Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровней нравственных и волевых качеств и типов несовершеннолетних осужденных'

Взаимосвязь уровней нравственных и волевых качеств и типов несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / УРОВНИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ / ТИПОЛОГИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пивоварова Татьяна Васильевна

в статье определены уровни нравственных и волевых качеств, приведена типология несовершеннолетних осужденных на основе выделенных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пивоварова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровней нравственных и волевых качеств и типов несовершеннолетних осужденных»

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ТИПОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Т. В. Пивоварова

Аннотация: в статье определены уровни нравственных и волевых качеств, приведена типология несовершеннолетних осужденных на основе выделенных уровней.

Ключевые слова: несовершеннолетние, нравственные и волевые качества, уровни развития нравственных и волевых качеств, типология осужденных.

Summary: in the article the levels of moral and volitional qualities, given typology juvenile offenders based on particular levels.

Keywords: minors, moral and volitional qualities, levels of moral and volitional qualities, types of convicts.

Анализ исследований по проблеме формирования нравственных и волевых качеств личности несовершеннолетнего осужденного показывает, что в настоящее время отсутствует научно-обоснованный подход к диагностике уровня их нравственно-волевого развития; не выявлено четких положений и экспериментальных доказательств того, что воспитание нравственных и волевых качеств личности подростка требует создания совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса; отсутствует типология сформированности нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных.

Для решения последней задачи нами было проведено эмпирическое исследо-

вание, в котором приняли участие 190 несовершеннолетних осужденных женского пола в возрасте от 14 до 18 лет, отбывающих наказание в воспитательных колониях Рязанской и Белгородской областей. С целью определения уровней сформированности нравственных и волевых качеств (высокий, средний, низкий) и выделения типологии несовершеннолетних осужденных нами использовались следующие методики: методика ВСК («Волевой самоконтроль личности») (А.Г. Зверков и Е.В. Эйдман) [1; с. 116-126]; методика «Сила воли» (Р.С. Немов) [2; с. 473-477]; методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [3; с. 637-641]; тест-опросник ВКЛ («Волевые качества личности») (О.Л. Еремкин, И.И. Купцов, 1997) [4; с. 69-84]; методика УРНК («Уровень развития нравственных качеств личности»); авторская анкета.

Полученные данные были подвергнуты обработке методами математической статистики: критерий Манна-Уитни, Уил-коксона, кластерный анализ, пакет статистических программ SPSS, компьютерная программа Psychometric Expert 8. В результате были выделены 4 кластера, которые позволили определить уровни сформированности нравственных и волевых качеств и выделить типологию несовершеннолетних осужденных на основе этих уровней:

1) оптимальный тип (осужденные с высоким уровнем воли и средним уровнем нравственности);

Рис. 1. Типы несовершеннолетних осужденных в зависимости от сформированности нравственных и волевых качеств

2) допустимый тип (осужденные со средним уровнем воли и средним уровнем нравственности);

3) критический тип (осужденные со средним уровнем воли и низким уровнем нравственности);

4) криминальный тип (осужденные с низким уровнем воли и низким уровнем нравственности).

В выборке выделенные типы распределились следующим образом (рис. 1):

Оптимальный тип — 14,2 % от всей выборки. По прибытии в колонию несовершеннолетние осужденные данного типа быстро адаптируются, активно включаются в производственную деятельность и обучение, проявляют волевые качества, подчиняют свои действия и поступки требованиям закона, правильно реагируют на меры воспитательного воздействия.

Для них присущ высокий уровень произвольного самоуправления, самоконтроля, самообладания и настойчивости. На пути к цели девушки проявляют способность с помощью волевого усилия преодолевать встречающиеся

внешние и внутренние трудности, умение сознательно и разумно управлять поведением и деятельностью, возможность удерживать их в рамках заданных параметров, что говорит о целесообразности поведения и деятельности и возможности достигать цель с максимальным эффектом. Осужденные имеют близкие, средние и дальние перспективы. Они стремятся к досрочному освобождению, добросовестно выполняют требования режима.

Первую группу составляют осужденные, которые характеризуются преобладанием высокого уровня устойчивых волевых качеств, что позволяет им быть уравновешенными, критически относиться к себе и к окружающим.

Воспитанницы обладают соответствующей выдержкой, решительностью, готовностью к преодолению трудностей, высокой активностью, уверенностью в себе, настойчивостью, открыто выражают собственную позицию, самостоятельны в выполнении различных поручений воспитателей, организованны, принципиальны, инициативны, целеустремлен-

ны, дисциплинированны, требовательны к себе и другим.

Подобное рациональное сочетание волевых качеств позволяет им проявлять положительную активность в труде и учебе, умело принимать сложные решения, планировать их исполнение, критически относиться к собственному поведению, не конфликтовать с начальниками отряда.

Таким образом, воля у осужденных данной группы твердая, поведение в большинстве случаев — достаточно ответственное. Есть опасность увлечения силой воли с целью самолюбования. Подобного рода возможности имеет лишь небольшое число лиц среди несовершеннолетних осужденных девушек.

Рассматривая нравственную сферу этой группы воспитанниц, можно отметить, что они дают определение нравственных понятий на продуктивном уровне. Потребность в совершении нравственных поступков достаточно сформирована.

Для осужденных характерна относительно положительная направленность. Для них характерны по преимуществу положительные нравственные мотивы. Они критически относятся к совершенному преступлению, раскаиваются в нем. Отношение к совершенному преступлению — «осознала вину полностью», наказание считают справедливым. Эту группу составляют осужденные, которые встали на путь исправления.

Средний уровень развития нравственных качеств характеризуется достаточным (осознанным, прочным, действенным) усвоением понятий. Осужденные могут дать оценочное суждение в явлениях, выразить свое отношение к происходящему. Для воспитанниц харак-

терно умение анализировать свои действия по нравственному выбору; нравственные знания, умения, свои нравственные позиции.

Наиболее развитыми нравственными качествами девушек являются «честность» и «порядочность», а наименее — «эмпатия» и «чувство долга».

Правильное построение взаимоотношений с воспитанницами данной категории позволяет опираться на их положительный потенциал с тем, чтобы не только не допустить усвоения отрицательного влияния со стороны ближайшего окружения (криминальной субкультуры), но и с их помощью создавать позитивную атмосферу учебно-воспитательного процесса.

Наиболее эффективными мерами воздействия на эту группу осужденных является поощрение, выраженное такими психологическими методами, как внимание, доверие, поручение, требование.

Допустимый тип — 30 % от всей выборки. Девушки этого типа на пути к цели проявляют способность с помощью волевого усилия преодолевать встречающиеся внешние и внутренние трудности, умение сознательно и разумно управлять поведением и деятельностью, возможность удерживать их в рамках заданных параметров. Это говорит о целесообразности поведения и деятельности и возможности достигать цель с максимальным эффектом.

У несовершеннолетних осужденных преобладает средний уровень способности руководить собственным поведением (самообладание) в эмоционально-сложной или экстремальной ситуации, уровень произвольного самоуправления, самоконтроля и самообладания

выше среднего. Отмечающиеся у некоторой части подростков срывы в поведении носят обычно кратковременный характер.

Воспитанницы данной группы обладают достаточной готовностью к преодолению трудностей, решительностью, выдержкой. Наименее развита дисциплинированность. У девушек наблюдается достаточно сильная воля, поступки в основном реалистичные и взвешенные. В целом у них преобладает средний уровень волевых качеств, что позволяет им быть уравновешенными, критически относиться к себе и окружающим.

Не у всех имеются способности к обучению, но воспитанницы этой группы настойчивы в достижении цели. Все они имеют определенные жизненные планы, которые связывают с продолжением образования или приобретением специальности.

Рассматривая нравственную сферу воспитанниц, можно отметить, что они дают определение нравственных понятий на продуктивном и репродуктивном уровнях, но не всегда могут самостоятельно выбрать правильное решение, в конфликтных нравственных ситуациях иногда ждут помощи со стороны. Наиболее развиты нравственные качества «скромность», «доброта» и «честность».

Они правильно реагируют на меры воспитательного воздействия, однако слабость их волевого развития не всегда гарантирует поведение, отвечающее нравственным и правовым нормам.

Критический тип — 28,4 % от всей выборки. Осужденные такого типа стараются найти компромиссное решение принципиальных вопросов, чтобы не затронуть «авторитетных» осужденных,

пытаются доказать, что решения должны приниматься кем-то, но не ими. Как правило, такие воспитанницы не достаточно требовательны к себе и другим, противоречивы в принятии сложных решений, планировании и их исполнении. Все это не позволяет им постоянно быть активными в труде и учебе.

У девушек данной группы достаточно сильная воля, поступки в основном реалистичные и взвешенные — средний уровень.

Волевой самоконтроль осужденных недостаточный, а именно: преобладает низкий уровень самоконтроля, самообладания и настойчивости. Это говорит об ослаблении внутренней системы социального контроля, импульсивности действий в общественно опасных деяниях, преобладании эмоциональной сферы над волевой.

В целом третью группу составляют осужденные, которые характеризуются доминированием среднего уровня волевых качеств, что говорит об их неустойчивом проявлении. Они менее активны, не всегда имеют четкую собственную позицию, в условиях давления на них нарушителей дисциплины нередко занимают выжидательную позицию. Воспитанницы допускают срывы в отношениях с другими, что порой приводит к конфликтам с воспитателями из-за слабой дисциплинированности, решительности, инициативности, выдержки, исполнительности.

Девушки не всегда готовы к преодолению трудностей, что характеризуется низкой способностью к достижению цели и низкой способностью проявлять упорство в преодолении преград. Они готовы отказаться от конечной цели, если для ее реализации им необходимы боль-

шие (по их субъективной оценке) затраты сил, поэтому не склонны к постановке и достижению далекоидущих и глобальных целей. У тех, у кого имеются близкие и средние перспективы, не всегда настойчивы в достижении поставленной цели. Жизненные планы их неустойчивы и не у всех связаны с продолжением образования.

Управление деятельностью дает возможность точно определять, какие решения будут приняты осужденными в той или иной ситуации, что позволяет наметить реальные пути в устранении отрицательных волевых качеств.

Рассматривая нравственную сферу воспитанниц, можно отметить, что учащиеся обладают необходимыми нравственными знаниями, но они не стали внутренними регуляторами, поведение их ситуативно, потребность в совершении нравственных поступков недостаточно сформирована.

Наиболее развитыми нравственными качествами у воспитанниц являются «честность» и «доброта».

Часть нравственных знаний учащиеся могут применить на практике с помощью воспитателей, учителей, психологов. Воспитатель включает личность в общественно полезную деятельность и направляет положительные волевые качества на достижение социально значимых целей.

Личностная нравственная рефлексия таких воспитанниц имеет в большей степени направленность на других людей, они чаще испытывают затруднения в самоанализе. Мотивация на саморазвитие и самосовершенствование у них не полностью сформирована.

Наиболее эффективными мерами воздействия на эту группу осужденных

является поощрение, выраженное такими психологическими методами, как внимание, доверие, поручение, требование. Сочетание перечисленных методов позволяет эффективно переориентировать направленность личности.

Криминальный тип—27,4 % от всей выборки. Четвертая группа несовершеннолетних осужденных представлена злостными нарушителями дисциплины, у которых и волевые, и нравственные качества не развиты или развиты очень слабо. В основном это лица с глубокой социально-педагогической запущенностью, устойчивой отрицательной направленностью, пораженные «уголовной романтикой».

Бравируя своим положением и презрительным отношением к девушкам, стремящимся исправить свои недостатки, они сеют панику в рядах неуверенных, колеблющихся воспитанниц, стараются привлечь их на свою сторону, стремятся утвердить свое превосходство (в том числе при помощи физической силы).

Волевая сфера осужденных характеризуется в большей степени отрицательными волевыми качествами, такими как: нецелеустремленность, нерешительность, негативизм, упрямство, невыдержанность, недисциплинированность, инертность, несамостоятельность, а также бескультурье, озлобленность, мстительность, неумение сохранять выдержку в критической ситуации.

Четвертую группу составляют осужденные, которые характеризуются преобладанием низкого уровня волевых качеств, которые проявляются в деятельности личности в зависимости от ситуации. Такие воспитанницы могут проявить решительность, смелость при достижении своих эгоистических целей,

но не способны быть таковыми перед более сильными осужденными и пресмыкаются перед ними. Их можно отнести к пассивным индивидуалистам.

У воспитанниц данной группы наименее развиты качества «настойчивость», «дисциплинированность» и «организованность». Они характеризуются низкой способностью к достижению цели и низкой способностью проявлять упорство в преодолении преград. Готовы отказаться от конечной цели, если для ее реализации им необходимы большие (по ее субъективной оценке) затраты сил, поэтому не склонны к постановке и достижению далеко идущих и глобальных целей. Планов они не строят, не намечают ни близких, ни дальних перспектив, не стремятся к досрочному освобождению. Преобладает мотивация избегания неудач. Осужденные не умеют принимать решения, рассчитанные на длительный период, так как это связано с планированием и отсрочкой в получении удовлетворения от достигнутого. Низкий уровень эффективности в организации деятельности и решении поставленных задач.

У воспитанниц преобладает низкий уровень силы воли. Они характеризуются как чувствительные, эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе, импульсивные, неустойчивые в намерениях, обладающие низким уровнем развития волевых качеств личности, низкой способностью выдерживать длительные эмоциональные и физические нагрузки.

Кроме того, девушек характеризует ослабление внутренней системы социального контроля, импульсивность действий в общественно опасных деяниях, преобладание эмоциональной сферы над волевой. Им присущи: высокая чув-

ствительность, эмоциональная неустойчивость, ранимость, неуверенность в себе, импульсивность, неустойчивость в намерениях; низкая способность выдерживать длительные эмоциональные и физические нагрузки; низкая способность руководить собственным поведением в эмоционально-сложной или экстремальной ситуации (самообладание); иррациональность поведения человека в экстремальной ситуации, неконтролируемый эмоциональный всплеск, дезорганизующий и не позволяющий сосредоточиться на выполнении сложных задач; низкий уровень эффективности в организации деятельности и решении поставленных задач; возможна мотивация избегания неудач.

Рассматривая нравственную сферу воспитанниц данного типа, можно отметить, что у них отсутствуют четкие представления о понятиях, характеризующих нравственную сферу, а также значимость в их реальном сознании ценностей, провозглашаемых школой и колонией в целях мотивации учебно-воспитательного процесса учащихся (познание, творчество, литература).

У девушек наименее развитыми нравственными качествами являются «справедливость» и «чувство долга», наиболее развитыми — «скромность», «честность» и «порядочность». Девушки с низким уровнем отличаются выраженностью переживаний, но выражают свои переживания ситуативно. Они имеют недостаточно развитые представления о нравственных категориях и поэтому не всегда переживают то, что воспринимают. Личностная рефлексия не развита, самооценка неадекватная — часто завышена, считают себя незаурядными личностями.

У девушек этой группы выражена моральная невоспитанность, которую они направляют на удовлетворение узколичных интересов и низменных потребностей. Нередко им присуще неуважение к чести и достоинству человека и коллектива.

В учебно-воспитательной работе необходимо использовать доверие, контроль, а в некоторых случаях и жесткие меры воздействия, основанные на принципиальных требованиях к их личности.

Как показала практика, следует вовлекать их в полезные виды деятельности для того, чтобы увидеть то положительное, которое скрыто за внешним негативизмом. Процесс этой работы должен идти от простого к сложному, с постоянным преодолением трудностей. Без специально разработанных заданий, упражнений, поручений нельзя рассчитывать на успехи в переориентации

отрицательно направленной воли. Каждое выполняемое задание, упражнение, поручение надо стимулировать (одобрением, похвалой, советом, требованием, контролем, а порой и принуждением). Именно совокупность перечисленных методов и приемов позволяет исключить из психологических особенностей отрицательные качества и эффективно переориентировать направленность личности.

Литература

1. Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК). Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990.

2. Немов Р.С. Психология: учебник: в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М., 1998.

3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. — Самара, 2006.

4. Серов В.И. Технология психологической коррекции несвободной личности: монография. — Рязань: Академия ФСИН России, 2005.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СОТРУДНИКОВ УИС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА СЛУЖБЫ

Н. Н. Тавтилова

Аннотация: в статье описывается эмпирическое исследование особенностей психодинамики личностного роста сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве кадров на выдвижение, в зависимости от стажа службы.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, резерв кадров на выдвижение, стаж службы, психодинамика, личностный рост.

Summary: the article describes the empirical study of peculiarities of psy-chodynamics of the personal growth of employees of penitentiary system consisting in a reserve of personnel for the nomination depending on length of service.

Keywords: penal system employees, a reserve of employees for management, length of service, psychodynamics, personal growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.