: Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2016. № 2(20)
_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
© С. В. Ильинский © А. В. Жумгалеев
Ильинский
Сергей Владимирович кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии управления Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
Жумгалеев Анвар Викторович психолог
e-mail: [email protected]
В статье на выборке стулентов веломственного вуза показано, что наиболее выраженными мотивами практически на всех курсах обучения являются коммуникативные, профессиональные и учебно-познавательные. Межлу курсантами различных курсов выявлены статистические различия в эстетических, познавательных и моральных мотивах.
Ключевые слова: мотивация, ведомственный вуз, познавательные мотивы, мотив приобретения знаний, мотив овладения профессией.
Курсанта ведомственного вуза традиционно можно причислить к большой группе студенчества, как социальной и учебной группе, характеризующейся профессиональной направленностью, относительной сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, при условии правильного профессионального выбора [6].
Мотив имеет несколько определений.
1) Мотив — это предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности; своеобразный побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.
2) Мотив — это осознаваемая причина, которая лежит в основе выбора действий и поступков личности.
3) Мотив — это любое побуждение к деятельности субъекта, связанное с удовлетворением его потребностей [2].
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её на-
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 2 (20)
правленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных [4].
Проблема мотивации учения остается актуальной проблемой, как для зарубежных, так и для отечественных ученых.
Мотивация обучения в ведомственном вузе непосредственно связана с такой важной проблемой, как проблема профессионального самоопределения и становления.
По мнению Л. Г. Подоляк, сочетание учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов, самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов протекает вместе с их исследовательской работой (курсовые, дипломные, магистерские работы) под руководством преподавателей и требует особых интеллектуальных и волевых усилий [8, с. 142—143].
Как отмечает Е. Е. Гаврина, в процессе обучения в ведомственном вузе у курсанта формируется не только должностная позиция, соответствующая занимаемой должности рядового внутренней службы, но и должностная позиция, связанная с будущей должностью по окончанию обучения в вузе. Обучаясь, он овладевает профессиональными знаниями, навыками, умениями в рамках занимаемой должности, у него формируется должностная позиция, которая в свою очередь опосредована нормативными документами, определяющими выполнение ими своих функциональных обязанностей, организационными отношениями, социально-психологическим климатом в коллективе, профессиональными компетенциями, индивидуально-психологическими особенностями и т. д. [3, с. 42].
3. Н. Курдяндин отмечает, что за время обучения в ведомственном вузе, под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, а также участия в общественной жизни у курсантов развивается и формируется профессиональная направленность личности, т. е. личная устремленность к применению своих знаний, опыта, способностей в области избранной профессии [5, с. 112—114].
Важность профессиональной направленности личности, по мнению исследователя, заключается в том, что в ней выражаются и положительное отношение к профессии — склонность и интерес к ней — желание совершенствовать свою подготовку, и удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды.
Как считают исследователи, на предварительных этапах профессионального самоопределения следует развивать мотивацию к профессии, например, путем предоставления большей свободы в выборе изучаемых предметов и специальных дисциплин. Вполне возможно, как отмечают специалисты, развитие положительной профессиональной мотивации у курсантов происходит в период практик — учебной, производственной, общественной и научной деятельности, где курсант находится как бы уже непосредственно в условиях будущего профессиональной деятельности. Во время практики курсанты
знакомятся и решают разнообразные профессиональные задачи, пополняют свои знания, приобретают профессиональные навыки, умения, трудовой опыт [7, с. 94].
Как отмечает М. Ф. Солдатова, процесс подготовки будущего специалиста-профессионала органов внутренних дел — должен быть направлен не только на становление базовых компетентностей необходимых для осуществления профессиональной деятельности в раках компетентности, но и на формирование его дисциплинированности, образцового поведения на службе и в быту без чего невозможно в частности обеспечить уважение сотрудников ОВД теми, чьи интересы они обязаны защищать [9].
Следует отметить, что обучение в ведомственном вузе предусматривает создание своеобразной среды, обеспечивающей вариативность содержания, способов, сроков ее усвоения, стимулирования и поддержки любой образовательной активности и инициативности курсантов, субъектно-личностное взаимодействие участников процесса [1].
Таким образом, обучение в высшей школе — процесс сложный и трудный, требующий от курсанта высокой сознательности и активности, чрезвычайно высокого интеллектуального напряжения, сосредоточенности внимания, мобилизации волевых усилий и повышенной работоспособности, самоорганизации, рационального распределения времени на обучение и отдых.
Цель исследования — выявление особенностей изменения мотивации к профессионально-служебной деятельности курсантов ведомственного вуза в процессе обучения.
Объект — мотивация курсантов.
Предмет — психологические особенности мотивации курсантов ведомственного вуза.
Гипотеза: в процессе обучения в вузе с особыми условиями, изменяется мотивация курсантов к будущей профессионально-служебной деятельности.
Методика исследования
Общая выборка исследования составила 60 курсантов, по 20 курсантов первого, второго и третьего курсов Самарского юридического института.
В исследовании применялись следующие диагностические методики:
1) для описания выборки курсантов и выявления мотива поступления в ведомственный вуз применялась разработанная авторская анкета;
2) методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой):
— данная методика позволяет выявлять учебные мотивы — коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы;
3) методика изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильиной):
— в данной методике имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов);
4) методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Пав-лютенков). Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым. Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные и утилитарные).
Результаты исследования
Результаты анкетирования курсантов с целью изучения биографических данных и мотива поступления в ведомственный вуз представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования курсантов
Утверждения Ответы
1 курс 20 курсантов 2 курс -20 курсантов 3 курс -20 курсантов
Было ли поступле ние в данный вуз Вашим желанием? Да - 14 Нет - 6 Да - 18 Нет - 2 Да - 20 Нет - 0
Кто вам посовето вал обучение в этом вузе? Родители - 2 Родств. - 0 Друзья - 2 Родители - 2 Родств. - 0 Друзья - 2 Родители - 2 Родств. - 0 Друзья - 4
Нравится ли Вам обучение в ВУЗе? Да - 24 Не очень 6 Нет - 0 Да - 18 Не очень - 2 Нет - 0 Да - 16 Не очень - 4 Нет - 0
Возникало ли желание отчис литься из ВУЗа? Да - 0 Иногда - 2 Нет - 18 Да - 2 Иногда - 2 Нет - 16 Да - 2 Иногда -0 Нет -0
Причина желания отчисления? Жесткий контроль 2 Режим - 4 Нет 16 Контроль - 2 Нет - 18
Присутствует ли у Вас желание в будущем связать свою жизнь с выб ранной професси ей (службой)? Да - 14 Возможно - 4 Нет - 2 Да - 16 Возможно - 2 Нет - 2 Да - 12 Возможно - 8 Нет - 0
Из анализа таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
1) 70 % курсантов первого и 90% курсантов второго курсов поступили в этот вуз по своему желанию, и лишь 10% первокурсников и 3,3 % второкурсников поступили в этот вуз не по своему желанию. Скорее всего, они поступили в вуз по желанию родителей — из династии военных. Повлияли на желание поступить в этот вуз отчасти друзья (3,3% — на первом и втором курсах и курсанты третьего курса поступили в этот вуз по рекомендации друзей);
2) нравится учиться в этом вузе первокурсникам в меньшей степени, чем курсантам второго и третьего курса, вероятно, это связано пока с трудностями
адаптации курсантов первого курса к достаточно строгому режиму ведомственного образовательного учреждения. Более выражена эта мотивация учения у курсантов второго курса, вероятно — они прошли период адаптации, а период предвыпускных трудностей, еще не наступил;
3) у курсантов первого курса пока не возникало желания отчислиться из этого вуза, а вот у курсантов второго и третьего курса такое желание возникало у 3,3% курсантов часто и 3,3 % — иногда. Причиной такого желания являются жесткий распорядок дня и строгий контроль;
4) у курсантов, которым нравится обучение в этом вузе, (23,3% — первого курса, 26,6% — второго курса и 60% курсантов третьего курса) выражено желание связать свою жизнь с этой профессиональной деятельностью. Пока не определились с таким желанием — только 3,3% студентов первого и 3,3% студентов второго курсов. Курсанты третьего курса с таким желанием уже определились. Вероятно, это происходит по той причине, что курсанты к этому времени осваивают уже не только специальные дисциплины, но и на практике овладевают практическими умениями и навыками реальной деятельности.
Таким образом, к третьему курсу курсанты уже практически все активно входят в свою профессиональную среду, происходит знакомство с профессией в разных формах и условиях реального выполнения служебных обязанностей и происходит реализация профессиональных устремлений.
Результаты исследования учебной мотивации курсантов (методика А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели учебной мотивации курсантов (методика А. А. Реана, В. А. Якунина) в %
Шкалы-мотивы 1 курс 2 курс 3 курс
в с н в с н в с н
Коммуник. мотивы 30 50 20 30 60 10 40 50 10
Мотивы избегания 20 55 25 20 80 0 0 60 40
Мотивы престижа 30 60 10 40 60 0 40 60 0
Проф. мотивы 25 50 25 35 55 10 40 60 0
Творческие мотивы 0 60 40 0 60 40 0 60 40
Учебно- познавательные мотивы 25 55 10 30 60 10 40 60 0
Соц. мотивы 0 80 20 10 90 0 40 60 0
Из таблицы 2 видно, что среди курсантов 1 курса высокого уровня на первом месте преобладают коммуникативные мотивы (30%) и мотивы престижа (30%), затем в равной степени профессиональные и учебно-познавательные мотивы, мотивы избегания выявлены только у 20% и отсутствуют высокого
уровня социальные мотивы и мотивы творческой самореализации. Среднего уровня преобладают мотивы социальные (80%), престижа и творческой самореализации (60%) и затем учебно-познавательные (60%) коммуникативные мотивы и профессиональные (50%). У 55 % курсантов выявлен мотив избегания, что не способствует приобретению профессиональных знаний и умений. Мотив творческой самореализации является низким у 40% курсантов.
У курсантов второго курса высокого уровня выявлены мотивы престижа (40%) и далее по степени выраженности профессиональные (35%) мотивы, учебно-познавательные (30%) и коммуникативные (30%). Социальные мотивы только у 10% и отсутствуют высокого уровня мотивы творческой самореализации. Однако в среднем уровне преобладает мотив избегания неудачи — у 80%. Вероятно, это связано с усложнением программы и требований к курсантам, выражен также и социальный мотив (у 90%) и затем в равной степени (по 60%) мотивы коммуникативные, престижа, творческой самореализации и учебно-познавательные.
У курсантов 3 курса уже иная картина мотивов — по 40 % высокого уровня выявлены мотивы престижа, социальные, учебно-познавательные и профессиональные. В среднем уровне в равной степени сохраняется мотив избегания у 60% курсантов, однако выраженными мотивами у 60% курсантов являются мотивы престижа, учебно-познавательные, профессиональные, творческой самореализации и социальные. Мотивы избегания низкого уровня у 40% и у 40% низкого уровня мотивы творческой самореализации. Можно предположить, что в этот период мотивы уже стабилизируются в сторону приобретения профессиональных знаний умений и навыков.
Результаты исследования мотивации обучения в вузе (методика Е. М. Пав-лютенкова) представлены в таблице 3.
Таблица 3
Мотивы выбора профессии (методика Е. М. Павлютенкова)
Мотивы 1 курс 2 курс 3 курс
в с н в с н в с н
Социальные 20 40 40 30 70 30 35 70 0
Моральные 0 85 15 15 85 0 50 50 0
Эстетические 0 50 50 0 60 40 10 90 0
По знавательные 35 40 20 50 50 0 70 30 0
Творческие 10 60 30 10 70 20 10 80 10
Содержание труда 0 35 65 0 60 40 20 80 0
Материальные 65 35 0 90 10 0 40 60 0
Престижные суждения 65 35 0 55 45 0 50 50 0
Утилитарные 60 40 0 50 50 0 35 75 0
Согласно полученным результатам таблицы 3, у курсантов 1 курса преобладающими мотивами высокого уровня являются мотивы материальные и престижные суждения 13 чел. (65%), затем утилитарные 12 чел. (60%) и менее выражены мотивы познавательные 7 чел. (35%) и социальные 6 чел. (30%). Что касается среднего уровня — здесь преобладают моральные мотивы 8 чел. (80%), творческие — 12 чел. (60%) и социальные — 10 чел. (50%). Утилитарные среднего уровня у 4 чел. 40%. Следует отметить, что у 13 чел. 65% курсантов, выявлен низкий уровень мотива, связанного с содержанием труда — вероятно содержание будущей деятельности пока не осознается курсантами.
У курсантов 2 курса высокого уровня преобладающими мотивами являются мотивы материальные 18 чел. (90%) и престижные суждения 11 чел. (55%). У 50% высокого уровня познавательные мотивы. А вот среднего уровня преобладающими являются мотивы моральные 17 чел. (85%), социальные 14 чел. (70%), творческие 14 чел. (70%). Эстетические мотивы и связанные с содержанием труда выражены у 12 чел. (60%). Пока еще мотивы, связанные с содержанием труда, низкого уровня у 8 чел. (40%). Эстетические мотивы тоже низкого уровня у 8 чел. (40% курсантов).
У курсантов 3 курса выявлены высокого уровня преобладающие познавательные мотивы (70%), престижные и моральные мотивы (50%). Однако среднего уровня начинают преобладать у них мотивы эстетические (90%), связанные с содержанием труда, и творческие (80%), утилитарные (75%) и социальные (70%). Материальные мотивы (60%) и престижные мотивы (50%) становятся менее значимыми и как бы отходят на второй план. Низкие показатели сохранились только у 10 % в отношении творческой деятельности. Таким образом, можно отметить, что мотивы, связанные с содержанием труда, начинают преобладать у курсантов на третьем курсе и, вероятно, это связано с тем, что курсанты в этот период проходят практику на различных базах и непосредственно знакомятся с содержанием будущей профессиональной деятельности.
Результаты исследования мотивации обучения в вузе (методика Т. И. Ильиной) представлены в таблице 4.
Таблица4
Показатели учебной мотивации обучения в вузе (по Т. И. Ильиной)
Мотивы Уровни проявления (%)
1 курс 2 курс 3 курс
в с н в с н в с н
Приобретения знаний 20 60 20 40 60 0 60 40 0
Овладения профессией 10 75 15 30 70 0 60 40 0
Получения диплома 55 35 10 30 60 10 10 60 30
По итогам анализа результатов (таблица 4) у курсантов 1 курса высокий уровень мотива получения диплома выявлен у 55% курсантов. Однако в среднем уровне преобладает все же мотив овладения профессией (75%) и приобретения знаний (60%).
Из таблицы 4 видно, что у курсантов 2 курса высокого уровня преобладает мотив приобретения знаний (40%) и в равной степени (30%) мотивы овладения профессией и получения диплома.
У курсантов 3 курса высокий уровень выражен в отношении мотива приобретения знаний и овладения профессией (60%). А что касается среднего уровня, то у 60% выявлен мотив получения диплома и у 40% выявлен мотив приобретения знаний и овладения профессией.
Вероятно у 60% все же в итоге преобладает мотив приобретения знаний и овладения профессией, и на втором плане находится мотив получения диплома.
Таким образом, у курсантов 1 курса (по методике А. А. Реана, В. А. Якунина) высокого уровня преобладают коммуникативные мотивы и в равной степени профессиональные и учебно-познавательные мотивы, у курсантов 2 курса высокого уровня мотивы престижа, профессиональные и учебно-познавательные, у курсантов 3 курса высокого уровня мотивы престижа, социальные, учебно-познавательные и профессиональные.
Основными преобладающими мотивами выбора профессии (по методике Е. М. Павлютенкова) у курсантов 1 курса являются мотивы материальные и престижа, затем утилитарные, у курсантов 2 курса — мотивы материальные и престижа, у курсантов 3 курса преобладают познавательные мотивы, престижа и моральные мотивы.
С помощью методики Т. И. Ильиной у курсантов 1 курса выявлен высокий уровень мотива получения диплома, а затем среднего уровня мотив овладения профессией и приобретения знаний; у курсантов 2 курса преобладает мотив приобретения знаний и в равной степени мотивы овладения профессией и получения диплома; у курсантов 3 курса выявлен высокий уровень мотива приобретения знаний и овладения профессией.
Таким образом, поскольку у курсантов 2 и 3 курсов уже преобладают мотивы приобретения знаний и овладения профессией, то это свидетельствует об адекватном и осознанном выборе курсантами профессии и удовлетворенности ею.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что мотивы курсантов в ходе обучения от первого до третьего курса изменяются, полученные в ходе исследования результаты были обработаны однофакторным дисперсионнвм анализом с применением критерия Фишера.
В качестве зависимой переменной выступали мотивы. В качестве независимой переменной или фактора — курс обучения. Для каждого мотива проверим гипотезу о равенстве дисперсий в каждой выборке (курсе). В случае неравенства дисперсий можно говорить о том, что данный мотив изменяется в зависимости от курса. Полученные результаты расчетов представлены в таблице 5 и на рисунках 1-3.
Таблица 5
Результаты дисперсионного анализа
Мотивы (шкалы) Критерий Фишера Б Уровень значимости Вывод о значимости различий
По методике А. А. Реана, В. А. Якунина
Социальные 25,538 0,000 есть различия
По методике Е.М. Павлютенкова
Моральные 13,675 0,000 есть различия
Эстетические 7,022 0,001 есть различия
Познавательные 5,124 0,008 есть различия
Связанные с содержанием труда 9,024 0,000 есть различия
Престижа 5,054 0,009 есть различия
По методике Т.И. Ильиной
Овладение знаниями 14,138 0,000 есть различия
Получение диплома 22,982 0,000 есть различия
Рис. 1. Изменение социального мотива от курса обучения (методика А. А. Реана, В. А. Якунина)
10 9 8 I 7 ГО I со го 5 6 ЕЗ 5 4 3 График средних значений и доверительных интервалов(95,00%) Методика Т .И. Ильиной
2 Курс —Овлад. профессией —ф— Получение диплома
Рис. 2. Изменение мотивов овладения профессией и получения диплома (методика Т. И. Ильиной)
График средних значений и доверительных интервалов(95,00%) Методика Павлютенкова
10
9
6
5
4
Моральный Эстетический Позновательный Связ. с содеож. труда Престижа
8
7
Рис. 3. Изменение мотивов от курса обучения (методика Е. М. Павлютенкова)
Из результатов дисперсионного анализа можно утверждать, что существуют значимые различия:
— в социальных мотивах, свидетельствующие о желании курсантов своим трудом способствовать общественному прогрессу;
— в моральной направленности, что выражается в стремлении к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств и направленности на высшие общечеловеческие цели и потребности;
— в эстетических мотивах, что свидетельствует о стремлении к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятию прекрасного, получению ощущения радости от своей деятельности;
— в познавательных мотивах и связанных с содержанием будущей трудовой деятельности, что свидетельствует о стремлении курсантов к овладению специальными знаниями, стремлению к четким знаниям о процессе своего труда, познанию содержания своей будущей трудовой деятельности.
Выявлены различия в мотивах приобретения знаний и овладения профессией, что говорит об осознанном и адекватном выборе курсантами своей профессии и удовлетворенности ею, а также о нацеленности на будущую службу в особых условиях.
Вышоды
1. В результате эмпирического исследования выявлено, что наиболее выраженными мотивами практически на всех курсах обучения являются коммуникативные, профессиональные и учебно-познавательные мотивы.
2. Основными преобладающими мотивами выбора профессии у курсантов 1 курса являются мотивы материальные и престижа, затем утилитарные; у курсантов 2 курса — мотивы материальные и престижа; у курсантов 3 курса преобладают познавательные, престижа и моральные мотивы, т. е. к этому периоду обучения уже происходит активное вхождение курсантов в свою профессиональную деятельность, знакомство с профессией в разных формах и условиях реального выполнения служебных обязанностей, происходит полная или частичная реализация профессиональных устремлений. В процессе обучения выявлены различия в социальных мотивах, т. е. в процессе обучения курсанты начинают все более осознавать социальную значимость своей будущей профессиональной деятельности.
3. У курсантов 1 курса выявлено преобладание мотива получения документа об образовании, а у курсантов 2 и 3 курсов уже — мотивы приобретения знаний и овладения профессией, что показывает осознанность и адекватность выбора курсантами профессии и удовлетворенности ею.
4. В результате статистических расчетов выявлены различия в мотивации получения диплома и овладения знаниями. Вероятно, это объясняется тем, что у курсантов в начале обучения преобладает мотив получения диплома, но в процессе обучения осознается необходимость в профессиональных знаниях для успешной профессиональной карьеры.
5. Учебно-познавательные мотивы у курсантов в процессе обучения являются достаточно устойчивыми, что может быть связано с возрастанием в
процессе обучения удельного веса и других мотивов — социальных, моральных и эстетических, сопутствующих процессу обучения от первого до третьего курса. Процесс обучения и овладения профессиональными знаниями становится более осознанным и значимым.
5. Не выявлено различий по творческим мотивам. Вероятно, этой мотивации и этой стороне обучения в ведомственном вузе уделяется менее всего внимания. В результате интереса к творчеству курсанты практически не проявляют.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. Санкт-Петербург : Речь, 2002. 180 с.
2. Большая психологическая энциклопедия. Москва : Эксмо, 2007. 544 с.
3. Гаврина Е. Е. Психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность / Е. Е. Гаврина. Рязань : Академия ФСИН России, 2008. 136 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург : Питер, 2008.
512 с.
5. Курляндии 3. Н. Педагогика высшей школы / З. Н. Курляндии, Р. И. Хмелюк, А. В. Семенова, И. А. Бартенева, И. М. Богданова. Москва : Наука, 2012. 495 с.
6. Мещерякова Е. И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностной становление курсантов / Е. И. Мещерякова // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 4.
7. Павлюк О. И. Эмоциональные компоненты мотивации / О. И. Павлюк. Москва : Педагогика, 2006. 165 с.
8. Подоляк Л. Г. Психология высшей школы : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов / Л. Г. Подоляк, В. И. Юрченко. Москва : Фил-студия, 2006. 320 с.
9. Солдатова И. Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога : дис. ... канд. психол. наук / И. Ф. Солдатова. Санкт-Петербург, 2007. 229 с.
REFERENCES
1. Baeva I. A. Psihologicheskaja bezopasnost' v obrazovanii [Psychological safety in education]. Sankt-Peterburg : Rech', 2002. 180 p. (in Russian).
2. Bol'shajapsihologicheskajajenciklopedija [Great psychological encyclopedia]. Moskva : Jeksmo, 2007. 544 p. (in Russian).
3. Gavrina E.E. Psihologicheskie osobennosti organizacionnogo povedenija sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij v processe vhozhdenija v dolzhnost' [Psychological features of organizational behavior of correctional staff in the process of coming into office]. Rjazan': Akademija FSIN Rossii, 2008. 136 p. (in Russian).
4. Il'in E.P. Motivacija i motivy [Motivation and motives]. Sankt-Peterburg : Piter, 2008. 512 p. (in Russian).
5. Kurljandii Z.N. Pedagogika vysshej shkoly [Pedagogy of the Higher School]. Moskva : Nauka, 2012. 495 p. (in Russian).
6. Meshherjakova E.I. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2011. No. 4. Pp. 43-46. (in Russian).
7. Pavljuk O.I. Jemocional'nye komponenty motivacii [Emotional components of motivation]. Moskva : Pedagogika, 2006. 165 p. (in Russian).
8. Podoljak L. G. Psihologija vysshej shkoly: Uchebnoe posobie dlja magistrantov i aspirantov [Psychology of Higher School: A Textbook for undergraduates and graduate students]. Moskva : Fil-studija, 2006. 320 p. (in Russian).
9. Soldatova I.F. Psihologicheskoe obespechenie kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii, nuzhdajushhihsja v povyshennom vnimanii psihologa: diss. ...kand. psihol. nauk [Psychological support of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, who need the increased attention of a psychologist: dis. ... cand. Psychol. Sciences]. Sankt-Peterburg, 2007. 229 p. (in Russian).
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATION OF CADETS DEPARTMENTAL UNIVERSITY
S. Ilinsky, A. Zhumgaleev
In the article on a sample of students of a departmental university, it was shown that the most pronounced motives for almost all courses of study are communicative, professional and educational-cognitive. Between the cadets of different courses, statistical differences in the motives of aesthetic, cognitive and moral have been revealed.
Key words: motivation, departmental high school, cognitive motives, motive for acquiring knowledge, motive for mastering the profession.