УДК 159.923
РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ВОЛЕВОГО СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ОСУЖДЕННЫХ
Р. Р. Ашрапова
Реферат: статья посвящена изучению проблемы исправления и перевоспитания осужденных, роли саморегуляции и волевых качеств личности в исправлении. Объектом исследования является личность осужденного, предметом - воспитание в полной семье как фактор волевой регуляции, задачей - изучение различий в уровне волевого самоконтроля у осужденных, воспитывавшихся в полных и неполных семьях. За основу исследования взято понимание воли как высшей психической функции в рамках культурно-исторического подхода (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В. А. Иванников), взгляды зарубежных психологов, рассматривающих самоконтроль как процесс волевой регуляции (Р. Баумайстер, Е. В. Эйдман, П. А. Рудик). Полученные нами результаты подтверждают данные исследователей о роли семьи и воспитания в формировании самоконтроля. Такой фактор, как воспитание в полной семье, способствует формированию более развитого волевого субъективного контроля и самоконтроля осужденных, что может служить основой для построения коррекци-онных программ для лиц с девиантным поведением. Целесообразен дальнейший поиск дополнительных факторов, способствующих развитию волевого субъективного контроля и самоконтроля осужденных.
© Ашрапова Р. Р., 2016
Ключевые слова: воля, самоконтроль, настойчивость, самообладание, семья, личность осужденного.
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года одной из главных задач уголовно-исполнительной системы является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. В исправительных учреждениях большая роль отводится педагогической и психологической работе, изучению факторов, препятствующих совершению повторных преступлений, поиску личностных ресурсов, способствующих исправлению, перевоспитанию и подготовке к освобождению осужденных, повышению их готовности к законопослушному поведению за пределами учреждения в социуме.
В результате проведенного опроса осужденных, которые сталкивались с ситуацией освобождения и адаптацией кусловиям жизнедеятельности на свободе, нами выявлено, что успешному завершению процесса адаптации к обществу препятствуют слабо развитые самоконтроль и воля. Мы считаем необходимым и актуальным изучение в пенитенциарной психологии и педагогике факторов, способствующих развитию самоконтроля и волевого субъективного контроля осужденных,
как личностных ресурсов, определяющих процесс ресоциализации после освобождения.
Воля как высшая психическая функция не является врожденной, а формируется в процессе жизнедеятельности, усвоения культурно-исторического опыта при взаимодействии ребенка и взрослого [2]. На основе данных представлений формирует свой собственный взгляд на природу воли в рамках культурно-исторической психологии Л. С. Выготский, чьи идеи в дальнейшем развиваются Л. И. Божович и В. А. Иванниковым в русле деятель-ностного подхода. Согласно культурно-историческим принципам в изучении волевой регуляции ранние ее формы представляют собой внешний интерпсихический процесс, разделенный между ребенком и взрослым. Воля начинается с подчинения ребенка приказам взрослого, а позднее сверстникам в коллективной игре. В процессе управления другими людьми происходит обучение управлением собственным поведением. Ребенок начинает действовать в силу эмоционально привлекательных побуждений, в дальнейшем происходит формирование самообладания, когда он способен отказаться от приятного.
Согласно Б. Г. Ананьеву волевая регуляция развивается в тесной взаимосвязи с воспитанием характера, которые закладываются семьей, семейным образом жизни. Участие ребенка в материальной жизни семьи, приучение к труду создает основу для формирования таких волевых качеств, как трудолюбие, энергичность, самодеятельность, самостоятельность [1].
К концу дошкольного возраста и в начале школьного ребенок делает большой шаг в развитии воли, он учится брать на себя ответственность за выполнение заданий. У подростков волевое регулирование сталкивается с определенными трудностями, когда возникают новые влечения, которые должны подвергаться волевому регулированию. Подросток стремится обрести собственную волю. Развитие самосознания в этом возрасте приводит к лучшему пониманию собственных побуждений.
Таким образом, формирование воли начинается в раннем возрасте и продолжает свое развитие на протяжении длительного времени. Нельзя недооценивать в воспитании воли роль контроля со стороны семьи, влияние коллектива и окружающих людей.
В основе нашего исследования лежат взгляды зарубежных психологов, рассматривающих самоконтроль как процесс волевой регуляции, «...как способность самостоятельно меняться и адаптироваться для обеспечения оптимального баланса между «я» и миром» [6]. По мнению Р. Баумайсте-ра, самоконтроль - это способность переопределить или изменить свои внутренние реакции, а также прерывать нежелательное поведение или воздержаться от него вообще [6].
На уровень развития саморегуляции оказывает влияние выраженность таких волевых качеств личности, как настойчивость и самообладание, выделенные Е. В. Эйдманом в рамках исследования волевого субъективного контроля. Настойчивость - это волевое качество, которое предпо-
лагает неуклонность, вопреки трудностям и препятствиям достижение собственных целей. Важность настойчивости как объективного качества целенаправленного поведения отмечали такие зарубежные психологи, как К. Левин, Р. Крутчер, А. Кремер, Н. Физер и др. В. В. Богословским настойчивость определяется как волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью [3]. По мнению Е. В. Эйдмана, качество - самообладание определяется П. А. Рудиком [5] как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. Самообладание психологами рассматривается как власть над самим собой.
На основе проведенного теоретического анализа мы можем предположить, что осужденные, чье воспитание осуществлялось в полной семье, обладают более развитыми волевыми качествами, так как важная роль в воспитании воли принадлежит семье, участию родителей. В нашей работе тестировалась гипотеза о том, что воспитание в полной семье способствует формированию более развитого волевого субъективного контроля и самоконтроля личности осужденного.
В выборку нашего исследования вошли осужденные за особо тяжкие преступления, из них 20 осужденных, воспитывавшихся в полной семье (матерью и отцом), 20 - в неполной семье (одним из родителей или бабуш-
кой), в возрасте от 30 до 45 лет, осужденные по ст. 105 УК РФ (убийство), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 131 (изнасилование), ст. 132 (насильственные действия сексуального характера), ст. 158 (кража), ст. 161 (грабеж), ст. 162 (разбой), ст. 228 (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
При статистической обработке эмпирических данных использовали программы MS Excel, SPSS. Применили метод математической обработки -U-критерий Манна-Уитни для вычисления различий по степени выраженности волевых качеств личности и уровня самоконтроля у осужденных. Испытуемые в одной экспериментальной серии заполняли Пятифак-торный личностный опросник (Р. Мак-Крае, П. Коста) [4], и опросник волевого субъективного контроля(Зверков -Эйдман) [5].
Результаты методики «большая пятерка» (табл. 1) показывают, что по шкале «самоконтроль» для осужденных, воспитывавшихся в полной семье, характерны аккуратность(среднее значение - 13,1), настойчивость (12,7), ответственность (среднее значение - 11,9), самоконтроль поведения (11,7) и предусмотрительность (среднее значение - 10,7). Для осужденных, воспитывавшихся в неполной семье, в наименьшей степени характерны аккуратность (среднее значение - 11,7), настойчивость (10,5), самоконтроль поведения (9,9), ответ-
Таблица 1
Среднее значение показателей по шкале «срвоконтроль» (тест «Большая пятерка»)
Факторы Средние значения
Воспитание в полной семье Воспитание в неполной семье
Аккуратность 13,1 11,7
Настойчивость 12,7 10,5
Ответственность 11,9 9,6
Самоконтроль поведения 11,7 9,9
Предусмотрительность 10,7 9,5
ственность (9,6), предусмотрительность (среднее значение - 9,5). При статистической обработке эмпирических данных получены различия при сравнении осужденных, воспитывавшихся в полных и неполных семьях, по характеристике самоконтроль ^ = 2,1 при р < 0,05), который наиболее выражен у осужденных, воспитывавшихся в полной семье.
При изучении волевого субъективного контроля (табл. 2) согласно средним значениям выявлено, что осужденные, чье воспитание осуществлялось в полной семье, в наибольшей степени обладают настойчивостью (среднее значение - 10,5), самообладанием (8,8) и общим уровнем волевого самоконтроля (среднее зна-
чение - 16,1). У осужденных, воспитывавшихся в неполной семье, менее выражены самообладание (среднее значение - 6,3), настойчивость (7,1), общий уровень волевого самоконтроля (ср. знач. - 11,2). Сравнительный анализ исследуемых групп показывает наличие значимых различий по всем шкалам - самообладание (и = 39,500 при р < 0,05), настойчивость (и = 38 при р < 0,05), общий уровень волевого субъективного контроля (и = 36 при р < 0,05), которые являются наиболее выраженными качествами осужденных, воспитывавшихся в полной семье.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Сравнительный анализ средних значений у исследуемых
Таблица 2
Среднее значение показателей волевого субъективного контроля (опросник «ВСК»)
Шкалы Средние значения
Воспитание в полной семье Воспитание в неполной семье
Обобщенный индекс ВСК 16,1 11,2
Настойчивость 10,5 7,1
Самообладание 8,8 6,3
групп показывает, что такой фактор, как воспитание в полной семье, способствует формированию более развитого волевого субъективного контроля и самоконтроля у осужденных. Полученные результаты подтверждают данные исследователей о роли семьи и воспитания в формировании самоконтроля. Обнаруживается важность педагогического аспекта в формировании волевых качеств личности осужденного с участием в педагогическом процессе семьи, сверстников, коллектива.
Восполнить недостаточно сформированный уровень развития волевых способностей у осужденных, не подвергавшихся необходимому педагогическому воздействию в процессе становления личности, социализации, возможно в условиях исправительного учреждения в процессе обучения в учебных заведениях, усвоения трудовой деятельности, где основная роль принадлежит воспитателю - каждому сотруднику исправительного учреждения (начальнику учреждения, его заместителям, начальникам отрядов, психологу, преподавателям школ, вра-
чам, инженерно-техническим работникам и т. д.). Таким образом, полученные данные могут служить основой для построения коррекционных программ для лиц с девиантным поведением.
С целью успешного решения проблемы адаптации осужденных к условиям жизнедеятельности на свободе и формирования высокого уровня самоконтроля считаем необходимым продолжить дальнейший поиск дополнительных факторов, способствующих развитию волевого субъективного контроля и самоконтроля.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева и др. М. : Педагогика, 1980. Т. 2. 288 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл ; Эксмо, 2005. 1136 с.
3. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб. : Питер, 2009. 368 с.
4. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности : учеб.-метод. пособие. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2000. 23 с.
5. Эйдман Е. В. ВСК. Опросник Волевого Самоконтроля : техн. рук. Версия 3.2. 1986-2010. 40 с.
6. Baumeister R., Vohs K., Tice D. The Strength Model of Self-Control // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16. № 6. P. 351-355.