Научная статья на тему 'Опыт технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с помощью балльно-рейтинговой системы'

Опыт технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с помощью балльно-рейтинговой системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL ACTIVITIES / CADETS / MILITARY UNIVERSITY / APPROBATION / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов Иван Владимирович

В статье раскрываются основные мероприятия педагогического эксперимента, в ходе которого была осуществлена технологизация процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов Омского автобронетанкового института (ОАБИ) с помощью балльно-рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинов Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience the technologizing of the evaluation process of the results of educational activity of students using a point rating system

The article reveals the concept of "technology" that describes the main activities of the pedagogical experiment which was conducted in the educational process of the Omsk tank-automotive Institute (AABI).

Текст научной работы на тему «Опыт технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с помощью балльно-рейтинговой системы»

УДК 378

ББК 74.58

Логинов Иван Владимирович

соискатель

кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет

г. Омск Loginov Ivan Vladimirovich The Competitor of the pulpit social педагогики and social work Omskiy state pedagogical university s. Omsk [email protected]

Опыт технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с помощью балльно-рейтинговой системы Experience the technologizing of the evaluation process of the results of educational activity of students using a point rating system.

В статье раскрываются основные мероприятия педагогического эксперимента, в ходе которого была осуществлена технологизация процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов Омского автобронетанкового института (ОАБИ) с помощью балльно-рейтинговой системы.

The article reveals the concept of "technology" that describes the main activities of the pedagogical experiment which was conducted in the educational process of the Omsk tank-automotive Institute (AABI).

Ключевые слова: технологизация, оценка результатов учебной деятельности, балльно-рейтинговая система.

Key words: technology, educational activities, cadets, military University, approbation, pedagogical experiment.

Решение задачи технологизации процесса оценки результатов учебной

деятельности курсантов с использованием балльно-рейтинговой системы предполагает обращение к современным представлениям о понятии «технологизация». Е. Б. Куркин [1], Н. В. Бордовская [2], Е. И. Тануркова [3] в своих определениях выделяют такие характеристики технологизации, как формирование мотивации педагогов и обучающихся, наличие диагностики, использование адекватного поставленной цели инструментария, достижение запланированного, качественного и повторяющегося результата. Эти ключевые характеристики понятия стали ведущими при разработке содержания экспериментальной деятельности по технологизации процесса оценки результатов учебной деятельно-

сти курсантов Омского автобронетанкового института (ОАБИ) с использованием балльно-рейтинговой системы.

В педагогическом эксперименте приняли участие курсанты набора 2009 года, которые на начало опытно-экспериментальной работы перешли на 3-й курс обучения. Обучение этой группы курсантов на старших курсах военного вуза, а именно этот период является наиболее насыщенным в плане формирования профессиональной компетентности будущего офицера, проходило в новом формате оценивания результатов учебной деятельности, что позволило на завершающем этапе исследования провести сравнительный анализ доэспери-ментальной и экспериментальной практики применении балльно-рейтинговой системы. Кроме того, в эксперименте были задействованы и другие субъекты образовательного процесса: преподаватели учебных дисциплин, командиры учебных подразделений, офицеры управления военным вузом, а также специалисты группы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Методология педагогического эксперимента предусматривала движение от проблем инновационного развития военного вуза к проблемам управления образовательным процессом в условиях инновационного развития, а затем к проблемам формирования и внедрения балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов.

Методы опытно-экспериментальной работы подбирались в соответствии с ее содержанием на различных этапах:

- этап актуализации проблем управления образовательным процессом в условиях инновационного развития военного вуза;

- этап апробации модели балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов;

- этап изменения технологии управления образовательным процессом и оценки эффективности управления в новых условиях;

- этап обобщения, оценки и оформления опыта технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с использованием балль-но-рейтинговой системы.

Опыт ОАБИ по технологизации процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов на основе балльно-рейтинговой системы включал способ организации взаимодействия субъектов оценивания и управления образовательным процессом, что обычно является актуальной проблемой при любых инновационных процессах. В качестве такого способа выступала организация ролевой игры, в которой были задействованы преподаватели и командиры, участвовавшие в проведении педагогического эксперимента.

Апробация балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов предусматривала автоматизацию работы основных субъектов образовательного процесса с рейтингами. Эта задача, которая достаточно легко решается в гражданских вузах, для военных вузов представляет определенные трудности в связи с режимами секретности и запретом дистанционного доступа на открытые образовательные ресурсы. Экспериментальная работа позволила постепенно, в процессе эксперимента, преодолеть эти трудности.

Позитивный опыт ОАБИ в этой области можно характеризовать следующими решениями, доказавшими свою эффективность:

- создание закрытой локальной информационной базы рейтинга с точками доступа, на которых обеспечен необходимый режим секретности. Такие точки доступа созданы на базе компьютерных лабораторий, учебного отдела и отдела воспитательной работы;

- формирование нескольких учетных записей: администратор (для субъектов управления образовательным процессом с правом модерации рейтинга), педагог (для преподавателей и командиров с правом представления информации для изменения рейтинга), пользователь (с возможностью получения текущей информации по всем параметрам рейтинга; для командования, служб и

внешних специалистов, занимающихся управлением кадрами и общими вопросами управления), участник (для курсантов, с предоставлением права изучать собственный рейтинг в любой точке доступа);

- публикация в подразделениях периодического бюллетеня о рейтинге всего подразделения и каждого курсанта.

Практическое применение балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов при работе с экспериментальной группой началось с сентября 2013 г. Это позволило изменить параметры учебной деятельности курсантов, создать исходные условия для изменения технологий управления образовательным процессом. На основании результатов контроля учебной деятельности с использованием механизмов балльно -рейтинговой системы оценки разрабатывалась и внедрялась в практику совокупность инструментов оперативного управления. По своему назначению эти инструменты должны были обеспечивать реакцию на значительные изменения качества учебной деятельности отдельного курсанта, учебного подразделения в целом. Несмотря на то, что такие инструменты редко фиксируются в наставлениях, документах и инструкциях, они представляют собой опыт, скрипты, закрепленные в практике способы целесообразной деятельности, стабильно обеспечивающие желательный результат.

Статистические данные в этой области представлены на рисунке 1.

В диаграмме на рисунке 1 показаны инструменты оперативного управления, которые впервые применялись в том или ином году и затем прочно закреплялись в существующей практике. На графике видно, что большая часть разработок приходится на активный период педагогического эксперимента (с 2012 г.).

Рисунок 1. Число инструментов оперативного управления, основанного на использовании балльно-рейтинговой системы

Технологизация процесса оценки результатов учебной деятельности курсантов с использованием балльно-рейтинговой системы коснулась и функции планирования, присущей управляющей системе. Такая возможность возникла благодаря тому, что балльно-рейтинговая система дает представление о текущем состоянии и тенденциях профессионального развития курсанта в реальном времени. В результате процесс планирования обрел прочную и объективную основу, на которой возможны:

- анализ ситуации профессионального развития конкретного курсанта. Так как любой анализ предусматривает расчленение анализируемого объекта на доступные изучению составляющие, то важную роль сыграла детализация данных. Балльно-рейтинговая система оценки, в частности, обеспечивала представление о профессиональной компетентности будущего офицера не только на

уровне отдельных компетенций, но и на уровне их составляющих (когнитивных, личностных, деятельностных, психологических и пр.);

- прогнозирование дальнейшего профессионального развития личности будущего офицера. Наблюдение за этим процессом на протяжении длительного периода времени позволило не просто строить обоснованные предположения, но и пролонгировать и экстраполировать некоторые тенденции развития. В результате прогноз представлял собой достаточно реальную картину, как в части противоречий и трудностей развития, так и в части сильных сторон, профессиональных способностей, интересов и склонностей курсанта;

- выбор решения в отношении курсанта. Балльно-рейтинговая система оценки результатов учебной деятельности курсантов позволила строить работу коллегиальных органов, например, Ученого совета вуза, советов подразделений, комиссий и коллегий на объективной основе. Так, например, появилась возможность объективно принимать решения о назначении на должность младшего командира или о дальнейшем должностном предназначении выпускника.

Серьезным образом в процессе технологизации изменилась функция стимулирования, которую условно можно разделить на собственно стимулирование и создание мотивов учебной деятельности курсанта. В первую очередь это обеспечивалось определением значимого стимула, заложенного в рейтинге, который может позитивно повлиять на учебную деятельность курсанта. Опросы и изучение мнения курсантов позволили предположить, что таким стимулом может стать приоритет при распределении к новому месту службы и рекомендации о дальнейшем профессиональном использовании. На основе данного стимула менялись технологии:

- аттестации выпускников и оформления рекомендаций для их распределения для дальнейшей службы;

- обработки и использования в образовательном процессе военного вуза обратной связи с воинскими частями и военными организациями.

Апробация балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности и последующее за ней изменение технологий управления образовательным процессом позволили сформировать позитивный опыт технологиза-ции процесса оценивания. Этот опыт был рекомендован к распространению в других военных вузах, однако считать его полностью готовым к применению в широкой практике еще рано.

Во-первых, и сама балльно-рейтинговая система оценки результатов учебной деятельности курсантов и инновационная практика оценивания представляют собой решение научной проблемы, построенное на предположении -гипотезе, которое еще должно заслужить одобрение общественности в процессе широкого обсуждения результатов исследования.

Во-вторых, тиражирование опыта предусматривает его технологичный характер, т. е. почти гарантированный результат и воспроизводимость в новых условиях. В настоящее время планируется ряд экспериментов в других вузах, в которых может быть установлен технологичный характер опыта ОАБИ.

В-третьих, в настоящее время ведется методическое оформление опыта, охарактеризованного выше. В конце этой работы он должен быть представлен в в ряде инструкций и наставлений.

Проведенный эксперимент, как показали педагогические измерения, позволил добиться инновационного характера балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов.

Библиографический список

1. Куркин, Е. Б. Технологизация образования - требование времени / Е. Б. Куркин // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С. 22-32.

2. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

3. Тануркова, Е. И. Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса / Е. И. Тануркова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. — С. 195-197.

Bibliography

1. Kurkin, E. B. Technologization of education time requirement / E. B. Kurkin // School technology. - 2007. No. 1. - S. 22-32.

2. Modern educational technology: textbook. the textbook / under the editorship of N. C. Bordovskiy. - M.: KNORUS, 2010. - 432 S.

3. Tanurkov, E. I. A new quality of education as a result of the technologizing of the educational process / E. I. Tanurkov // Problems and prospects of development of education: proceedings of the Intern. scient. proc. (g Perm, April 2011). T. II. - Perm: Mercury, 2011. - S. 195-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.