Development of the MIA psychologist professional attitude
Naboka Alla A.,
deputy-chief of Moral Psychological department, Human Resources Directorate,
MIA Directorate in Belgorod region. Belgorod, Russia. e-mail: alla_naboka@mail.ru
The author reveals the essence and content of "MIA psychologist professional attitude". The article comprises the results of studying peculiarities of developing self-assessment as a part of military and policing psychologist professional attitude according to the stage of their professional development.
Keywords: professional attitude, attitude, professional self-consciousness, professional self-reference, a psychologist at the stage of adaptation to profession, a psychologist who has achieved the professional stage.
Citation: Naboka A. A. Development of the MIA psychologist professional attitude. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 11-14.
УДК 159.923 © Р. Р. Ашрапова, 2017
Личностные особенности осужденных с разным пенитенциарным статусом
Ралина Рифовна Ашрапова,
психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области. Омск, Россия. e-mail ralina-08@mail.ru
В статье рассматривается проблема сокращения рецедива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. Осуществляется поиск личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к обществу после освобождения (на примере изучения осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом).
Ключевые слова: воля, самоконтроль, локус контроля, первичные личностные факторы, личность осужденного, отрицательный пенитенциарный статус, положительный пенитенциарный статус.
Для цитирования: Ашрапова Р. Р. Личностные особенности осужденных с разным пенитенциарным статусом // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 14-18.
Основной целью реформирования уголовно-исполнительной системы является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведения мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных * . Н . Е . Колесникова и А. И . Шипилов используют термин «ресоциализа-ция», описывая «процесс вторичного вхождения индивида в социокультурную среду в результате дефектов социализации» [1, с. 47-50].
Одним из актуальных исследовательских вопросов современной пенитенциарной психологии является поиск психологических предикторов успешной адаптации к жизни в обществе после освобождения[2, с. 73-74; 3, с. 47-50]. С точки зрения Е . Л. Сучковой, «в процессе
отбывания наказания человек должен усвоить позитивные социальные нормы и ценности, социально одобряемые образцы поведения» [4, с. 30].
Во многих отечественных [5, с. 13-20; 6; 7, с. 14-25; 8] и зарубежных [9, р. 219-224;10, р. 271-324] исследовательских работах в качестве личностного ресурса, позволяющего предсказать успешность процесса адаптации к изменяющимся условиям среды, рассматривается необходимый уровень развития способности к самоконтролю Л . И . Дементий и В . Е . Купченко отмечают: «... учитывая, что самоконтроль выступает одним из важнейших предикторов способности человека управлять собой и собственной деятельностью, существует необходимость понимания принципов формирования и диагностики данного личностного качества» [5, с. 13-20]. В связи с этим выбранное нами направление в решении проблемы сок-
* О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. № 1877-р . Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .
Таблица 1. Особенности волевого субъективного контроля, самоконтроля, первичных личностных факторов и локуса контроля у осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом, баллы
Показатели волевого субъективного контроля, самоконтроля, первичных личностных факторов и локуса контроля Отрицательный пенитенциарный статус Положительный пенитенциарный статус
Волевой субъективный контроль 14,7 16,1
Настойчивость 10,2 10,8
Самообладание 7,9 8,8
Самоконтроль 117,1 118,7
Аккуратность 11,2 12,3
Ответственность 10,9 12,2
Предусмотрительность 10,4 10
Локус контроля 21,4 22,6
ращения рецидива преступлений заключается в изучении особенностей самоконтроля и волевого субъективного контроля у осужденных.
Известно, что локус контроля выступает одной из характеристик личности, которая взаимосвязана с волей. Он проявляется в склонности человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям, усилиям. Интерналы характеризуются наличием более развитых волевых качеств . Согласно пятифакторной модели личности определяют уровень развития способности к волевой регуляции, такие первичные личностные факторы, как аккуратность, настойчивость, ответственность и предусмотрительность
Таким образом, цель нашего исследования — изучение связей между волевой регуляцией и локусом контроля, первичными личностными факторами у осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом в условиях отбывания наказания. Поставленная цель реализовывалась с помощью решения следующих задач:
1) определить уровень волевого субъективного контроля и самоконтроля осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом;
2) определить локус контроля осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом;
3) изучить особенности первичных личностных факторов осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом;
4) выявить взаимосвязь между волевой регуляцией и локусом контроля, первичными личностными факторами осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом
Для изучения общего уровня волевого субъективного контроля мы использовали тест-опросник волевого самоконтроля Е. В. Эйдмана [11], для исследования самоконтроля — Brief Self-Control Scale Р. Баумайстера [12, p. 351-355].
При обработке полученных данных были применены методы математической обработки: первичная описательная статистика, корреляционный анализ (коэффициент r-Пирсона).
В качестве выборки выступили осужденные с положительным (51 человек) и отрицательным (37 чело-
век) пенитенциарным статусом, отбывающие наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области. Первые характеризуются наличием поощрений (два и более) и отсутствием нарушений в поведении, отмечаются стремлением к исправлению, соблюдением порядка в учреждении, бесконфликтным общением, солидарностью к нравственно-правовым нормам. Осужденные второй группы имеют взыскания за нарушение порядка в учреждении, демонстрируют сопротивление нормам и правилам, придерживаются криминальных норм, обладают ярко выраженными отрицательными качествами . Общее количество участников исследования — 88 человек в возрасте от 30 до 45 лет.
В качестве гипотезы выступило предположение, что самоконтроль и волевой субъективный контроль значимо коррелируют со шкалами локуса контроля и первичными личностными факторами (аккуратность, настойчивость, ответственность, предусмотрительность) у осужденных в группах с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом
На первом этапе обработки данных мы определили уровень выраженности волевого субъективного контроля, самоконтроля, первичных личностных факторов, локуса контроля у осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом (табл 1)
Методика, направленная на изучение волевого субъективного контроля, характеризует уровень развития настойчивости, самообладания и общего уровня волевого субъективного контроля (далее — ВСК). Наиболее высокие показатели выявлены у осужденных с положительным пенитенциарным статусом, что свидетельствует о наличии благоприятного влияния на поведение осужденных в условиях отбывания наказания волевого субъективного контроля, настойчивости и самообладания. Более высокий уровень развития ВСК у осужденных с положительным пенитенциарным статусом подтверждает данные исследований Е . В . Эйд-мана о благоприятном влиянии волевого субъективного контроля на конструктивность и стабильность поведения личности
Таким образом, умение контролировать собственное поведение и эмоции в наибольшей степени свойственно осужденным, характеризующимся положитель-
но В связи с этим мы можем предположить, что развитая волевая регуляция способствует формированию законопослушного поведения. Способность к саморегуляции у осужденных, нарушающих требования администрации, способна привести к изменению собственной позиции, снижению криминализованности и агрессивности в поведении
По результатам применения пятифакторного личностного опросника такие черты личности, как аккуратность и ответственность, являются наиболее выраженными в группе осужденных с положительным пенитенциарным статусом
Уровень выраженности предусмотрительности выше у осужденных, чье поведение характеризуется отрицательно, а самоконтроль и локус контроля менее ярки в данной группе Наличие более развитой предусмотрительности, на наш взгляд, связано с большей криминализованностью Стремление нарушить порядок, сопротивление воспитательному процессу приводят к необходимости предвидеть возможное развитие событий, заранее обдумать собственные действия
Осужденные с положительным пенитенциарным статусом характеризуются большей выраженностью внутреннего локуса контроля — интернальностью, т. е . отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на судьбу человека, находятся внутри него самого .
На следующем этапе исследования корреляционный анализ показал наличие прямой корреляционной взаимосвязи между показателями самоконтроля, волевого субъективного контроля и первичными личностными факторами, шкалами локуса контроля у осужденных с отрицательным пенитенциарным статусом (табл . 2).
Существует положительная корреляционная связь между общим уровнем волевого субъективного контроля, настойчивостью, самообладанием и аккуратностью, ответственностью, предусмотрительностью. Чем более развиты у осужденных с отрицательным пенитенциарным статусом такие показатели, как ответственность, аккуратность и предусмотрительность, тем выше уровень общего волевого субъективного контроля, настойчивости и самообладания Аккуратность и ответствен-
ность имеют положительную корреляционную связь с самоконтролем. Развитие аккуратности и ответственности у осужденных, характеризующихся отрицательно, позволит достичь более высокого уровня в развитии самоконтроля и волевого субъективного контроля.
Выявлена положительная корреляционная связь между интернальностью в профессиональной деятельности и самообладанием. На наш взгляд, данная тенденция подтверждает тот факт, что привлечение осужденного к трудовой деятельности способствует формированию не только умений подчинять собственные интересы интересам большинства, но и развитию стремления учитывать мнение членов коллектива, подкрепляет интерес к участию в достижении коллективных целей Ин-тернальность в профессиональной деятельности способствует развитию самообладания путем осознания важности собственного поведения и действий в коллективе Полученные результаты подтверждают идею Р. Баумайстера о влиянии самоконтроля на эффективность межличностных отношений, на умение контролировать собственное поведение, способствует развитию благоприятных отношений в коллективе
Положительная корреляционная связь между ин-тернальностью в сфере здоровья и самоконтролем свидетельствует о том, что понимание ответственности за собственное здоровье способствует развитию самоконтроля Чем выше интернальность в сфере здоровья, тем выше уровень самоконтроля
В группе осужденных с отрицательным пенитенциарным статусом выявлена взаимосвязь между самоконтролем и показателями волевого субъективного контроля Корреляционный анализ показал наличие значимой прямой корреляционной взаимосвязи показателей самоконтроля и общего уровня волевого субъективного контроля (г = 0,38 при р < 0,05), самоконтроля и настойчивости (г = 0,34 при р < 0,05), самоконтроля и самообладания (г = 0,38 при р < 0,05). Развитие настойчивости и самообладания в данном случае способствует развитию способности управлять собственным поведением и эмоциями, что повышает вероятность успешной адаптации к изменяющимся условиям среды
Таблица 2 . Взаимосвязь между параметрами самоконтроля, волевого субъективного контроля и первичных личностных факторов, шкалами локуса контроля осужденных с отрицательным пенитенциарным статусом, баллы
Показатели первичных личностных факторов и локуса контроля Показатели волевого субъективного контроля и самоконтроля
Общая ВСК Настойчивость Самообладание Самоконтроль
Первичные личностные факторы Аккуратность 0,46 0,53 0,43 0,40
Ответственность 0,58 0,62 0,48 0,33
Предусмотрительность 0,52 0,62 0,41 -
Локус контроля Ип (интернальность в профессиональной деятельности) - - 0,33 -
Из (интернальность в сфере здоровья) - - - 0,43
Критические значения коэффициента корреляции г = 0,33 при р < 0,05 г = 0,42 при р < 0,01
Корреляционный анализ в группе осужденных с положительным пенитенциарным статусом показал наличие значимой прямой корреляционной взаимосвязи показателей самоконтроля и общего уровня волевого субъективного контроля (г=0,31 при р<0,05), самоконтроля и настойчивости (г=0,31 при р<0,05), самоконтроля и самообладания (г=0,32 при р<0,05), где критическим значением г является 0,27 для р<0,05 . Чем выше уровень развития волевого субъективного контроля, настойчивости и самообладания, тем более развитым является самоконтроль
Взаимосвязь в группе осужденных с положительным пенитенциарным статусом не выявлена между волевой регуляцией и показателями локуса контроля, первичными личностными факторами
Поставленная нами гипотеза подтвердилась частично, что говорит о существующих различиях в поведении В группе осужденных с положительным пенитенциарным статусом развитие настойчивости, самообладания и волевого субъективного контроля приведет к повышению уровня самоконтроля В группе осужденных с отрицательным пенитенциарным статусом — к повышению уровня самоконтроля и волевого субъективного контроля, что способствует развитие аккуратности, ответственности, предусмотрительности, интернальности в профессиональной деятельности и сфере здоровья
Сформированный самоконтроль влияет на широкий спектр повседневных составляющих жизнедеятельности людей, обеспечивая конструктивное поведение при возникновении проблем Так как мы выявили, что осужденные с положительным пенитенциарным статусом име-
ют более развитую способность к самоконтролю, можем предположить, что данная категория осужденных способна более успешно адаптироваться к условиям жизнедеятельности после освобождения Чтобы осужденные, чье поведение характеризуется отрицательно, обладали необходимыми навыками волевой регуляции, способствующими адаптации после освобождения, необходимо развивать те качества, которые (согласно полученным данным) имеют корреляционную взаимосвязь с самоконтролем и волевой регуляцией: аккуратность, ответственность, предусмотрительность, настойчивость и самообладание
Полученные данные мы можем использовать при составлении коррекционных программ, направленных на развитие таких личностных ресурсов, как самоконтроль и волевой субъективный контроль Одним из направлений в коррекции предлагаем рассмотреть развитие самоконтроля осужденных с учетом пенитенциарного статуса. Включить в индивидуальную программу участие в занятиях, направленных на формирование волевого субъективного контроля Развитие способностей управлять собственным поведением и эмоциями наиболее эффективно в трудовой, учебной и коллективной деятельности
Изучение осужденных после освобождения в период адаптации к обществу позволит оценить эффективность коррекционных программ На данном этапе в период отбывания наказания изменение поведения осужденного от нарушающего нормы к соблюдающему требования режима может свидетельствовать о благоприятных изменениях под воздействием коррекции
Список л
1. Колесникова Н. Е., Шипилов А. И. Актуальные проблемы ресоциализации осужденных молодежного возраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58).
2 . Сухов А. Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013 . № 2(53).
3 . Бабурин С. В., Зауторова Э. В. Работа пенитенциарного педагога-психолога с негативными эмоциональными состояниями осужденных в местах лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67).
4. Сучкова Е. Л. Структура и функции психологии группового правосознания осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 4(63).
5. Дементий Л. И., Купченко В. Е. Волевой субъективный контроль и самоконтроль старшеклассников в ситуации выбора профильного обучения // Вестник Омского университета Серия «Психология» . 2014. № 2 .
6 Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М. , 1991.
7. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 4.
8 . Эйдман Е. В., Дементий Л. И. В поисках личностных ресурсов копинга: волевой самоконтроль и интернальность как факторы снижения тревоги личности // Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях : мат-лы всерос. науч . -практ. конф . с международным участием / под ред . Л . И . Дементий. Омск, 2012 .
9. Ariely D., Wertenbroch K. Procrastination, deadlines and performance self-control by precommitment // Psychological Science. 2002. vol. 13 . № 3 .
10. Tangney J. P., Baumeister R. F., Boone A. L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success // Journal of Personality. 2004. vol 72 № 2
11. Эйдман Е. В. ВСК. Опросник Волевого Самоконтроля . Техническое Руководство . Версия 3 .2 . М. , 1986.
12 . Baumeister R., Vohs K., Tice D. The strength model of self-control // Current Directions in Psychological Science. 2007. vol 16 № 6
Personality peculiarities of convicts with different penitentiary status
Ashrapova Ralina R.,
psychologist, psychological laboratory, Correction no. 7, Russian Federal Penitentiary System in Omsk region.
Omsk, Russia. e-mail: ralina-08@mail.ru.
The article considers the problem of reducing recidivism in crimes committed by the former imprisoned convicts. The author seeks personality resources facilitating to successful adaptation to society after release from prison (exemplified by convicts with a negative and positive penitentiary status).
Keywords: volition, self-control, control locus, primary personality factors, convict's personality, negative penitentiary status, positive penitentiary status.
Citation: AshrapovaR. R. Personality peculiarities of convicts with different penitentiary status. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 14-18.
УДК 159.99 © Т. А. Басина, 2017
Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации
Татьяна Анатольевна Басина
кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей психологии Вологодского института права и экономики ФСИН России.
Вологда, Россия. e-mail: tat-basina25@yandex.ru
В статье рассматривается проблема сформированности мотивации на обучение у курсантов ведомственного вуза. Представлены современные результаты исследования учебной мотивации курсантов, обучающихся на разных курсах, дана развернутая характеристика особенностей мотивации учащихся с 1-го по 4-й курс. Результаты могут быть использованы в организации учебно-воспитательного и образовательного процесса курсовым звеном и преподавателями вузов.
Ключевые слова: мотивация, мотивация на обучение, получение диплома, получение знаний, овладение профессией,
курсанты, ФСИН России.
Для цитирования: Басина Т. А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 18-20.
Вопросы образования и воспитания курсантов ведомственных учреждений остаются в центре особого внимания государства и правительства Основная идея заключается в профессионально-нравственном воспитании, формировании профессиональной направленности личности, устойчивых профессиональных мотивов и законопослушного поведения будущих сотрудников. Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России ведущей мотивацией является учебная, ориентированная на усвоение практических знаний, умений и навыков, развитие и саморазвитие личности, формирование социально зрелой личности и высокого уровня профессионализма Успешность учебной деятельности зависит от многих социальных, организационных, педагогических, информационных, психологических факторов, среди которых важное место занимают внутренние факторы личности курсантов .
Учебная мотивация (как ведущий компонент учебно-профессиональной деятельности курсантов) должна
иметь ряд особенностей и изменяться на различных этапах профессиональной подготовки курсантов в вузах ФСИН России Негативные проявления такой мотивации выражаются в низкой успеваемости курсантов и в их отчислении из вузов, в нарушениях дисциплины, межличностных и внутриличностных конфликтах, а также в низкой профессиональной подготовленности выпускников, что обусловливает снижение качества их службы в практических подразделениях ведомственных учреждений Особый интерес представляет исследование мотивов к обучению в ведомственном учебном заведении у курсантов на различных этапах обучения.
При всем разнообразии подходов большинством авторов мотивация понимается как совокупность факторов, определяющих и детерминирующих поведение, либо как процесс, поддерживающий психическую активность [1]. Продуктивным в изучении мотивации (В. Г. Асеев [2], Дж. Аткинсон, Б . И . Додонов [3, с. 126-130], А. Маслоу [4], Е . И . Савонько) является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархи-зированные структуры [5]