УДК 159 © А. А. Набока, 2017
Становление профессиональной позиции психолога органов внутренних дел
Алла Александровна Набока,
заместитель начальника Отдела морально-психологического обеспечения Управления по работе с личным составом Управления Министерства внутренних дел России по Белгородской области.
Белгород, Россия. e-mail: [email protected]
В статье раскрыты сущность и содержание профессиональной позиции психолога органов внутренних дел. Представлены результаты исследования особенностей становления самооценочного компонента профессиональной позиции психологов силовых структур в зависимости от этапа профессионального становления.
Ключевые слова: профессиональная позиция, отношение, профессиональное самосознание, профессиональное
самоотношение, адаптант, интернал.
Для цитирования: Набока А. А. Становление профессиональной позиции психолога органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 11-14.
Научное осмысление сущности понятия «профессиональная позиция психолога ОВД» имеет междисциплинарный характер, что обусловлено сложностью феномена профессионально-личностного развития специалиста в рамках профессиональной деятельности [1, с. 71-77; 2, с. 113-116]. Анализ данного понятия (с точки зрения различных научных дисциплин) показывает, что, с одной стороны, оно исследуется как внешняя позиция, например, как статус, положение и роль личности в системе общественных отношений, с другой — как внутренняя позиция, т. е . как интегральное внутриличностное образование .
В социологических исследованиях понятием «позиция» определяется место личности в структуре общественных отношений через множество социальных ролей, которые выявляют предрасположенность личности к особому восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, обусловленных предыдущим социальным опытом Такое понимание данного понятия мы находим в научных работах Ч. Кули [3, с. 172-179], Р. К. Мертона [4, с . 118-124], Т. Парсонса [5, с . 448-463], Дж. Мида [6, с. 121-122] и др. С этих теоретических позиций раскрыты условия и специфика профессиональной деятельности психолога ОВД, которые оказывают влияние на становление его профессиональной позиции. У психолога ОВД в ходе выполнения различных функциональных обязанностей, реализации различных профессиональных ролей и профессиональных позиций, связанных с ними, часто возникает состояние ролевой напряженности, ролевых и Я-ролевых конфликтов, в качестве ведущего источника последних выступает множественность ролевых отношений психолога, в силу чего он сталкивается с широким кругом конфликтующих ролевых обязанностей Согласно Е. Н. Гущиной [7, с . 113-116], специфическими условиями деятельности практического психолога ОВД являются уставные взаимоотношения, а также амбивалентность профессиональной позиции психо-
лога как специалиста и офицера ОВД. А . М . Бричкин, С. И. Савина подчеркивают, что «психолог ОВД включен в жесткую иерархическую систему, его отношения с коллегами обусловлены субординацией; находясь в системных отношениях, психологу крайне сложно удерживать нейтральную позицию и практически невозможно быть в роли эксперта системы, к которой он сам принадлежит» [8, с 99] Противоречия между профессиональной ролью психолога и ролью офицера порождают ролевой конфликт, который С И Ери-ной определяется как «ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвергается личность, выполняющая ту или иную роль» [9, с . 5].
Для понимания сущности профессиональной позиции психолога ОВД необходимо обратиться к психологическим концепциям, определяющим данную дефиницию с точки зрения теории отношений, теории личности, профессионального самосознания специалиста В психологической науке профессиональная позиция специалиста, как правило, определяется через категорию «отношение», являясь, по мнению В Н Мясищева, стержневой характеристикой содержания личности, определяющей степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности [10]. Б . Г. Ананьев считает, что позиция представляет сложную систему отношений, установок и мотивов, а также целей и ценностей деятельности [12]. А. М. Трещевым профессиональная позиция трактуется как интегральная характеристика личности, определяемая устойчивой системой ценностных отношений и установок к профессиональной деятельности [13]. Б. Ф. Ломов вводит понятие «субъективное отношение», подразумевая не только объективную связь личности с ее окружением, но и ее субъективную позицию в этом окружении, включающем оценку и пристрастность личности [14, с. 424]. Субъективная позиция в большей степени отражает эмоционально-чувственное отношение личности к различным сферам жизнедеятельности, например, к сфере профессиональной дея-
тельности, что определяет характер поведения и деятельности человека
Интерес представляют теоретические воззрения, рассматривающие профессиональную позицию сквозь призму профессионального самосознания специалиста. По мнению И . И . Чесноковой, профессиональная позиция, которая отражается в эмоционально-ценностном отношении к профессии и к себе как профессионалу, является структурным компонентом профессионального самосознания [15]. С точки зрения В . В . Столина, самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать отношение с окружающими, а также стиль и характер общения с ними; самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт, на развитие личности профессионала в целом [16]. В структуре самосознания, представленной Ю . Б. Гиппенрейтер, наряду с «образом себя» имеет место и «отношение к себе», которое в сфере профессиональной деятельности и в профессиональном самосознании отражает профессиональную позицию личности [17].
Несколько иначе профессиональную позицию в структуре самосознания личности рассматривает И . С. Кон: с когнитивным (знание себя, представление о своих качествах и свойствах) и аффективным компонентами (оценка этих качеств и связанные с ней чувства самолюбия и самоуважения) он выделяет поведенческий компонент, который трактует как «практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов, готовность к действиям в отношении объекта» [18, с. 63]. Итак, профессиональная позиция в структуре профессионального самосознания представляет собой множество переживаний, выражающих определенное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности и составляющих «глобальное самоотношение», а также множество поведенческих реакций, выражающих способы реализации аффективно-когнитивного отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности и составляющих аспект саморегуляции
Анализ различных теоретических подходов к пониманию понятия «профессиональная позиция психолога ОВД» позволяет заключить следующее:
— профессиональная позиция с точки зрения личности как субъекта общественнъх отношений определяется как совокупность социальных ролей, ролевых предпи-
саний, объективных требований к личности профессионала, с которыми связаны ее права и обязанности, определяющие ее поведение и профессиональную деятельность;
— профессиональная позиция с точки зрения личности как субъекта профессиональной деятельности представляет собой интегральную характеристику личности, которая выражается в системе профессионально значимых мотивов, ценностных ориентаций и установок, отвечающих за отношение специалиста к профессиональным целям и средствам их достижения, за регуляцию поведения и профессиональной деятельности;
— профессиональная позиция с точки зрения профессионального самосознания личности представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности (самоотношение).
В связи с изложенным становится важным исследование закономерностей становления профессиональной позиции психолога на разных этапах профессионального развития Интересно изучение самооценочного компонента профессиональной позиции психолога, который отражает эмоционально-ценностное отношение специалиста к себе как субъекту профессиональной деятельности Важные этапы профессионального становления специалиста:
— этап адаптанта, на котором происходит вхождение в профессию, освоение профессиональных норм, требований и технологии деятельности [19];
— этап интернала, на котором психолог может самостоятельно и успешно осуществлять основные профессиональные функции
Исследование профессиональной позиции было проведено среди психологов территориальных органов ОВД, МЧС, ГИБДД Белгородской области.
В ходе исследования были сформированы две группы психологов силовых структур по критерию этапа профессионального становления: первую группу составили психологи на этапе адаптанта со стажем работы в органах от 1 до 3 лет (14 человек), вторую группу — психологи на этапе интернала со стажем работы более 3 лет (24 человека). В качестве методов исследования для оценки характера самооценочного компонента профессиональной позиции психолога применялся опросник профессионального самоотношения К В Карпинского, А. М . Колышко [20].
Таблица. Самооценочный компонент профессиональной позиции психологов силовых структур
(в зависимости от этапа профессионального становления)
Показатели Психологи на этапе адаптанта (стаж от 1 до 3 лет), п = 14 Психологи на этапе интернала (стаж более 3 лет), п = 24 Достоверность различий, ^критерий Манна-Уитни
Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения 26,32 ± 8,38 21,13 ± 6,12 < 0,01
Самоуверенность в профессии 9,84 ± 3,25 13,53 ± 2,67 < 0,01
Самопривязанность в профессии 10,36 ± 2,98 14,56 ± 3,16 < 0,01
Самообвинение в профессии 14,43 ± 3,14 10,15 ± 2,18 < 0,01
Саморуководство в профессии 20,25 ± 3,56 24,12 ± 3,73 < 0,01
Самооценка личностного роста в профессии 9,12 ± 1,98 9,84 ± 2,12 -
Сравнительный анализ, проведенный с помощью и-критерия Манна-Уитни, позволил выявить статистически значимые различия профессионального самоотношения психологов (в зависимости от этапа профессионального становления) (табл)
Психологи силовых структур на этапе адаптанта (в отличие от психологов на этапе интернала, проработавших в органах более 3 лет) характеризуются статистически значимой высокой конфликтностью профессионального самоотношения (и = 83; р < 0,01) и самообвинения в профессии (и = 75; р < 0,01). Когда происходит освоение профессиональных норм, требований и функциональных обязанностей, они часто сталкиваются с объективным рассогласованием профессиональных требований и индивидуальных возможностей как субъекта профессиональной деятельности На уровне личности специалиста данный конфликт проявляется в острых, субъективно болезненных переживаниях по поводу несовместимости личностных качеств с требованиями профессии и должностными обязанностями Согласно результатам исследований в группе психологов-адаптантов высокий уровень самообвинения в профессии выявлен у 4 человек (29%), тогда как в группе психологов-интерналов данным качеством обладает только 1 специалист (4%). Эти люди имеют склонность в ситуациях профессионального неуспеха испытывать отрицательные эмоциональные состояния, которые адресованы себе как субъекту профессиональной деятельности, они имеют повышенную чувствительность к критическим замечаниям по поводу своей работы, сомневаются в себе при выполнении ответственных поручений
У психологов силовых структур, проработавших в органах более 3 лет, напротив, имеет место отношение к себе как надежному, добросовестному и ответственному работнику, что отражает достоверно высокий уровень саморуководства в профессии (и = 83; р < 0,01). Собственные личностные качества оцениваются ими как соответствующие выполняемой работе, это демонстрирует достоверно высокий уровень самоуверенности в профессии (и = 74,5; р < 0,01) и самопривязанность в профессии (и = 80; р < 0,01). Самооценка личностного роста в профессии в процессе профессионального становления психологов силовых структур не претерпела статистически значимых изменений: как у психологов на этапе адаптанта, так и у психологов на этапе интернала данный показатель имеет оптимальный уровень развития
Результаты исследования показали, что в процессе профессионального становления с этапа адаптан-та, когда осваиваются нормы, требования и основные функции профессии, к этапу интернала, когда специалист становится самостоятельным субъектом профессиональной деятельности, основные изменения самооценочного компонента профессиональной позиции психолога идут в направлении развития качеств специалиста, связанных с качествами субъекта труда, их соответствия выполняемой деятельности; в направлении позитивной оценки себя как специалиста, которая отражается в снижении конфликтных переживаний между требованиями профессиональной среды и индивидуальными качествами, в повышении профессионального самоуважения специалиста
Список литературы
1. Петров В. Е., Левашова Т. Н. Особенности профессионально-личностного становления психологов ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010 . № 4(43) .
2. Федотов С. Н. Проблемы подготовки психологов органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56).
3. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В. И. Добренькова . М. ,1994.
4 . Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования 1992 № 2
5. Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль : тексты М., 1994.
6. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль : тексты . М. , 1994.
7. Гущина Е. Н. Основные направления деятельности психологической службы // Психопедагогика в правоохранительных органах 2003 № 2(20)
8 Бричкин А. М., Савина С. И. Профессиональное сопровождение психологов — будущее или настоящее // Психопедагогика в правоохранительных органах 2004 № 2(22)
9 . Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя : учеб . пособие . Ярославль, 2000.
10 . Мясищев В. Н. Психология отношений . М .-Воронеж,
2011.
11. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция . М. , 2013 .
12. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания . СПб . , 2010 .
13 . Трещев А. М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя : дис... д-ра пед . наук. Калуга, 2001.
14 Ломов Б. Ф Системность в психологии : избранные психологические труды . М. -Воронеж, 2011.
15 Чеснокова И. И Проблема самосознания в психологии М. , 1977.
16. Столин В. В. Самосознание личности. М. , 1983.
17. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций : учеб . пособие для вузов. М. , 2005.
18. Кон И. С. Открытие «Я» . М. , 1978.
19 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения Ростов н/Д, 1996
20. Карпинский К. В., Колышко А. М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики : монография . Гродно, 2010 .
Development of the MIA psychologist professional attitude
Naboka Alla A.,
deputy-chief of Moral Psychological department, Human Resources Directorate,
MIA Directorate in Belgorod region. Belgorod, Russia. e-mail: [email protected]
The author reveals the essence and content of "MIA psychologist professional attitude". The article comprises the results of studying peculiarities of developing self-assessment as a part of military and policing psychologist professional attitude according to the stage of their professional development.
Keywords: professional attitude, attitude, professional self-consciousness, professional self-reference, a psychologist at the stage of adaptation to profession, a psychologist who has achieved the professional stage.
Citation: Naboka A. A. Development of the MIA psychologist professional attitude. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 11-14.
УДК 159.923 © Р. Р. Ашрапова, 2017
Личностные особенности осужденных с разным пенитенциарным статусом
Ралина Рифовна Ашрапова,
психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области. Омск, Россия. e-mail [email protected]
В статье рассматривается проблема сокращения рецедива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. Осуществляется поиск личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к обществу после освобождения (на примере изучения осужденных с отрицательным и положительным пенитенциарным статусом).
Ключевые слова: воля, самоконтроль, локус контроля, первичные личностные факторы, личность осужденного, отрицательный пенитенциарный статус, положительный пенитенциарный статус.
Для цитирования: Ашрапова Р. Р. Личностные особенности осужденных с разным пенитенциарным статусом // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 14-18.
Основной целью реформирования уголовно-исполнительной системы является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведения мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных * . Н . Е . Колесникова и А. И . Шипилов используют термин «ресоциализа-ция», описывая «процесс вторичного вхождения индивида в социокультурную среду в результате дефектов социализации» [1, с. 47-50].
Одним из актуальных исследовательских вопросов современной пенитенциарной психологии является поиск психологических предикторов успешной адаптации к жизни в обществе после освобождения[2, с. 73-74; 3, с. 47-50]. С точки зрения Е . Л. Сучковой, «в процессе
отбывания наказания человек должен усвоить позитивные социальные нормы и ценности, социально одобряемые образцы поведения» [4, с. 30].
Во многих отечественных [5, с. 13-20; 6; 7, с. 14-25; 8] и зарубежных [9, р. 219-224;10, р. 271-324] исследовательских работах в качестве личностного ресурса, позволяющего предсказать успешность процесса адаптации к изменяющимся условиям среды, рассматривается необходимый уровень развития способности к самоконтролю Л . И . Дементий и В . Е . Купченко отмечают: «... учитывая, что самоконтроль выступает одним из важнейших предикторов способности человека управлять собой и собственной деятельностью, существует необходимость понимания принципов формирования и диагностики данного личностного качества» [5, с. 13-20]. В связи с этим выбранное нами направление в решении проблемы сок-
* О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. № 1877-р . Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .