Научная статья на тему 'Об ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола'

Об ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ТИПОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / PERSONAL RESPONSIBILITY / JUVENILE OFFENDERS / TYPOLOGY OF RESPONSIBILITIES OF AN INDIVIDUAL / PENITENTIARY PSYCHOLOGY / EDUCATIONAL COLONY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Мария Михайловна

В статье рассматривается проблема ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также результаты проведенного эмпирического исследования, в рамках которого были выделены типы ответственности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the personal liability of underage convicted female prisoners

This article considers the problem of personal responsibility of underage convicted female prisoners serving sentences in educational colonies, as well as the results of the empirical research, in which the types of responsibility of an individual were highlighted.

Текст научной работы на тему «Об ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола»

Психология

УДК 159.9:343.815 М.М. Калашникова*

Об ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола

В статье рассматривается проблема ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также результаты проведенного эмпирического исследования, в рамках которого были выделены типы ответственности личности.

Ключевые слова: ответственность личности, несовершеннолетние осужденные, типология ответственности личности, пенитенциарная психология, воспитательные колонии.

M.M. Kalashnikova*. On the personal liability of underage convicted female prisoners. This article considers the problem of personal responsibility of underage convicted female prisoners serving sentences in educational colonies, as well as the results of the empirical research, in which the types of responsibility of an individual were highlighted.

Keywords: personal responsibility, juvenile offenders, typology of responsibilities of an individual, penitentiary psychology, educational colony.

Развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, приведение её в соответствие с международными стандартами ставит перед пенитенциарными психологами задачу разработки и внедрения эффективных технологий исправления и ресоциализации осуждённых к лишению свободы.

Ведомственная статистика свидетельствует, что удельный вес несовершеннолетних в общем массиве отечественной преступности продолжает оставаться достаточно высоким: среди лиц, привлечённых к уголовной ответственности, каждый двенадцатый является несовершеннолетним. При этом обеспокоенность вызывает характер совершаемых несовершеннолетними преступлений: каждое восьмое (12,8 %) - это тяжкое преступление, каждое четвёртое (25,8 %) - вымогательство, каждое пятое - грабеж (19,7 %) или преступления в сфере компьютерной информации (19,2 %). Одновременно наблюдается и тенденция роста среди осуждаемых несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, которые признаны опасным или особо опасным рецидивом, а также лиц женского пола, преступивших закон в состоянии наркотического или токсического опьянения.

В настоящее время в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [1] актуализирован подход к исправлению осуждённых с воспитанием готовности самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести личную ответственность, причём и в условиях жизнедеятельности после освобождения из исправительного учреждения. Это крайне значимо для несовершеннолетних осуждённых женского пола, которых 8 % от всех несовершеннолетних осуждённых, но криминогенность их личности высокая. В условиях изоляции осужденные склонны демонстрировать формальную ответственность, которая принимается сотрудниками как показатель степени их исправления, поэтому существует необходимость изучения психологического содержания ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола, разработки психодиагностического инструментария, программ и методик психокоррекции данного свойства.

Проблема изучения ответственности личности занимает важную позицию в науке, различные аспекты феномена рассматривались в рамках исследований по философии, этике, юриспруденции, психологии и педагогике. Историографический и компаративный анализ показывают, что общая теория психологии ответственности личности до сих пор не разработана, прежде всего в силу сложности и многоплановости проявлений данного феномена.

При этом зарубежными психологами проявления ответственности личности продолжают исследоваться и интерпретироваться в русле теорий следующих направлений: психоаналитическом (З. Фрейд, Э. Фромм и др.), когнитивно-бихевиоральном (А. Бандура, Р. Акерс и др.), когнитивно-генетическом (Ж. Пиаже, Л. Колберг, и др.), гуманистическом (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.); в аспекте теории каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, Дж. Роттер, и др.)[4].

* Калашникова, Мария Михайловна, старший преподаватель кафедры общей психологии психологического факультета, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления ФСИН России», кандидат психологических наук. Адрес: Россия, Рязань, ул. Сенная д.1. Тел.: 89109075490. E-mail maria-ka@yandex.ru.

* Kalashnikova, Maria Mikhailovna, senior teacher of the General psychology department of the Psychology faculty, Federal state educational institution of higher professional education «Academy of law and administration of the Federal penitentiary service of Russia», candidate of psychological Sciences. Address: Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. Ph.: (89109075490). E-mail: maria-ka@yandex.ru.

© Калашникова М.М., 2016

Калашникова М.М. Об ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского.

В рамках методологии комплексного и системного подходов отечественными психологами ответственность изучается как многомерное психическое явление, имеющее внешнюю и внутреннюю детерминацию, где должна выявляться роль и взаимовлияние компонентов ответственности (когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого) в различных жизненных ситуациях (И.А. Куренков, В.П. Прядеин и др.). Отечественные учёные не сводят психологическую характеристику ответственности личности к локусу контроля, а включают в неё ценности, социальные нормы, мотивацию достижения, самооценку, уровень притязаний, осознание личностью смысла своей жизни (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Дементий, В.С. Агеев, К. Муздыбаев и др.).

Проблема ответственности личности является ключевой и для юридической психологии, включая пенитенциарную. В исследованиях пенитенциарных психологов и педагогов акцентировано внимание на роли ответственности личности в поведении осуждённых (Ф.М. Городинец, Н.Ю. Самарин, В.Б. Спицнадель, Н.А. Харина и др.), а также на аспекте психодинамики переживания ими ответственности за преступления (Д.В. Сочивко) [3].

Анализ публикаций современных пенитенциарных психологов показал, что психология ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола монографически не изучалась. В связи с этим нами было проведено эмпирическое исследование, которое позволило выделить типы ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола и дать им подробную характеристику.

При проведении исследования мы опирались на системный подход к психологии ответственности личности, представленный в работах Л.И. Дементий, А.И. Крупнова, В.П. Прядеина и др. Учитывая специфические психологические особенности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола, нами была предложена структура ответственности личности, включающая в себя ценностно-мотивационный, познавательно-прогностический, эмоционально-волевой, поведенческий (конатативный) компоненты.

На основе методолого-теоретических положений для подтверждения гипотезы проводимого исследования была разработана матрица психодиагностических методик (по алгоритму А.М. Столяренко, 2001), включающая в себя ориентиры по изучению психологического содержания компонентов ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола.

В рамках исследования решались следующие задачи:

- выявление причин, оказавших влияние на формирование ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

- изучение психологического содержания компонентов и составляющих их личностных детерминант ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях в сравнении с правопослушными девочками одного с ними возраста;

- выявление различных взаимосвязей между компонентами, выраженности личностных детерминант ответственности и разработка типологии ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола;

- описание психологической характеристики каждого типа.

Для решения поставленных задач первоначально было проведено пилотажное исследование с использованием следующих методов:

- анализ личных дел несовершеннолетних осуждённых женского пола - с целью получения общей информации о личности несовершеннолетних осуждённых, их поведении до осуждения и во время отбывания наказания в воспитательной колонии;

- анкетный опрос - с целью изучения мнения несовершеннолетних осуждённых женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, об их жизни до осуждения, влияния условий жизни на совершение преступления, а также содержания понятия «ответственность»;

- опрос экспертов-сотрудников - с целью изучения мнения о содержании понятий «ответственность», «ответственность осуждённых», «возможности повышения ответственности личности у несовершеннолетних осуждённых женского пола в местах лишения свободы» и т. д.

В эмпирическом исследовании приняли участие 130 несовершеннолетних осуждённых женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в возрасте от 14 до 17 лет, 75 правопослушных девочек, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах г. Рязани, в возрасте от 14 до 17, а также 40 экспертов - сотрудников воспитательных колоний. В соответствии с программой исследования несовершеннолетние осуждённые женского пола, отбывающие наказание в воспитательных колониях, и правопослушные девочки были обследованы комплексом психодиагностических методик: опросники «Ответственность» (В.П. Прядеин), «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкин, А.М. Эткинд), «Уровень волевого самоконтроля» (Е.В. Эйдман), «16-PF Р. Кеттела» (форма С), методики «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчек, Г. Келлерман, Х. Конте), «Нравственно-правовая надежность личности» (Е.Ю. Стрижов), анкета «Ответственность - это...».

Психология

Математическая обработка полученных психодиагностических данных позволила говорить о том, что у несовершеннолетних осуждённых женского пола, в отличие от правопослушных девочек, недостаточно сформирована ответственность личности, выявлены значимые различия личностных детерминант ответственности ценностно-мотивационного и познавательно-прогностического компонентов. Содержание эмоционально-волевого компонента является противоречивым: при экстернальном локусе контроля, низком уровне самообладания, астенических эмоциях был выявлен высокий уровень самоконтроля. Исследование психологического содержания ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола позволило разработать их типологию, выделив «ответственный» (27,7%), «неустойчиво-ответственный (эгоцентрично-ситуативно реагирующий)» (31,5%), «безответственный» (40,8%) типы.

Ответственный тип (27,7%). Ценностно-мотивационный компонент характеризуется наличием целей и планов на будущее (условно-досрочное освобождение, наличие семьи, детей), которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Осуждённые считают, что большинство важных событий в их жизни, в т.ч. совершение преступления, было результатом их собственных действий, они ответственны за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Смысложизненные ориентиры соответствуют основным терминальным ценностям-целям воспитанниц данного типа, к которым относятся здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей. Достижение данных целей возможно при проявлении аккуратности, воспитанности, жизнерадостности, терпимости и ответственности. Таким образом, ответственность является ориентиром и ценностью для данного типа осуждённых. Для осуждённых данного типа характерна социоцентрическая мотивация, которая связана с чувством долга при выполнении ответственных поручений, стремлением помочь другим людям, заслужить их уважение, они ответственно относятся к работе, учебе. Данная мотивация, являясь ведущей, оказывает влияние и на содержание эгоцентрической мотивации. Воспитанницы имеют желание положительно проявить себя, раскрыть свои возможности и способности, стремятся к самостоятельности, независимости. Познавательно-прогностический компонент характеризуется осмысленностью понимания ответственности, её роли в настоящей и будущей жизни. Эмоционально-волевой компонент характеризуется сформированностью волевого самоконтроля, отсутствием затруднений в саморегуляции эмоционального поведения, что способствует соблюдению установленных законом правил и норм поведения в воспитательной колонии. Осужденные данного типа характеризуются интернальным локусом контроля, что свидетельствует об ответственности воспитанниц за свои успехи или неудачи в учебной, производственной, общественной деятельности. Выполнение ответственных поручений связано у них с положительными (стеническими) эмоциями, которые способствуют более эффективному преодолению затруднительных ситуаций. Поведенческий (конатативный) компонент характеризуется осознанным соблюдением общепринятых моральных правил и норм. В делах они добросовестны, ответственны, уравновешенны, настойчивы в достижении цели, проявляют поведенческую активность и деловую направленность. Для сдерживания чувства печали, нехватки эмоциональных контактов, неполноценности, связанных с нахождением в воспитательной колонии, данный тип проявляет такие механизмы психологической защиты, как компенсация и рационализация. Данный факт согласуется с утверждениями А.Н. Стражковой о том, что испытуемые с незначительной выраженностью проявлений механизмов психологической защиты демонстрируют высокий уровень ответственности, и ответственность как ценность занимает приоритетные позиции в ценностной иерархии [6, с. 108].

Безответственный тип (40,8 %). Ценностно-мотивационный компонент характеризуется отсутствием целей и планов на будущее, стремлением всегда перекладывать ответственность на других людей и обстоятельства, неумение устанавливать связи между своими действиями и значимыми для них событиями в жизни. К настоящей жизни в условиях колонии относятся без особых переживаний. Основными терминальными ценностями-целями являются: здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, развитие, наличие хороших и верных друзей. Их содержание носит эгоистический характер, а потому «твердая воля» является необходимым средством реализации терминальных ценностей. К числу инструментальных ценностей-средств воспитанницы относят аккуратность, воспитанность, рационализм, жизнерадостность. Осужденные данного типа придерживаются эгоцентрической мотивации при необходимости реализации ответственных дел, они хотят обратить на себя внимание, получить поощрение, избежать возможности наказания. Познавательно-прогностический компонент характеризуется осведомлённостью об ответственности, поверхностным или полным отсутствием её понимания Эмоционально-волевой компонент характеризуется экстернальным типом субъективного контроля, низким уровнем самообладания, астеническими эмоциями, поэтому осужденные избегают ответственных дел (учёба в школе, труд, общественные поручения), а необходимость их выполнения приводит к срывам в поведении (неконтролируемые эмоциональные всплески, грубость и т. п.). Поведенческий (конатативный) компонент характеризуется нежеланием следовать общепринятым моральным правилам, нормам поведения в условиях воспитательной колонии. Они отказываются 198

КалашниковаМ.М. Об ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского...

от выполнения поручений, а при необходимости выполнения демонстрируют неорганизованность, безответственность, недисциплинированность, грубость, вспыльчивость, раздражительность. Основными защитными механизмами выступают регрессия, проекция и замещение, относящиеся к неконструктивным психологическим защитам. Этот тип осуждённых можно отнести к группе пенитенциарного риска, что находит подтверждение в исследованиях Б.Г. Бовина, Ю.Н. Степановой, Н.Ю. Суворина и др., которые к числу критериев антисоциального расстройства личности относят «паттерны безответственного поведения, возникающие в возрасте старше 15 лет» [5, с. 26]. По данным Б.Н. Алмазова, у безответственных несовершеннолетних наблюдается «игровое отношение к ответственности», что характеризует их как инфантильных, примитивно мыслящих, у них затруднен переход от подросткового возраста к юношескому [2, с. 113, 162.].

Неустойчиво-ответственный (эгоцентрично-ситуативно реагирующий) тип (31,5 %). Ценностно-мотивационный компонент - характеризуется наличием планов на будущее, но отсутствием реальной опоры в настоящем, не подкрепленной личной ответственностью за их реализацию. Основными терминальными ценностями-целями являются здоровье, материально обеспеченная жизнь, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей. Инструментальные ценности -аккуратность, воспитанность, твердая воля, рационализм, ответственность. Выбирая ответственность в качестве средства достижения целей, они не проявляют её устойчиво в поведении. Обе переменные мотивационного компонента ответственности (социоцентирическая и эгоистическая мотивация) носят ситуативный характер. Познавательно-прогностический компонент характеризуется наличием представлений, которые отражают неустойчивое понимание ответственности. Эмоционально-волевой компонент характеризуется стеническими и астеническими эмоциями, проявление которых зависит от сложности поручения. Уровень субъективного контроля средний, его особенности могут изменяться в зависимости от сложности или простоты ситуации. Из-за неустойчивости локуса-контроля (по шкале интернальность-экстернальность) осуждённые могут либо брать на себя ответственность, либо отказываться от неё. Поведенческий (конатативный) компонент характеризуется тем, что при реализации ответственных дел осуждённые данного типа проявляют себя ситуативно-разнопланово: то как самостоятельные, независимые, настойчивые, то как нерешительные, необязательные, склонные отказываться от реализации начатых дел, пользоваться моментом, искать выгоду в ситуации. В поведении данный тип осуждённых стремится презентовать себя как сильную, свободную личность, строящую свою жизнь в соответствии со своими целями, нередко заявляя об этом публично. В условиях воспитательной колонии им свойственно проявление в основном примитивных механизмов психологической защиты: регрессия, проекция, замещение, рационализация, что в большей степени сближает их с безответственным типом осуждённых.

Развитие уголовно-исполнительной системы России, обозначенное в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., направлено на гуманизацию условий содержания и повышение эффективности исправления несовершеннолетних осуждённых женского пола, а поэтому в силу роста уровня криминогенности их преступности актуальными являются комплексные исследования проблемы ответственности личности данной категории.

Выявление типов ответственности личности несовершеннолетних осуждённых женского пола позволит улучшить их дифференциацию в аспекте пенитенциарного риска и целенаправленно проводить с ними индивидуальную и групповую воспитательную работу, в т.ч. в аспекте превенции дисциплинарных нарушений и преступлений, а также создания условий для возвышения субъектной активности и построения просоциального поведения.

Список литературы

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

2. Алмазов, Б. Н. Психология социального отчуждения. - Екатеринбург, 2007.

3. Калашникова, М. М. К вопросу изучения ответственности личности в пенитенциарной психологии // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 2 (73). - С. 138-142.

4. Калашникова, М. М. Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осуждённых женского пола при нахождении их в воспитательных колониях // Прикладная юридическая психология. - 2011. - № 2 - С. 90-99.

5. Психологическая коррекция осуждённых группы риска с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии (криминологический и психотерапевтический аспекты) : учеб. пособие. - М., 2009.

6. Стражкова, А. Н. Роль защитных психологических механизмов личности в делегировании ответственности // Личность в межкультурном пространстве : материалы III Междунар. конф., посвященной 100-летию социальной психологии. (Москва, 20-21 ноября 2008 г.). - Ч. II. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.