Научная статья на тему 'Особенности мотивации учебной деятельности студентов – будущих дефектологов'

Особенности мотивации учебной деятельности студентов – будущих дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2202
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТИПЫ МОТИВАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапп Елена Александровна

В статье излагаются результаты исследования, направленного на выявление содержательных и структурных особенностей мотивации студентов дефектологических специальностей. Указывается на комплекс психолого-педагогических условий, позволяющих обеспечить мотивацию студентов в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации учебной деятельности студентов – будущих дефектологов»

В образовательном процессе вуза необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна, в них включается:

надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности профессиональноличностного развития, систематический мониторинг уровня сформированности важнейших личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;

дифференциация и индивидуализация профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально-личностного развития студентов;

знания возрастных психофизиологических особенностей студентов, особенностей их по-требностно-мотивационной сферы, психологии межличностного взаимодействия и психологии учебной группы;

наличие эталонов, образцов, предъявляемых студентам - будущим специалистам;

обеспечение реальных условий самооценки студентов для сравнения себя с другими, формирование на этой основе перспектив профессионального и личностного роста;

динамика позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития студентов, ее самооценка;

варианты социально полезной профессионально-ориентированной практической деятельности будущих специалистов;

включение каждого студента в социально полезную деятельность, в занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов и отрядов;

УДК 378.09

создание реальных возможностей и стимулов для освоения будущим специалистом культуры и искусства.

Относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция и предвидение, наблюдательность, оптимизм и находчивость, рефлексия. Таким образом, профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, которые способствуют успешному выполнению его профессиональных обязанностей и влияют на стиль исполнения роли куратора, способствующей созданию благоприятного психологического климата в студенческой группе. Подытоживая, можно сказать, что куратор - это, прежде всего, призвание.

Примечания

1 См.: Мартынова М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление. 2004. № 5-6. С. 104-106.

2 См.: ЗелееваВ. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе. иЯЬ: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl3_1_4. Мш (дата обращения : 27.03.2012).

3 См.: Записная книжка куратора студенческой группы : методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О. В. Гришаев, М. В. Щербакова. Воронеж, 2009. 134 с.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ

Е. А. Лапп

Волгоградский государственный социально-педагогический университет E-mail lapp-elen@rambler.ru

В статье излагаются результаты исследования, направленного на выявление содержательных и структурных особенностей мотивации студентов дефектологических специальностей. Указывается на комплекс психолого-педагогических условий, позволяющих обеспечить мотивацию студентов в учебной деятельности. Ключевые слова: учебная мотивация, структурные элементы мотивации учебной деятельности, типы мотивации, познавательные мотивы, мотивы достижения успеха.

Motivation Features of Educational Students' Activity -Future Teachers for Children with Impaired Development

E. A. Lapp

The results of research directed on revealing on substantial and structural features of motivation of students - future teacher for children

with impaired development is reported in the article. It is underlined on complex of the psychology-pedagogical conditions, allowing providing motivation of students in educational activity.

Key words: educational motivation, structural elements of motivation of educational activity, motivation types, informative motives, motives of achievement of success.

Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента актуальна в психолого-педагогической науке. Активизация личностного подхода вызвала глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении. Переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление

© Лапп Е. А., 2012

91

своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. Проблема мотивационной сферы обостряется из-за неспособности личности в едином процессе социализации-индивидуализации интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, что приводит к её психологической деформации в отношениях к окружающим и к себе.

Данная проблема имеет междисциплинарный характер, поскольку она разрабатывается в целом ряде дисциплин и направлений, а ее предмет - мотивация - пронизывает все стороны и аспекты поведения и деятельности, играет решающую роль в их организации. Фундаментальный характер проблемы мотивационной сферы личности обусловлен тем, что эта сфера детерминирует поведение и деятельность и, следовательно, конкретизирует на психологическом уровне ключевой вопрос собственно научного объяснения. Именно мотивация есть через психику реализующаяся детерминация. Находясь в основании психологического знания и будучи органично вплетена в его фундаментальную проблематику, данная проблема приобретает еще большую значимость в зависимости от того психологического и социального контекста, в котором она изучается. Например, в контексте одного из ведущих типов деятельности - учебной, реализующейся в качественно трансформирующихся условиях современных общественных реалий и тех новых требований, которые они предъявляют к процессу формирования и образования личности (двухуровневая система вузовского образования, коммерциализация высшего профессионального образования; профессиональная переподготовка, получение дополнительной квалификации и др.).

Рассматривая проблему мотивации учебной деятельности в общем контексте мотивационной сферы личности, следует отметить существенно меньшее количество определений понятия «мотивация учения», «мотив учения», «мотивация учебной деятельности» в педагогической психологии, чем в общей, и отсутствие острых дискуссий по данному вопросу. Терминологическая недостаточность в области мотивации учебной деятельности обусловлена, по-видимому, недостаточностью целостных теоретических представлений. Все определения относятся в основном к структурному пониманию данных понятий. Хотя в науке сформировалось представление о том, что не только мотивация в общепсихологическом ее понимании является сложным, динамическим образованием, но и мотивация учебной деятельности является аналогичным, не менее сложноорганизованным образованием.

Считается, что мотивация учебной деятельности - это сочетание целостности и структурированности мотивов учения; мотив обучения трактуется как направленность обучающихся на отдельные стороны учебного процесса, а

мотивация учебной деятельности - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Нередко данный термин выступает синонимом понятия «познавательная мотивация»; под мотивами учебной деятельности понимаются все факторы проявления учебной активности - потребности, цели, установки, чувство долга, интересы, идеалы и др. Термин «учебная мотивация» рассматривается как совокупность социальных мотивов учения и мотивов обучения отдельному предмету; учебная мотивация является интегративным эффектом взаимодействия структуры личности и ее мотивационной сферы с основными характеристиками содержания и структурами учебной деятельности, ее условий и организации.

Психологическая наука располагает данными, раскрывающими значимые закономерности и механизмы мотивации учения, но в силу сложности этого феномена многие его ключевые аспекты недостаточно раскрыты. В особой мере сказанное относится к деятельности и личности, которые еще только находятся на стадиях своего онтогенетического формирования, то есть к учебной деятельности.

Актуальность изучения мотивации учебной деятельности студентов - будущих дефектологов для нас определяет теоретическая и практическая значимость обозначенной проблемы, а также социальный заказ на разработку различных аспектов проблемы учебной мотивации и использование получаемых результатов в системе образования. Сказанное выше приобретает особую актуальность еще и потому, что контингент обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» характеризуется разнообразием социальных и нравственных позиций и установок; уровень интеллектуального развития, сформированности учебных умений и навыков и другие показатели личностного развития студентов не всегда соответствуют целям обучения на высшей ступени образовательной системы. Познав структуру мотивов студента и определив базовые ценности личности, можно будет использовать их как матрицу профессионально-личностного развития обучающегося, как план-карту профессионального становления, которая может быть расширена, уточнена, конкретизирована в реальных процессах воспитания, обучения и самообразования.

Мотивация учебной деятельности - это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, это индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. В зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими, можно определить направленность личности

студента. Основными структурными элементами мотивации учебной деятельности студентов вуза являются познавательная мотивация и мотивация достижения успеха. Их стимулирование непосредственно способствует повышению эффективности учебной деятельности.

Как познавательные мотивы, так и мотивы достижения успеха могут быть внутренними и внешними. Внутреннюю учебную мотивацию составляют внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные. Внешняя учебная мотивация включает в себя внешние мотивы поступления, узкие познавательные и иррелевантные профессиональные1.

Исследование проводилось на студенческой выборке (114 человек). Учитывая, что весь период обучения в вузе можно разделить на последовательные этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности (начальный, основной, заключительный) и что во время этих этапов происходит смена видов учебной деятельности от учебно-познавательной к учебно-исследовательской, а затем - учебно-профессиональной, что приводит к мотивационным изменениям, изучение особенностей учебной мотивации осуществлялось нами среди студентов 1-го, 3-го, 5-го курсов специальностей «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика».

Для выявления ведущих мотивов учебной деятельности, специфики учебной мотивации студентов - будущих дефектологов, уровня выраженности преобладающих мотивов обучения нами применялись методики: изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной, изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина), «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А. А. Реана)2.

Результаты эмпирического исследования мотивации обучения в вузе по методике Т. И. Ильиной позволяют сделать следующие выводы. Лишь незначительное число студентов характеризует адекватная мотивация при выборе будущей профессии и удовлетворенность ею: высокие баллы по шкале «приобретение знаний» и «овладение профессией» были у 11,1% первокурсников, 43,2% студентов третьего курса и 4,9% обучающихся на пятом курсе. Студенты этой группы понимают важность получения хорошего профессионального образования как инструмента личностного и профессионального роста. Структура учебной мотивации и степень осознания собственных мотивационных особенностей дают им основание выделить наиболее значимые и интересные учебные предметы, самостоятельно определить круг своих профессиональных предпочтений. Среди этих студентов мы смогли выделить две подгруппы обучающихся: 1) обладающих смешанным типом мотивации, для которых значимы как внешние, так и внутренние мотивы; 2) высокомотивированных.

Студенты первой подгруппы демонстрируют позитивное отношение к учебной деятельности: они способны сосредоточиться на выполнении напряженной работы; проявляют устойчивый интерес к предмету; умеют планировать деятельность; активно участвуют в её коллективных формах; умеют переносить усвоенные знания из одной области в другую. Они находятся на исполнительском мотивационном уровне.

Студенты второй подгруппы творчески относятся к учебе, не ограничиваются рамками программы и заданиями преподавателей. Их учебная мотивация направлена на глубокое и прочное освоение как общеобразовательных, так и специальных предметов. Отличительные признаки их учебной активности: стремление заниматься самообразованием; систематическое выполнение заданий с использованием дополнительного материала; способности к длительному и напряженному выполнению заданий, к самоорганизации и самоконтролю в учебной деятельности; включение в поисковую познавательную деятельность; заинтересованность в профессии. Студенты находятся на творческом мотивационном уровне.

У студентов - будущих дефектологов мотив «получение диплома» преобладает над мотивами «приобретение знаний» и «овладение профессией». Наибольшее количество выборов по шкале «получение диплома» осуществлено студентами пятого курса. Можем предположить, что на финише обучения в вузе они имеют несколько завышенную самооценку, обладая некоторым профессиональным опытом, главным для себя считают получение документа о высшем образовании, что позволит им перейти на новую ступень оплаты труда.

Высокие баллы по шкалам «получение диплома» и «овладение профессией» продемонстрировали 13,5% студентов третьего курса и 39% пятикурсников. Обучающиеся осознают необходимость высшего образования, оценивают целесообразность его получения применительно к формированию своего профессионального и жизненного опыта, но при этом отвергают необходимость изучения широкого круга учебных дисциплин. Познавательный интерес у студентов данной группы, как правило, сосредоточен в сфере профессионально ориентированных предметов. Все остальное воспринимается как лишнее, ненужное. Трудные задачи не представляют интереса, учебные усилия направлены лишь на то, что, по их мнению, может пригодиться в будущей профессиональной деятельности. Наибольшее количество выборов по этим двум шкалам показали студенты - будущие сурдопедагоги и логопеды, работающие в свободное от учебы время. Учебная деятельность не является для них значимой, она служит лишь средством достижения других целей. Студентов данной группы зачастую удовлетворяет самый низкий результат, достижение которого позволяет не быть отчисленными.

В эту же группу входят и 33% первокурсников. Причины такого отношения к учебе у них следует искать в индивидуально-психологических свойствах личности. Для студентов характерен низкий уровень познавательной активности, стремление к формальному усвоению знаний, желание усвоения нового исключительно практическим путем. Стремление получить высшее образование и профессию расценивается в данной группе как формальный признак социального статуса.

Стремление к приобретению знаний и получению диплома (при очень низком уровне желания овладеть профессиональными знаниями) продемонстрировали 55,6% первокурсников, 43,2% студентов третьего курса и 53,7% пятикурсников. В эту группу входят студенты как с высокими, так и с низкими баллами ЕГЭ, которые учатся в силу каких-либо вынуждающих внешних обстоятельств («заставили родители», «не поступила в другой вуз, который хотела», «надо получить высшее образование» и т. п.). Внешняя мотивация детерминирована силами, внешними по отношению к субъекту деятельности и направленными на побуждение и регуляцию поведения. Части студентов этой группы свойственно чувство компетентности, но осознание причин своего преднамеренного поведения как внешних, а себя как объекта манипуляции приводит к несформи-рованности внутренней мотивации.

Студенты данной группы считают, что начинать профессиональную карьеру без высшего образования менее престижно. Кроме того, в этой группе находятся студенты, которые в силу своих личностных особенностей не смогли определиться с выбором профессионального пути, для них характерна амотивированность. Вуз для них выступает в роли своеобразного «накопителя», обеспечивающего условия социализации среди сверстников в ходе осуществления деятельности, одобряемой обществом. Часть этих студентов выражает сомнение в том, что после окончания вуза будет работать по выбранной специальности.

Методика А. А. Реана, В. А. Якунина определяет наиболее значимые мотивы и эффективность различных типов мотивации. Анализ полученных результатов показал, что наиболее значимыми мотивами обучения для студентов-первокурсни-ков являются следующие: приобрести глубокие и прочные знания; успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать изучение предметов учебного цикла и выполнять педагогические требования. Это в целом коррелирует с утверждением С. А. Пакулиной о преобладании учебно-познавательной мотивации у студентов на начальном этапе обучения в вузе3.

Для третьекурсников наиболее значимыми мотивами обучения выступают: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом и обеспечить успешность будущей про-

фессиональной деятельности. На втором месте по значимости для них находятся: приобрести глубокие и прочные знания и получить интеллектуальное удовлетворение. Третье место занимает мотив «не запускать изучение предметов учебного цикла».

У студентов пятого курса на первом месте находятся мотивы: получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; на втором - стать высококвалифицированным специалистом; на третьем - постоянно получать стипендию, приобрести глубокие и прочные знания и получить интеллектуальное удовлетворение.

Мотивацией к учебной деятельности в равной мере может выступать желание достичь успеха и страх перед неудачей4. Нами выявлено 36,2% обучающихся на первом курсе, 43,2% третьекурсников и 46,3%пятикурсников с положительной мотивацией, мотивацией успеха. У 13,8% первокурсников, 8,1% третьекурсников и 7,3% пятикурсников отмечается негативная мотивация - боязни неудачи. И у 50% первокурсников, 48,6% третьекурсников и 46,3% пятикурсников мотивационный полюс явно не выражен.

Студенты первой из этих групп активны, инициативны, способны самостоятельно планировать и контролировать деятельность; отличаются настойчивостью в достижении цели; способны брать на себя даже завышенные обязательства. Успех деятельности зависит от характера условий ее выполнения: трудности обеспечивают её результативность, с самостоятельно выбранными заданиями студенты справляются успешнее.

Обучающиеся, вошедшие во вторую группу, малоинициативны, плохо оценивают свои возможности; с одинаковой частотой могут взять для выполнения либо самые простые задания, либо сложные; в случае возникших трудностей результативность деятельности ухудшается, притягательность задания снижается. Деятельность обучающихся этой группы детерминирована желанием избежать наказания.

Среди студентов с невыраженным мотивационным полюсом только у пятикурсников (4,8%) нами выявлена тенденция мотивации на неудачу; 18,9% третьекурсников и 31,7% студентов пятого курса имеют определенную тенденцию мотивации на успех.

Таким образом, учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов: самой образовательной системой, образовательным учреждением; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося; субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений с обучающимися; спецификой учебного предмета.

Система мотивов и их иерархия, присущие студенческому возрасту, выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания - осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. По степени сформированности мотивов можно судить об уровне сформированности личности.

Рассмотренные нами категории студентов - будущих дефектологов продемонстрировали разные уровни учебной мотивации и вследствие этого различаются характером учебной активности, выраженностью познавательного интереса, качеством самоорганизации. Преобладание мотива «получение диплома» детерминировано социально-экономической ситуацией в стране. Товаром выступает диплом, а не образовательные услуги. Это происходит потому, что рынок труда в России сегодня не в состоянии выполнять функцию жесткого отбора и отсева некомпетентных специалистов с дипломами и низким уровнем образования.

Выявленной нами проблемой профессионального образования студентов дефектологических специальностей является переход от учения к труду, обусловленный противоречиями между содержанием, формами и условиями познавательной и осваиваемой профессиональной деятельности. Кроме того, как нам кажется, противоречия между реально действующими мотивами поступления в вуз и профессиональными объясняются недостаточностью сведений у потенциальных студентов о содержательной стороне профессии дефектолога на этапе выбора профессионального пути. Решение проблемы можно найти в создании психологопедагогических условий, при которых осуществляется переход от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности, что приведет к трансформации познавательных мотивов в профессиональные.

Психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию учебной мотивации студентов, выступают:

формирование и закрепление у студентов навыков осуществления учебной деятельности, не сформированных в период довузовского обучения;

использование заданий разной степени сложности, активизирующих продвижение каждого из студентов в зону ближайшего развития;

применение активных методов преподавания учебных дисциплин, способствующие развитию учебно-познавательного интереса;

выполнение заданий, связанных с самостоятельным поиском и анализом информации;

помощь в осознании и формулировании учебных мотивов, формировании навыков целе-полагания;

оказание психолого-педагогической поддержки по укреплению и развитию внутренней мотивации учения;

включение в учебные занятия проблемных ситуаций, стимулирующих развитие познавательного интереса;

развитие интереса к выбранной профессии через включение в учебную программу дополнительного материала, расширяющего область изучения предмета и связанного с будущей профессиональной деятельностью;

создание в учебном процессе ситуаций успеха, способствующих формированию объективной самооценки;

привлечение студентов к участию в различных формах научно-исследовательской деятельности;

реализация проектной деятельности студентов в условиях учебно-научно-методического комплекса5 и добровольных профессиональных общественных объединений;

индивидуальный подход в обучении, позволяющий учесть мотивационные особенности каждого студента.

Внешними условиями, обеспечивающими мотивацию студентов в учебной деятельности, является систематичность занятий, стабильность учебного процесса, прозрачность организационной структуры вуза и т. д. Мощным мотиватором учебной деятельности студентов является также педагогическое мастерство и успешная научная и учебно-методическая работа преподавателей.

Примечания

1 См.: Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003. 290 с.

См.: БордовскаяН. В., РеанА. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб., 2000. С. 238-239.

5 См.: Лапп Е. А., Ярикова С. Г. Учебно-проектная деятельность студентов в условиях учебно-научно-методического комплекса // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. Сер. Педагогические науки. 2009. № 6 (40). С. 99-103.

3 См.: Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педвуза : структура, факторы и средства развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.