УДК 378 ББК 74.58
Логинов Иван Владимирович
соискатель
кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет
г. Омск Loginov Ivan Vladimirovich The Competitor of the pulpit social педагогики and social work Omskiy state pedagogical university s. Omsk [email protected]
Модель балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза
Development of competence of future officer in staff education
В статье раскрывается понятие «оценки уровня сформированности компетенций» приводится структурная модель балльно-рейтинговой системы которая необходима для оценки результатов учебной деятельности курсантов, рассматривается ее сущность, структура и определяется содержание.
The notion "estimations level сформированности competency" opens In article happens to the structured model балльно-ретинговой of the system which necessary result for estimation to scholastic activity midshipman, is considered her(its) essence, structure and is defined contents.
Ключевые слова: компетентность, воспитание, курсанты, военный вуз, противоречия.
Key words: competence, education, midshipmans, military high school, contradictions.
Реформирование Вооруженных Сил РФ, переоснащение армии новой техникой создает условия для подготовки специалистов новой формации, чей профессионализм сформирован на самых глубоких уровнях организации личности, поддержан высокой профессиональной культурой и направленностью на военную профессию. Такой подход важен в обучении любому виду деятельности, тем более он необходим при обучении будущих военных специалистов.
Разработчики теоретических основ профессиональной подготовки офицеров в современных условиях (И. А. Бисько [1], В. С. Богатыренко [2] и др.) неизменно подчеркивают, что заказ не нее уже несколько десятилетий формиру-
ется не с позиции освоенного офицером опыта военно-профессиональной деятельности, а через его возможности успешно выполнять сложные профессиональные задачи, в особенности, имеющие проблемный и творческий характер, т. е. в логике профессиональной компетентности. Соглашаясь с этой точкой зрения, развитие профессиональных компетенций курсанта понимается нами как непрерывный целенаправленный процесс позитивных изменений личности, многопланового профессионального и личностного развития в едином интегра-тивном образовании, определяющем потенциальные возможности и готовность курсанта к решению профессиональной задачи (группы профессиональных задач), разворачивающийся при определенных условиях в его учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.
Важно отметить, что исследователи, разрабатывающие теорию и практику применения компетентностного подхода в военном образовании, указывают на то, что легитимно он был установлен стандартами профеccионального военного образования раньше, чем был разработан теоретиче^и. Этот факт утверждается, например, в ди^ертационных иccледованиях и монографиях А. Ю. Коровкина [3], А. А. Миллера, А. С. Потапова, А. Г. Самсоненко [4] и др. Следствием этого является противоречие между постановкой цели образовательного процесса военного вуза (в логике и понятиях компетентностного подхода) и оценкой результатов учебной деятельности курсантов (в логике традиционного знаниево-ориентированного подхода). Другое противоречие, которое также выделено перечисленными авторами, заключается в том, что военное образование не может отказаться и от оценки академических результатов учебной деятельности, которые, в отличие от междисциплинарных профессиональных компетенций, важны в контексте конкретной учебной дисциплины, модуля, блока.
Опыт проведения ряда «пилотных» экспериментов по использованию элементов балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза, показывает, что оценка академических резуль-
татов и оценка профессиональных компетенций не только не совпадают по времени, но и имеют принципиально разные методологии. В оперативном управлении учебной деятельности ключевую роль играет оценка результатов освоения учебной дисциплины (модуля), в стратегии подготовки будущего специалиста - оценка уровня сформированности компетенций. Сочетание и использование двух разноплановых видов оценки результатов учебной деятельности в едином рейтинге ставит перед военными исследователями задачи корректного применения балльно-рейтинговой системы, которые, несомненно, требуют научного решения. Методом такого решения нами избрано моделирование, позволяющее учесть в модели условия, а также реализовать на практике развивающее начало балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов по отношению к их основным профессиональным компетенциям.
Педагогическое моделирование как метод исследования (В. П. Беспалько [5], А. Н. Дахин [6], В. В. Краевский [7] и др.) позволяет изучать и конструировать педагогические объекты и явления как целостные системы, включающие необходимый и достаточный набор компонентов, образующих в своем единстве требуемое педагогическое свойство. Модель при этом показывает только те компоненты и связи, которые необходимы в связи с предметом конкретного педагогического исследования. Чаще всего используются структурные модели, в которых компоненты связаны структурными отношениями, описывающими подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач.
Структурная модель балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов является словесным и графическим описанием необходимого и достаточного состава и связей системных компонентов, целенаправленное формирование которых в условиях военного вуза обеспечит выполнение требований и запросов к многофункциональным и многоуровневым инновационным системам оценки. При этом наиболее актуальным требованием
мы считаем возможность корректной и валидной оценки процесса развития профессиональных компетенций будущего офицера в баллах, а также отражение этой оценки в общем рейтинге (рисунок 1).
В структурной модели балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза отражены:
- цели рейтинга - наиболее общие, идеальные представления о результатах его применения;
- области формирования рейтинга - сферы деятельности курсанта, которые объединяют объективные проявления его личностного и профессионального развития, подлежащие оценке;
- показатели рейтинга - объективные признаки результатов учебной деятельности курсантов;
- виды рейтинга - способы его применения в образовательном процессе военного вуза;
- критерии и уровни рейтинга - описания дифференцированных результатов учебной деятельности, выраженные в баллах;
- стимулы рейтинга - личностно значимые на каждом этапе профессионального образования материальные и идеальные объекты, на которые может быть направлена активность курсанта с образованием мотивов учебной деятельности;
- методы интерпретации данных - способы формирования заключений о профессиональной пригодности курсанта, а также стратегий его индивидуального профессионального развития.
Рисунок 1. Структурная модель балльно-рейтинговой системы оценки В модели нами выделены три взаимосвязанные области формирования рейтинга: учебная деятельность, учебно-профессиональная и профессиональная деятельность курсанта, а также воспитательная работа, которые нам представ-
ляются наиболее значимыми с точки зрения развития профессиональных компетенций. В этих областях определяются показатели, необходимые для оценки сформированности компетенции.
Корректное применение балльно-рейтинговой системы способствует развитию профессиональных компетенций курсантов, если она создает мотивацию профессионального развития и делает результаты учебной деятельности значимым в контексте профессиональной самореализации курсанта; задает эталонное состояние профессиональной компетенции, актуальное для конкретного индивида, позволяет определить индивидуальную траекторию движения к нему, планировать во времени локальные результаты и соотносить с ним собственные достижения; поддерживает самостоятельное рефлексивное управление профессиональным и личностным развитием.
Библиографический список
1. Бисько, И. А. Развитие теории и практики взаимодействия преподавателей и курсантов как фактор формирования личности будущего офицера в военно-морской школе: ав-тореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Бисько Ирина Александровна. - СПб., 2004. - 43 с.
2. Богатыренко, В. С. Проблемы личностно-ценностного и профессионального развития курсантов - будущих офицеров внутренних войск МВД России: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Богатыренко Владимир Степанович. - Владикавказ, 2003. - 22 с.
3. Коровкин, А. Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Коровкин Алексей Юрьевич. - М., 2011. - 20 с.
4. Миллер, А. А. и др. Формирование технической компетентности в высших военных учебных заведениях: монография / А. А. Миллер, А. С. Потапов, А. Г. Самсоненко. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. - 198 с.
5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
6. Дахин, А. Н. Моделирование как педагогическая задача / А. Н. Дахин // Сибирский учитель. - 2011. - № 1 (74). - С. 11-17.
7. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
Bibliography
1. Bisiko, I. A. Development to theories and practical persons of the interaction of the teachers and midshipman as factor of the shaping to personalities of the future officer in naval school: avtoref. dis. d-ra ped. sciences: 13.00.01 / Bisiko Irina Aleksandrovna. - SPB., 2004. - 43 s.
2. Bogatyrenko, V. S. Problems larval-ценностного and professional development midshipman - a future officer of the internal troopses MVD Russia: avtoref. dis. kand. ped. sciences: 13.00.01 / Bogatyrenko Vladimir Stepanovich. - Vladikavkaz, 2003. - 22 s.
3. Korovkin, A. YU. Shaping professional компетентности beside midshipman of the educational institutions MVD Russia: avtoref. dis. kand. ped. sciences: 13.00.08 / Korovkin Alek-sey YUrievich. - M., 2011. - 20 s.
4. Miller, A. A. and others Shaping technical компетентности in high military educational institutions: monograph / A. A. Miller, A. S. Potapov, A. Samsonenko. - Novosibirsk: Izd-in NIPKIPRO, 2010. - 198 s.
5. Bespaliko, V. P. Composed pedagogical technology / V. P. Bespaliko. - M.: Pedagogi-ka, 1989. - 192 s.
6. Dahin, A. N. Modeling as pedagogical problem / A. N. Dahin // Siberian uchiteli. -2011. - 1 (74 - S. 11-17.
7. Kraevskiy, V. V. Methodology of the pedagogical study: allowance for teacher-researcher / V. V. Kraevskiy. - Samarium: Izd-in SAMGPI, 1994. - 165 s.