Научная статья на тему 'Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов к физкультурно-оздоровительной работе с женщинами второго зрелого возраста'

Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов к физкультурно-оздоровительной работе с женщинами второго зрелого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Е. Ф., Кузнецова З. М.

Формирование у студентов мотивационной готовности кпрофессиональной деятельности, является очень важным, поскольку от этого зависит их будущий профессионализм, но процесс подготовленности специалистов к деятельности в целом, неразрывно связан с познавательной мотивацией, которая присутствует у студентов при обучении, и учетом того, что каждый человек имеет свои приоритеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов к физкультурно-оздоровительной работе с женщинами второго зрелого возраста»

УДК 796.07; 796.034.2

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ С ЖЕНЩИНАМИ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Е.Ф. Максимова - соискатель З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» Набережные Челны

FUTURE SPECIALISTS MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL WORK FORMATION TO SPORT AND RECREATION WORK WITH WOMEN OF THE SECOND ADULTHOOD

E.F. Maksimova - applicant Z.M. Kuznetsova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Nabereznye Chelny branch of FSBEI of HPE «Povolzhskaya academy of physical

culture, sport and tourism» Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: профессиональная направленность, учебная мотивация, мотивы познавательной деятельности, основные мотивы выбора профессии, мотивации студентов вуза.

Аннотация. Формирование у студентов мотивационной готовности к профессиональной деятельности, является очень важным, поскольку от этого зависит их будущий профессионализм, но процесс подготовленности специалистов к деятельности в целом, неразрывно связан с познавательной мотивацией, которая присутствует у студентов при обучении, и учетом того, что каждый человек имеет свои приоритеты.

Key words: professional orientation, educational motivation, motives of cognitive activity, the basic motives of a choice ofprofession, motivations of high school students.

Annotation. Formation of students' motivational readiness for professional activity is important because their future professionalism depends on it but the process of the specialist's readiness is inseparably connected with cognitive motivation which presents at students at training including the fact that every person has own priorities.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с тем, что возрастают потребности в физкультурных специалистах более высокой, чем ранее, квалификации для ряда областей общественной, социальной, экономической сфер, увеличивается общественный заказ на специалистов физической культуры для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов), имеющих различные отклонения в развитии, поведении, состоянии здоровья, для людей пожилого возраста; актуальным является оформление новых профессий (в вузовской

структуре - введение соответствующих специализаций) отечественных ВУЗов. Переход на многовариантное и многоуровневое структурирование высшего профессионального физкультурного образования открывает новые возможности для реализации этих требований.

Поскольку общей конечной целью обучения в вузе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность, которая определяется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Понятие «направленность» включает в себя:

- представление о цели;

- мотивы, побуждающие к деятельности;

- эмоциональное отношение к этой деятельности, удовлетворенность ею.

Сама профессиональная направленность представляет собой сложное многомерное образование, которое описывается множеством свойств и параметров [7]. Н.В. Кузьмина выделяет такие свойства профессиональной направленности, как объектность, специфичность, обобщенность, валентность, удовлетворенность, сопротивляемость, устойчивость, центральность и др. В тех же свойствах характеризуется, например, профессионально-педагогическая направленность Ю.П. Платоновым [5] , у которого они наполняются несколько иным психологическим содержанием.

Профессиональная направленность (предполагающая и психологическую готовность) как обобщенная форма отношения к профессии складывается из частных, локальных оценок субъектом личностной значимости (привлекательности -непривлекательности), различных аспектов профессиональной деятельности, ее содержания и условий осуществления. Предметом оценки субъективной значимости могут выступать такие стороны профессиональной деятельности, как, например, возможность творчества, работа с людьми, соответствие профессии способностям и характеру, заработок и др.

По мере обучения и освоения профессиональной деятельности представления о разных ее сторонах изменяются и, вероятно, адекватность образа будущей профессии, т. е. образа-цели, должна отразиться и на общем к ней отношении.

Общее отношение студентов к профессии, т. е. к целям вузовского обучения, его многозначность наполняют профессиональным смыслом и содержанием протекание самой учебной деятельности, которая выступает относительно профессиональных целей обучения в качестве средства их достижения. Отношение к учению как к средству достижения целей обучения образует второй уровень мотивационно-целевой основы обучения - учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм и способов организации с точки зрения их личных, индивидуальных потребностей и целей, которые, могут совпадать либо не совпадать полностью или частично с целями обучения. Учебная мотивация впоследствии трансформируется в трудовую мотивацию и поэтому по степени её сформированности можно судить о психологической готовности к профессиональной деятельности [5].

Образ будущей профессии, т. е. образ-цель у студентов, от курса к курсу постоянно преобразуется и к концу обучения становится все более адекватным и приближается к нормативному эталону. С изменением представлений студентов о своей будущей профессиональной деятельности меняется и структура мотивации. Рост профессиональной направленности определяется привлекательностью таких сторон, как возможность творческой инициативы, возможность проявить индивидуальность и заниматься наукой, общественная значимость научной деятельности, возможность принести пользу людям, а также другие аспекты.

Поэтому можно сделать вывод о том, что отношение студентов к профессии или специализации зависит не только от степени адекватности представлений о ней, но и от оценки ее социального престижа.

Знания и умения, как отмечает член-корреспондент РАО Г.И. Ибрагимов - лишь мизерная часть личностных свойств, влияющая на успешность деятельности, общения, поведения специалиста. «И пока результативным критерием качества подготовки специалистов будет успеваемость по предметам, руководители и преподаватели, студенты и их родители, основные усилия по-прежнему станут направлять именно на этот компонент - на формирование знаний. Поэтому вопрос о критериях качества подготовки специалистов - ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в учебном заведении. Чтобы реально решать задачу по ориентации образования на формирование нового качества подготовки будущего специалиста, необходимо ввести в критерии оценки качества образования наряду со знаниями и другие параметры». В качестве такого параметра Г.И. Ибрагимов, в том числе, выделяет и психологическую готовность к профессиональной деятельности.

В.И. Байденко и Б. Оскарссон, говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, используют понятие «базовые навыки» как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости». В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторы включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; способность к креативному мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка.

Подготовленность рассматривается как наличие у специалиста личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих в любое время успешно решать стоящие перед ним задачи и выполнять функциональные обязанности. При этом подготовленность специалиста к деятельности в целом еще не означает, что он готов в определенный момент совершить необходимые действия, тем более результативно. На деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевой настроенности, способности в данный момент выполнить необходимую работу и добиться требуемых результатов [1]. Б.Ф. Ломов относит мотивы к системообразующим факторам личности; мотивация является глубоко личностным образованием; деятельности без мотива не бывает, следовательно, мотив является неотъемлемым структурным компонентом деятельности

«Мотивы, - отмечает Е.В. Шорохова, - выступают как стимулы, реальные двигатели человеческой деятельности, как мощнейшие регуляторы поведения».

Одним из путей формирования новых мотивов, подчиняющих себе органические потребности, является, согласно Г. Олпорту, превращение средств в цели. Та деятельность, которая выступала для человека сначала как средство достижения целей, начинает вызывать интерес сама по себе и обретает собственную мотивирующую силу. Таким образом, мотивы являются продуктом развития внутренней структуры деятельности.

К мотивационному процессу автор относит: формирование готовности к действию; выбор целей, средств, способов, места и времени действия; формирование уверенности в правильности и необходимости действия.

Общепризнанно, что в системе непрерывного образования важнейшее значение имеет развитие познавательных мотивов и познавательных возможностей личности как основы успешного обучения и готовности к самообразованию [3].

В психолого-педагогической литературе показано, что на психическое развитие личности постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, усвоенные при наличии познавательных мотивов, развитие которых повышает активность учащихся и эффективность процесса обучения, составляет основу развития склонностей человека.

Эффективность учения определяется, пишет С.Л. Рубинштейн, интересом к изучаемому предмету, к характеру умственной деятельности, требуемой предметом; интересом, подкрепляемым соответствием склонностей изучаемому предмету или успехом в изучении дисциплин; опосредованным интересом к предмету, обусловленным связью с будущей практической деятельностью. Под интересом С.Л. Рубинштейн понимает здесь специфические мотивы познавательной деятельности, познавательные мотивы. Важной психологической проблемой является изучение динамики мотивов познавательной деятельности, их развития в ходе обучения, «перемещения», трансформации. Факторами, влияющими на развитие интересов в ходе обучения, могут выступать появление новых учебных предметов, качество преподавания, развитие способностей обучаемых, овладение системой теоретического знания. Познавательный интерес является ведущим мотивом познавательной деятельности, познавательная мотивация составляет структуру научных (познавательных) интересов студентов.

Необходимость развития в обучении, прежде всего познавательной мотивации человека, как условия и показателя целостного развития личности, четко прослеживается в психологической литературе. Деятельность учения должна всячески развивать присущую всем людям потребность в самоосуществлении себя как личности, считает, например, Л.М. Фридман. При этом важно, чтобы определяющим был внутренний мотив, непосредственно связанный с содержанием деятельности учения, чтобы ученик находил удовлетворение наиболее глубоких познавательных потребностей, интересов и склонностей, а также потребности в личностном саморазвитии. Учащийся должен быть не объектом воспитывающих воздействий педагогов, но субъектом собственной деятельности учения, принимать активное участие в определении ее мотивов, целей и задач.

Профессиональные мотивы исследовались и в рамках проблемы психологической готовности к выбору профессии, в том числе педагогической, в контексте профессионального самоопределения и отношения к профессии, формирования профессионального самосознания, развития профессиональных притязаний в процессе вузовского обучения.

Отметим также группу работ, рассматривающих профессиональные мотивы, интересы и ориентации как факторы, которые влияют на эффективность учебной деятельности студентов, оптимизацию ее отдельных компонентов, на успешность адаптации к познавательной либо иной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Познавательная деятельность студентов является той областью, в которой возможно формирование мотивов, значимых для их профессионального становления.

При этом профессиональная мотивация определяется, главным образом, как положительное отношение к профессии в целом, иногда - как иерархически соотносимая совокупность мотивов, побуждающих деятельность в какой-либо профессиональной области; к числу профессиональных относят также познавательные, прагматические, мотивы достижения, широкие социальные и др.

В учебной деятельности необходимо формировать мотивы, стимулирующие максимальное развитие внутренних сил учащегося, его стремление к совершенствованию, к тому, чтобы подняться в учении на более высокий уровень познания. Познавательный потенциал еще не познанного предмета бесконечно возрастает, если этот предмет преемственно связан с уже познанным [2].

Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса

Определение основных мотивов выбора профессии студентов факультета «Адаптивная физическая культура» определялся по методике Е.М. Павлютенкова. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные мотивов выбора профессии студентами_

Основные мотивы выбора профессии 1 курс (%) 2 курс (%) 3 курс (%) 4 курс (%) 5 курс (%)

Социальные 13,3 13,3 15,4 20 26,6

Моральные 20 21 21 50,3 66,7

Эстетические 13,3 12 14,2 15,6 40

Познавательные 20 33,3 33,3 60 66,7

Творческие 20 13,3 40 40 60

Связанные с содержанием труда 6,7 6,7 13,3 6,7 20

Материальные 53,3 40 46,7 13,3 13,3

Престижные 53,3 26,7 26,7 6,7 -

Утилитарные 66,7 46,7 26,7 - 20

Определение отношения к изучаемым дисциплинам и мотивацию к обучению в нашем вузе мы проводили на основании методики Г.Н. Казанцевой.

В процессе исследования мотивации студентов вуза, наибольший интерес представляют познавательные, поскольку формирование и развитие мотивов в учебной деятельности влияют на развитие и профессиональной мотивации.

Чтобы лучше изучить мотивацию, нами было проведено анкетирование, целью анкетирования стало не только определение основных мотивов студентов, но и выявление различий в мотивации студентов различных курсов. Для изучения мотивации обучения в вузе за основу нами была взята методика Т.И. Ильиной.

Результаты исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2

Различия в мотивации студентов различных курсов_

Вопросы Ответы студентов в %

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Приобретение знаний 56% 58% 55% 43% 25%

Получение диплома 12% 14% 36% 25% 98%

Овладение профессией 3% 15% - - -

При сравнении результатов опроса среди студентов разных курсов было выявлено, что с течением времени у студентов с 3 курса мотивация к профессиональной деятельности снижается, многие студенты теряют интерес к получению знаний, а интерес является важной стороной мотивации.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1

курс

3

курс

5

курс

□ Приобретение знаний

□ Получение диплома

□ Овладение профессией

Рис. 1. Различия в мотивации студентов различных курсов

Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения [4].

Поэтому в своей работе подготовки будущих специалистов для работы с женщинами второго среднего возраста кроме традиционных методов обучения применялись и активные методы обучения.

Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов использовался объяснительно-иллюстрированный метод, с использованием учебной и методической литературы, видеофильмов, слайдов, демонстрационного материала. Лекции проходили в виде лекции-беседы. Исследовательский метод применялся при проведении практических занятий. Практическое занятие проходило в виде конференции, где студенты делали доклады о новых научных теориях причин старения, методах и способах мотивации. Кроме традиционного получения и закрепления знаний решалась задача совершенствования умения работать студентов с информацией, анализировать и обобщать полученные знания, аргументированно защищать свою точку зрения в дискуссии. Темы «Современные направления развития оздоровительной физической культуры», «Мотивация физкультурной активности» проходили в виде лекций - дискуссий и диалога с аудиторией.

Для развития умения и навыков применялся репродуктивный метод - повторение определенных действий инструктора, воспроизведение отдельных оздоровительных упражнений и техник.

Для активизации профессионального мышления, на лекциях и практических занятиях применялись такие методы как эвристические беседы, учебные дискуссии. Для развития познавательных интересов и способностей применялись такие методы как решение ситуационных задач, тренинги.

При изучении 4 модуля применялись такие виды имитационных методов как игровой (деловые игры «Я руководитель», «Ведение переговоров»), так и неигровой метод (решение конкретных задач, анализ конкретной ситуации).

Для диагностики уровня сформированости у студентов готовности профессиональной мотивации, в основу которой положена концепция о внутренней и внешней мотивации, мы использовали методику К. Замфир в модификации А. Реана.

Данные нашего исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности у студентов мотивационной готовности к профессиональной деятельности

Уровень Количество студентов % Количество студентов %

Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

до эксперимента после эксперимента

Высокий - - 35 17

Средний 30 38 38 47

Низкий 70 62 27 36

70 60 50 40 30 20 10 0

констатирующий этап

-Л ff / / .и .А

№ ,lrJ———LL^

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

контрольный этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Уровень сформированности у студентов мотивационной готовности к профессиональной деятельности

На гистограмме видны изменения, произошедшие в экспериментальной группе. Уровень сформированности у студентов мотивационной готовности к профессиональной деятельности значительно вырос: из 70% осталось только 27% студентов с низкой мотивационной готовностью. Увеличилось число студентов (35% в экспериментальной группе), имеющих высокий уровень.

ВЫВОДЫ

Более высокий уровень образования позволяет улучшить состояние общества в целом, и этот вопрос должен решаться на государственном уровне, но направленность на улучшение процесса образования должна решаться на местном уровне, в конкретном ВУЗе. Одним из способов решения этой задачи является стимулирование учебной деятельности студентов, поскольку это тесно взаимосвязано с дальнейшим профессионализмом будущего специалиста

Основной задачей при подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту к физкультурно-оздоровительной работе с женщинами второго зрелого возраста с реальными знаниями является поддержание мотивации и развитие интереса к обучению.

Подходить к этому процессу необходимо, исходя из того, что каждый человек имеет свои приоритеты.

Литература

1. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса : подбор и мотивация персонала / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. - М. : Генезис, 2005. - 248 с.

2. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - М., 2006. -

184 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л.И. Божович ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995. - 352 с.

4. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии [Электронный ресурс] / А.С. Герасимова. - Режим доступа : http://www.ipras.ru.

5. Колденкова, А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности / А.Т. Колденкова. - Л., 1987. - 120 с.

6. Платонов, Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения / Ю.П. Платонов. - Л., 1987. - 215 с.

7. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторский // Эйдос. - 2005. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/joumal.

8. Штейнмец, А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности / А.Э. Штейнмец. -Калуга : КГПУ, 1998. - 308 с.

Literature:

1. Allin, O.N., Personnel for effective business : selection and motivation of the personnel / O.N. Allin, N.I. Salnikova. - M. : Genesis, 2005. - 248 p.

2. Bakshaeva, N.A. Psychology of motivation of students / N.A. Bakshaeva, A.A. Verbitskiy. - M., 2006. -

184 p.

3. Bozhovich, L.I. Problems of person formation : selected psychological transactions / edit by D.I. Fel'dshtein. - M.; Voronezh : Institute of practical psychology, 1995. - 352 p.

4. Gerasimova, A.S. Theory of educational motivation in domestic psychology.[Electronic resource] / A.S. Gerasimova. - Access mode : http://www.ipras.ru

5. Koldenkova, A.T. Pedagogical factors of formation of professional orientation / A.T. Koldenkova. - L., 1987. - 120 p.

6. Platonov, U.P. Professional and pedagogical orientation of the master of industrial training / U.P. Platonov. - L., 1987. - 215 p.

7. Khutorskiy, A.V. Technology of designing key and subject competence [Electronic resource] / A.V. Khutorskiy // Eidos. - 2005. - Access mode : http://www. eidos.ru/journal.

8. Shteinmes, A.E. Psychological training to pedagogical activity / A.E. Shteinmes. - Kaluga : KSPU, 1998. - 308 p.

Статья поступила в редакцию 22.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.