Научная статья на тему 'Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации'

Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ / ПОЛУЧЕНИЕ ДИПЛОМА / ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ / ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИЕЙ / КУРСАНТЫ / ФСИН РОССИИ / MOTIVATION / LEARNING MOTIVATION / GETTING A DIPLOMA / ACQUISITION OF KNOWLEDGE / MASTERING THE PROFESSION / CADETS / THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басина Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается проблема сформированности мотивации на обучение у курсантов ведомственного вуза. Представлены современные результаты исследования учебной мотивации курсантов, обучающихся на разных курсах, дана развернутая характеристика особенностей мотивации учащихся с 1-го по 4-й курс. Результаты могут быть использованы в организации учебно-воспитательного и образовательного процесса курсовым звеном и преподавателями вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of development of cadetsmotivation to learning at the ministerial institutions is under study. The article comprises the current results of the research of educational motivation in students of different courses and details characteristic features of motivation of students from the 1-st to the 4-th year of studying. The results can be applied to organization of educational and extracurricular training by the course supervisors and university professors.

Текст научной работы на тему «Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации»

Personality peculiarities of convicts with different penitentiary status

Ashrapova Ralina R.,

psychologist, psychological laboratory, Correction no. 7, Russian Federal Penitentiary System in Omsk region.

Omsk, Russia. e-mail: [email protected].

The article considers the problem of reducing recidivism in crimes committed by the former imprisoned convicts. The author seeks personality resources facilitating to successful adaptation to society after release from prison (exemplified by convicts with a negative and positive penitentiary status).

Keywords: volition, self-control, control locus, primary personality factors, convict's personality, negative penitentiary status, positive penitentiary status.

Citation: AshrapovaR. R. Personality peculiarities of convicts with different penitentiary status. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 14-18.

УДК 159.99 © Т. А. Басина, 2017

Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации

Татьяна Анатольевна Басина

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей психологии Вологодского института права и экономики ФСИН России.

Вологда, Россия. e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема сформированности мотивации на обучение у курсантов ведомственного вуза. Представлены современные результаты исследования учебной мотивации курсантов, обучающихся на разных курсах, дана развернутая характеристика особенностей мотивации учащихся с 1-го по 4-й курс. Результаты могут быть использованы в организации учебно-воспитательного и образовательного процесса курсовым звеном и преподавателями вузов.

Ключевые слова: мотивация, мотивация на обучение, получение диплома, получение знаний, овладение профессией,

курсанты, ФСИН России.

Для цитирования: Басина Т. А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 18-20.

Вопросы образования и воспитания курсантов ведомственных учреждений остаются в центре особого внимания государства и правительства. Основная идея заключается в профессионально-нравственном воспитании, формировании профессиональной направленности личности, устойчивых профессиональных мотивов и законопослушного поведения будущих сотрудников. Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России ведущей мотивацией является учебная, ориентированная на усвоение практических знаний, умений и навыков, развитие и саморазвитие личности, формирование социально зрелой личности и высокого уровня профессионализма. Успешность учебной деятельности зависит от многих социальных, организационных, педагогических, информационных, психологических факторов, среди которых важное место занимают внутренние факторы личности курсантов

Учебная мотивация (как ведущий компонент учебно-профессиональной деятельности курсантов) должна

иметь ряд особенностей и изменяться на различных этапах профессиональной подготовки курсантов в вузах ФСИН России Негативные проявления такой мотивации выражаются в низкой успеваемости курсантов и в их отчислении из вузов, в нарушениях дисциплины, межличностных и внутриличностных конфликтах, а также в низкой профессиональной подготовленности выпускников, что обусловливает снижение качества их службы в практических подразделениях ведомственных учреждений Особый интерес представляет исследование мотивов к обучению в ведомственном учебном заведении у курсантов на различных этапах обучения

При всем разнообразии подходов большинством авторов мотивация понимается как совокупность факторов, определяющих и детерминирующих поведение, либо как процесс, поддерживающий психическую активность [1]. Продуктивным в изучении мотивации (В. Г. Асеев [2], Дж. Аткинсон, Б . И . Додонов [3, с. 126-130], А. Маслоу [4], Е . И . Савонько) является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархи-зированные структуры [5].

В структуре мотивации Б. И . Додонов выделил четыре компонента:

— удовольствие от самой деятельности;

— значимость для личности результата деятельности;

— мотивирующую силу вознаграждения за деятельность;

— принуждающее давление на личность [3].

Изучением мотивации у курсантов ведомственных вузов занимались Т. С. Вершинина, А. А. Кузнецов, Е. С. Набойченко [6, с. 26-30], И . В . Жданова, Бариляк И . А. И . В . Ластовец [7, с. 28-30; 8, с. 20-22] и др .

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность Исследование учебной мотивации курсантов осуществлялось с использованием методики изучения мотивации обучения в вузе Т. И . Ильиной[9]. В ней имеются три шкалы:

— приобретение знаний;

— овладение профессией;

— получение диплома

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и об удовлетворенности ею

В исследовании приняли участие 28 курсантов 1 курса, 24 курсанта 2 курса, 28 курсантов 3 курса, 23 курсанта 4 курса психологического факультета ВИПЭ ФСИН России Были получены результаты, представленные в табл

Таблица . Изучение мотивации обучения в вузе курсантов разных курсов

Результаты исследования показали, что мотивация на обучение в вузе курсантов существенно меняется от первого к четвертому курсу Так, доля четверокурсников, имеющих мотивацию на получение диплома, составляет 77%, что почти в два раза превосходит число первокурсников с такой же мотивацией — 39%. Косвенно это может свидетельствовать о неудовлетворенности обучением и желании скорее окончить вуз Такие испытуемые желают приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремятся к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов . Отметим, что количество обучающихся, ориентированных на получение знаний, на разных этапах обучения существенно не меняется . Среди курсантов 1 курса таких 22%, а среди четверокурсников — 23%, т. е. не наблюдается роста данной мотивации среди курсантов Доля курсантов, имеющих стремление к приобретению знаний, развитую любознательность, сохраняющих интерес к обучению в институте, остается постоянной на протяжении последующих лет обучения .

Для мотивации на овладение профессией характерно уменьшение числа обучающихся. На первом курсе больше трети курсантов имеют данную мотивацию (39%), на втором — каждый шестой, к четвертому кур-

су таких курсантов в выборке не оказалось (0%). Данная тенденция не способствует адекватному овладению профессией и формированию профессионально важных качеств личности будущих специалистов-психологов

Среди обучающихся первого курса было выявлено одинаковое количество курсантов, продемонстрировавших мотивацию на получение диплома и овладение профессией (по 11 человек в каждой группе). Шесть курсантов (22%) ориентированы на получение знаний, у 17 курсантов (61%) преобладает мотивация по первым двум шкалам, что свидетельствует об адекватном выборе курсантами профессии психолога и удовлетворенности ею

Подавляющее большинство первокурсников (79%) ответили положительно на вопрос о необходимости в настоящее время иметь высшее образование Возможно, это связано с социальными стандартами и уменьшением престижа среднего образования из-за притока эмигрантов, которые выполняют большинство работ, свойственных людям, имеющим среднее профессиональное образование

Среди курсантов второго курса наиболее популярной становится мотивация на получение диплома — 14 опрошенных (58%). При этом твердо уверены в правильности выбора профессии только 50% опрошенных курсантов, а 58% респондентов при возможности выбрали бы другое высшее учебное заведение Лишь 42% считают, что профессия психолога УИС важная и перспективная, а потому вуз менять не хотят

Примерно такое же количество курсантов (42%) считают, что правильно выбрали профессию и удовлетворены ею . Из них чуть больше половины ориентированы на получение знаний (6 человек), а оставшиеся (4 человека) — на овладение профессией и сформирован-ность профессионально важных качеств психолога .

Для большинства курсантов третьего курса (68%, 19 человек) ведущим мотивом обучения также становится получение диплома, что не свидетельствует об адекватном выборе профессии и удовлетворенности ею При этом 40% ребят не видят смысла в большинстве работ, выполняемых ими в процессе обучения До поступления в вуз 43% опрошенных знали о будущей профессии недостаточно, что могло быть основой для неправильного выбора профессии При этом 89% опрошенных отметили, что они хотят быть такими же хорошими профессионалами, как и их родители

Лишь немногие курсанты 3 курса (33%) продемонстрировали мотивацию, связанную с получением знаний и профессии (9 человек). Из опрошенных шестеро ориентированы на получение знаний и отличную учебу, а трое — на овладение профессией

Среди учащихся четвертого курса представлены лишь два типа мотивации на обучение Преобладает мотивация на получение диплома и формальное усвоение знаний, что не способствует успешности в овладении профессией и в формировании профессионала Курсантов с данным типом мотивации 77% (18 человек) Лишь пятая часть опрошенных (5 человек) сохраняют мотивацию, свидетельствующую об удовлет-

Шкалы Количество курсантов, %

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Приобретение знаний 22 25 21 23

Овладение профессией 39 17 11 0

Получение диплома 39 58 68 77

воренности выбором будущей профессии, адекватным и зрелым отношением к учебной деятельности По сравнению со вторым курсом увеличилась доля курсантов, твердо уверенных в правильности выбора профессии (69%), что несколько противоречит предыдущим результатам о ведущем типе мотивации в виде получения диплома Столько же курсантов не считают профессию психолога в УИС важной и перспективной Большая часть (62%) курсантов 4 курса не стали бы поступать в другой вуз, возможно, в связи с близким сроком окончания данного учебного заведения

Среди качеств, препятствующих или способствующих обучению, особого разнообразия выявлено не было . К способствующим обучению были отнесены такие личностные особенности курсантов, как упорство, усидчивость, целеустремленность, ответственность, заинтересованность, трудолюбие К мешающим учебе была причислена лень, а также недостаток времени и неумение его грамотно распределить, неуверенность или самоуверенность, медлительность.

Проведенное исследование показало, что соотношение типов мотивации на обучение среди опрошенных

курсантов меняется в зависимости от курса в сторону внешней стимуляции, связанной с получением диплома. Это происходит за счет уменьшения доли курсантов, настроенных на овладение профессией. Уровень мотивации на получение знаний существенно не варьируется в зависимости от курса обучения Возможно, данная ситуация связана с особенностями обучения в ведомственном вузе и с необходимостью совмещать учебную и служебную деятельность, нести службу в нарядах, выполнять требования старших по званию Данные обстоятельства усложняют процесс обучения и требуют больших затрат от курсантов Неправильно расставленные приоритеты в виде большей значимости служебной деятельности приводят к изменению соотношения типов мотивации в сторону желания получить диплом и выйти из стен учебного заведения. Результаты заставляют задуматься о важности развития внутренней мотивации у курсантов высших учебных заведений, связанной с поддержанием любознательности и интереса к выбранной профессии (за счет правильной расстановки приоритетов, слаженной работы курсового звена и преподавательского состава вуза).

Список л

1. Аверин В. А. Психология личности. СПб . , 2001.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. , 1976.

3. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4.

4 . Маслоу А. Мотивация и личность . СПб . , 2008.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология . М. ,

2009

6. Вершинина Т. С., Кузнецов А. А., Набойчен-ко Е. С. Ценностно-смысловые мотивации профессионального выбора у курсантов вуза МЧС // Пси-

хопедагогика в правоохранительных органах 2013 № 4(55).

7. Бариляк И. А. Мотивация учебной деятельности курсантов и студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах 2007 № 3(30)

8 . Жданова И. В., Ластовец И. В. Особенности личностного развития курсантов МВД и психологические условия его гармонизации // Психопедагогика в правоохранительных органах 2014 № 3(59)

9. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала : учеб. пособие. М. , 2010.

Features of cadets' educational motivation at ministerial educational organizations

Basina Tatyana A.,

Cand. Sci. (Psychology), lecturer, Department of General Psychology, the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Vologda, Russia. e-mail: [email protected].

The problem of development of cadets' motivation to learning at the ministerial institutions is under study. The article comprises the current results of the research of educational motivation in students of different courses and details characteristic features of motivation of students from the 1-st to the 4-th year of studying. The results can be applied to organization of educational and extracurricular training by the course supervisors and university professors.

Keywords: motivation, learning motivation, getting a diploma, acquisition of knowledge, mastering the profession, cadets,

the Federal Penitentiary Service of Russia.

Citation: Basina T. A. Features of cadets' educational motivation at ministerial educational organizations // Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.