УДК 378
ББК 74.58
Логинов Иван Владимирович
соискатель
кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет
г. Омск Loginov Ivan Vladimirovich The Competitor of the pulpit social педагогики and social work Omskiy state pedagogical university s. Omsk [email protected]
Опыт технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с помощью балльно-рейтинговой системы Experience the technologizing of the evaluation process of the results of educational activity of students using a point rating system.
В статье раскрываются основные мероприятия педагогического эксперимента, в ходе которого была осуществлена технологизация процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов Омского автобронетанкового института (ОАБИ) с помощью балльно-рейтинговой системы.
The article reveals the concept of "technology" that describes the main activities of the pedagogical experiment which was conducted in the educational process of the Omsk tank-automotive Institute (AABI).
Ключевые слова: технологизация, оценка результатов учебной деятельности, балльно-рейтинговая система.
Key words: technology, educational activities, cadets, military University, approbation, pedagogical experiment.
Решение задачи технологизации процесса оценки результатов учебной
деятельности курсантов с использованием балльно-рейтинговой системы предполагает обращение к современным представлениям о понятии «технологизация». Е. Б. Куркин [1], Н. В. Бордовская [2], Е. И. Тануркова [3] в своих определениях выделяют такие характеристики технологизации, как формирование мотивации педагогов и обучающихся, наличие диагностики, использование адекватного поставленной цели инструментария, достижение запланированного, качественного и повторяющегося результата. Эти ключевые характеристики понятия стали ведущими при разработке содержания экспериментальной деятельности по технологизации процесса оценки результатов учебной деятельно-
сти курсантов Омского автобронетанкового института (ОАБИ) с использованием балльно-рейтинговой системы.
В педагогическом эксперименте приняли участие курсанты набора 2009 года, которые на начало опытно-экспериментальной работы перешли на 3-й курс обучения. Обучение этой группы курсантов на старших курсах военного вуза, а именно этот период является наиболее насыщенным в плане формирования профессиональной компетентности будущего офицера, проходило в новом формате оценивания результатов учебной деятельности, что позволило на завершающем этапе исследования провести сравнительный анализ доэспери-ментальной и экспериментальной практики применении балльно-рейтинговой системы. Кроме того, в эксперименте были задействованы и другие субъекты образовательного процесса: преподаватели учебных дисциплин, командиры учебных подразделений, офицеры управления военным вузом, а также специалисты группы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Методология педагогического эксперимента предусматривала движение от проблем инновационного развития военного вуза к проблемам управления образовательным процессом в условиях инновационного развития, а затем к проблемам формирования и внедрения балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов.
Методы опытно-экспериментальной работы подбирались в соответствии с ее содержанием на различных этапах:
- этап актуализации проблем управления образовательным процессом в условиях инновационного развития военного вуза;
- этап апробации модели балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов;
- этап изменения технологии управления образовательным процессом и оценки эффективности управления в новых условиях;
- этап обобщения, оценки и оформления опыта технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с использованием балль-но-рейтинговой системы.
Опыт ОАБИ по технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов на основе балльно-рейтинговой системы включал способ организации взаимодействия субъектов оценивания и управления образовательным процессом, что обычно является актуальной проблемой при любых инновационных процессах. В качестве такого способа выступала организация ролевой игры, в которой были задействованы преподаватели и командиры, участвовавшие в проведении педагогического эксперимента.
Апробация балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов предусматривала автоматизацию работы основных субъектов образовательного процесса с рейтингами. Эта задача, которая достаточно легко решается в гражданских вузах, для военных вузов представляет определенные трудности в связи с режимами секретности и запретом дистанционного доступа на открытые образовательные ресурсы. Экспериментальная работа позволила постепенно, в процессе эксперимента, преодолеть эти трудности.
Позитивный опыт ОАБИ в этой области можно характеризовать следующими решениями, доказавшими свою эффективность:
- создание закрытой локальной информационной базы рейтинга с точками доступа, на которых обеспечен необходимый режим секретности. Такие точки доступа созданы на базе компьютерных лабораторий, учебного отдела и отдела воспитательной работы;
- формирование нескольких учетных записей: администратор (для субъектов управления образовательным процессом с правом модерации рейтинга), педагог (для преподавателей и командиров с правом представления информации для изменения рейтинга), пользователь (с возможностью получения текущей информации по всем параметрам рейтинга; для командования, служб и
внешних специалистов, занимающихся управлением кадрами и общими вопросами управления), участник (для курсантов, с предоставлением права изучать собственный рейтинг в любой точке доступа);
- публикация в подразделениях периодического бюллетеня о рейтинге всего подразделения и каждого курсанта.
Практическое применение балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов при работе с экспериментальной группой началось с сентября 2013 г. Это позволило изменить параметры учебной деятельности курсантов, создать исходные условия для изменения технологий управления образовательным процессом. На основании результатов контроля учебной деятельности с использованием механизмов балльно -рейтинговой системы оценки разрабатывалась и внедрялась в практику совокупность инструментов оперативного управления. По своему назначению эти инструменты должны были обеспечивать реакцию на значительные изменения качества учебной деятельности отдельного курсанта, учебного подразделения в целом. Несмотря на то, что такие инструменты редко фиксируются в наставлениях, документах и инструкциях, они представляют собой опыт, скрипты, закрепленные в практике способы целесообразной деятельности, стабильно обеспечивающие желательный результат.
Статистические данные в этой области представлены на рисунке 1.
В диаграмме на рисунке 1 показаны инструменты оперативного управления, которые впервые применялись в том или ином году и затем прочно закреплялись в существующей практике. На графике видно, что большая часть разработок приходится на активный период педагогического эксперимента (с 2012 г.).
Рисунок 1. Число инструментов оперативного управления, основанного на использовании балльно-рейтинговой системы
Технологизация процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с использованием балльно-рейтинговой системы коснулась и функции планирования, присущей управляющей системе. Такая возможность возникла благодаря тому, что балльно-рейтинговая система дает представление о текущем состоянии и тенденциях профессионального развития курсанта в реальном времени. В результате процесс планирования обрел прочную и объективную основу, на которой возможны:
- анализ ситуации профессионального развития конкретного курсанта. Так как любой анализ предусматривает расчленение анализируемого объекта на доступные изучению составляющие, то важную роль сыграла детализация данных. Балльно-рейтинговая система оценки, в частности, обеспечивала представление о профессиональной компетентности будущего офицера не только на
уровне отдельных компетенций, но и на уровне их составляющих (когнитивных, личностных, деятельностных, психологических и пр.);
- прогнозирование дальнейшего профессионального развития личности будущего офицера. Наблюдение за этим процессом на протяжении длительного периода времени позволило не просто строить обоснованные предположения, но и пролонгировать и экстраполировать некоторые тенденции развития. В результате прогноз представлял собой достаточно реальную картину, как в части противоречий и трудностей развития, так и в части сильных сторон, профессиональных способностей, интересов и склонностей курсанта;
- выбор решения в отношении курсанта. Балльно-рейтинговая система оценки результатов учебной деятельности курсантов позволила строить работу коллегиальных органов, например, Ученого совета вуза, советов подразделений, комиссий и коллегий на объективной основе. Так, например, появилась возможность объективно принимать решения о назначении на должность младшего командира или о дальнейшем должностном предназначении выпускника.
Серьезным образом в процессе технологизации изменилась функция стимулирования, которую условно можно разделить на собственно стимулирование и создание мотивов учебной деятельности курсанта. В первую очередь это обеспечивалось определением значимого стимула, заложенного в рейтинге, который может позитивно повлиять на учебную деятельность курсанта. Опросы и изучение мнения курсантов позволили предположить, что таким стимулом может стать приоритет при распределении к новому месту службы и рекомендации о дальнейшем профессиональном использовании. На основе данного стимула менялись технологии:
- аттестации выпускников и оформления рекомендаций для их распределения для дальнейшей службы;
- обработки и использования в образовательном процессе военного вуза обратной связи с воинскими частями и военными организациями.
Апробация балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности и последующее за ней изменение технологий управления образовательным процессом позволили сформировать позитивный опыт технологиза-ции процесса оценивания. Этот опыт был рекомендован к распространению в других военных вузах, однако считать его полностью готовым к применению в широкой практике еще рано.
Во-первых, и сама балльно-рейтинговая система оценки результатов учебной деятельности курсантов и инновационная практика оценивания представляют собой решение научной проблемы, построенное на предположении -гипотезе, которое еще должно заслужить одобрение общественности в процессе широкого обсуждения результатов исследования.
Во-вторых, тиражирование опыта предусматривает его технологичный характер, т. е. почти гарантированный результат и воспроизводимость в новых условиях. В настоящее время планируется ряд экспериментов в других вузах, в которых может быть установлен технологичный характер опыта ОАБИ.
В-третьих, в настоящее время ведется методическое оформление опыта, охарактеризованного выше. В конце этой работы он должен быть представлен в в ряде инструкций и наставлений.
Проведенный эксперимент, как показали педагогические измерения, позволил добиться инновационного характера балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов.
Библиографический список
1. Куркин, Е. Б. Технологизация образования - требование времени / Е. Б. Куркин // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С. 22-32.
2. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
3. Тануркова, Е. И. Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса / Е. И. Тануркова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. — С. 195-197.
Bibliography
1. Kurkin, E. B. Technologization of education time requirement / E. B. Kurkin // School technology. - 2007. No. 1. - S. 22-32.
2. Modern educational technology: textbook. the textbook / under the editorship of N. C. Bordovskiy. - M.: KNORUS, 2010. - 432 S.
3. Tanurkov, E. I. A new quality of education as a result of the technologizing of the educational process / E. I. Tanurkov // Problems and prospects of development of education: proceedings of the Intern. scient. proc. (g Perm, April 2011). T. II. - Perm: Mercury, 2011. - S. 195-197.