Научная статья на тему 'Критериальный аппарат оценивания сформированности нравственныхи волевых качеств у несовершеннолетних осужденных'

Критериальный аппарат оценивания сформированности нравственныхи волевых качеств у несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / НРАВСТВЕННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ / ТИПОЛОГИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пивоварова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются современные тенденции преступности несовершеннолетних осужденных, приводятся статистические данные с официального сайта ФСИН России, в том числе в отношении несовершеннолетних осужденных женского пола. Автор описывает исследование нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательных колониях УФСИН России по Рязанской и Белгородской областям. На основании предложенной нами типологии несовершеннолетних осужденных и диагностического инструментария приводится критериальный аппарат оценивания сформированности нравственных и волевых качеств у несовершеннолетних осужденных. Кроме того, была разработана психолого-педагогическая программа по формированию нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола, включающая два комплексных взаимосвязанных блока в учебное (в рамках изучения литературы) и во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пивоварова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria staf f assessment of the formation of moral and volitional qualitiesof juvenile of fenders

The article examines the current trends in juvenile delinquency, statistical data from the official website of the Federal penitentiary service of Russia, including female juvenile offenders. The author describes the study of moral and volitional qualities of female juvenile offenders in correctional establishments of the penitentiary service of Russia Ryazan and Belgorod regions. On the basis of our proposed typology of juvenile offenders and diagnostic tools provides criteria staff assessment of the formation of moral and volitional qualities of the juvenile offenders. In addition, there was developed psycho-educational program on the formation of moral and volitional qualities of female juvenile offenders, including two complex interrelated unit in training (as part of the study of literature) and in extra-curricular time.

Текст научной работы на тему «Критериальный аппарат оценивания сформированности нравственныхи волевых качеств у несовершеннолетних осужденных»

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОЕ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Т. В. Пивоварова

Аннотация: в статье рассматриваются современные тенденции преступности несовершеннолетних осужденных, приводятся статистические данные с официального сайта ФСИН России, в том числе в отношении несовершеннолетних осужденных женского пола. Автор описывает исследование нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательных колониях УФСИН России по Рязанской и Белгородской областям. На основании предложенной нами типологии несовершеннолетних осужденных и диагностического инструментария приводится критериальный аппарат оценивания сформирован-ности нравственных и волевых качеств у несовершеннолетних осужденных. Кроме того, была разработана психолого-педагогическая программа по формированию нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола, включающая два комплексных взаимосвязанных блока в учебное (в рамках изучения литературы) и во вне-учебное время.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, нравственные и волевые качества, критериальный аппарат, типология, методы исследования, показатели, коррекционное воздействие.

Преступность несовершеннолетних в Российской Федерации продолжает

не только оставаться серьезной социальной проблемой, но и приобретает новое качественное содержание. По состоянию на 1 июля 2014 г. в 45 воспитательных колониях для несовершеннолетних содержалось 1860 сужден-ных, в том числе 105 несовершеннолетних женского пола [12]. Численность лиц, содержащихся в воспитательных колониях, уменьшилась на 22,67 % (с 2808 до 2289) за период 2011-2012 гг. (по состоянию на 01.01.2013) [9]. По данным современных криминологических исследований, преступность несовершеннолетних в России в основном носит групповой характер, что сопровождается употреблением алкоголя, наркотиков и токсических веществ. Характерными чертами совершенных ими преступлений становятся насилие и жестокость. Подростки продолжают составлять наиболее криминально активную часть населения страны. Наблюдается тенденция омоложения преступности несовершеннолетних, повышения криминальной активности детей младших возрастов, значительно растет преступность несовершеннолетних женского пола. Повышается процент рецидивной преступности несовершеннолетних, и бывшие подростки пополняют ряды исправительных учреждений для взрослых [1, 7].

В воспитательных колониях концентрируются наиболее социально дезадаптированные подростки [2, 3, 4, 5, 6,

13, 14, 15]. По данным судебной статистики, к реальному лишению свободы осуждается лишь четвертая часть несовершеннолетних. Суды не спешат применять к ним самое суровое наказание, прибегая прежде всего к условному осуждению к лишению свободы или другим видам наказания. Особенно это касается девочек: к лишению свободы осуждается только 16 % из них. Меняется возрастной состав воспитанников за счет увеличения доли лиц, достигших 18-летнего возраста (до 20 %).

Данная тенденция осложняет реализацию исполнения наказания, организованную с учетом подросткового возраста контингента, и ставит вопрос об изменении типологии и организационной структуры учреждений. Большая часть преступных групп несовершеннолетних совершают корыстные и корыстно-насильственные преступления. Увеличивается число подростков, имевших до осуждения опыт взаимодействия с системой правосудия: более половины впервые отбывающих наказание ранее были осуждены к лишению свободы условно, состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних [11]. В связи с этим проблема противодействия преступности несовершеннолетних в современной России является особенно важной, так как от ее решения в значительной степени зависит успех проводимых в стране реформ, социальное и нравственное здоровье подрастающего поколения, которое определяет будущее Российского государства и общества.

Нами было проведено обследование 190 несовершеннолетних осужденных женского пола в возрасте от 14 до 18 лет, отбывающих наказание в воспи-

тательных колониях УФСИН России по Рязанской (с. Льгово)и Белгородской (г. Новый Оскол) областям.

С помощью комплекса методов (методика «Волевой самоконтроль личности» (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман); методика «Сила воли» (Р.С. Немов); методика «Ценностные ориентации» (М. Ро-кич); тест-опросник «Волевые качества личности» (Ю.Л. Еремкин, И.И. Купцов); авторская методика «Уровень развития нравственных качеств личности» (Т.В. Пивоварова, И.И. Купцов); авторская анкета; «Самооценка личности» С.А. Будасси в авторской модификации (изучение нравственных и волевых качеств личности; сочинения) проводилась диагностика уровня развития нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола (высокий, средний, низкий); обработка полученных эмпирических данных проведена с помощью методов математической статистики.

Для решения задачи опытно-экспериментальной работы — обоснования классификации несовершеннолетних осужденных по критерию уровня развития нравственных и волевых качеств — нами был проведен кластерный анализ полученных в ходе эмпирического этапа эксперимента данных и определены 4 группы, которые после тщательного анализа и в соответствии с разработанной психолого-педагогической моделью позволили выделить следующую типологию сфор-мированности нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных [10]:

1) оптимальный (высокий уровень воли и средний уровень нравственности) — 14,2 %;

Критериальный аппарат оценивания сформированности нравственных и волевых качеств у несовершеннолетних осужденных

Критерий Методы исследования Типы Показатели

Осознание вины и принятие ответственности за совершенное преступление Методика «Ценностные ориентации» (М. Ро-кич), методика «УРНКЛ» (Т.В. Пивоварова, И.И. Купцов), «Самооценка личности», предложенная С.А. Будасси, в авторской модификации, авторская анкета, обобщение независимых характеристик, беседа 1 Критическое отношение к совершенному преступлению, раскаяние в нем; полное осознание вины и последствий причиненного вреда; относительно положительная направленность деятельности; принятие обязательств по заглаживанию вреда перед пострадавшей стороной; прочные и разносторонние связи с внешней социальной средой

2 Не всегда критическое отношение к совершенному преступлению; в некоторых ситуациях склонность к перекладыванию ответственности за совершенное преступление; частичное осознание вины и последствий причиненного вреда; неоднозначное отношение к пострадавшей стороне преступления

3 Достаточно частое отрицание своей ответственности в совершении преступления; формальное осознание вины; отношение к пострадавшей стороне преступления неоднозначное; преобладание узколичных интересов и потребностей; практически отсутствие связи с внешней социальной средой

4 Полное отрицание своей ответственности в совершении преступления; некритическое отношение к совершенному преступлению; отсутствие стремления к осознанию своей вины и последствий причиненного вреда; наказание считают несправедливым; проявление моральной невоспитанности к пострадавшей стороне; социальные связи не поддерживаются

Соблюдение требований режима содержания Методика «Сила воли» (Р.С. Немов); тест-опросник «Волевые качества личности» (Ю.Л. Еремкин, И.И. Купцов), анкета, обобщение независимых характеристик, беседа 1 Отсутствие нарушений Правил внутреннего распорядка; активное включение в производственную деятельность, обучение; правильная реакция на меры воспитательного воздействия; добросовестное выполнение требований режима; стремление к досрочному освобождению

2 Эгоцентрическая направленность мотивации личности; правильная реакция на меры воспитательного воздействия, однако слабость волевого развития не всегда гарантирует поведение, отвечающее нравственным и правовым нормам

3 Возможность срывов в отношениях с другими осужденными и администрацией, периодические нарушения дисциплины; неоднозначная реакция на меры воспитательного воздействия

4 Нарушение Правил внутреннего распорядка; слабая внутренняя система самоконтроля и регуляции; импульсивность действий в общественно опасных деяниях

2) допустимый (средний уровень воли и средний уровень нравственности) — 30 %;

3) критический (средний уровень воли и низкий уровень нравственности) — 28,4 %;

4) криминальный (низкий уровень

воли и низкий уровень нравственности) — 27,4 %.

Критериальный аппарат оценивания сформированности нравственных и волевых качеств у несовершеннолетних осужденных приведен в таблице.

Способность к преодолению трудностей Методика «ВСК» (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман), методика «Сила воли» (Р.С. Немов); авторская анкета, обобщение независимых характеристик, беседа 1 Способность с помощью волевого усилия преодолевать внешние и внутренние трудности; высокий уровень произвольного самоуправления, самоконтроля, самообладания и настойчивости

2 Умение сознательно и разумно управлять своим поведением и деятельностью в зависимости от значимости ситуации; в большинстве ситуаций присутствует способность руководить собственным поведением в эмоционально сложной ситуации

3 Не всегда есть готовность к преодолению трудностей; низкий уровень самоконтроля, самообладания и настойчивости, бессистемное и фрагментарное их проявление

4 Низкая способность к проявлению упорства в преодолении преград; ослабление внутренней системы самоконтроля и регуляции; низкий уровень способности руководить собственным поведением в эмоционально сложной ситуации

Наличие перспектив и целей после отбытия наказания Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), авторская анкета, обобщение независимых характеристик, беседа 1 Наличие просоциальных ценностей; наличие близких, средних и дальних перспектив и целей на правопослушное поведение; настойчивость в достижении целей; умение планировать, прогнозировать и реализовывать задуманное

2 В основном поведение подчинено требованиям текущего момента, а не дальним перспективам и целям; настойчивость в достижении значимых для себя целей

3 Жизненные планы неустойчивы, пассивность; в ряде ситуаций не хватает настойчивости в достижении поставленной цели; отказ от конечной цели, если для ее реализации необходимы большие (по субъективной оценке) затраты сил; не склонны к постановке и достижению далеко идущих и глобальных целей

4 Отсутствие планирования (живут одним днем); при столкновении с трудностями могут отказаться от реализации поставленной цели; переменчивые интересы; мотивация избегания неудач

Сформиро-ванность нравственных понятий Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика «УРНКЛ» (Т.В. Пивоварова, И.И. Купцов), «Самооценка личности», предложенная С.А. Будасси, в авторской модификации, авторская анкета, обобщение независимых характеристик, беседа 1 Определение нравственных понятий на продуктивном уровне; потребность в совершении нравственных поступков; относительно положительная направленность; умение анализировать свои действия по нравственному выбору

2 Определение нравственных понятий на продуктивном и репродуктивном уровнях; выбор правильного решения не всегда самостоятелен; избирательная склонность к анализу

3 Понимание нравственности преимущественно на уровне общей когнитивной осведомленности; выбор правильного решения чаще несамостоятелен; затруднения в самоанализе

4 Отсутствие развитых представлений о нравственных категориях; проявление моральной невоспитанности; преобладание узколичных интересов и потребностей; неуважение к чести и достоинству окружающих

Коррекционное воздействие, направленное на нравственную и волевую сферу несовершеннолетних осужденных женского пола, осуществлялось нами в рамках реализации

специально разработанной психолого-педагогической программы в условиях лишения свободы на базе Рязанской воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области. Органи-

зационно работа включала в себя два комплексных взаимосвязанных блока. В рамках первого блока проводились психокоррекционные мероприятия в Вечерней (сменной) общеобразовательной школе УФСИН России по Рязанской области на уроках литературы [8]. Модификация программы может использоваться как самостоятельный спецкурс в школах и в других образовательных учреждениях. Второй блок содержал коррекционные мероприятия, проводимые во внеучебное время. Данный блок программы также может реали-зовываться в учебное (в рамках изучения литературы, истории и др.) и во вне-учебное время.

Литература

1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии : монография / О.А. То-болевич [и др.] ; под науч. ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Т. 1.

2. Датий А.В. Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-санитарного обеспечения осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9. С. 16-21.

3. Датий А.В. Проблемы медицинского обеспечения осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 52-60.

4. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 100-107.

5. Датий А.В, Селиванов С.Б., Панфилов Н.В. Опыт создания информационно-аналитической базы социально-гигиенического мониторинга в системе Минюста России // Гигиена и санитария. 2004. № 5. С. 23.

6. Датий А.В., Федосеев А.А., Дикопольцев Д.Е. Характеристика сужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 42-46.

7. Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.06 / Костина Любовь Николаевна. М., 2010. 541 с.

8. Купцов И.И., Пивоварова Т.В. Практические рекомендации по формированию нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных в процессе преподавания литературы (9 и 10 класс). Киров, 2013. 80 с.

9. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России : информ.-аналит. сборник. Тверь : НИИИТ ФСИН России, 2013. 310 с.

10. Пивоварова Т.В. Взаимосвязь уровней нравственных и волевых качеств и типов несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 92-98.

11. Симакова Т.А., Полякова Я.Н. Историко-методологические аспекты психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 24-31.

12. ЬИр://фсин.рф/81гис1иге/1п8рес1ог/1ао/ statistika/Kratkaya%20harka%20UIS/ (дата обращения : 24.12.2014).

13. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

14. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.

15. Сочивко Д.В, Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 60-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.