Научная статья на тему 'Развитие познавательной мотивации будущих переводчиков как фактор их профессионального становления'

Развитие познавательной мотивации будущих переводчиков как фактор их профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATIONAL SPHERE / MOTIVE / COGNITIVE AND PROFESSIONAL MOTIVES / EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVES OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образ Н. Н.

В статье представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности студентов лингвистической специальности в течение четырёх лет обучения в вузе. Сформированная познавательная мотивация рассматривается как необходимое условие обеспечения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов. В результате проведённого исследования была выявлена отрицательная динамика развития познавательных и профессиональных мотивов студентов в процессе обучения и изучения английского языка как одной из профилирующих дисциплин. Обозначены возможные способы решения выявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF COGNITIVE MOTIVATION OF FUTURE TRANSLATORS AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article presents the results of the research on University students’ learning motivation during four years of their studying for a Linguistic degree. Forming cognitive motivation is seen as a necessary condition for ensuring effective professional training of future specialists. As a result of the research there was revealed negative dynamics of the evolution of students’ cognitive and professional motives for learning English, which is one of the subjects they major in. There are also indicated possible ways of solving this problem.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной мотивации будущих переводчиков как фактор их профессионального становления»

УДК 378.14

Образ Н.Н., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

В статье представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности студентов лингвистической специальности в течение четырёх лет обучения в вузе. Сформированная познавательная мотивация рассматривается как необходимое условие обеспечения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов. В результате проведённого исследования была выявлена отрицательная динамика развития познавательных и профессиональных мотивов студентов в процессе обучения и изучения английского языка как одной из профилирующих дисциплин. Обозначены возможные способы решения выявленной проблемы. Ключевые слова: мотивационная сфера, мотив, познавательные, профессиональные мотивы, внешние и внутренние мотивы учебной деятельности.

Целенаправленное развитие

мотивационной сферы студентов

приобретает всё большую актуальность для профессионального образования, так как правильное формирование структуры учебной мотивации является одним из необходимых условий эффективности учебной деятельности в вузе. Чтобы подготовить конкурентоспособных

специалистов, необходимо систематически развивать у студентов познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, а также формировать потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании.

Существенный вклад в изучение мотивационной сферы студентов и влияние различных групп мотивов на эффективность процесса обучения в вузе внесли такие учёные как Г.В. Акопов, Ю.М. Орлов, Е.П. Ильин, А.А. Вербицкий, Р.С. Немов, В.А. Якунин, А.А. Реан, Т.Д. Дубовицкая. Под мотивационной сферой учёные понимают иерархию устойчивых потребностей и мотивов учащихся [3, с. 150]. Хотя большинство авторов единодушно признают значимость мотивационного компонента в образовательном процессе вуза, они часто по-разному рассматривают иерархическую структуру мотивации студентов и взаимозависимость её составляющих.

Л.И. Божович предложила разделить все учебные мотивы на две большие группы. Первая, представляющая познавательные мотивы, основана на интересе к самому

процессу и содержанию обучения, на стремлении к интеллектуальной активности и овладению новыми знаниями и умениями. Вторая группа (социальные мотивы) связана с взаимоотношениями с окружающими, с потребностью в одобрении общества, с желанием занять значимое место в коллективе [3, с. 151].

А.С. Герасимова также предлагает рассматривать не отдельные мотивы учебной деятельности студентов, а объединять их в однонаправленные структуры. Первая группа представляет собой «узкие» мотивы, ориентированные исключительно на внешний результат (получение оценки, одобрение, самоутверждение, получение диплома). Вторая же группа мотивов «направлена вовнутрь личности» (на познавательный интерес, способы поиска информации, саморазвитие). Для высокого уровня сформированности мотивационного

компонента характерен широкий спектр направленности действующих мотивов [6].

Многими авторами отмечается роль познавательной мотивации в повышении эффективности обучения в вузе [2, 5, 11]. Ориентация на процесс и содержание учебной деятельности, на получение знаний и овладение способами их добывания оказывают определяющее влияние на успешность обучения, в отличие от внешних мотивов, связанных со стремлением занять определённую социальную позицию в обществе. Результаты психологических

исследований свидетельствуют о том, что в ряде случаев ярко выраженная познавательная мотивация к обучению может даже компенсировать отсутствие выдающихся способностей у студентов [2].

Необходимость развивать

познавательную мотивацию учебной деятельности подчёркивают А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева, доказывая, что постоянно подкрепляемый познавательный интерес к изучаемому предмету является не только условием эффективности обучения в вузе, но и фактором, способствующим личностному саморазвитию студентов [5, с. 18]. В своих исследованиях авторы указывают на неразрывную связь между познавательными и профессиональными мотивами студентов, так как «познавательные мотивы, выражающиеся в целенаправленном стремлении усвоить совершенно конкретную область знаний ..., могут проявляться ... как профессиональные мотивы (при условии, если побуждаемая ими деятельность осуществляется в реальной или модельной форме)» [5, с. 16].

Однако следует понимать, что мотивационная сфера не является устойчивым образованием, она постоянно изменяется вследствие воздействия различных внешних и внутренних факторов [11]. Высокая степень выраженности познавательной и профессиональной мотивации первокурсников ещё не является гарантией успешности их учебной деятельности в течение всего периода обучения в вузе. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы создать оптимальные условия для формирования необходимых учебных мотивов у студентов, но и в том, чтобы поддерживать высокий уровень нужной мотивации, применяя современные образовательные методы и технологии [9].

Целью проведённого нами

исследования был анализ учебной мотивации будущих переводчиков в сфере профессиональной коммуникации на протяжении 4-х лет обучения в вузе. План исследования включал следующие этапы:

1. Сопоставление и анализ

преобладающих мотивов учебной деятельности студентов на каждом курсе.

2. Выявление доминирующих учебных мотивов при изучении английского языка.

3. Определение изменения степени выраженности у студентов внутренней и внешней мотивации к изучению английского языка.

4. Анализ динамики сформированности определённых групп учебных мотивов студентов.

В исследовании приняли участие 120 студентов факультета иностранных языков по направлению подготовки «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение». Для определения ведущих мотивов учения мы использовали методику «Мотивация обучения в вузе», предложенную Т.И. Ильиной, методику для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой и тест-опросник направленности учебной мотивации, разработанный Т. Д. Дубовицкой.

Три шкалы методики Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» («приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома») позволяют оценить и проанализировать уровень сформированности познавательных, профессиональных и узких социальных мотивов обучения будущих переводчиков на разных этапах профессиональной подготовки в вузе [8, с. 433]. Для корректного подведения итогов мы, по примеру Е.Ю. Васильевой и М.И. Томиловой, переводили данные, полученные по каждой шкале, в процентное соотношение [4].

Результаты исследования,

проведённого нами в 2014-2017 учебных годах, свидетельствуют о преобладании у студентов всех курсов узких социальных мотивов обучения и явном отставании от них групп познавательных и профессиональных мотивов.

Анализ результатов, полученных в сентябре-октябре 2017-2018 учебного года, позволяет более наглядно

продемонстрировать характер изменений

мотивационной направленности студентов. Всего в исследовании, проведённом осенью 2017 года, приняло участие 35 студентов 1-го курса лингвистической специальности, 32 студента 2-го курса, 29 третьекурсников и 24 студента последнего, 4-го года обучения.

На первом курсе у многих вчерашних абитуриентов доминируют познавательные мотивы обучения (59,5%), вторую позицию занимает стремление получить диплом (54,5%) и немного слабее выражена группа профессиональных мотивов (53%). Ко второму курсу соотношение ведущих учебных мотивов существенно изменяется. На первый план выходит желание получить диплом о высшем образовании, стремление к знаниям и саморазвитию снижается до 51,4%, а степень выраженности профессиональной направленности - до 42,4%.

Рост внешних прагматических мотивов продолжается на третьем курсе и составляет уже 62,8%. Уровень познавательной и профессиональной направленности

возрастает лишь на 0,04% по сравнению с предыдущим годом. На последнем курсе у студентов наблюдается очередной скачок выраженности социальной (73,2%) и снижение профессиональной мотивации обучения (37%). Степень сформированности познавательных мотивов незначительно возрастает по сравнению с третьим учебным годом (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования мотивационной направленности учебной деятельности студентов

Сопоставление данных о развитии мотивационной сферы студентов на протяжении всего периода обучения в вузе позволяет сделать вывод о недостаточно

развитом уровне мотивации учебной деятельности будущих переводчиков. Доминирование и стабильный рост выраженности внешних мотивов на трёх курсах (со второго по четвёртый) на фоне слабо сформированных познавательных и профессиональных мотивов может свидетельствовать, по нашему мнению, о незаинтересованности обучающихся в содержании учебных занятий, об отсутствии увлечённости и желания овладеть новыми знаниями и навыками, необходимыми для выбранной профессии. Ориентированность преимущественно на конечный результат может привести к поверхностному отношению к содержанию сначала учебной, а в будущем и профессиональной деятельности.

С целью сравнения структуры мотивационной направленности студентов при изучении английского языка как одной из профилирующих дисциплин профиля подготовки «Перевод и переводоведение» нами была выбрана методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана, В.А Якунина, переработанная Н.А. Бадмаевой [1]. Авторы выделяют следующие значимые мотивы изучения английского языка в вузе: социальные, коммуникативные, учебно-познавательные, профессиональные, мотивы избегания и мотивы престижа. Студентам было предложено оценить 23 утверждения, позволяющие определить их мотивы, по 5-тибалльной шкале. В самом начале обучения учебно-познавательные мотивы,

выражающиеся, в основном, в интересе к изучаемому языку и стремлении приобрести глубокие знания, доминируют при изучении английского языка, набрав, в среднем, 4,2 балла из 5ти. На втором году обучения их роль начинает постепенно меняться, и они, получив 3,9 балла, занимают уже третью позицию из шести предложенных авторами методики, и эта тенденция сохраняется вплоть до последнего курса. Полученные данные позволили сделать выводы об изменении соотношения структурных компонентов мотивационной сферы студентов при изучении английского языка.

Курсы Мотивы обучения

обучения Приобретение Овладение Получение

2017-2018 знаний профессией диплома

учебный

год

1-й курс 59,5% 53% 54,5%

2-й курс 51,4% 42,4% 58,8%

3-й курс 51,8% 42,8% 62,8%

4-й курс 56,5% 37% 73,2%

Результаты диагностики подтверждают наличие общей тенденции по снижению учебно-познавательной мотивации

студентов, наметившейся в конце первого -начале второго курса.

Для того чтобы выявить динамику соотношения внутренних и внешних мотивов студентов при изучении английского языка, мы использовали диагностическую методику,

разработанную Т.Д. Дубовицкой [7]. Студентам четырёх курсов были предложены 20 высказываний, позволяющих определить уровень сформированности их внутренней мотивации, выражающейся в ориентации на содержание изучаемой дисциплины и познавательный интерес к процессу обучения. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика выраженности внутренних мотивов студентов при изучении английского языка

Наиболее высокий уровень развития внутренних мотивов (16,1 баллов), наблюдается у студентов первого и третьего курсов. На втором году обучения внутренняя мотивация незначительно снижается (15,2), а студенты последнего курса продемонстрировали самый низкий уровень сформированности данной группы мотивов (13,4). Отрицательная динамика внутренней мотивации к изучению иностранного языка, проявляющаяся в снижении интереса студентов к процессу обучения, может свидетельствовать об отсутствии контакта с преподавателем, разочаровании

обучающихся в выбранной специальности или, что нам кажется наиболее вероятным, недовольстве принятой стратегией организации учебной деятельности.

Таким образом, проведённое нами исследование учебной мотивации у студентов на протяжении всех четырёх лет обучения в вузе позволило выявить проблему слабой выраженности

познавательной составляющей

мотивационного компонента у будущих

переводчиков. У большинства студентов наблюдается постепенное снижение уровня сформированности познавательных и профессиональных мотивов обучения, в то время как стабильно возрастает роль внешней социальной направленности учебной мотивации, как правило, выражающейся в стремлении получить диплом о высшем образовании. Это свидетельствует о том, что студенты чаще ориентируются на внешние стимулы или конечный результат своей учебной деятельности, чем на процесс и содержание обучения. Но отсутствие интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению новых знаний может в итоге отразиться на эффективности подготовки будущих специалистов и привести к их дальнейшей профессиональной

некомпетентности. Мы считаем, что решение обозначенной проблемы требует целенаправленных и спланированных действий преподавателей по пересмотру как содержания практических занятий по английскому языку, так и внедрению в

учебный процесс инновационных педагогических методов и информационных технологий, а также максимальному использованию возможностей

образовательных электронных ресурсов и электронной обучающей среды вуза.

Список литературы

1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. С.151 - 154.

2. Берестовская Л. П. Исследование мотивации студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Омский научный вестник. 2012. №4 (111). С. 286 - 289.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 352 с.

4. Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения // Экология человека. 2007. №6. С. 34 - 39.

5. Вербицкий, А. А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. - М.: Юрайт, 2016. - 180 c.

6. Герасимова А. С. Ценностно-деятельностный подход к психодиагностике учебной мотивации студентов // Знание. Понимание. Умение. 2009. №4. С.116-121.

7. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. №2. C. 42 - 45.

8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / СПб: Питер, 2008. - 508 с.

9. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №1. С. 61 - 65.

10. Семёнова Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. №7. С. 25 - 37.

11. Усова А.В., Яшалова Н.Н., Ильясов А.А., Рубан Д.А. Прикладные аспекты развития учебной мотивации студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2 (77). С. 170 - 178.

EVOLUTION OF COGNITIVE MOTIVATION OF FUTURE TRANSLATORS AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article presents the results of the research on University students' learning motivation during four years of their studying for a Linguistic degree. Forming cognitive motivation is seen as a necessary condition for ensuring effective professional training of future specialists. As a result of the research there was revealed negative dynamics of the evolution of students' cognitive and professional motives for learning English, which is one of the subjects they major in. There are also indicated possible ways of solving this problem.

Keywords: motivational sphere, motive, cognitive and professional motives, external and internal motives of educational activity.

References

1. Badmaeva N.C. (2004) Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostei [The impact of the motivational factor on the development of mental abilities]. Monographiya. Ulan-Ude, 151 - 154.

2. Berestovskaya L.P. (2012) Issledovanie motivacii studentov v obrazovatelnom processe pedagogicheskogo vuza [Studying students' motivation in the educational process of the pedagogical university]. Omskii nauchnyi vestnik [Omsk Science Herald], 4, 286-289.

3. Bozhovich L.I. (2001) Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Problems of personality formation: selected pshychological studies]. Edited by D.I. Feldshtein. Moskva: MPSI (Moscow Psychological and social institute).

4. Vasil'eva E.Yu., Tomilova M.I. (2007) Dinamika i harakter uchebnoi motivacii studentov medicinskogo vuza na raznyh etapah obucheniya [Dynamics and character of educational motivation of medical students at different stages of education]. Ekologiya cheloveka [Ecology of a Human], 6, 34-39.

5. Verbickiy A.A., Bakshaeva N.A. (2016) Psihologiya motivacii studentov [Psuchology

of students' motivation]. Moskva: Yurait.

6. Gerasimova A.S. (2009) Cennostno-deyatel'nostnyi podhod k psihodiagnostike uchebnoi motivacii studentov [Value and activity approach to psychological diagnostics of students' learning motivation]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Proficiency], 4, 116-121.

7. Dubovickaya T.D. (2002) Metodika diagnostiki napravlennosti uchebnoi motivacii [Diagnostics of motivational direction]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2, 42-45.

8. Ilyin E.P. (2011) Motivaciya I motivy [Motivation and Motives]. Spb: Piter.

9. Retivyh M.V. (2015) Innovacionnye tehnologii obucheniya v vuze: konceptualnye osnovy, pedagogicheskie sredstva, formy i vidy [Innovation technologies of university studying: conceptual basis, teaching means, forms and types]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bryansk State University herald], 1, 61-65.

10. Semenova T.V. (2016) Vliyanie uchebnoi motivacii na uspevaemost' studentov: rol' uchebnoi aktivnosti [The impact of learning motivation on students' academic achievements: the role of learning activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii [higher Education in Russia], 7, 25-37.

11. Usova A.V, Yashalova N.N., Il'yasov A.A., Ruban D.A. (2017) Prikladnye aspekty razvitiya uchebnoi motivacii studentov [Applied aspects of the development of students' learning motivation]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Cherepovets State University], 2 (77), 170-178.

Об авторах

Образ Наталья Николаевна - аспирант кафедры педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, E-mail: [email protected]

Obraz Natalia Nikolaevna - postgraduate student of Pedagogics department, Bryansk State Academician I.G. Petrovsky University, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.