Intellect and Altruistic Orientation of a Person
Antilogova Larisa N.,
Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Head of the Department of General and Pedagogical Psychology, Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia. е-mail: [email protected]
Razhina Natalya Yu.,
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate-Professor at the Department of Philosophy and Social Humanities, Omsk State Medical University
Omsk, Russia. е-mail: [email protected]
Abstract. Basing on the thematic apperception test (TAT) three types of altruistic orientation were specified: high level, average level and low level. The authors reveal the actual connection between indicators of person altruistic orientation and intelligence level of Omsk Pedagogical University students. The research basing on the Cattell's questionnaire showed dependence of altruistic orientation level on individual personal properties. The respondents with low altruistic orientation can be characterized by low control of affective sphere, i.e. low volitional regulation of this sphere. It is proved that high level of intelligence determines the high level of the person altruistic orientation. The additional study conducted from March to May of 2017 at the clinic faculty of Omsk State Medical University revealed that more than one-third of the respondents (38%) have an average level of intelligence. Testing altruistic or egoistic person orientation showed that half of all future doctors have egoistic orientation. Altruistic orientation characterizes 37% of the respondents, a mixed orientation is typical for 13% of the respondents. There is no significant correlation between the level of intelligence and the level of altruism-egoism. Thus, intelligence as mental abilities and altruism as a person's attitude being professionally important qualities of a doctor are not at the high level yet among medical university students. It might be connected with their initial stage of introducing to the profession or the attitude established to distance themselves form the patients, which has become common in medicine when a patient's pain and sufferings do not arouse empathy in medical staff.
Keywords: adaptation, altruism, altruistic orientation, intelligence, morals, morality, egoism, empathy.
Citation: AntilogovaL. N., Razhina N. Yu. Intellect and Altruistic Orientation of a Person. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(71) 2017. P. 29-34.
УДК 159.99 © Л. М. Осинцева, В. А. Литвинов, 2017
Роль межгрупповых соревнований в мотивации обучающихся (на примере Барнаульского юридического института МВД России)
Осинцева Людмила Михайловна,
преподаватель кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России Барнаул, Россия. е-mail: [email protected]
Литвинов Владимир Андреевич,
кандидат физико-математических наук, доцент, начальник кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России
Барнаул, Россия. е-mail: [email protected]
Рассматривается проблема, связанная с повышением мотивации деятельности обучающихся при помощи межгруппового соревнования с использованием информационных технологий, а именно — балльно-рейтинговой системы оценки результатов по всем видам достижений курсантов, направленной на формирование необходимых компетенций для будущей профессиональной деятельности. Для определения роли межгруппового соревнования в мотивировании деятельности курсантов авторами представлены результаты анкетирования обучающихся на разных курсах, которые показывают значимость роли межгруппового соревнования в мотивировании достижений. Предложенная авторами балльно-рейтинговая система оценки результатов межгруппового соревнования курсантов по всем видам деятельности имеет новизну в решении актуальной проблемы повышения мотивации обучающихся к образовательному процессу.
Ключевые слова: мотивация обучения, межгрупповое соревнование, соперничество, балльно-рейтинговая система, образовательная деятельность, информационные технологии.
Для цитирования: Осинцева Л. М, Литвинов В. А. Роль межгрупповых соревнований в мотивации обучающихся на примере Барнаульского юридического института МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 34-39.
Вопросы повышения мотивации любого вида деятельности являются актуальными на протяжении многих десятилетий. Не представляет исключения и образовательный процесс. Понятие «мотив» относится к базовым, ключевым понятиям психологической тео-
рии деятельности. Роль мотивов в деятельности человека исследовалась ведущими учеными [1-7].
Несмотря на длительный исторический период внимания ученых к вопросам мотивации деятельности, эта тема по-прежнему остается актуальной. Например,
поисковый запрос «мотивация обучения» на сервере eLIBRARY выдает около двух тысяч работ, опубликованных в 2016 г. Косвенное объяснение причины актуальности исследований мотивов обучения на современном этапе можно найти в работах классиков . В предисловии к своему труду «Мотивация и мотивы» Е . П . Ильин говорит: «Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу... Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом» [4, с. 7].
А. Н . Леонтьев писал: «В настоящее время по проблеме мотивов имеется огромное количество работ Они, однако, почти не поддаются систематизации — до такой степени различны те значения, в которых употребляется в них термин „мотив". Создается впечатление, что сейчас понятие мотива превратилось в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи» [2, с. 13], а также он отмечал, что «предмет деятельности есть ее действительный мотив» [3, с. 61].
Не лучшая ситуация и с термином «мотивация», впервые употребленным А. Шопенгауэром в работе «О четве-рояком корне закона достаточного основания», где она определяется как «каузальность, видимая изнутри» [1, с. 109]. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется авторами различным образом При этом общее у них заключается во вторичности понятия «мотивация» по отношению к понятию «мотив» [4, с. 65].
Отметим, что не только понятия «мотивация» и «мотив» не определяются однозначно в научной среде Например, понятие «информация» имеет более ста дефиниций, в той или иной мере используемых в научных трудах В то же время отсутствие единого определения информации не мешает ученым создавать эффективные информационные системы, рассматривать информацию как важнейший элемент общественных отношений Причина этого, как и в случае с термином «мотив», в фундаментальности понятия В К Вилюнас отмечал, что понятие «мотивация» служит родовым для «совокупности факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей» [6, с. 4].
Таким образом, работы, в которых рассматриваются вопросы мотивации, можно условно разделить на две группы. К первой группе отнесем научные труды, посвященные собственно понятиям мотива и мотивации Во вторую группу входят работы, в которых изучаются конкретные мотивы и виды деятельности . Актуальность большого числа работ из второй группы определяется многообразием видов человеческой деятельности, а также постоянно изменяющимися условиями этой деятельности и самого существования человека
Обучение является специфичным видом человеческой деятельности, которому присущи свои особые мотивы . При этом сами методы и стимулы могут суще-
ственно отличаться в зависимости от времени, места и контингента обучающихся.
Цель настоящей работы заключается в исследовании роли межгрупповых соревнований (стимулов, побуждений) в мотивации обучающихся к учебному процессу в Барнаульском юридическом институте МВД России (БЮИ МВД России). В данном случае мы умышленно в качестве синонимов понятия «мотив» использовали понятия «стимул», «побуждение», чтобы подчеркнуть направленность исследования не на психологический аспект понятия мотивации, а на создание условий для возникновения соответствующих побуждений
Предлагаем в настоящей статье ориентироваться на следующее определение: «Мотивация обучения — средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [8, с. 62].
С. Л. Рубинштейн отмечал своеобразие учения как вида деятельности, в котором цель сдвинута, смещена по сравнению с деятельностью, для которой она служит подготовкой С этим смещением цели неизбежно связаны и сдвиг, и изменение мотивов [5, с. 661].
В исследованиях мотивов учения широко применяется методика Т. И . Ильиной [9]. Согласно данной методике все мотивы объединяются в три группы: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома» По нашему мнению, выделение указанных групп непосредственно связано с временным сдвигом целей учебной деятельности
Среди первокурсников часто встречаются люди, чей выбор будущей специальности сделан под сильным влиянием родителей, друзей И даже если выбор будущей профессии был осознанным, это вовсе не означает, что первокурсник хорошо представляет характер своей работы, какие знания, личностные качества потребуются от него Результаты работы, мотивированные «овладением профессией», будут видны только через пять, а то и более лет. Эти факторы существенно снижают роль мотивов «овладения профессией» в мотивировании текущей ежедневной деятельности обучающегося
В. Е . Мельников отмечает, что «одна из основных проблем современной педагогики высшей школы — отсутствие интереса студентов учиться, получать знания» [8, с. 61]. Исследования ряда авторов показывают первоначально слабую мотивацию к овладению профессией у многих обучающихся или снижение такой мотивации в процессе обучения [10-13]. Только 54% курсантов первого курса БЮИ МВД России поставили при опросе по методике Т И Ильиной на первое место мотив «овладение профессией» . Большинство опрошенных курсантов четвертого курса (73%) первое место отвели именно этому мотиву
Задача образовательной организации, педагогического коллектива — подготовить специалиста, обладающего компетенциями, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами . Формирование у обучающихся мотивов «овладения профессией» является лишь одним из нескольких направлений
учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива. Для решения главной задачи необходимо использовать и другие мотивы, побуждающие обучающихся осуществлять деятельность, направленную на формирование требуемых компетенций
При исследовании мотивации обучения необходимо учитывать, что в большинстве случаев учеба в институтах и университетах сопровождается сменой образа жизни вчерашнего школьника. Изменяется не только характер обучения, но и коллектив, место жительства и ряд других сопутствующих обучению факторов
Повысить заинтересованность в овладении знаниями и умениями, развитии необходимых личностных качеств можно стимулированием добросовестного выполнения повседневных задач, стоящих перед обучающимися при их вовлеченности в образовательный процесс При этом, кроме познавательных, можно использовать большое количество других мотивов
Специфика организации обучения в образовательных организациях МВД России позволяет более эффективно использовать различные социальные мотивы Под социальными мотивами подразумеваются долг, ответственность, понимание социальной значимости профессии, стремление личности к самоутверждению в обществе (коллективе). В вузах МВД России по сравнению с гражданскими образовательными организациями более развита система поощрений и взысканий. Это приводит к развитию прагматических мотивов: иметь более высокое денежное довольствие, получать другие поощрения, избегать взысканий
Примыкают к социально-прагматическим статусно-позиционные и эстетические мотивы . Значение этих мотивов в образовательном процессе во многом зависит от личности преподавателя и социально-психологического климата в учебных группах и образовательной организации в целом
Эстетические мотивы могут играть как положительную роль, так и отрицательную . Если на занятии обучающийся видит свою способность решать поставленные задачи, раскрывает свои новые способности, то он получит удовольствие от обучения Возможна и обратная ситуация, когда систематическое недопонимание учебного материала вызывает у обучающегося отторжение предмета, которое также может перенестись на преподавателя и весь процесс обучения
Пять лет учебы — это не только формирование профессиональных знаний и умений . Это получение жизненного опыта работы в коллективе, включая и определение своего статуса. Успехи в учебе, конечно, влияют на статус обучающегося в коллективе, но далеко не всегда являются определяющими Для курсантов образовательных организаций МВД России значение имеют достижения в общественной жизни, спортивные успехи, умение выстраивать взаимоотношения при строгой должностной иерархии. При этом необходимо учитывать и наличие
традиционно-исторических стереотипов во взаимоотношениях в молодежной среде, что также мотивирует определенное поведение обучающихся
Повысить или нивелировать роль статусно-позиционных и традиционно-исторических мотивов можно при помощи совокупности организационных мероприятий Ряд авторов предлагает в качестве метода повышения мотивации учебной деятельности использовать балльно-рейтинговую систему оценки достижений обучающихся [14-17]. Применение балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности ориентировано на индивидуальное позиционирование обучающихся Считаем важным акцентировать внимание на исследовании роли межгрупповых соревнований в мотивации обучающихся к развитию определенных личностных качеств и освоению образовательной программы
Специфика организации образовательного процесса и сопутствующей ему жизнедеятельности обучающихся в образовательных организациях МВД России предполагает коллективное решение многих задач Это несение службы в нарядах, участие в мероприятиях по охране общественного порядка, культурно-массовые мероприятия Это облегчает вовлечение обучающихся в межгрупповое соревнование по результатам учебы, спортивных соревнований и т д
Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Правоохранительная деятельность» * предусмотрено, что в процессе обучения должны формироваться «способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5); способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6)». Формирование указанных способностей происходит в первую очередь в процессе межличностного и межгруппового общения, а не при изучении теоретического материала по дисциплинам образовательной программы
Соперничество, стремление не отстать, превзойти, отличиться, было и будет присуще человечеству Этот процесс — естественный, так как желание соревноваться является внутренним источником развития, утверждения и самосовершенствования личности Состязательность составляет сущность соревнования, основу его отношений
Задача профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала — организовать учет и освещение результатов всех видов деятельности обучающихся так, чтобы соревнование стимулировало развитие таких личностных черт, как взаимопомощь, сотрудничество, коллективизм
* Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» : приказ Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. № 1424. URL: www fgosvo . ru/400502 (дата обращения: 20.02.2017) .
Исследуем природу соревнования обучающихся и его влияние на формирование компетенций будущих специалистов, а именно роль межгрупповых соревнований в стимулировании учебной и внеучебной деятельности, направленной на формирование компетенций обучающихся, а также условий для повышения эффективности этого стимулирования
Методика использования межгрупповых соревнований для мотивации деятельности, направленной на формирование необходимых компетенций будущих специалистов, имеет много общего с применением балльно-рейтинговой системы освоения учебных дисциплин Результаты внеучебной деятельности менее доступны сравнительному анализу Во-первых, для этого часто нет каких-либо количественных критериев Во-вторых, отсутствуют информационные ресурсы, предназначенные для сравнительного анализа В то же время сведения о внеучебной деятельности обучающихся имеются в их портфолио, личных делах и т д
Например, в 2015-2016 учебном году в Барнаульском юридическом институте МВД России было 389 фактов поощрения курсантов как за конкретные достижения, так и по совокупности результатов учебной и служебной деятельности, например размещение фотографии на Доске почета института Вместе с тем ряд индивидуальных достижений и «промахов» курсантов не находит отражения в официальных оценках, что, на наш взгляд, снижает соревновательный потенциал внеучебной деятельности
Организованное на научной базе соревнование расширяет совокупность факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса Принимая на себя определенные обязательства, группа участвует в планировании собственной учебной деятельности Таким образом, существенно повышается контроль образовательного процесса курсантов со стороны учебного отдела в целом, осуществляемый на базе балльно-рейтинговой системы
В целях повышения участия личности и группы в целом в межгрупповом соревновании нужно систематически проводить групповое обсуждение вопросов организации соревнования Такие обсуждения приводят к тому, что каждый курсант начинает осознавать свою значимость и огромную ответственность за выполнение принятых решений По мере роста включенности курсантов в соревнование рекомендуется создавать все условия для группового подведения итогов и определения наилучших, средних и отстающих групп
Соревновательная активность возникает только тогда и только там, где отдельные курсанты видят возможность самореализации в своей учебной деятельности, где возможно проявление самостоятельности и активности настолько, что каждый обучающийся может ощутить воздействие, которое именно он оказывает на свой коллектив, а точнее — на совершенствование его образовательной деятельности
Экспериментальные данные свидетельствуют о таком эффекте соревнования, как «эмоциональное ни-гилирование» участников совместной деятельности
При увеличении соревновательной активности создается напряжение во взаимоотношениях, что нередко вызывает появление у обучающихся негативных реакций по отношению друг к другу Подобную напряженность способна гасить значимость цели групповой деятельности, требующей сотрудничества [18, с. 180]. Г. М. Андреева указывает, что «средством такой компенсации являются более общие („надгрупповые") цели, ценности совместной социально значимой деятельности При этом имеет значение и такой факт, как накапливаемый группами опыт совместной жизнедеятельности» [19, с. 201]. Ученые также отмечают положительный эффект соревновательных эмоций в качестве мотивацион-ного фактора деятельности [20].
Важные черты соревнования: гласность, достижение высоких показателей, распространение накопленного опыта среди обучающихся, подтягивание отстающих Соревнование ведь развивает не только соперничество, но и взаимопомощь, взаимовыручку в группах, поэтому неоспорима его воспитательная роль
Соревнования могут проводиться в разных формах: между курсами, группами, отдельными курсантами Целью такого соревнования в настоящее время служит повышение качества образования, активности участия обучающихся в научной, творческой, спортивной, культурно-массовой и общественной жизни института в целом
Соревнование предполагает и поощрение победителей как премированием, так и вручением почетных грамот, дипломов по номинациям, кубков (например, «Лучшая группа курса») и др
Необходимо эффективно использовать такие основополагающие принципы организации соревнования, как гласность, сравнимость результатов, возможность повторения успешного опыта Реализации данных принципов может способствовать применение информационных технологий для освещения результатов межгруппового соревнования
Применение информационных технологий предполагает разработку четких количественных критериев исчерпывающего списка показателей Это повышает объективность оценки результатов соревнования Положительным моментом применения информационных технологий является также возможность отображения позиционирования соревнующихся в режиме реального времени Участники соревнования получают возможность ежедневно сравнивать свои показатели и коллег, оценивать свои возможности в целях улучшения позиции и предпринимать соответствующие меры
Для этого нужно разработать специальную систему показателей соревнования и подведения итогов В число показателей индивидуального соревнования в группе должны быть включены не только результаты учебной деятельности, но и творческие успехи, инициатива, смекалка, добросовестное отношение к учебе, строгое соблюдение дисциплины, спортивные достижения и др Победитель определяется по наибольшему количеству баллов, набранных по всем этим показателям Используется и система
признания заслуг курсантов, достигнутых ими высоких результатов: объявление благодарности, вручение ценных подарков и почетных грамот, продвижение по службе, размещение фотографии на Доске почета и т д
Чтобы соревнование мотивировало положительную с точки зрения формирования компетенций обучающихся деятельность, необходимо при его организации соблюдать следующие требования:
— одинаковые стартовые условия;
— неизменность правил борьбы;
— сопоставимость критериев оценки;
— прозрачность процедуры выбора;
— разделение ресурсов и «зон ответственности»: соперничество, которое ведется на одном поле, чаще всего заканчивается интригами и дезорганизацией образовательного процесса
Применительно к организации межгруппового соревнования в образовательной организации идентичные стартовые условия можно обеспечить только между группами одного курса Очевидно, что научные достижения старшекурсников в среднем будут выше, чем у первокурсников Награждение некоторыми ведомственными знаками отличия также зависит от стажа службы Для расширения статистической базы межгруппового соревнования важно разработать критерии оценки При этом сопоставление достижений учебных групп одного курса и всех учебных групп образовательной организации может проводиться по частично или значительно различающимся критериям
Наиболее простым представляется ранжирование учебных групп по отдельным критериям с дальнейшим вычислением суммарного ранга Такой подход подобен неофициальному зачету результатов олимпийских игр В настоящее время указанный алгоритм определения лучшей учебной группы применяется в БЮИ МВД России Отрицательный момент такого подхода к подведению итогов заключается в неявном увеличении статистического веса внеучебной деятельности
Например, если ввести три показателя: учебу, спорт, художественную самодеятельность, то два первых места в спорте и художественной самодеятельности могут существенно перевесить успехи в учебе другой группы Еще в большей степени результаты учебы будут нивелированы при расширении списка показателей внеучебной деятельности Представляется целесообразным при вычислении итогового ранга учебной группы использовать весовые коэффициенты, учитывающие «трудозатраты» учебной группы для достижения призового места по отдельному виду деятельности Второй причиной, побуждающей организаторов соревнования изменить весовые коэффициенты, является необходимость стимулировать определенный вид деятельности курсантов
На наш взгляд, межгрупповое соревнование предполагает взаимопомощь и сотрудничество, поскольку возникающее препятствие в качестве соперника в процессе соревнования мешает осуществлению групповой цели, а так как цель не будет достигнута, если не преодолеть препятствие, то субъект готов сотрудничать с со-
перником. Единая цель в образовательном процессе, общность интересов порождают сотрудничество и взаимопомощь, предполагают свободный выбор, самоопределение и самоутверждение личности, без чего немыслима состязательность
В Барнаульском юридическом институте МВД России организовано ежемесячное подведение итогов межгруппового соревнования. При этом имеется информационный ресурс в локальной сети института, позволяющий в режиме реального времени ежедневно отслеживать его ход.
Для определения роли межгруппового соревнования в мотивировании деятельности курсантов было проведено анкетирование обучающихся первого и четвертого курсов. Анкетируемым предлагался вопрос: «Предпримите ли Вы какие-либо действия, если они заведомо приведут к улучшению позиции Вашей группы в межгрупповом соревновании?» Допускался выбор одного из трех вариантов ответа: «несомненно», «да, если это не требует больших усилий», «скорее нет» Все первокурсники (100%) и 77% курсантов четвертого курса выбрали первый вариант ответа
Результаты исследования показывают, что социальные мотивы являются значимыми в учебной и служебной деятельности курсантов, направленной на развитие профессиональных компетенций. Одним из методов развития данной группы мотивов может быть организация межгруппового соревнования по таким значимым видам деятельности, как учеба, научная работа, спорт, несение службы и т д Приведенный перечень видов деятельности, учитываемой при подведении итогов межгруппового соревнования, не является исчерпывающим Волонтерство, шефская работа также могут быть предметом рассмотрения для включения в показатели межгруппового соревнования
При накоплении статистического материала организаторы соревнования могут уточнить количественные критерии оценки, что будет способствовать стимулированию определенных видов деятельности
Список литературы
1. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. URL: http://www.etextlib. ru/Book/ Details/48535 (дата обращения: 23.04.2017).
2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. , 1971.40 с.
3 . Леонтьев А. Н. Деятельность . Сознание . Личность. М. , 1975. 304 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы . СПб . , 2002. 512 с.
5 . Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб , 2002 720 с
6 . Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека М , 1990 288 с
7. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер . с англ . А. М. Татлыбаевой. СПб. , 2008. 352 с.
8 . Мельников В. Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5(9). С. 61-64.
9 . Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала : учеб пособие Практические задания (практикум). М. , 2010. 640 с.
10 . Кокошвили Д. З., Эргерт И. А. Динамика изменения мотивации к обучению студентов ЮУГМУ // Успехи современной науки. 2016 . Т. 2. № 12. С. 67.
11. Басина Т. А., Прокопьева С. А. К вопросу о характеристике мотивации обучения в ведомственном вузе // Успехи современной науки . 2016 . Т. 7. № 11. С. 124-126.
12. Шпильберг С. А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза // Молодой ученый. 2015 . № 23. С 908-911.
13 Басина Т. А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах 2017. № 1(68). С. 18-20 .
14. Ершова О. В. Рейтинговая система оценки качества образования как средство мотивации студентов в системе профессиональной подготовки // Педагогические науки . 2016 . № 11. С . 1194-1197.
15 . Зенкина В. Г., Агибалова А. А. Балльно-рейтинго-вая система оценки знаний как эффективная мотивация
студентов к успешному обучению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016 . № 4(4). С. 818-821.
16 . Павлова Е. С. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин // Педагогика и психология. 2016 . Т. 5 . № 2(15). С 124-126.
17 . Шайхутдинова И. И., Тарковская К. О. Проблема повышения мотивации в обучении студентов технического вуза // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат-лам XXXI междунар . студ . науч . -практ. конф . 2015. № 4(31). URL: http://sibac . info/archive/guman/4(31). pdf (дата обращения: 03.02.2017).
18 . Кабаченко Т. С. Психология управления : учеб . пособие . М. , 2000. 84 с.
19 . Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. М. , 2001. 290 с.
20 . Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П., Бабушкин Е. Г. Взаимосвязь мотиваций и эмоций в экстремальной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 18-20 .
Поступила 02.05.2017
The Role of Intergroup Competitions in Motivation of Students on the example of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Osintseva Lyudmila M.,
lecturer at the Department of Informatics and Special Technique, the Barnaul Law Institute
of the Russian Ministry of Internal Affairs Barnaul, Russia. e-mail: [email protected]
Litvinov Vladimir A.,
Candidate of Sciences (Physics and Mathematics), Associate-Professor, Chief of the Department
of Informatics and Special Technique, the Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs Barnaul, Russia. e-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the problem of increasing the motivation of students with the help of intergroup competition using information technology, namely a rating system for assessing the results of all types of cadets' achievements aimed at forming the necessary competences for future professional activities. To determine the role of intergroup competition in motivating the cadets' activity the authors present the results of a questionnaire survey of students at different courses. The results of the questioning of cadets show the importance of the role of intergroup competition in motivating their achievements. The scoring-rating system for assessing the results of the intergroup competition of cadets for all types of activities proposed by the authors has a novelty in solving the actual problems of increasing the motivation of students for the educational process.
Keywords: motivation to learning, intergroup competition, competitiveness, score-rating system, educational activities, information technology.
Citation: OsintsevaL. M., Litvinov V. A. The Role of Intergroup Competitions in Motivation of Students on the example of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(71) 2017. P. 34-39.