Психология
УДК 159.9
Н.А. Белевич*, В.А. Белянкина**
Особенности и различия мотивации на обучение учащихся гражданских и ведомственных образовательных организаций
Статья посвящена проблемам мотивации, связанным с обучением в образовательных организациях высшего образования. Проведенное исследование на базе гражданской и ведомственной образовательной организации позволило определить основные потребности учащихся вузов, приоритетные ценности и мотивационный профиль. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что в большей степени влияет на формирование мотивации к обучению и выдвинуть ряд предложений для решения поставленной проблемы.
Ключевые слова: карьерная ориентация, курсанты, мотивация, мотивационные ценности, мотивация на обучение в образовательной организации, студенты.
N.A. Belevich**, V.A. Belyankina**. Peculiarities and Differences of Motivation to Study at University with respect to Students of Civil and Departmental Universities. The article is dedicated to problems of motivation associated with education at universities. Research conducted on the basis of civil and departmental universities allowed to define the basic needs of university students, priority values and motivational profile. Obtained results allow drawing conclusions about what has a greater influence on the formation of motivation to study, and to put forward a number of proposals to solve the problem.
Keywords: career orientation, military students, motivation, motivational values, motivation to study at university, students.
Процессы социально-экономического развития России в современных условиях делают насущной разработку проблем потребности молодежи в получении высшего образования, приобретения профессии и как следствие получение высокооплачиваемых должностей и специальностей. Так ли все просто? Мы можем представить жизнь как дорогу наполненную препятствиями, которые необходимо преодолеть для достижения лучших результатов, саморазвития и личностного роста. Сегодняшний выпускник школы должен не только владеть базовыми знаниями, которые позволят ему в полном объеме освоить учебную программу образовательной организации высшего образования и не позволит потерять интерес к накоплению знаний, иметь представление о специальности, которой он должен обучиться, что подразумевает непрерывное самообразование. В этом трудоёмком и длительном процессе главная роль отводится мотивации на обучение. Самое простое определение мотивации -побуждение к действию, способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности. Также, говоря о мотивации нельзя не сказать о том, что это психофизиологический процесс, который определяет организованность, настойчивость, направленность, активность и устойчивость поведения человека. Изучением проблем мотивации, её становления и формирования занимались многие психологи, философы и учёные деятели, такие как Платон, Аристотель, А.Н. Леонтьев, У. Буллит, З. Фрейд, А.Г. Маслоу, Х. Хекхаузен, К. Левин, Т. Дембло, Р. Сирс, К. Обуховский
* Белевич, Наталия Александровна, преподаватель, доцент кафедры управления персоналом и психологии факультета социальных технологий Российской академии народного хозяйства и государственной службы нри Президенте Российской Федерации, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198205, г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, 10-3. Тел. 89119436667. E-mail: [email protected].
** Белянкина, Валентина Александровна, старший нсихолог отдела психологической работы управления но работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198320, г. Санкт-Петербург, ул. Снирина 2-1. Тел. 89119021167. E-mail: [email protected].
* Belevich, Natalia Aleksandrovna, Lecturer, Associate Professor, Academic Department of Human Resources Management and Psychology, Faculty of Social Technologies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Psychological Sciences. Address: Russia, 198205, Saint Petersburg, Partizana Germana str., 10-3. Tel. 89119436667. E-mail: [email protected].
** Belyankina, Valentina Aleksandrovna, Senior Psychologist, Psychological Services Department, Personnel Directorate, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Psychological Sciences. Address: Russia, 198320, Saint Petersburg, Spirina str., 2-1. Tel. 89119021167. E-mail: [email protected].
© Белевич Н.А., Белянкина В.А., 2016
Психология
и т.д. Еще в своих трудах Аристотель писал о мотивации: «Хотение есть стремление к благу, потому что всякий испытывает желание лишь в том случае, что считает объект своего желания благом» [1]. Выдающийся психолог гуманистической психологии А.Г. Маслоу в своих трудах считал, что если при изучении мотивации человека мы ограничим себя только проявлениями физиологических позывов, то мы рискуем оставить без внимания высшие человеческие мотивы и «в соответствии с концепцией удовлетворения потребности освобождает организм от гнета потребностей физиологического уровня и открывает дорогу потребностям социального уровня» [2]. А в рамках деятельностного подхода А.Н. Леонтьев рассматривает мотивацию как активное состояние психики, побуждающее человека совершать действия и поступки. Говоря о мотивации, нельзя не сказать о работах З. Фрейда, где мотивация рассматривалась в структуре личности, что повлияло на социологические исследования мотиваций.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости проведения собственного исследования, которое проявит основополагающие мотивации молодых людей - вчерашних школьников и сегодняшних студентов и курсантов в получении высшего образования. Целью нашего исследования является изучение мотивации на обучение в образовательной организации высшего образования и определение основных составляющих этой мотивации на получение высшего образования. В нашем исследовании приняли участие 50 студентов Северо-Западного Института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации и 50 курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России. Вся выборка принявших участие в исследовании учится на 2-м курсе. Мы не случайно выбрали именно 2-й курс, т.к. на 1-м курсе все учащиеся находятся в адаптационном периоде: освоение новой студенческой среды и окружения, устройство быта (если речь идёт о проживании в общежитии), расширенные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия и т.д.) - всё это в корне отличается от методов и форм обучения в школе. По данным А.В. Сиомичева [3], адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений и приспособлением к новым формам обучения. На 2-м курсе адаптация к условиям учебной и служебной деятельности (курсанты) завершена, определены цели и задачи, сформированы межличностные взаимоотношения в учебных коллективах, и именно на этом этапе студенты и курсанты смогут объективно оценить всё, чего они достигли, и понять, насколько оправдались их ожидания. Курсанты университета МВД России обучаются только по бюджетной форме обучения, в отличие от студентов гражданской образовательной организации, где присутствовали как студенты по бюджетному финансированию, так и студенты, обучающиеся на договорной основе. Мы учли этот факт и сравнили полученные результаты исследования между студентами бюджетной формы обучения и обучения по договору, но достоверно значимых различий в полученных результатах между этими двумя группами выявлено не было.
Процесс поступления у студентов и курсантов отличается не только по времени, но и по форме. Санкт-Петербургский университет МВД России является ведомственным высшим учебным заведением, в котором этап поступления начинается с момента получения направления из комплектующего органа согласно разнарядке или плану комплектования ДГСК МВД России. Далее кандидат на учёбу, абитуриент - будущий курсант, проходит медицинскую комиссию, кадровые проверки, профессиональный психологический отбор, по результатам которого выставляется категория пригодности, с определением особенностей и степени выраженности интеллектуальных, характерологических и мотивационных компонентов личности. Кроме этого, с января 2015 г. все абитуриенты - кандидаты на учёбу проходят специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа, которое тоже входит в этап профессионального психологического отбора. Все вышеперечисленные испытания абитуриент проходит, являясь ещё учащимся школы и в период подготовки к выпускным экзаменам, и может на собственном примере прочувствовать особенности обучения в университете МВД России и представить особенности прохождения служебной деятельности по его окончании. Для студентов гражданских образовательных организаций высшего образования выпускные экзамены из школы являются автоматически вступительными экзаменами в высшее учебное заведение, что доказывается актуальностью «Дней открытых дверей», проводимых в образовательных организациях в мае.
Для изучения мотивации студентов и курсантов в процессе обучения были использованы такие методики, как тест «Опросник карьерных ориентаций» Э. Шейна, тест «Ценностный опросник» Ш. Шварца, тест «Изучение мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина», анкета изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Целью исследования являлось определить особенности мотивации на обучение в гражданской и ведомственной образовательной организации. Обработка результатов тестирования проводилась с помощью программы SPSS 13. 0 for Windows. По окончанию проведенного исследования получены следующие результаты.
1. У учащихся ведомственной и гражданской образовательной организации в большей степени доминируют потребности в хороших условиях и комфортной окружающей обстановке (78 %), потребность в хороших доверительных отношениях с коллегами (69 %), желание иметь работу с высокой заработной платой, набором льгот и надбавок (62 %).
2. Карьерные ориентации в большей степени направлены на интеграцию стилей жизни, чтобы и семья и работа и личные увлечения гармонично сочетались (74 %), на менеджмент, (72 %) и стабильность жизни (68 %).
Белевич Н.А., Белянкина В.А. Особенности и различия мотивации на обучение учащихся гражданских...
3. Основными мотивационными ценностями для них являются: достижение, как стремление к личному успеху через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами - 75 %, гедонизм, как наслаждение жизнью - 72 %; доброта, ориентированная на хорошие отношения с близким окружением людей - 69 % и самостоятельность мышления и способов действия с опорой на самоконтроль и самоуправление, самореализацию - 66 %.
4. В учебном процессе 65 % учащихся высших учебных заведений отдали предпочтение атмосфере свободных высказываний на занятиях, что положительно коррелирует с мотивационной ценностью - самостоятельность (корреляция значима на уровне 0,01). Также половина студентов (50 %) и курсантов (56 %) отметили, что испытывают удовольствие от рассмотрения на занятиях трудных проблем. Для большинства учащихся родители являются примером в жизни, видятся хорошими профессионалами и достойны подражания. Положительный ответ на этот вопрос в анкете дали 97 % курсантов и 75 % студентов.
Несмотря на сходства, проведенное исследование выявило ряд существенных отличий.
1. Для учащихся в ведомственной образовательной организации больше выражено стремление к достижениям и самосовершенствованию (76 % и 51 % по сравнению с 30 % и 12 % соответственно). Значимость различий при вычислении коэффициента Фишера составила ф*эмп = 3.438 и ф*эмп = 3.151.
2. У 83 % курсантов отмечается высокий уровень мотивационной зрелости, по сравнению с 12 % студентов (ф*эмп=4.039).
3. Для студентов вузов (62 %) ведущей мотивацией в обучении оказалось получение диплома о высшем образовании, в то время как для курсантов (76 %) - получение профессии и получение знаний.
4. Уверенность в том, что образовательная организация выбрана правильно, и никакая другая больше не интересна, выразили 88 % курсантов и только 52 % студентов (ф*эмп = 2.633). В данном факторе учащиеся высказались о том, что уверены в выборе образовательной организации и при возможности не поменяли бы её на другую. Также они считают, что выбранная ими образовательная организация отвечает личным интересам и поставленным целям.
5. Осознанность выбора профессии и приверженность отмечается у 63 % курсантов и у 48 % студентов (ф*эмп = 2.466). Этот фактор характеризуется тем, что до поступления в образовательную организацию высшего образования длительное время проявлялся интерес к выбранной профессии, собиралась информация для того, чтобы сделать окончательный выбор. В итоге выбранная профессия считается важной и перспективной.
6. Для 71 % курсантов и для 41 % студентов характерно самостоятельное изучение предметов, связанных с профессией (ф*эмп = 2.633).
На основании этого можно сделать выводы о том, что для современных студентов, независимо от формы обучения и направленности, важными потребностями являются комфорт, стабильность, структурированность и благоприятная социальная среда. Вместе с тем в процессе обучения ценятся самостоятельность, свобода в высказывании своего мнения и преодолимые трудности. В целом полученные данные непротиворечивы и вполне отражают нормальную мотивационную структуру людей этого возраста. Для студентов и курсантов, ещё не имеющих профессионального опыта и находящихся в начале выстраивания своей карьеры потребность в безопасности и социальном признании являются ведущими и оправданными, а сформированная мотивация достижения свидетельствует о том, что эти молодые люди имеет право обучаться в образовательной организации высшего образования.
Тем не менее, эти сходства, на наш взгляд, в большей степени обусловлены спецификой возраста и тем обстоятельством, что в образовательные организации высшего образования все-таки поступают достаточно образованные люди, проявившие успешность обучения в школе. А вот выявленные различия между мотивацией в обучении курсантов и студентов подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что профориентационная работа и усложнённый конкурсный отбор в образовательную организацию существенно повышают мотивацию на обучение и в дальнейшем отражается на приверженности профессии. По нашему мнению, учащиеся ведомственной образовательной организации на стадии поступления оказываются более профориентированы. Это связано с тем, что для поступления необходимо за полгода обратиться в комплектующий орган, получить направление на поступление, пройти ряд профессиональных отборов, таких как медицинский, кадровый, психологический, и в дальнейшем помимо установленных испытаний в виде ЕГЭ образовательной организацией вводятся в качестве обязательных дополнительные испытания - сдача нормативов по физической подготовке и экзамен по профилирующему предмету. Такая длительная процедура, с одной стороны, - необходимое условие системы, а с другой стороны, является критерием осознанности выбора школьника. В результате такого длительного и многоступенчатого отбора отдельно взятому индивиду даётся дополнительная возможность неоднократно оценить для себя ценность затраченных усилий, что в дальнейшем для поступивших уже сложно будет обесценить. Надо отметить, что профессиональный психологический отбор также играет не последнюю роль. Известно, что в процессе этого отбора оценивается много особенностей личности, где мотивационные факторы являются одними из основополагающих в принятии решения о годности абитуриента к обучению в ведомственной образовательной организации. Проведенное исследование показывает, что практика профессионального отбора действительно позволяет отобрать наиболее замотивированных и заинтересованных в обучении индивидов.
Психология
Конечно, нельзя не сказать о том, что после окончания ведомственной образовательной организации выпускники гарантированно обеспечены работой, что удовлетворяет такую потребность, как структурирование, и карьерную ориентацию на стабильность в жизни. При условии, что для студентов гражданских образовательных организаций эти потребности также выражены, что подтверждено данным исследованием, очевидно, что отсутствие перспективы будет негативно сказываться на мотивации к обучению. Многие студенты гражданских образовательных организаций начинают подрабатывать во время обучения, но не каждому удается делать это в выбранной профессиональной сфере. Часто приходится слышать, что молодые люди настолько втягиваются в эту временную деятельность не по специальности, что делают скоропалительные выводы не в пользу образования, считая, что и без него можно заработать себе на жизнь. Получается, что ещё не попробовав себя в выбранной профессии, студенты уже успевают приобрести опыт в лёгких и доступных сферах деятельности (бармены, официанты, консультанты в магазинах и т.п.) и приходят к выводу, что для того, чтобы заработать и почувствовать себя самостоятельным (что является для них одной из доминирующей потребностей), необязательно прилагать усилия в области получения образования. Получается что значимые для молодых людей потребности в материальном вознаграждении, интеграции стилей жизни, социальных контактах реализуются ещё до получения дипломов об образовании, но, к сожалению, не в выбранной профессиональной сфере и не за счёт обучения.
В противоположность этому курсанты с первых дней обучения уже являются сотрудниками полиции, т.е. с самого начала обучения они причастны к профессии (несение службы по обеспечению правопорядка в периоды проведения городских мероприятий, несение службы с оружием), в то время как студенты гражданской образовательной организации всё так же выполняют пассивную роль учащегося, мало чем отличающуюся от школьной жизни.
В 2004-2006 гг. во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса Е.А. Могилёвкин и С.В. Клиноков [4] проводили исследование на предмет протекания кризисов у студентов в период обучения. Результаты их исследования свидетельствуют о том, что на 1-м курсе происходит перестройка «школьник - студент», что характерно для всех учащихся любых образовательных организаций высшего образования и называется стадией адаптации. А вот ко второму курсу, отмечают авторы исследования, студенты сталкиваются с проблемой осознания выбора профессии. Вопрос «Насколько осознанным ваш был выбор профессии?», мы задали обучающимся вторых курсов, принявшим участие в нашем исследовании. Для курсантов университета МВД России ответ оказался практически однозначным - 98 % поступили сюда осознанно, а студенты гражданского вуза только в 49 % случаев ответили положительно на этот вопрос.
Таким образом, можно говорить о том, что для выраженной мотивации на обучение, как и на формирование мотивации к любому виду деятельности, необходимо приложение собственных усилий. Цель должна быть трудной, но достижимой, а деятельность должна быть осознанной и осмысленной, соответствовать личностным особенностям и способностям учащегося. Эти условия можно создать:
- грамотной профориентационной работой, что поможет сделать выбор профессии более осознанным и осмысленным;
- профессиональным отбором, что позволит образовательным организациям отбирать наиболее заинтересованных и профориентированных студентов;
- дополнительными вступительными испытаниями, т.к., на наш взгляд, ЕГЭ в большей степени всё-таки воспринимается как выпускные экзамены из школы, позволяющие попутно поступить в несколько разных вузов и даже на разные направления.
Отсутствие этих взаимосвязанных факторов приводит к тому, что к середине обучения в гражданских образовательных организациях часть студентов сталкиваются с тем, что, оказывается, это не они выбрали для себя эту профессию, что учат их не тому, а для реализации своих потребностей образование вообще не нужно, а после этого образовательные организации высшего образования обвиняют в том, что они не качественно готовят специалистов и часть выпускников не устраиваются работать по профессии. Но при перечисленных проблемах вполне очевидно, что низкая мотивация к обучению никогда не позволит добиться хороших показателей.
В то же время при создании таких условий, как профориентация, профессиональный отбор, дополнительные вступительные испытания в в образовательной организации появляется возможность почувствовать радость от достигнутого результата, ценить полученные достижения, поднимается самооценка, вера в свои силы и уровень притязаний, что полностью удовлетворяет доминирующим ценностям и потребностям, характерным для людей, стремящихся получить высшее образование.
Список литературы
1. Поэтика. Риторика / пер. с греч. В. Аппельрота, Н. Платоновой. - М.: Азбука, 2000. - С. 138-150 (с сокращ.).
2. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - С. 77-105 (с сокращ.).
3. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе : автореф. ... канд. психол. наук. - Л., 1985. - 17 с.
4.Могилёвкин, Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг : монография. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.