Научная статья на тему 'Анализ психологической готовности осужденных к освобождению'

Анализ психологической готовности осужденных к освобождению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
940
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / психологическая готовность к освобождению / психологический анализ деятельности / исправительные учреждения / подготовка к освобождению / convicts / psychological readiness for release / psychological analysis of activity / correctional facilities / preparation for release

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Янина Николаевна

Освобождение человека из мест лишения свободы является таким же стрессогенным фактором, как и его прибытие в исправительное учреждение. Каждому из периодов отбывания наказания свойственны особенности психологического характера. Следует отметить, что, находясь в исправительном учреждении, осужденные имеют право получать квалифицированную психологическую помощь. Вместе с тем в период подготовки к освобождению психологическая помощь обладает своей спецификой, в первую очередь, она должна быть направлена на формирование психологической готовности осужденных к жизни на свободе. В данной статье психологическая готовность к освобождению позиционируется как деятельность осужденных, которая имеет свою структуру, а именно: компоненты, механизмы их формирования, системообразующие факторы, а также рассматривается с позиций теории системогенеза деятельности. Указанный подход позволил выявить структуру психологической готовности осужденных к освобождению, а также определить методики для диагностики уровня ее сформированности. Выявлены особенности психологической структуры готовности осужденных к освобождению в разных возрастных периодах, а именно: 19–29 лет, 30–49 лет, 50 лет и старше. С помощью психологического анализа определены «реперные» точки в структурах готовности осужденных различных возрастных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полякова Янина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Convicts' Psychological Readiness for Release

Release of a person from prisons is as stressful as his commitment to the penitentiary. Each of the imprisonment phases has its own psychological specifics. It should be noted that being imprisoned convicts have the right to qualified psychological assistance. During preparation for release psychological assistance is of special character. It must be aimed to form convicts' psychological readiness for life after release. This article considers psychological readiness as the type of convicts' activity with its own structure, that is components, mechanisms of their formation and system-building factors. Convicts' psychological readiness for release is estimated from the theory of systematic genesis of activity. This approach enables the author to reveal the structure of convicts' psychological readiness for release and establish the methods of diagnosing the level of readiness. The author reveals peculiarities of psychological structure of convicts' readiness for release in different age: 19-29 years, 30-49 years, 50 years and older. Psychological analysis determined “reference points” in the structures of readiness of convicts of different ages.

Текст научной работы на тему «Анализ психологической готовности осужденных к освобождению»

УДК 159.98 © Я. Н. Полякова, 2018. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-12007

Анализ психологической готовности осужденных к освобождению

Полякова Янина Николаевна,

кандидат психологических наук, начальник отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы НИИ ФСИН России Москва, Россия. е-т^1: ynpolyakova@yandex.ru

Освобождение человека из мест лишения свободы является таким же стрессогенным фактором, как и его прибытие в исправительное учреждение. Каждому из периодов отбывания наказания свойственны особенности психологического характера. Следует отметить, что, находясь в исправительном учреждении, осужденные имеют право получать квалифицированную психологическую помощь. Вместе с тем в период подготовки к освобождению психологическая помощь обладает своей спецификой, в первую очередь, она должна быть направлена на формирование психологической готовности осужденных к жизни на свободе. В данной статье психологическая готовность к освобождению позиционируется как деятельность осужденных, которая имеет свою структуру, а именно: компоненты, механизмы их формирования, системообразующие факторы, а также рассматривается с позиций теории системогенеза деятельности. Указанный подход позволил выявить структуру психологической готовности осужденных к освобождению, а также определить методики для диагностики уровня ее сформированного Выявлены особенности психологической структуры готовности осужденных к освобождению в разных возрастных периодах, а именно: 19-29 лет, 30-49 лет, 50 лет и старше. С помощью психологического анализа определены «реперные» точки в структурах готовности осужденных различных возрастных категорий.

Ключевые слова: осужденные; психологическая готовность к освобождению; психологический анализ деятельности;

исправительные учреждения; подготовка к освобождению.

Для цитирования: Полякова Я. Н. Анализ психологической готовности осужденных к освобождению // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 42-49.

В современном обществе проблемам ресоциализа-ции осужденных после освобождения из мест лишения свободы уделяется особое внимание. Подготовка осужденных к освобождению регулируется законодательством (ст. ст. 180, 181 УИК РФ) и нормативными правовыми актами (приказ Минюста России от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы»). Вместе с тем уровень повторной преступности в Российской Федерации остается достаточно высоким 1 . Причиной тому является и несовершенный механизм адаптации осужденных к жизни на свободе Во многом успешность их адаптации определяется уровнем психологической готовности к освобождению, как психологический феномен имеющая в своей основе некую структуру личностных качеств, формирование и развитие которых обеспечивает успешную адаптацию к жизни на свободе

Введение. Готовность в научной литературе рассматривается в разных аспектах, а именно: как условие и регулятор деятельности, как психическое состояние, как психологическое образование, как установка, как наличие и активизация у субъекта определенных потребностей, как синтез свойств личности и т п Освобождаясь из мест лишения свободы, человек обретает свободу — важную потребность в своей жизнедеятельности, но вместе с тем перед ним появляется система обязанностей, диктующих законопослушное поведение. Насколько осужденный способен выстроить свое законопослушное поведение, во многом зависит от уровня его психологической готовности Поведение человека как внешнее проявление его дея-

тельности позволяет рассматривать структуру психологической готовности с позиций деятельностного подхода.

Анализ современных психологических исследований деятельности человека (К. А. Абульханова-Славская [1], Е. П. Ильин [2], А. К. Маркова [3], Э. Ф. Зеер [4], В. А. Ядов [5], C R. Rogers [6], D. Super [7] и др.) показывает, что к категории «деятельность» психологи обращаются каждый раз, когда встают вопросы, связанные: 1) с определением предмета психологии и разработкой ее методологических и теоретических основ; 2) разработкой требований к психологическим теориям; 3) анализом причин методологических кризисов и противоречий в психологии и поиском путей выхода из них; 4) исследованием взаимосвязи предмета познания, способностей и результатов деятельности человека; 5) с дискуссиями об анализе психического по «единицам» или по «элементам»; 6) с определением сущности деятельностного подхода в психологии; 7) поиском конкретной реализации деятельностного подхода в исследовании психики и поведения человека

Содержание структуры психологической готовности к деятельности определяется особенностями самой деятельности . Деятельность является ведущей формой поведения, преобладающей в человеческой жизни. Ее анализ выступает в качестве предвосхищающего этапа любого научного поиска. Результаты такого анализа позволяют установить роли непсихических элементов деятельности в психической деятельности человека и, наоборот, роль психического в той же деятельности [8]. В целом психологическая готовность к тому или иному виду деятельности детерминирована уровнем развития ее отдельных компонентов (мотивационных, познавательных, эмоционально-волевых)

1 Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2016 года и ожидаемые тенденции ее развития (аналитический обзор). URL: https://media.mvd.ru/files/embed/997033 (дата обращения: 19.09.2017).

Исследования психологической готовности к деятельности ведутся в нескольких направлениях. Одни авторы полагают, что психологическая готовность является особым психическим состоянием [2; 9; 10; 11], другие — устойчивой характеристикой личности [3; 4; 12], третьи — неразрывной взаимосвязью первых двух явлений [13]. Можно утверждать, что существующие подходы к изучению психологической готовности не находятся в состоянии противоречия и не исключают друг друга, более того, они углубляют и расширяют представление о сложности и многогранности данного феномена. В целом готовность понимается как активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение. Готовность к действиям обеспечивается необходимым уровнем знаний, умений, навыков Готовность к различным видам деятельности предполагает также конкретные мотивы и способности. Затрудняют формирование готовности пассивное отношение к поставленным задачам, отсутствие плана действий, безразличие . Неготовность к какому-либо виду деятельности приводит к несоответствию поведения предъявляемым требованиям, неадекватным реакциям, ошибкам, которые могут быть непоправимыми

Готовность осужденных к освобождению подразумевает формирование определенного поведения субъекта в обществе, принятие им и соблюдение социальных норм и правил. Несмотря на различные позиции, исследователи едины в том, что готовность — необходимое условие успешной деятельности личности. Психологическая готовность осужденных к освобождению подразумевает формирование личностных качеств, которые обеспечивают дальнейшее законопослушное поведение и успешное решение жизненно важных задач [14; 15]. Анализ научной литературы показал, что большое количество социально-психологических исследований посвящено вопросам изучения психологической готовности человека к трудовой, профессиональной деятельности Вместе с тем ученые обращались и к изучению проблем готовности к освобождению различных категорий осужденных: несовершеннолетних осужденных (В. М. Литвишков [16; 17], Э. В. Леус [18], Ю. Р. Орлова [19], В. М. Поздняков [20] и др.); осужденных женщин (А. В . Ильин [21]); осужденных к длительным срокам отбывания наказания (А. Н. Баламут [22], В. М. Поздняков [23] и др .) и т. д .

В нашем исследовании мы предприняли попытку выявить структуру психологической готовности осужденных к освобождению на основе теории системоге-неза Несмотря на то что теория системогенеза разрабатывалась на основе профессиональной деятельности операторов производства [24], ее развитие (А. В . Карпов [25], Ю . П . Поваренков [26] и др . ) показало, что, опираясь на нее, можно проводить психологический анализ деятельности различных видов . Фундаментом для проведения психологического анализа готовности осужденных к освобождению как специфического вида деятельности стал структурно-психологический подход, разработанный А. В . Карповым [25].

Согласно теории системогенеза психологическая готовность к деятельности находит отражение в лич-

ностных качествах, а формирование и развитие последних обеспечивают эту готовность. Психологический анализ деятельности позволяет определить психологическую структуру деятельности и ее компоненты, одним из которых является готовность к этой деятельности

Материалы и методы исследования. Для анализа структуры психологической готовности осужденных к освобождению было обследовано 260 осужденных в возрасте от 19 до 55 лет Обследование проведено на выборке осужденных с повторными судимостями, зачисленных в «Школу подготовки к освобождению», имеющих положительные характеристики Анализ структуры психологической готовности позволил подобрать следующие психодиагностические методики: 16 PF А (16 PF СайеП (форма А)), СЖО («Методика изучения смысложизненных ориентаций»), ВСК (методика «Оценка уровня волевого самоконтроля»), ЕК (методика «Диагностика эмоционального интеллекта») Для анализа структуры психологической готовности установлены ее компоненты (виды готовности) и элементы (шкалы вышеуказанных методик): мотиваци-онная готовность (самостоятельность, уровень социабель-ности); познавательная готовность (уровень интеллекта, управление процессами достижения целей, самообладание); эмоционально-волевая готовность (эмоциональная устойчивость, самоконтроль, настойчивость) Помимо указанных элементов (шкал), в анализ структуры включены некоторые показатели готовности, детерминирующие формирование всех видов готовности, а именно: коэффициент адаптивности, общий показатель осмысленности жизни, общий уровень эмоционального интеллекта

Наряду с личностными качествами, которые выступают элементами психологической готовности и определяют общие закономерности ее формирования, существуют частные особенности, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние на данный процесс [15; 27]. Одними из таких показателей, детерминирующих формирование психологической готовности, являются социально-демографические данные человека, в частности возрастные особенности

Для дальнейшего анализа результатов диагностики нам представилось целесообразным разделить осужденных на группы по их возрастным периодам

Одним из критериев качественного своеобразия для разработки периодизации могут выступать особые условия жизнедеятельности В нашем исследовании таковым является нахождение человека в местах лишения свободы. Анализ научных исследований (В . Г. Деев [28], А . В . Пищелко [29], Д . В . Сочивко [30], А . И. Ушатиков [31] и др . ) по вопросам психологического сопровождения осужденных показывает, что периодизация психического развития осужденных не имеет четких границ Так, одни ученые-пенитенциаристы связывают ее с периодами пребывания осужденных в исправительном учреждении (адаптация, отбывание наказания, подготовка к освобождению) [29; 31; 32], другие — различают следующие возрастные группы правонарушителей: подросткового, юношеского, молодежного, зрелого, пожилого и старческого возраста [33; 34; 35; 36].

Таким образом, для исследования психологической готовности осужденных к освобождению мы будем придерживаться периодизации психического развития с учетом общепсихологических теорий, а также условного разделения осужденных на возрастные категории, принятого для статистической отчетности в Федеральной службе исполнения наказаний 2 .

Результаты и обсуждение. Для определения возрастных периодов психического развития осужденных нами были проанализированы полученные эмпирические данные с использованием разных типов возрастной периодизации . После обработки результатов исследования с помощью методов математической статистики наиболее показательные взаимосвязи между личностными качествами в структурах психологической готовности выявлены в группах осужденных, которые соответствуют следующей возрастной периодизации: 19-29 лет, 30-49 лет, 50 лет и старше. Аналогичная возрастная периодизация осужденных представлена на сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, что в немалой степени подтверждает объективность такого разделения осужденных по возрастным периодам, а также позволяет сопоставить данные, полученные в результате исследования, со статистическими показателями 3 .

Для выявления особенностей в структуре психологической готовности к освобождению осужденных различных возрастных категорий использовался анализ

структурограмм по определенным показателям (индексам). В качестве показателей организованности структуры применены специальные индексы, предложенные А. В. Карповым: индекс когерентности структуры, индекс дивергентности структуры и индекс организованности структуры [25]. При использовании указанного метода нами учитывались связи, значимые только на уровнях р < 0,1; р < 0,05; р < 0,01 и р < 0,001.

Индекс когерентности структур (ИКС) вычисляется путем суммирования положительных корреляционных связей с учетом их значимости, индекс дивергент-ности (ИДС) — отрицательных связей.

Корреляционным связям, значимым на уровне 10% (р < 0,1) ставится в соответствие коэффициент 1 балл; 5% (р < 0,05) — 2 балла; связям, значимым на 1%-ном уровне (р < 0,01), — 3 балла; связям, значимым на 0,1%-ном уровне (р < 0,001), — коэффициент 4 балла.

Структурный вес каждого элемента структурограм-мы рассчитывается по формуле:

СВ = £(2ап) + (£аш),

где: a — коэффициент значимости связи, расчет которого приведен выше;

п — количество значимых положительных корреляционных связей данного элемента в структуро-грамме;

m — количество значимых отрицательных корреляционных связей данного элемента в структуро-грамме

Таблица 1. Индексы организованности структур психологической готовности и весовые коэффициенты качеств осужденных различных возрастных категорий

(Table 1. Indices of the Organization of Structures of Psychological Preparedness and Weight Coefficients of Qualities

of Convicts of Different Age Categories)

Качества Весовые коэффициенты

Группа осужд. 19-29 лет Группа осужд. 30-49 лет Группа осужд. более 50 лет

Уровень интеллекта 4 0 4

Эмоциональная устойчивость 15* 12 15

Самостоятельность 1 -1 0

Уровень социабельности -5 0 0

Импульсивность (контроль желаний) 14 16 0

Коэффициент адаптивности 18 20 15

Управление процессами достижения целей 12 9 6

Общий уровень эмоционального интеллекта 17 16 15

Общий самоконтроль 17 12 17

Самообладание 10 8 10

Настойчивость 11 12 14

Общий показатель осмысленности жизни 9 13 0

Индексы организованности структур

Индекс когерентности (ИКС) 90 72 72

Индекс дивергентности (ИДС) 14 22 8

Индекс организованности структуры (ИОС) 76 50 64

* Примечание. Полужирным шрифтом выделены базовые качества .

2 Статистические сведения . Официальный сайт ФСИН России . URL: http://fsin . su/structure/inspector/iao/statistika/Xarka_lic_ sodergahixsya_v_IK/ (дата обращения: 09.09.2017).

3 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL:http://cdep.ru (дата обращения: 09.09.2017).

Индекс организованности структуры (ИОС) под-считывается как математическая сумма двух индексов ИКС и ИДС:

ИОС=2(ИКС+ИДС) .

Установление веса каждого компонента структуры и выделение базовых из них позволили установить функциональную роль компонентов в системе взаимосвязей компонентов готовности.

Личностные качества, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т е характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств, обозначаются понятием базовых качеств .

В таблице 1 приведены основные структурные коэффициенты.

Анализ весовых коэффициентов и индексов организованности структур в группах осужденных позволил сформулировать следующие выводы.

В группах осужденных базовыми качествами при формировании психологической готовности являются следующие:

— 19-29 лет: эмоциональная устойчивость, импульсивность (контроль желаний), коэффициент адаптивности, общий уровень эмоционального интеллекта, общий самоконтроль;

— 30-49 лет: импульсивность (контроль желаний), коэффициент адаптивности, общий уровень эмоционального интеллекта, общий показатель осмысленности жизни;

— более 50 лет: эмоциональная устойчивость, коэффициент адаптивности, общий уровень эмоционального интеллекта, общий самоконтроль, настойчивость

Для более объективного оценивания организованности трех структур был использован метод «экспресс — х2» (А. В. Карпов) [25], позволяющий сделать заключение об их гомогенности (однородности) или гетерогенности (качественном своеобразии) с использованием метода корреляционного анализа Спирмена путем подсчета коэффициента корреляции между весовыми коэффициентами соответствующих структур (возрастных групп) (таблица 2) .

Таким образом, в сравнении структуры психологической готовности осужденных в возрасте 19-29 лет и 39-49 лет, а также 19-29 лет и старше 50 лет характеризуются однородностью. Гетерогенными относительно друг друга являются структуры психологической готов-

ности осужденных в возрасте 39-49 лет и старше 50 лет, т е данные структуры обладают качественным своеобразием. Несмотря на однородность ряда структур, далее был проведен анализ структурограмм и результатов исследования по многомерным методикам

Рассмотрим структурограммы психологической готовности осужденных различных возрастных категорий (рис 1)

Рис. 1. Структурограмма психологической готовности осужденных к освобождению (19-29 лет) (Fig. 1. Structural Chart of Prisoners' Psychological Readiness to Release (19-29 years old)) Условные обозначения (Designatio): 1 . Качества по методике 16 PF Cattell (Qualities by method 16 PF Cattell): B — низкий интеллект — высокий интеллект (low intelligence — high intelligenc); C — слабость «Я» — сила «Я» (эмоциональная устойчивость/ неустойчивость (weakness of the "I" — power of the "I" (emotional stability/emotional instability)); E — конформность/доминантность (conformance/dominance); Q2 — зависимость/самостоятельность (dependence/independence); Q3 — низкий самоконтроль/высокий самоконтроль (low self-control/high self-control); Кад — коэффициент адаптивности (the coefficient of adaptability); ДЦ — управление процессами достижения целей (managing goals achievement processes) . 2. Качества по методике «Диагностика эмоционального интеллекта» (Qualities by method «Diagnosis of emotional intelligence»): ЭИ — уровень эмоционального интеллекта (the level of emotional intelligence) . 3 . Качество по методике «Оценка уровня волевого самоконтроля» (Qualities by method «Assessment of the level of volitional self-control»): О — общий самоконтроль (general self-control); СО — самообладание (composure); Н — настойчивость (perseverance) . 4. Качество по методике «Оценка смысло-жизненных ориентаций» (Qualities by method «Evaluation of the meaningfulness oflife»): Общ — Общий показатель осмысленности жизни (The general index of meaningfulness of life) .

— положительная связь (positive connection), p = 0,001;

- — положительная связь (positive connection), p = 0,05;

- — положительная связь (positive connection), p = 0,01;

----— отрицательная связь (positive connection), p = 0,05;

- - - - — отрицательная связь (positive connection), p = 0,001.

Таблица 2 . Значения коэффициента корреляции по Спирмену (rs) в группах испытуемых

(Table 2 . Table of Values of the Spearman correlation coefficient (rs) in the Test group)

Группы Коэс >фициенты корреляции

19-29 лет 30-49 лет старше 50 лет

19-29 лет 1,00 0,89 0,73

30-49 лет 0,89 1,00 0,55

старше 50 лет 0,73 0,55 1,00

Примечание: r = 0,66 для р = 0,01 (r ... . = 0,66 for р = 0,01)

E критич ^ E 4 critical r ' '

Укажем особенности структуры психологической готовности к освобождению осужденных в возрасте 19-29 лет:

— наиболее значимые положительные связи обнаружены между следующими структурными элементами: эмоциональной устойчивостью, самоконтролем, коэффициентом адаптивности, управлением процессами достижения целей, самообладанием, настойчивостью, общим показателем осмысленности жизни, общим уровнем эмоционального интеллекта;

— имеются значимые отрицательные связи между такими элементами, как уровень социабельности и уровень самоконтроля, уровень социабельности и коэффициент адаптивности, уровень социабельности и самообладание Данный факт позволяет утверждать, что в этой возрастной категории низкий уровень самоконтроля препятствует проявлению самостоятельности в решении жизненно важных проблем, а также эффективной адаптации;

— качество «настойчивость» имеет положительные связи с низким уровнем значимости в структуре психологической готовности

Несмотря на то что индекс дивергентности структуры (суммы отрицательных связей) психологической готовности осужденных в возрасте 19-29 лет выше, чем в двух других группах, индекс организованности структуры больше, а, значит, качества более интегрированы в структуру готовности

Особенностями структуры психологической готовности осужденных к освобождению в возрасте 30-49 лет являются следующие (рис. 2):

— самостоятельность и интеллект не имеют значимых связей (положительных или отрицательных) в структуре психологической готовности;

Рис. 2. Структурограмма психологической готовности осужденных к освобождению (30-49 лет) (Fig. 2. Structural Chart of Prisoners' Psychological Readiness to Release (30-49 years old))

— наблюдается значимая отрицательная связь между общим уровнем эмоционального интеллекта и уровнем настойчивости, что позволяет говорить о проявлениях настойчивости в поведении без учета эмоциональных проявлений как собственных, так и других людей;

— структурные коэффициенты в данной группе осужденных сопоставимы с аналогичными показателями в возрастной группе от 19 до 29 лет

Рис. 3. Структурограмма психологической готовности осужденных к освобождению (50 лет и старше) (Fig. 3. Structural Chart of Prisoners' Psychological Readiness to Release (over 50 years old))

Перечислим особенности структуры психологической готовности осужденных к освобождению в возрасте 50 лет и старше (рис. 3):

— не выявлены значимые отрицательные связи между структурными элементами;

— не имеется значимых связей в структуре между следующими качествами: общим показателем осмысленности жизни, самостоятельностью, самоконтролем, т е они не включены в структуру;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— несмотря на то что в структуре не имеется значимых отрицательных связей (ИДС = 0), уровень инте-грированности качеств в структуру достаточно низкий

Анализ структурных коэффициентов и структу-рограмм позволяет сделать вывод о неодинаковой организованности структур психологической готовности к освобождению у осужденных различных возрастных категорий. Наиболее организованной выступает структура психологической готовности у осужденных в возрастной группе от 19 до 29 лет, что свидетельствует о том, что данные осужденные наиболее психологически подготовлены к освобождению

Важным показателем сформированности психологической готовности осужденных к освобождению служит коэффициент адаптивности (шкала «Кад»), Анализ полученных структур показал, что качество «адаптивность»

имеет наибольшее количество положительных значимых внутриструктурных связей в каждой из групп осужденных. В структурограмме группы осужденных 19-29 лет качество «адаптивность» имеет значимые положительные связи со всеми анализируемыми качествами, кроме «самостоятельности» и «конформности» . Вместе с тем, несмотря на то что индекс организованности структуры в группе 30-49 лет самый низкий, качество «адаптивность» имеет самый высокий весовой коэффициент (табл. 1) . Выявленный факт может быть использован как психологический ресурс для формирования психологической готовности в группе осужденных 30-49 лет.

Следует отметить, что метод структурно-психологического анализа позволяет определить так называемые реперные точки в структуре психологической готовности осужденных, которые являются «мишенями» для психологического воздействия

Заключение. Определение уровня психологической готовности осужденных к освобождению — необходимый фактор эффективности их дальнейшей адаптации к жизни на свободе

Оценка такого интегрального качества, как психологическая готовность, позволяет оценить актуальное состояние человека и выявить его ресурс для дальнейшей деятельности

В проведенном нами исследовании мы показали, что психологическая готовность осужденных к освобождению представляет собой симтомокомплекс, состоящий из следующих базовых элементов (качеств): эмоциональной устойчивости, уровня настойчивости, самоконтроля, коэффициента адаптивности, самообладания, общего показателя осмысленности жизни, общего уровня эмоционального интеллекта

Исследования по вопросам формирования и развития психологической готовности осужденных к жизни на свободе являются весьма актуальными и своевременными . Настоящее исследование, по нашему мнению, необходимо продолжить в части расширения изучаемых факторов, влияющих на развитие психологической готовности осужденных, а именно: их криминальной зараженности, криминологических характеристик (вид наказания, срок отбывания наказания, уровень рецидива и т д )

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида) : монография . М. ,1977.224 с .

2. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб . , 2005. 412 с.

3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. , 1996. 312 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник М , 2009 377 с

5 . Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии . М. ,1975. С. 89-105.

6 . Rogers C. R. On becoming a person . Boston, 1961. 420 р .

7 . Super D. Self realization through the work and leisure roles // Educational and vocational guidance. Ausgabe . 1992. p. 16-36 .

8 . Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности : монография . М. , 2008. 164 с .

9 . Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии : монография . Л . , 1967. 198 с.

10 . Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М. , 1964. 348 с.

11. Узнадзе Д. Н. Общая психология : учебник / под. ред. И . В. Имедадзе. М. , 2004. 413 с.

12 . Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика : учеб . пособие. М. , 2010. 477 с.

13 . Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.

14. Колесникова Н. Е., Шипилов А. И. Актуальные проблемы ресоциализации осужденных молодежного возраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 47-50.

15 . Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Социально-психологический подход к ресоциализации осужденных-мужчин: теория и технология индивидуально-групповой работы : монография. Псков, 2011.251 с.

16 Литвишков В. М., Вилкова А. В. Побуждение воспитанников к раскаянию в совершенном преступлении // Человек: преступление и наказание. 2015 . № 3 . С. 181-184.

17 . Литвишков В. М., Вилкова А. В. Нравственная устойчивость несовершеннолетних осужденных как педагогическая проблема // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 8(171). С. 24-27.

18 . Леус Э. В., Соловьев А. Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Психология и право.2012 . № 3 . С. 88-98.

19 . Орлова Ю. Р. Особенности личности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации // Человек: преступление и наказание 2009 № 2 С 55-58

20. Поздняков В. М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных на основе системы общественных воздействий: история и современность // Вестник Российского университета дружбы народов . Серия «Юридические науки». 2011 . № 4. С. 70-81 .

21 Ильин А. В. Параметрическая структура психолого-акмеологической готовности осужденных женщин к освобождению из мест лишения свободы : автореф . дис .. . . канд . психол. наук. Кострома, 2015. 25 с.

22 . Баламут А. Н. Психологическая помощь осужденным с пожизненными сроками отбывания наказания : дис . ... канд психол наук Вологда, 2007 228 с

23 Поздняков В. М. Психологические проблемы ресоциали-зации осужденных с длительными сроками лишения свободы // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3, № 1 . С. 38-40.

24 Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т. 1, № 3 . С. 33-46.

25 Карпов А. В Психологический анализ деятельности : учеб . пособие . Ярославль, 2005. 144 с .

26 Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности : монография. Саратов, 2013. 322 с.

27 . Ашрапова Р. Р. Личностные особенности осужденных с разным пенитенциарным статусом // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 14-18 .

28 . Деев В. Г. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста и особенности их перевоспитания в ИТУ М. , 1982. 416 с.

29 . Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциа-лизация М , 2003 208 с

30 . Сочивко Д. В., Крымов А. А., Попов В. В., Симакова Т. А. Психологическая поддержка позитивных трансформаций личности несовершеннолетних осужденных в облегченных услови-

ях содержания (воспитательных центрах) : монография . Рязань, 2013.160 с.

31. Ушатиков А. И., Ганишина И. С. Психологическая типология и классификация осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России: история и современное состояние // Международный пенитенциарный журнал . 2016 . № 4. С. 76-81.

32 . Сухов А. Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013 . № 2(53). С. 73-74.

33 . Дмитриев Ю. А. Пенитенциарная психология : учебник для образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Ростов н/Д, 2007. 681 с.

34. Мокрецов А. И. Избранные труды / сост. Б . Г. Бовин, В . И . Поздняков . Рязань, 2010. 275 с .

35 . Бовин Б. Г., Данилин Е. М., Дебольский М. Г., Коку-рин А. В., Мокрецов А. И., Строева Г. В. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы : учеб . пособие / под общ. ред. О . Г Ковалева. М. , 2005. 218 с.

36. Тетеухина О. В., Поздняков В. М. Теоретико-методологические ориентиры изучения социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68) . С. 5-10 .

Поступила 28.09.2017

Analysis of Convicts' Psychological Readiness for Release

Polyakova Yanina N.,

Candidate of Sciences (Psychology), Head of the Department for development of methodologies for the execution of criminal penalties without imprisonment,

Russian Federal Penal Service Research Institute Moscow, Russia. e-mail: ynpolyakova@yandex.ru

Release of a person from prisons is as stressful as his commitment to the penitentiary. Each of the imprisonment phases has its own psychological specifics. It should be noted that being imprisoned convicts have the right to qualified psychological assistance. During preparation for release psychological assistance is of special character. It must be aimed to form convicts' psychological readiness for life after release. This article considers psychological readiness as the type of convicts' activity with its own structure, that is components, mechanisms of their formation and system-building factors. Convicts' psychological readiness for release is estimated from the theory of systematic genesis of activity. This approach enables the author to reveal the structure of convicts' psychological readiness for release and establish the methods of diagnosing the level of readiness. The author reveals peculiarities of psychological structure of convicts' readiness for release in different age: 19-29 years, 30-49 years, 50 years and older. Psychological analysis determined "reference points" in the structures of readiness of convicts of different ages.

Keywords: convicts; psychological readiness for release; psychological analysis of activity; correctional facilities; preparation for release.

Citation: Polyakova Ya. N. Analysis of Convicts' Psychological Readiness for Release. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(73). 2018. P 42-49.

References

I. Abulkhanova-Slavskaya K. A . Dialectics of Human Life (Correlation of Philosophical, Methodological and Precise-Scientific Approaches to the Problem of Individual). Moscow, 1977. 224 p . (In Russ . )

2 . Ilyin E. P. Psychophysiology of Human States. St Petersburg, 2005. 412 p. (In Russ . )

3 . Markova A. K. Psychology of Professionalism. Moscow, 1996. 312 p. (In Russ.) 4. Zeer E . F. Psychology of Professional Education . Moscow, 2009. 377 p . (In Russ . )

5 . Yadov V. A . On Dispositional Regulation of Personal Social Behaviour. Methodological Problems of Social Psychology. Moscow, 1975. Pp. 89-105. (In Russ.)

6 . Rogers C R . On becoming a person . Boston, 1961. 420 p .

7 . Super D. Self realization through the work and leisure roles . Educational and vocational guidance . 1992. Pp. 16-36 .

8 . Sukhodolsky G . V. Fundamentals of Psychological Theory of Performance . Moscow, 2008. 164 p. (In Russ . )

9 . Kuzmin E. S . The Basics of Social Psychology. Leningrad, 1967. 198 p. (In Russ. )

10 . Levitov N . D. On Psychic Human States. Moscow, 1964. 348 p . (In Russ . )

II. Uznadze D. N . General Psychology. Ed. by Imedadze I . V. Moscow, 2004. 413 p . (In Russ . )

12 . Slastenin V. A. , Kashirin V. P. Psychology and Pedagogy. Moscow, 2010. 477 p. (In Russ. )

13 . Dyachenko M . I . , Kandybovich L. A . , Ponomarenko V. A. Readiness for Performance in Situations of Tension . Psychological Aspect. Minsk, 1985. 206 p. (In Russ . )

14. Kolesnikova N . E . , Shipilov A . I. Urgent Problems of Resocialization of Youth Convicts Serving Sentence in Penitentiaries . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 3(58). 2014. Pp . 47-50. (In Russ. )

15 . Tsvetkova N . A . , Kolesnikova N . E. Socially-Psychological Approach to Resocialization of Male Convicts: Theory and Technology of Individual Group Work. Pskov, 2011. 251 p. (In Russ.)

16 . Litvishkov V. M. , Vilkova A. V. Encouraging Inmates to Repent of the Crime Committed. Man: Crime and Punishment. No . 3 . 2015 . Pp. 181-184. (In Russ.)

17 . Litvishkov V. M. , Vilkova A. V. Juvenile Convicts' Moral Firmness as a Pedagogical problem . Vedomosti of the Penal service. No. 8(171). 2016. Pp. 24-27. (In Russ.)

18 . Leus E. V , Solovyev A . G . Adaptation Technologies of Juvenile Convicts' Resocialization . Psychology and Law. No . 3 . 2012 . Pp. 88-98. (In Russ )

19 . Orlova Yu. R . Personal Peculiarities of Juveniles Sentenced to Imprisonment and some Problems of their Resocialization . Man: Crime and Punishment. No 2 2009 Pp 55-58 (In Russ )

20 . Pozdnyakov V. M . Resocialization of Juvenile Convicts basing on the System of Social Influence: History and Present . Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Series: Law. No. 4. 2011. Pp. 70-81. (In Russ. )

21. Ilyin A. V. Parameter Structure of Female Convicts' Psychological Acmeological Readiness for Release . Extended abstract of the Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Kostroma, 2015. 25 p. (In Russ.)

22 . Balamut A . N . Psychological Assistance for Life Prisoners . Vologda, 2007. 228 p. (In Russ . )

23 . Pozdnyakov V. M. Psychological Problems related to Long-Term Prisoners' Resocialization . International Penitentiary Journal. Vol. 3 . No. 1. 2017. Pp. 38-40. (In Russ.)

24. Shadrikov V. D. Psychological Analysis of Activity as a System . Psychological Journal. Vol. 1. No . 3. 1980. Pp. 33-46. (In Russ . )

25 . Karpov A . V. Psychological Analysis of Activity. Yaroslavl, 2005. 144 p . (In Russ . )

26 . Povarenkov Yu. P. Problems of Psychology of Personal Professional Development. Saratov, 2013. 322 p . (In Russ . )

27. Ashrapova R. R. Personal Peculiarities of Convicts with Different Penitentiary Status. Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 1(68). 2017. Pp. 14-18 . (In Russ.)

28 . Deev V. G . Socially-Psychological Characteristics of Youth Convicts and Specifics of their Reformation at Correction Facilities. Moscow, 1982. 416 p . (In Russ . )

29 . Pishchelko A. V. , Sochivko D. V. Readaptation and Resocialization . Moscow, 2003. 208 p. (In Russ. )

30 . Sochivko D. V. , Krymov A . A . , Popov V. V. , Simakova T. A . Psychological Maintenance of Personal Positive Transforms in Juvenile Convicts in Favoured Conditions (at Reform Centres). Ryazan, 2013. 160 p. (In Russ. )

31. Ushatikov A. I . , Ganishina I . S . Psychological Typology and Classification of Convicts at Correction Facilities of the Russian Penitentiary System: History and Present. International Penitentiary Journal. No . 4. 2016 . Pp . 76-81. (In Russ . )

32 . Sukhov A . N. Socially-Penitentiary Psychology: Theoretical and Applied Aspects. Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 2(53). 2013 . Pp. 73-74. (In Russ.)

33 . Dmitriev Yu. A . Penitentiary Psychology. Rostov-on-Don, 2007. 681 p . (In Russ . )

34. Mokretsov A . I . Selected Works . Ed. by Bovin B. G . , Pozdnyakov V. I . Ryazan, 2010. 275 p . (In Russ. )

35 . Bovin B . G . , Danilin E. M. , Debolsky M. G . , Kokurin A . V. , Mokretsov A . I . , Stroeva G . V. Sociology and Psychology of Imprisoned Convicts. Ed. by Kovaleva O. G. Moscow, 2005. 218 p. (In Russ. )

36. Teteukhina O. V. , Pozdnyakov V. M. Theoretically-Methodological Directions of Studying Socially-Psychological Maturity of Male Youth Convicts at Correction Facilities . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 1(68). 2017. Pp . 5-10 . (In Russ. )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.