональное представление о роли адаптации личности к новым учебно-воспитательным требованиям, и долгосрочная стратегия жизни. Как вариант подобной инновации — программа А. С. Огнева «Жизненная навигация», разработанная на основе положений позитивной психологии о позитивных аспектах че-
ловеческой жизни, таких как счастье, благополучие и процветание, и отечественного субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности [9]. Весьма эффективными для адаптации первокурсников становятся адаптационные элементы учебных занятий (лекций, семинаров, практикумов), проводимых мотивированными на проблему адаптации преподавателями.
В данном контексте вопрос адаптации студентов/курсантов к образовательному процессу, к выбранной профессии обретает особую значимость на нескольких уровнях:
- личностно-психологическом, экзистенциальном,
- личностно-коммуникативном,
- воспитательном,
- дидактическом,
- социальном,
- профессиональном.
Реализация профессиональной деятельности авторов статьи в государственных, негосударственных, ведомственных ОО ВО страны показала, что адаптация обучающихся в них студентов, курсантов различается своей динамикой, содержанием. Так, наиболее длительна и эклектична адаптация и к обучению, и к выбранной профессии у студентов государственных ОО ВО гуманитарного профиля: дидактическая «перестройка» после окончания школы у них может длиться до 3 курса, после чего нередко возникает дезадаптация к профессии в целом в силу разочарования в ней (до 70% в некоторых учебных группах!) по причине низкой заработной платы педагогов-психологов, социальных педагогов и др., а также сложностей с трудоустройством, снижения престижа данных специальностей в обществе.
На условное второе место в динамике адаптации выходят первокурсники негосударственных ОО ПО, где они получают платное обучение, что, как мы понимаем, является мощным стимулирующим фактором активного приобщения к самому обра-
зовательному процессу и будущей профессии. У данных студентов адаптация связывается в значительной мере с осознанными профессиональными перспективами, где они делают ставку на индивидуальное предпринимательство в образовательной, социальной сферах (около 60% участников учебных групп уже на первом курсе видят себя в будущем директорами частных детских садов, руководителями реабилитационных центров и т. п.). В то же время в данном кластере отчетливо выделяется подгруппа мужского пола с осознанно-скрытой дезадаптацией, низким уровнем учебной мотивации (можно предположить, что осуществляемое обучение для них лишь возможность избежать воинский призыв).
Условное первое место в динамике адаптации первокурсников в представленной иерархической системе занимают курсанты ведомственных ОО ВО, в частности, будущие психологи, социальные педагоги. На наш взгляд, на это позитивно влияют такие причины, как:
а) осуществляемый обязательный первичный профильный отбор (психологическое тестирование, физическая подготовленность) абитуриентов — своего рода, «отсеивание» случайных людей, не мотивированных на выбранную профессию;
б) одновременное, с первого курса, погружение не только в учебную, но и в служебную деятельность, которая частично связана и с будущей профессиональной сферой;
в) гарантированное трудоустройство с достойной заработной платой;
г) гарантированная социальная защита личности, семьи;
д) реальная возможность карьерного роста.
В качестве выводов следует отметить:
Мировое образовательное пространство ВО как макроуровень адаптации первокурсников в настоящее время крайне неустойчиво, во многом деструктивно, в
связи с чем реализуемый в отечественных университетах, институтах адаптационный процесс необходимо сопрягать с политическими вопросами действительности, укреплением гуманистических аксиологических основ, саморазвитием, развитием у обучающихся способностей к критическому анализу, позитивному мышлению.
Российское образовательное пространство ВО как мезоуровень адаптации первокурсников, переживающее долгий и сложный процесс реформирования, на сегодняшний день обладает слабым адаптационным потенциалом, в связи с чем необходимы дополнительные усилия университетов, институтов для содействия обучающимся в активном вхождении в образовательный процесс, будущую профессию в условиях актуализации личностно-ориентированного, диалогового, системно-деятельностного, смысложизненноориен-
тационного, аксиологического подходов в противовес сервисному.
Образовательное пространство ОО ВО как микроуровень адаптации первокурсников наиболее приближено к конкретной личности и ее профессиональному становлению, в нем необходимо переходить от разовых адаптационных мероприятий к реализации специальных адаптационных программ.
Типологическое разнообразие ОО ВО отражает специфику адаптации обучающихся в государственных, негосударственных и ведомственных университетах и институтах; как показали эмпирические исследования, более эффективной сегодня является адаптация первокурсников ведомственных ОО, менее эффективной — студентов государственных ОО. В связи с этим необходимо выравнивание образовательных позиций в ОО различного статуса и ведомственной принадлежности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова Л. А. Педагогические детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2010. 208 с.
2. Гладилина И. П. Кейс-технология как инновационный подход к оказанию образовательных услуг // Развитие образовательных услуг в современной России: Материалы Междунар. научно-практ. конф. М., 2011. С. 12-17.
3. Манн С. Теория хаоса и стратегическое мышление [Электронный ресурс] 4as.info/pub/970 (Дата обращения: 1.02.2016)
4. Огнев А. С. Жизненная навигация. М.: Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. 165 с.
5. Сластенин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: В 2 кн. / Под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2001. Кн. 1. С. 232-243.
6. Ульянова И. В. Педагогика смысложизненных ориентаций (Учебное пособие). Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2015. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/38390. — ЭБС «IPRbooks», по паролю
7. Ульянова И. В., Свинарева О. В. Риски утраты отечественных педагогических традиций в современных социокультурных условиях // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Москва, 17-18 сентября 2015 г. М., 2015. С. 271-274.
8. Федеральный закон Р Ф от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» [Электронный ресурс] base.garant.ru/70291362.pub/970 (Дата обращения: 1.02.2016)
9. Чудновский В. Э. Становление личности и проблемы смысла жизни. М.: МПСИ, 2006. 768 с.
REFERENCES
1. Antipova L. A. Pedagogicheskie determinanty uspeshnoj adaptacii pervokursnikov k sovremennoj obra-zovatel'noj situacii vuza: Dis. ... kand. ped. nauk. Sochi, 2010. 208 s.
2. Gladilina I. P. Kejs-tekhnologiya kak innovacionnyj podhod k okazaniyu obrazovatel'nyh uslug // Razvitie obrazovatel'nyh uslug v sovremennoj Rossii: Materealy Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. M., 2011. S. 12-17.
3. Mann S. Teoriya haosa i strategicheskoe myshlenie [Ehlektronnyj resurs] 4as.info/pub/970 (Data obrashcheniya: 1.02.2016)
4. Ognev A. S. Zhiznennaya navigaciya. M.: Izd-vo MGGU im. M. A. SHolohova, 2009. 165 s.
5. Slastenin V. A. Subjektno-deyatel'nostnyj podhod v obshchem i professional'nom obrazovanii // Ob-shchaya strategiya vospitaniya v obrazovatel'noj sisteme Rossii: V 2 kn. / Pod obshch. red. I. A. Zimnej. M., 2001. Kn. 1. S. 232-243.
6. Ul'yanova I. V. Pedagogika smyslozhiznennyh orientacij (Uchebnoe posobie). Ehlektron. tekstovye dannye. — Saratov: Vuzovskoe obrazovanie, 2015. — Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/38390. — EHBS «IPRbooks», po parolyu
7. Ul'yanova I. V., Svinareva O. V. Riski utraty otechestvennyh pedagogicheskih tradicij v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah // Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 17-18 sentyabrya 2015 g. M., 2015. S. 271-274.
8. Federal'nyj zakon R F ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii» [EHlektronnyj resurs] base.garant.ru/70291362.pub/970 (Data obrashcheniya: 1.02.2016)
9. Chudnovskij V. Eh. Stanovlenie lichnosti i problemy smysla zhizni. M.: MPSI, 2006. 768 s.
Е. Н. Глубокова
ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье представлены подходы к разработке вариативных моделей повышения квалификации преподавателей современного вуза в контексте системных изменений в высшем образовании и новых профессиональных задач преподавателя.
Ключевые слова: преподаватель современного вуза, модели повышения квалификации.
E. Glubokova
VARIABLE MODELS TRAINING TEACHER OF MODERN UNIVERSITY
The article presents approaches to the development of variable models of training of teachers of modern high school in the context of systemic changes in higher education and new professional tasks of the teacher.
Keywords: teacher of modern high school, models of professional development.
В настоящее время система образования переживает этап системных изменений, которые проявляются на всех уровнях профессионального образования, становятся контекстом повседневной жизни вузов, и оказывают влияние на деятельность всех субъектов системы высшего образования. Отражаются эти изменения в миссии уни-
верситетов, академий и институтов, развитии уровневого образования. Так, согласно материалам на официальных сайтах вузов, их миссия заключается в создании условий для реализации личностно-ориентиро-ванного обучения, дальнейшего совершенствования и изменения всех компонентов образовательного процесса в вузе, в том