Научная статья на тему 'Модель балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза'

Модель балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / КУРСАНТЫ / CADETS / ВОЕННЫЙ ВУЗ / MILITARY HIGH SCHOOL / ПРОТИВОРЕЧИЯ / CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов Иван Владимирович, Лёвочкин Алексей Николаевич

В статье раскрывается понятие «оценки уровня сформированности компетенций» приводится структурная модель балльно-рейтинговой системы, которая необходима для оценки результатов учебной деятельности курсантов, рассматривается ее сущность, структура и определяется содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF POINT-RATING SYSTEM FOR ASSESSMENT OF CADETS’ SCHOLASTIC ACTIVITY RESULTS

The article reveals the notion “assessment of level of competency formation“. A structured model of point-rating system which is necessary for estimation of results of cadets’ scholastic activity is given. Its essence, structure and contents are defined.

Текст научной работы на тему «Модель балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза»



УДК 378

МОДЕЛЬ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

И.В. Логинов, А.Н. Лёвочкин Омский автобронетанковый инженерный институт

Россия, 644098, г. Омск, 14 в/городок, [email protected] Омский государственный педагогический университет Россия, 644033, г. Омск, наб. Тухачевского, 14; [email protected]

В статье раскрывается понятие «оценки уровня сформированном^ компетенций» приводится структурная модель балльно-рейтинговой системы, которая необходима для оценки результатов учебной деятельности курсантов, рассматривается ее сущность, структура и определяется содержание.

Ключевые слова: компетентность, воспитание, курсанты, военный вуз, противоречия.

A MODEL OF POINT-RATING SYSTEM FOR ASSESSMENT OF CADETS' SCHOLASTIC ACTIVITY RESULTS

I.V. Loginov, A.N. Levochkin Omsk Tank Automotive Engineering Institute

The article reveals the notion "assessment of level of competency formation". A structured model of point-rating system which is necessary for estimation of results of cadets' scholastic activity is given. Its essence, structure and contents are defined.

Keywords: competence, education, cadets, military high school, contradictions.

Реформирование Вооруженных Сил РФ, переоснащение армии новой техникой создает условия для подготовки специалистов новой формации, чей профессионализм сформирован на самых глубоких уровнях организации личности, поддержан высокой профессиональной культурой и направленностью на военную профессию. Такой подход важен в обучении любому виду деятельности, тем более он необходим при обучении будущих военных специалистов.

Разработчики теоретических основ профессиональной подготовки офицеров в современных условиях И. А. Бисько [1], В. С. Бо-гатыренко [2] и др. неизменно подчеркивают, что заказ не нее уже несколько десятилетий формируется не с позиции освоенного офицером опыта военно-профессиональной деятельности, а через его возможности успешно выполнять сложные профессиональные задачи, в особенности, имеющие проблемный и творческий характер, т. е. в логике профессиональной компетентности. Соглашаясь с этой точкой зре-

ния, развитие профессиональных компетенций курсанта мы понимаем как непрерывный целенаправленный процесс позитивных изменений личности, многопланового профессионального и личностного развития в едином интегратив-ном образовании, определяющем потенциальные возможности и готовность курсанта к решению профессиональных задач.

Исследователи, разрабатывающие теорию и практику применения компетентностного подхода в военном образовании, указывают на то, что легитимно он был установлен стандартами профессионального военного образования раньше, чем был разработан теоретически. Этот факт утверждается, например, в диссертационных исследованиях и монографиях А. Ю. Ко-ровкина [3], А. А. Миллера, А. С. Потапова, А. Г. Самсоненко [4] и др. Следствием этого является противоречие между постановкой цели образовательного процесса военного вуза (в логике и понятиях компетентностного подхода) и оценкой результатов учебной

деятельности курсантов (в логике традиционного знаниево-ориентированного подхода). Другое противоречие, которое также выделено перечисленными авторами, заключается в том, что военное образование не может отказаться и от оценки академических результатов учебной деятельности, которые, в отличие от междисциплинарных профессиональных компетенций, важны в контексте конкретной учебной дисциплины, модуля, блока.

Опыт проведения ряда «пилотных» экспериментов по использованию элементов балль-но-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза, показывает, что оценка академических результатов и оценка профессиональных компетенций не только не совпадают по времени, но и имеют принципиально разные методологии. В оперативном управлении учебной деятельности ключевую роль играет оценка результатов освоения учебной дисциплины (модуля), в стратегии подготовки будущего специалиста - оценка уровня сформированности компетенций. Сочетание и использование двух разноплановых видов оценки результатов учебной деятельности в едином рейтинге ставит перед военными исследователями задачи корректного применения балльно-рейтинговой системы, которые, несомненно, требуют научного решения. Методом такого решения нами избрано моделирование, позволяющее учесть в модели условия, а также реализовать на практике развивающее начало балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов по отношению к их основным профессиональным компетенциям.

Педагогическое моделирование как метод исследования (В. П. Беспалько [5], А. Н. Дахин [6], В. В. Краевский [7] и др.) позволяет изучать и конструировать педагогические объекты и явления как целостные системы, включающие необходимый и достаточный набор компонентов, образующих в своем единстве требуемое педагогическое свойство. Модель при этом показывает только те компоненты и связи, которые необходимы в связи с предметом конкретного педагогического исследования. Чаще всего используются структурные модели, в которых компоненты связаны структурными отношениями, оплывающими подчиненность, логи-чеcкую и временную поcледовательноcть решения отдельных задач.

Структурная модель балльно-ретинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов является словесным и графическим описанием необходимого и достаточного состава и связей системных компонентов, целенаправленное формирование которых в условиях военного вуза обеспечит выполнение требований и запросов к многофункциональным и многоуровневым инновационным системам оценки. При этом наиболее актуальным требованием мы считаем возможность корректной и валидной оценки процесса развития профессиональных компетенций будущего офицера в баллах, а также отражение этой оценки в общем рейтинге (рис. 1).

В структурной модели балльно-ретинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза отражены:

- цели рейтинга - наиболее общие, идеальные представления о результатах его применения;

- области формирования рейтинга - сферы деятельности курсанта, которые объединяют объективные проявления его личностного и профессионального развития, подлежащие оценке;

- показатели рейтинга - объективные признаки результатов учебной деятельности кур-сайтов;

- виды рейтинга - способы его применения в образовательном процессе военного вуза;

- критерии и уровни рейтинга - описания дифференцированных результатов учебной деятельности, выраженные в баллах;

- стимулы рейтинга - личностно значимые на каждом этапе профессионального образования материальные и идеальные объекты, на которые может быть направлена активность курсанта с образованием мотивов учебной деятельности;

- методы интерпретации данных - способы формирования заключений о профессиональной пригодности курсанта, а также стратегий его индивидуального профессионального развития.

В модели нами выделены три взаимосвязанные области формирования рейтинга: учебная деятельность, учебно-профессиональная и профессиональная деятельность курсанта, а также воспитательная работа, которые нам представляются наиболее значимыми с точки зрения развития профессиональных компетенций. В этих областях определяются показатели, необходимые для оценки сформированности компетенции.

Рис. 1. Структурная модель балльно-ретинговой системы оценки

Корректное применение балльно-рейтин-говой системы способствует развитию профессиональных компетенций курсантов, если она создает мотивацию профессионального развития и делает результаты учебной деятельности значимым в контексте профессиональной самореализации курсанта; задает эталонное состояние профессиональной компетенции, актуаль-

ное для конкретного индивида, позволяет определить индивидуальную траекторию движения к нему, планировать во времени локальные результаты и соотносить с ним собственные достижения; поддерживает самостоятельное рефлексивное управление профессиональным и личностным развитием.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бисько И. А. Развитие теории и практики взаимодействия преподавателей и курсантов как фактор формирования личности будущего офицера в военно-морской школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2004. - 43 с.

2. Богатыренко В. С. Проблемы личностно-ценностного и профессионального развития курсантов - будущих офицеров внутренних войск МВД России: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. -Владикавказ, 2003. - 22 с.

3. Коровкин А. Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2011.- 20 с.

4. Миллер А. А. Формирование технической компетентности в высших военных учебных заведениях: монография / А. А. Миллер, А. С. Потапов, А. Г. Самсоненко. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. - 198 с.

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

6. Дахин А. Н. Моделирование как педагогическая задача // Сибирский учитель. - 2011. - № 1 (74). - С. 11-17.

7. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.

Логинов Иван Владимирович - соискатель кафедры социальной педагогики Статья поступила

и социальной работы ОмГПУ в редакцию 25 мая

Лёвочкин Алексей Николаевич - соискатель кафедры социальной педагогики 2014 г. и социальной работы ОмГПУ

© И.В. Логинов, А.Н. Лёвочкин, 2014

УДК 378:316.6

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

А.К. Кротов, А.А. Мовчан Академия военных наук Российской Федерации

Россия, г. Москва,

Авторы связывают недостатки подготовки выпускников с трудностями диагностирования и прогнозирования конфликтных ситуаций; установления контакта с подчинёнными в период конфликта; перевода конфликтной ситуации из деструктивной в конструктивную. Представлен анализ научно-педагогической литературы по данному вопросу.

Ключевые слова: содержание подготовки, разрешение конфликтной ситуации, воинский коллектив, педагогическое воздействие.

Сегодня учебные заведения видят главную задачу подготовки офицера в том, чтобы научить его выполнять функциональные обязанности по предназначению в соответствии с полученной специальностью и специализацией. Эта тенденция явно расходится с реальными требованиями к офицерам. Основным недостатком выпускников высшей военной школы является слабая подготовка к работе по созданию оптимальных отношений в воинских коллективах, к реализации социально-педагогических функций. Одна из значимых причин этого - отсутствие у офицеров необходимых знаний и умений для создания оптимальных межличностных отношений в подразделениях.

Конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью армейской жизни. Важно, что, несмотря на коллективный характер обучения и воспитания, деятельность офицера, нацеленная

на осознание и поиск путей разрешения конфликтных ситуаций, протекает индивидуально.

Для определения содержания подготовки офицеров к разрешению конфликтных ситуаций важно выяснить сущность конфликтной ситуации, определить черты передового опыта её разрешения, выявить степень решённости данной задачи в массовой педагогической практике.

Методологической основой разрешения конфликтных ситуаций является понимание целостности педагогического процесса, без этого ни один конфликт не может быть разрешён эффективно. Для офицера важно всегда учитывать, как разрешение конфликта отразится на других сторонах воспитания, обучения и развития военнослужащего. Основы разрешения конфликта состоят в единстве воспитания и самовоспитания; единстве общих целей воспитания, обучения и развития военнослужащих и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.