10. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (для директоров и заместителей директоров школ). - М.: Педагогический поиск, 1997.
11. Руководитель современного образовательного учреждения: слагаемые эффективной работы (отчет по итогам социологического исследования). - Тольятти: Развитие через образование, 2001. - 149 с.
12. Дмитриев Д.А. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 87-90.
13. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. - М.: Новая школа, 1997.
Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономическая и управленческая подготовка», Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, тел.: 8(848)2481475.
Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of economic and management training, Togliatti State University, Togliatti, phone 8(848)2481475.
УДК 37.018.4 © М.Н. Очиров, Р.Н. Лаврина
Общеобразовательное обучение осужденных в пенитенциарной системе
В статье изложены педагогические условия обеспечения пенитенциарной тенденции развития личности осужденного в контексте общеобразовательного обучения.
Ключевые слова: пенитенциарная система, ресоциализация, пенитенциарная психология, тюремная субкультура, криминогенное общение.
M.N. Ochirov, R.N. Lavrina General education of convicts in a penitentiary syatem
The article dwells upon pedagogical conditions of providing a penitentiary tendency ofpersonality development within a context of general education.
Keywords: penitentiary system, resocialization, penitentiary psychology, prison subculture, criminogenic communication.
Основная цель общеобразовательного обучения осужденных состоит в развитии у них нравственно-волевых установок на исправление и ресо-циализацию.
В пенитенциарной (от лат. рoenitentiarius - покаянный, исправляемый) системе психология исправления трактуется как раскаяние, самоосуждение, терпеливое перенесение наказания, установка на правоправное пове-
дение. Под ресоциализацией понимается восстановление ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе [1, с. 5].
Мы обращаем особое внимание на развитие воли у осужденных. Благодаря силе воли человек добивается своей цели, поэтому воля связана с мотивами. Когда есть свобода выбора действия и есть возможность избежать преступного действия, ему нужна мобилизация силы воли, чтобы сделать правильный выбор, как бы ни были сильны противоположные мотивы. Подчинение поведения человека требованиям правопорядка зависит от уровня развития воли. При развитии воли следует учитывать ее структуру, включающую волевые состояния, свойства личности. Волевые процессы, а именно возникновение, протекание и окончание волевого акта, обеспечивают сознательное регулирование личностью вызова или задержки актов, скорости их протекания, переключения или остановки. Волевое состояние - это такие моменты, которые дают возможность преодолеть трудности в достижении цели, например состояние решимости, сосредоточенности, уверенности.
Высшими проявлениями воли являются бесстрашие и мужество. Но эти и другие качества воли (самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка) осужденному трудно проявить, в среде осужденных существуют особые правила поведения, которым трудно противостоять. Многое зависит от статуса осужденного.
Считается, что существует 4 статуса: 1) отрицательно характеризуемые авторитеты; 2) «мужики»; 3) «изолированные»; 4) положительно характеризуемые. У каждого статуса своя мотивация в направленности воли.
У представителей двух первых и четвертой группы высокий уровень уверенности в себе, настойчивость, твердость намерений. У третьей группы более сильное самообладание и самоконтроль. В пенитенциарных учреждениях условия не благополучны для развития инициативности и самостоятельности осужденных. Волевые качества также проявляются по-разному. В первой группе смелость и решительность проявляются в отрицательной деятельности, а в положительной деятельности - недисциплинированность, упрямство. Для второй группы характерны прилежность, дисциплинированность, выдержанность, самостоятельность, а для третьей - трусливость и нерешительность. Атмосфера, существующая в пенитенциарных учреждениях, не способствует позитивному проявлению волевой активности осужденными. Негативно влияют на содержание и формы волевой активности необходимость подчинения сложившимся стереотипам поведения в среде осужденных; ограниченность числа социальных видов деятельности; снижение объема социальных ролей и функций. В мотивационной сфере преобладают побуждения утилитарно-потребительского характера, ослабевает способность преодолевать отрицательные побуждения, растет число трафаретных способов поведения.
Наша задача состоит в том, чтобы воспитать морально-волевые качества осужденных и способствовать их ресоциализации.
В общеобразовательном обучении заложены большие возможности реализации таких методов морально-волевого воспитания, как убеждение, упражнение, стимуляция их волевых усилий.
Метод убеждения в обучении направлен на самоактуализацию развития своей воли осужденными, на формирование у них умений и навыков самовоспитания волевых качеств.
Метод упражнения состоит в том, чтобы осужденный оказался в ситуации неопределенности, разрешение которой требует волевых усилий. Реализация этого метода возможна и в процессе тренинга.
Стимуляция волевых усилий осужденных происходит в виде требований, поощрения, наказания и контроля в учебной деятельности.
В основу нашей модели общеобразовательного обучения осужденных положен гуманистический подход, предполагающий в каждом позитивные начала, достаточные для того, чтобы обеспечить пенитенциарную тенденцию развития его личности.
Мы будем главным образом рассматривать когнитивную и психосоциальную области развития личности. Они взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, с другой - восстановление социальных навыков и моделей поведения.
Когнитивная область включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем, изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи. Психосоциальная область включает развитие личности и межличностных отношений [2, с. 189].
Я-концепция формируется в результате самопознания и самооценки, определяет самоотношение личности. Педагоги влияют в процессе обучения прежде всего на развитие морально-волевых качеств осужденного для терпеливого перенесения им наказания, связанного с самоосуждением и раскаянием, чему будет способствовать самопознание. Самоосуждение и раскаяние означают переживание эмоций и чувств под воздействием обучения, трудовой деятельности и других факторов.
Ресоциализация осужденного основана на формировании у него социального интеллекта и ментальном развитии. Под социальным интеллектом понимается «способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам» [3, с. 87]. Социальный интеллект является основой межличностных отношений человека. В сочетании с волевыми и ментальными качествами он определяет поведение человека в обществе в соответствии с общественными нормами и правилами морали. В определенной мере социальный интеллект есть познавательная способность, но на его развитие оказывает влияние средовая обстановка. Следует найти способы защиты социального интеллекта от отрицательного влияния сре-довой обстановки в исправительных учреждениях, тюремной субкультуры, которая стимулирует правонарушения.
Под ментальным развитием понимают «прежде всего умственное развитие, а также изменения в образе мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» [2, с.188]. Для нас важным является достижение изменений в образе мыслей и духовных установок.
Исходя из положений об изменчивости человеческой личности и возможностей воспитания человека, следует также учитывать, что исправление и ресоциализация зависят от степени социальной и нравственной запущенности осужденного, от того, насколько удается определить эту степень и те внутренние субъективные факторы, которые привели человека к совершению преступления, и найти способы воздействия на психику и ум осужденного, а также обеспечить защиту от негативного влияния тюремной субкультуры.
Ресоциализация осужденных, по нашему убеждению, должна быть основана, во-первых, на воспоминаниях о нормальном прошлом, во-вторых, - на надеждах на благоприятное будущее. Настоящее для осужденных должно получить статус жизненного периода, в течение которого он обязан сделать все для того, чтобы вернуться к нормальной жизни, которая была у него в прошлом и будет в будущем. В процессе учебно-воспитательной деятельности у осужденного следует формировать мотивацию достижения цели ресоциализации и сильную волю для преодоления трудностей тюремной жизни.
Общеобразовательное обучение осужденных требует от педагога заинтересованного подхода к своей деятельности. Он должен знать пенитенциарную психологию, особенности личности осужденного, психологию тюремной среды, владеть педагогическими средствами исправления и ресоциализации осужденных, уметь применять достижения педагогической теории и практики в условиях образовательной деятельности с осужденными.
С особой тщательностью осуществляется отбор содержания обучения, отвечающего цели ресоциализации. При этом соблюдаются принципы гуманизации, полноты и футуризации.
Принцип гуманизации содержания предполагает включение знаний о ценности личности, о праве человека на свободное развитие и проявление своих способностей, уважении к людям, к человеческому достоинству, о ценности жизни.
Принцип полноты содержания означает включение всех аспектов жизнедеятельности человека, окружающей действительности, всех проблем взаимодействия человека и природы, человека и общества, политических, социальных, экономических, экологических проблем, проблем воспитания и образования.
Принцип футуризации содержания обучения осужденных означает включение знаний, отражающих пенитенциарную направленность отбывания наказания, укрепление волевых качеств и мотивацию на самовоспитание и самосовершенствование.
В структуре содержания обучения выделяются гуманистический, мо-тивационно-рефлексивный, аксиологический, морально-нравственный, ментальный и футуристический компоненты.
Представление содержания обучения предполагает внедрение инновационных подходов и технологий.
Личностно-ориентированный подход в обучении осужденных получает пенитенциарное толкование и реализацию. Этого требует не только цель этого обучения, но и понимание личности осужденного. Пройдя через различные стадии уголовного процесса и став осужденным, человек вступает в новые общественные отношения, которые во многом определяют его поведение и деятельность. Если под личностью мы понимаем человека, который освоил социальные ценности, нормы и правила жизни в обществе, то человек, который отчужден от общества, осужден не только судом, но и обществом, попадая в исправительное учреждение, вынужден жить и выживать, соблюдая совсем другие нормы и правила поведения и деятельности, что оказывает на личность сильное влияние. Цель заключения человека, совершившего преступление, в тюрьму состоит в том, чтобы под влиянием новых строгих условий жизни он раскаялся, осудил себя за совершенное преступное деяние, исправился и приобрел установку на правоправное поведение.
Беда в том, что тюремная субкультура в среде осужденных связана с криминальным видом общения, которое характеризуется жестокостью, конфликтностью, скрытностью, насилием, ролевой субординацией. Вновь пришедшему осужденному трудно и даже невозможно в одиночку противостоять системе криминального общения.
А.Н. Сухов выделяет следующие разновидности деформации общения в среде осужденных:
- изоляционную, проявляющуюся в стрессогенности, криминогенности и агрессивности;
- нравственную, связанную с отчуждением и негативной сущностью взаимодействия между заключенными;
- криминальную, вызываемую преступной деятельностью, распространенной в среде осужденных.
Только волевые усилия осужденного, его ум, консолидация с единомышленниками могут обеспечить ему позитивную социальную адаптацию в исправительном учреждении. Общеобразовательное обучение обязано способствовать психологической адаптации осужденных к жизни в новых условиях.
Решающее значение в системе обучения мы придаем взаимоотношениям педагога и осужденного. Благодаря диалогическому общению достигается взаимное признание, взаимное доверие и взаимное уважение, в результате чего педагог и осужденный становятся партнерами по достижению общей цели - ресоциализации осужденного. Высшим уровнем взаимоотношений педагога и осужденного рассматривается другодоминант-
ность, когда педагог для осужденного становится «значимым другим», оказывая преобразующее влияние на последнего.
Таким образом, общеобразовательное обучение осужденных способно обеспечить пенитенциарную тенденцию развития личности осужденного, если будет разработана и внедрена гуманистическая модель обучения, предполагающая пенитенциарно ориентированное содержание обучения, личностно-ориентированную систему методов обучения и воспитания, достижение другодоминантности между педагогом и осужденным.
Литература
1. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. - Рязань, 1993.
3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2007.
Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ. Тел. 8 (3012) 21-97-57.
Лаврина Роза Николаевна, учитель математики, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3, аспирант кафедры алгебры БГУ, e-mail: [email protected].
Ochirov Mikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University, Ulan-Ude, ph. 8 (3012) 21-97-57.
Lavrina Roza Nikolaevna, teacher of mathematics, evening (shift) secondary school №3, postgraduate student, department of algebra, Buryat State University, Ulan-Ude, email: [email protected].
УДК 378:51 © Е.П. Миронова
О диагностике уровня развития гуманитарной культуры будущих учителей математики
В статье предложены критерии уровня развития гуманитарной культуры будущего учителя математики, рассматриваются уровни развития гуманитарной культуры студентов.
Ключевые слова: гуманитарная культура, критерии уровня развития гуманитарной культуры.
E.P. Mironova
On diagnostics of the development of level of culture in the Humanities in the future teachers of mathematics
In the article criteria of the development level of culture in the Humanities in the future teachers of mathematics have been proposed, students' levels of development of culture in the Humanities are considered.