Научная статья на тему 'Мотивация учебно-познавательной деятельности как одно из условий успешной адаптации студентов в вузе'

Мотивация учебно-познавательной деятельности как одно из условий успешной адаптации студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / MOTIVATION / MOTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Т. Ф.

Мотивация является основным условием успешной адаптации студентов к вузу. Автором указаны факторы и методы, способствующие формированию положительной мотивации у студентов к учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATION OF LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY AS A CONDITION OF THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF THE STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Motivation is a key condition for successful adaptation to university students. The author of the listed factors and methods for facilitating the formation of positive motivation of students to the educational-cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебно-познавательной деятельности как одно из условий успешной адаптации студентов в вузе»

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Т.Ф. ГУЛЯЕВА,

соискатель кафедры педагогики Московского университета МВД России, специалист по учебно-методической работе Управления учебно-методической работы Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Тихомиров

Аннотация. Мотивация является основным условием успешной адаптации студентов к вузу. Автором указаны факторы и методы, способствующие формированию положительной мотивации у студентов к учебно-познавательной деятельности. Ключевые слова: мотивация, мотив.

THE MOTIVATION OF LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY AS A CONDITION OF THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF THE STUDENTS AT THE UNIVERSITY

T.F. GULJAEVA,

competitor of chair of pedagogics of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs Moscow University, expert in educational and methodical work of Management of educational and methodical work

Annotation. Motivation is a key condition for successful adaptation to university students. The author of the listed factors and methods for facilitating the formation of positive motivation of students to the educational-cognitive activity. Keywords: motivation, motive.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

В основе мотивации лежат мотивы, составной частью которых выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений [1].

Мотивация — одно из основных условий успешной адаптации студентов к вузу, которое дает возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволяет повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет предрасположен ни к развитию своих знаний, ни к развитию научных дисциплин, а, следовательно, адаптационные процессы затянутся, осложнятся. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности. Мотивов для обучения

очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться воедино, формируя сложные мотивационные системы.

На сегодняшний день выделены факторы, способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:

♦ осознание ближайших и конечных целей обучения;

♦ осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

♦ эмоциональная форма изложения учебного материала;

♦ профессиональная направленность учебной деятельности;

♦ выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;

♦ наличие любознательности и познавательно-сти в учебной группе.

Проведенное нами анкетирование среди студентов 1-х и 2-х курсов позволило нам выявить мотивацию обучения в вузе (таблица 1).

Как видно из нашей таблицы, и на первом и на втором курсе преобладает ориентация на приобретение знаний. Но немало студентов стремится овладеть и профессиональными качествами. Преобладание

Таблица 1

Мотивация обучения в вузе

Респонденты

Ориентация на: 1-й курс 2-й курс

приобретение знаний 67 (44,7%) 46 (38,3%)

овладение профессией 53 (35,3%) 41 (34,2%)

получение диплома 30 (20%) 33 (27,5%)

Всего опрошенных человек 150 (100%) 120 (100%)

данных мотивов свидетельствует об адекватном выборе студентом специальности и стремлении овладеть ею. Немало студентов стремится к получению диплома при формальном усвоении знаний, поиску обходных путей при сдаче зачетов и экзаменов и т.д.

Выявление и распределение мотивов в вузе по значимости учебной деятельности студентов в вузе представлено в таблице 2.

Анализ показывает, что среди мотивов на первых двух курсах лидирует мотив, связанный с осознанием значимости получения высшего образования для собственного будущего. Это связано с тем, что получение высшего образования для одних является средством достижения значимых результатов в профессиональной области, а для других — средством реализации своих целей, не связанных, либо мало связанных с будущей профессиональной деятельностью (в таблице 2 показано, что профессиональные мотивы занимают лишь четвертое место). Но можно заметить, что стремление реализовать свои возможности в вузе проявляют больше первокурсники, чем студенты второго курса.

Более четверти студентов первого и второго курсов мотивированы на получение диплома о высшем образовании. Это говорит о наличии «потребительского» отношения к институту образования, где ценность образования не является самоценностью студента.

Кроме того, факторами положительной мотивации могут являться:

♦ содержание учебного материала. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные процессы;

♦ стиль общения преподавателя и студента, поскольку различные стили формируют и различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи» задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации. Либеральный формирует мотив «надежды на успех»;

♦ характер и уровень учебно-познавательной деятельности. При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из трех этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного [2].

Мотивационный этап — сообщение, почему и для чего студенту нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы; обычно состоит из трех учебных действий.

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:

а) постановки задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;

б) рассказа преподавателя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;

Таблица 2

Распределение мотивов в вузе

№ п/п Мотивы 1 -й курс 2-й курс

1 Мотивы, связанные с осознанием значимости высшего образования для будущего 81,5% 87,2%

2 Мотивы, связанные со стремлением реализовать свои возможности в вузе 71% 45,8%

3 Мотивы, связанные с познавательной деятельностью 48,1% 41,5%

4 Профессиональные мотивы — убежденность, осознанность в выборе будущей профессии 33,2% 25,3%

5 Мотивы, связанные с желанием получить диплом о высшем образовании 27,4% 28,9%

6 Мотивы, связанные с престижностью выбранной профессии 26,2% 24,7%

7 Мотивы, связанные с одобрением других людей (родственников, друзей) 27,2% 19,5%

в) рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для студентов целью их деятельности на данном уроке.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы; выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего студенту не хватает, чтобы решить задачу.

Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала, и предъявляются требования к студентам.

На операционально-познавательном этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности важно добиваться, чтобы студент начинал действовать, а это возможно при создании ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора): игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха, увлеченности темой). Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, вовлекая в активную работу даже слабо мотивированных студентов. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата [3].

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. К сожалению, преподаватели мало внимания уделяют подведению итогов так, чтобы студенты испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового материала. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости. При этом важно, чтобы в оценке давался качественный анализ учебной деятельности студента (подчеркивать положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала и т.д.).

При этом оценки не должны стать самоцелью для студента, потому что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая «добывается» не-

честными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной деятельности. В то же время принижать мотивирующую роль отметок при существующей в учебных заведениях системе аттестации не надо.

Таким образом, как следует из вышеприведенного материала, существует целый арсенал методов мотивации учебной деятельности, который условно можно разделить на четыре блока.

♦ эмоциональные: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, свободный выбор задания и т.д.;

♦ познавательные: опора на познавательный интерес, побуждение к поиску альтернативных решений; выполнение творческих заданий и т.д.;

♦ волевые: предъявление учебных требований; информирование об обязательных результатах обучения; формирование ответственного отношения к учению и т.д.;

♦ социальные: развитие желания быть полезным обществу; поиск контактов и сотрудничества с окружающими; заинтересованность в результатах коллективной работы и т.д.

Безусловно, что использование данных методов для развития мотивации учебной деятельности студентов требует от преподавателя творческого подхода к своей деятельности, затрат времени. Это становится возможным при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.

Необходимо подчеркнуть, что образование прямо связано с конкурентоспособностью. Ни одно общество не может иметь высококачественную продукцию без высококачественных исходных продуктов. Образование создает «человеческий капитал», который в соединении с «физическим капиталом» и дает увеличение производительности и качества. В конкурентоспособной стране ее гражданам необходимо иметь: высокий уровень функциональной грамотности; способность наблюдать, анализировать и действовать; умение работать в коллективе; способность нести ответственность за содеянное.

В заключении подчеркнем: важную роль в достижении целей образовательного процесса в высшем учебном заведении в современных условиях играет мотивация к предстоящей профессиональной деятельности обучающихся в вузе. Всесторонние знания и учет преподавателями вузов мотивации достижений у обучающихся является существенным условием успеш-

ной деятельности по формированию профессиональной компетентности современных специалистов. Педагогическая модель инновационного обучения в вузе заключается в стимулировании студентов к активному поиску личностного смысла в их будущей профессиональной деятельности. К приемам, активизирующим творческую активность студентов, можно отнести тре-нинговые занятия, методы группового решения проблем, методы, способствующие формированию навыков целеполагания, планирования, анализа собственной интеллектуальной деятельности, психической са-

морегуляции, программирования успеха и т.д. Все эти методы должны способствовать их творческой активности и развитию мотивации.

Литература

1. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. СПб.,2000.

2. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Вопросы психологии. 2003. №4. С. 11—17.

3. Карасева Т.М. Комплексное практическое занятие — деловая игра // Среднее профессиональное образование. 2002. № 7. С. 29, 30.

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

И.В. ГУСЕВА,

аспирантка кафедры педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры правового регулирования в туризме Российской международной академии туризма;

В.Ю. ПИТЮКОВ,

доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: [email protected] Рецензент: доктор педагогических наук, профессор А.И. Сеселкин

Аннотация. Рассматривается эволюция понятия преемственности в философии и педагогике, а так же развитие взглядов на проблему преемственности в отечественной и зарубежной педагогике и ее прикладной характер в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: педагогика, преемственность, связь, обучение.

DEVELOPMENT OF VIEWS OF A CONTINUITY PROBLEM IN NATIVE AND FOREIGN PEDAGOGICS

I.V. GUSEVA,

graduate student of chair of pedagogics and psychology, the senior teacher of chair of legal regulation in tourism of the Russian international academy of tourism;

V.YU. PITYUKOV,

doctor of pedagogy, full professor, scientific secretary of the Russian International Academy of Tourism

Annotation. Evolution of concept of continuity in philosophy and pedagogics is considered, as well as a development of views of a continuity problem in native and foreign pedagogics and its applied character in the system of continuous education. Keywords: pedagogics, continuity, communication, training.

Проблема преемственности представляет интерес для ученых с давнейших времен. Греческие философы Сократ [12] и Аристотель [1] в своих трудах подчеркивают необходимость непрерывного познания, основанного на идее преемственности.

В философии преемственность рассматривается как связь между различными этапами или ступенями развития, а ее сущность связывается с сохранением тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию и

выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания отрицания [3].

Идеи поступательного, плавного развития высказывались еще философами и педагогами прошлых веков (Д. Дидро [5], А. Дистервег [6], М.Ф. Квинти-лиан [9], Я.А. Коменский [10, 11], Г. Песталоцци [10]). Феномен преемственности связывался с вопросами самосовершенствования, саморазвития личности.

Чешский педагог Я.А. Коменский [11, с. 353] впервые разработал концепцию преемственности, рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.