Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности студентов направления «Социальная работа»'

Мотивация учебной деятельности студентов направления «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2802
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ВИДЫ МОТИВОВ УЧЕНИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / MOTIVATION / EDUCATIONAL MOTIVATION / REASON / TYPES OF REASONS OF STUDIES / MOTIVATIONAL SPHERE OF PERSONALITY / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF DIRECTION IS SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодянкина Ольга Владимировна

Цель статьи анализ мотивации учебной деятельности профессионального образования с определением мотивов и факторов выбора профессии и структуры мотивационной сферы студентов направления социальная работа. Метод или методология проведения работы анализ литературы, научных исследований в области психологии и социальной работы, анализ результатов анкетирования студентов. Выбор профессии студентами 1 курса в области социальной работы осуществляется с учетом внутренних факторов и незначительных количеством внешних. Мотивационная сфера учебной деятельности студентов многокомпонентна и разноуровнева. У студентов с первого по пятый курс наблюдается постепенный переход от одного уровня к другому как познавательных, так и социальных мотивов. Ведущими факторами, воздействующими на внутриструктурную динамику мотивационной сферы, являются: организация учебной деятельности и воспитательной работы, стиль общения, виды и формы обучения, мотивы выбора профессии и ситуаций и др. Формирование, учет и анализ мотивации учебной деятельности студентов должны осуществляться системно. Для осознанной мотивации выбора профессии необходимо пересмотреть содержание и формы обучения и воспитания студентов по расширению знаний о профессии социальная работа и привитию интереса к профессии. Мотивы выбора профессии и мотивационной сферы студентов к учебе рассматриваются как важные элементы профессионального образования и как факторы повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF DIRECTION IS SOCIAL WORK

Purpose: analysis of motivation of educational activity of trade education with determination of reasons and factors of choice of profession and structure of motivational sphere of students of direction social work. Methodology: analysis of literature, scientific researches in area of psychology and social work, analysis of results of questionnaire of students. The choice of profession the students of a 1 course in area of social work is carried out taking into account internal factors and insignificant the amount of external. Motivational sphere of educational activity of students of mnogokomponentna and raznourovneva. Students from the first for a fifth course have a gradual transition from one level to other both cognitive and social reasons. Leading factors, affecting vnutristrukturnuyu dynamics of motivational sphere, it is been: organization of educational activity and educate work, style of intercourse, kinds and teaching forms, reasons of choice of profession and situations and other. Forming, an account and analysis of motivation of educational activity of students must be carried out system. For the realized motivation of choice of profession it is necessary to revise maintenance and forms of teaching and education of students on the spread of learnings about a profession social work and to privitiyu of interest to the profession. Practical implications: reasons of choice of profession and motivational sphere of students to the studies are examined as important elements of trade education and as factors of upgrading education.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности студентов направления «Социальная работа»»

УДК 378 14: 369 (045) МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Солодянкина О.В.

Цель статьи - анализ мотивации учебной деятельности профессионального образования с определением мотивов и факторов выбора профессии и структуры мотивационной сферы студентов направления социальная работа. Метод или методология проведения работы - анализ литературы, научных исследований в области психологии и социальной работы, анализ результатов анкетирования студентов. Выбор профессии студентами 1 курса в области социальной работы осуществляется с учетом внутренних факторов и незначительных количеством внешних. Мотивационная сфера учебной деятельности студентов многокомпонентна и разноуровнева. У студентов с первого по пятый курс наблюдается постепенный переход от одного уровня к другому как познавательных, так и социальных мотивов. Ведущими факторами, воздействующими на внутриструктурную динамику мотивационной сферы, являются: организация учебной деятельности и

воспитательной работы, стиль общения, виды и формы обучения, мотивы выбора профессии и ситуаций и др. Формирование, учет и анализ мотивации учебной деятельности студентов должны осуществляться системно. Для осознанной мотивации выбора профессии необходимо пересмотреть содержание и формы обучения и воспитания студентов по расширению знаний о профессии социальная работа и привитию интереса к профессии. Мотивы выбора профессии и мотивационной сферы студентов к учебе рассматриваются как важные элементы профессионального образования и как факторы повышения качества образования.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, мотив, виды мотивов учения, мотивационная сфера личности, мотивация учебной деятельности студентов направления социальная работа.

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF DIRECTION IS SOCIAL WORK

Solodiankina O.V.

Purpose: analysis of motivation of educational activity of trade education with determination of reasons and factors of choice of profession and structure of motivational sphere of students of direction social work. Methodology: analysis of literature, scientific researches in area of psychology and social work, analysis of results of questionnaire of students. The choice of profession the students of a 1 course in area of social work is carried out taking into account internal factors and insignificant the amount of external. Motivational sphere of educational activity of students of mnogokomponentna and raznourovneva. Students from the first for a fifth course have a gradual transition from one level to other both cognitive and social reasons. Leading factors, affecting vnutristrukturnuyu dynamics of motivational sphere, it is been: organization of educational activity and educate work, style of intercourse, kinds and teaching forms, reasons of choice of profession and situations and other. Forming, an account and analysis of motivation of educational activity of students must be carried out system. For the realized motivation of choice of profession it is necessary to revise maintenance and forms of teaching and education of students on the spread of learnings about a profession social work and to privitiyu of interest to the profession.

Practical implications: reasons of choice of profession and motivational sphere of students to the studies are examined as important elements of trade education and as factors of upgrading education.

Keywords: motivation, educational motivation, reason, types of reasons of studies, motivational sphere of personality, motivation of educational activity of students of direction is social work.

При подготовке к профессиональной деятельности по направлению социальная работа большое внимание уделяется формированию личности, с присущими ему ценностями, интересами, потребностями, которые предопределяют мотивы и цели к профессиональной деятельности. Множественность подходов к пониманию сущности, природы, структуры мотивации, а также методы изучения отражены в работах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, К.К.Платонова, А.А.Реан, Я.Л.Коломинского и др.

Вопросы изучения и организации мотивации учебной деятельности студентов представлены в работах А.А.Баранова, О.С.Гребенюк, Н.А.Исаевой, А.Р.Кудашев, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, А.М.Матюшкина, Н.И. Мешковой, А.А.Реан, В.И.Слободчикова, А.В.Сухарева и др.

Конкретные вопросы профессиональной подготовки специалистов социальной работы, особенности профессионально-личностного развития, формирование профессиональной компетентности и готовность к профессиональной деятельности рассматриваются в работах Н.Ш. Валеевой, И.В.Воробьевой, Н.Н. Галагузовой, Н.В. Долматовой, В.И. Жукова, О.А. Овсяник, Г.И. Осадчей, Н.М. Платоновой, Н.А. Ручковой, Л.В. Топчия, Н.Б.Шмелевой, С.Д. Чигановой, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.

Важным фактором качественной профессиональной подготовки специалистов по соци альной работе является мотивация к учебе.

Понятие "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким

образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?...". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков [5].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усуглубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними [8, С.14]. Соответственно, при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека [2, С. 225].

На основании современных психологических представлений по поводу понятия мотивация (В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, Е.С.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, К.К. Платонов и др.) А.А.Реан с соавторами под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию, выражающую прежде всего направленность самого человека [7, С.117].

В современной психологии при сходности общего подхода к пониманию мотива, существуют некоторые расхождения. Можно сказать, что само определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию [6], другие - осознаваемую проблему, лежащую в основе выбора

действия и поступков личности. Считают также, что мотив - это то, что отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности [3].

Для определения мотивационной сферы учения студентов воспользуемся характеристикой типов отношения к учебе, разработанной А.К.Марковой. Она выделяет три типа отношения к учебе - отрицательное, нейтральное и положительное, последний имеет четкую дифференциацию на основе

включенности обучающегося в учебный процесс.

А.К.Маркова подразделяет положительное отношение к учебе на: а)положительное, неявное, активное, означающее готовность школьника

включиться в учение; б) положительное, активное, познавательное; в)

положительное, активное, личностно - пристрастное означающее

включенность школьника как субъекта общения как личности и члена общества [4; 7,71].

На основе этих типов отношения к учебному процессу выделяют два вида мотивов -

познавательные и социальные, которые проявляются на трех уровнях (табл.1).

Таблица 1

Виды мотивов учения

Виды мотивов Уровень мотивов Направленность мотивов

Познавательные мотивы Широкие познавательные на усвоение знания

Учебно- познавательные на овладение способами самостоятельного приобретения знаниями

Самообразования на создание специальной программы самосовершенствования

Социальные мотивы Широкие социальные Исполнение долга, осознание общественной необходимости получения знаний

Узкие социальные, или позиционные Стремление занять определенную позицию в социальной или студенческой группе

Социального сотрудничества Ориентация на расширение социальных контактов

Таким образом, выделены два вида мотивов - познавательные и социальные с уровневой дифференциацией показателей на основе направленности обучающихся [7, С.109].

Идеи о дифференциации мотивов учения нашли отражение в исследовательской работе по теме «Мотивация учебной деятельности студентов направления социальная работа», которую автор проводил в течение нескольких лет (2009 - 2011 г.) на кафедре социальной работы Удмуртского университета. В исследовании приняли участие абитуриенты, студенты 1 - 5 курсов, в общей сложности - 652 респондента. Основной метод -анкетирование.

Основные цели исследования. На 1 этапе исследования - определить мотивы и факторы выбора профессии, на 2 этапе - определить мотивационную сферу студентов направления социальная работа.

Результаты первого этапа исследования. Исследование мотивов и факторов выбора данной профессии у абитуриентов и студентов 1 курса направления социальная работа (135 человек) показало, что о профессии специалиста социальной работы знали 45 %, из них 14 % активно участвовали в реализации социальных проектов, акций по оказании помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, чаще всего детям или пенсионерам; 6 % выбор осуществили под влиянием семьи, друзей; остальные знали о профессии по источникам: Интернет, сайт кафедры, печать,

телевидение, посещение студентов и преподавателей в школах, колледжах, буклеты и др. Около 15 % студентов выбор сделали случайно. Примерно 20 % студентов выбор делали по престижности Института педагогики, психологии и социальных технологий, а о такой специальности не слышали.

Респондентами выделены основные факторы выбора специальности «социальная работа» при поступлении в вуз: гуманитарная направленность

учебных предметов - 64 %; стремление общаться с людьми -56%; желание помогать людям - 43%; легкость обучения по специальности - 12%;

рекомендации родителей, друзей, знакомых - 6% . По другим факторам сделан незначительный выбор до 5%. Сумма превышает 100%,так как респондентами дана возможность сделать несколько выборов.

Аналогичная тенденция выбора специальности социальная работа подтверждается исследованиями И.В.Воробьевой [1]. По результатам ее исследований основными факторами выбора факультета стала его гуманитарная направленность и случайный характер и желание просто получить высшее образование (30 %). В ряде высказываний отмечалось неадекватное и пренебрежительное отношение к профессии социального работника («мне все равно кем быть, главное, что бы работать с людьми, мне нужно высшее образование и работа с людьми, пошел туда, где нет математики...»). Одной из причин такого положения является слабая информированность студентов о профессии, отсутствие ранней профориентационной работы, низкая оплата труда, недостаточный престиж профессии.

Мотивы оказания реальной помощи людям, «общение с людьми», «желание выполнять ответственную работу», «интерес к профессии», «поиск новых путей решения» оказываются незначительными по частоте упоминаний (24% от всех высказываний).

И.В.Воробьева отмечает, что альтруистическая мотивация «желание помогать людям» в иерархии мотивационных предпочтений оказалось только на четвертом месте, что свидетельствует о серьезных сложностях начального этапа профессиональной социализации будущих специалистов, поскольку без наличия данного вида мотивации становление профессионального специалиста социальной сферы весьма затруднительно.

Таким образом, анализ полученных данных и сравнение с данными других исследований мотивов выбора профессии позволяют сделать выводы:

1) большинство респондентов делают свой выбор профессии в соответствии с профессиональными склонностями об этом констатируют

следующие результаты (стремление общаться с людьми -56%; желание помогать людям - 43%).

2) выбор профессии студентами 1 курса чаще всего осуществляется с учетом внутренних факторов и незначительным количеством внешних.

3) основными причинами неосознанного выбора профессии и незнание о профессии социальной работы являются слабая профориентационная работа в школах, колледжах, низкий уровень рекламы, недостаточный престиж профессии.

4) необходимо создать условия для профессионального самоопределения студентов, т.е. нахождение своего места в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, выработка мировоззренческой позиции и жизненной стратегии.

Результаты второго этапа исследования. На 2 этапе - определяли мотивационную сферу учения студентов направления социальная работа. В исследовании приняли участие студенты 1 - 5 курсов, в общей сложности - 249 респондентов за 2009-2011 годы. Основной метод - анкетирование.

Таблица 2

Результаты определения мотивов учения студентов направления

«Социальная работа» (за 2010 - 2011 учебный год)

Виды мотивов Уровень мотивов Результаты мотивов учения (выраженные в количественном и процентном соотношении)

1 2 3 4 5

Познавательные мотивы Широкие познавательные 20 (78%) 12 (50 %) 6 (25%) 7 (28 %) -

Учебно- познавательные 3 (10%) 7 (22 %) 11 (42%) 10 (40%) 13 (52 %)

Самообразования 2 (12%) 5 (28%) 8 (33%) 8 (32 %) 12 (48%)

Социальные мотивы Широкие социальные 17 (68%) 11 (42%) 6 (25%) 3 (10%) -

Узкие социальные, или позиционные 7 (28 %) 8 (30%) 9 (37%) 17 (68%) 7 (28%)

Социального сотрудничества 1 (4%) 5 (28%) 10 (38%) 5 (22%) 18 (72%)

Общее количество студентов 25 24 25 25 25

Из приведенных данных (Табл.2) следует, что у студентов первого курса преобладают широкие познавательные мотивы (78%), которые к пятому практически формируются в другие виды - учебно-познавательные (52%) и мотивы самообразования (48%). Примерно такая же картина наблюдается и с изменением социальных мотивов: у студентов первого курса преобладают широкие социальные мотивы (68%), которые к пятому практически формируются в другие виды - позиционные (28 %) и мотивы социального партнерства (72%).

Таким образом, анализ полученных данных по определению мотивационной сферы студентов к учению позволяет сделать выводы:

1) У студентов с первого по пятый курс наблюдается постепенный переход от одного уровня к другому как познавательных, так и социальных мотивов.

2) Если рассмотреть принципиальные особенности социальной работы как профессиональной деятельности, то в ее основе лежит посредническая деятельность, предусматривающая активное сотрудничество с клиентом, специалистами и другими социальными институтами в решении проблем клиентов. А это значит, что у большинства студентов направления социальная работа, при получении профессионального образования, формируется многокомпонентная, разноуровневая мотивационная сфера.

3) Целенаправленная продуманная система планирования и организации учебной и воспитательной работы (переход на компетентностный подход обучения, организация научно-исследовательской работы, воспитательная работа, проведение студенческих Олимпиад и научно-практических конференций, обмен студентов на международном уровне и др.) на кафедре способствует формированию мотивации учебной деятельности студентов.

Анализ литературы, научных исследований и эмпирических данных по мотивации учебной деятельности студентов позволяют сделать следующие общие выводы:

Мотивация профессионального образования такой категории, как социальные работники отражена в публикациях недостаточно. В основном авторы концентрируют внимание на изучении самого феномена мотивация учебной деятельности, личностных качеств студента и др.

Учебная мотивация - особый вид мотивации, характеризующийся сложной структурой, одной из форм которой является внутренняя и внешняя мотивация. Существенными характеристики учебной мотивации студентов являются устойчивость, изменчивость и динамичность, что соответствует профессиональной направленности.

Мотивы выбора профессии и мотивационная сфера студентов к учебе рассматриваются как важные элементы профессионального образования и как факторы повышения качества образования.

Ведущими факторами, воздействующими на внутриструктурную динамику мотивационной сферы, являются: организация учебной деятельности и воспитательной работы, стиль общения, виды и формы обучения, мотивы выбора профессии и ситуаций и др.

Формирование, учет и анализ мотивации учебной деятельности студентов, несмотря на определенные сложности должны осуществляться системно.

Данное исследование позволяет расширить представления о мотивации учебной деятельности студентов в вузе и инструментах ее формирования.

Список литературы

1. Воробьева И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «Социальная работа»: Автореф. канд. социол. наук. М., 2007.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Унта., 1971. 40 с.

4. Маркова К.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

5. Немов Р.С. Психология. К. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1998. 688 с.

6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.

7. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А.Баранов. СПб: Прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2006. 479 с.

8. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. М.: Просвещение, 1986.

References

1. Vorobeva I.V. Osobennosti professional'noy sotsializatsii studentov, poluchayushchikh spetsial'nost' «Sotsial'naya rabota» [Features of professional socialization of students, recipient speciality «Social rabota ]. 2007.

2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational Psychology]. M.: Logos, 2000. 384 p.

3. Leontev A.N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Necessities, reasons and emocii]. M.: Izd-vo Mosk. Un-ta., 1971. 40 p.

4. Markova K.K. Psikhologiya truda uchitelya [Psychology of labour of teacher]. M.: Prosveshchenie, 1993.

5. Nemov R.S. Psikhologiya. K. 1. Obshchie osnovy psikhologii [Psychology. General bases of psikhologiya]. M.: VLADOS, 1998. 688 p.

6. Platonov K.K. Kratkiy slovar' sistemy psikhologicheskikh ponyatiy [Shortstory dictionary of the system of psychological concepts]. M.: Vysshaya shkola, 1984.

7. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz, teoriya, praktika [Psychology of adaptation of personality. Analysis, theory and practice]. SPb: Praym - EVRO-ZNAK, 2006. 479 p.

8. Markova A.K Formirovanie interesa k ucheniyu u shkol'nikov [Forming of interest in studies for schoolchildren]. M.: Prosveshchenie, 1986.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Солодянкина Ольга Владимировна, заведующая кафедрой социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент Удмуртский государственный университет

ул. Университетская, 1, корп.6 , г. Ижевск, Удмуртская республика, 426034, Россия

e-mail: osolodyankina@mail.ru, bushm@list.ru DATA ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Solodiankina Olga Vladimirovna, manager of department «Social work», candidate of pedagogical sciences, associate professor

Udmurtskiy state university

University Street, 1, korp.6, Izhevsk, Udmurtskaya respublika, 426034, Russia e-mail: osolodyankina@mail.ru, bushm@list.ru

Рецензент:

Баранов А.А., директор Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета, доктор психологических наук, профессор, Удмуртский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.