Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация сотрудников, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России'

Профессиональная мотивация сотрудников, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL MOTIVATION / THE FACTORS OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL EDUCATION / DETERMINANTS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусатова О. А.

Приводится анализ динамики профессиональной мотивации студентов вузов в процессе обучения, позволяющий выделить ряд психологических особенностей, оказывающих прямое и опосредованное влияние на формирование личности профессионала; перечислены особенности профессиональной мотивации, раскрыты их особенности; сформулированы факторы успешности профессионального обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE STAFF WHO ARE STUDYING IN THE EDUCATION INSTITUTIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

The analysis of the dynamics of professional motivation of the university students in learning allows to point out a number of psychological characteristics providing direct and indirect influence on the formation of personality of the professional. The author not only lists the features of the professional motivation also he reveals features. The factors of success of the professional education in the university were formulated on this base. The professional motivation of the staff who are studying in the Education Institutions of the Interior Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация сотрудников, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МВД РОССИИ

О.А. МУСАТОВА,

старший преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

[email protected]

Аннотация. Приводится анализ динамики профессиональной мотивации студентов вузов в процессе обучения, позволяющий выделить ряд психологических особенностей, оказывающих прямое и опосредованное влияние на формирование личности профессионала; перечислены особенности профессиональной мотивации, раскрыты их особенности; сформулированы факторы успешности профессионального обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная мотивация, факторы успешности профессионального образования, детерминанты учебно-профессиональной деятельности.

THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE STAFF WHO ARE STUDYING IN THE EDUCATION INSTITUTIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

O.A. MUSATOVA,

senior lecturer Department of Legal Psychology Moscow University of the Interior ministry of Russia

The summary. The analysis of the dynamics of professional motivation of the university students in learning allows to point out a number of psychological characteristics providing direct and indirect influence on the formation of personality of the professional. The author not only lists the features of the professional motivation also he reveals features. The factors of success of the professional education in the university were formulated on this base. The professional motivation of the staff who are studying in the Education Institutions of the Interior Ministry of Russia.

Key words: professional education, professional motivation, the factors of successful professional education, determinants of educational and professional activities.

Профессиональное образование — одна из основ современного общества. Именно оно обеспечивает прогрессивное развитие экономики, обогащение культуры, укрепление основ общества и уважение к законности. Цель процесса образования — формирование личности профессионала во всем ее многообразии и многогранности.

Внутренние побуждения людей лежат в основе не только их поведения, но и всей профессиональной деятельности, начиная с обучения навыкам профессии и заканчивая прекращением трудовой деятельности. На протяжении всего трудового пути человека мотивационная сфера личности складывается из весьма стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и направленность, в их уникальном сочетании и неповторимости.

Рассматривая проблему формирования личности профессионала нужно отметить, что период обучения в учебном заведении — самый важный в

формировании будущего специалиста, а задача зарождения и развития его профессиональной мотивации именно здесь приобретает первостепенное значение. Поэтому будущая профессиональная деятельность учащегося в образовательном учреждении должна быть рассмотрена как деятельность, только частично реализующаяся в условиях профессиональной подготовки; наряду с ней, на учащегося оказывают влияние множество факторов различной направленности (на формирование профессиональной мотивации в целом и учебной мотивации в частности). К таким детерминантам профессионально-учебной мотивации можно отнести группы:

1) социальных факторов — государственные, общественные, этнические, семейные, экономические, политические, культурные, нравственные, а также условия жизни, влияние средств массовой информации и др..

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

2) психологических факторов, распадающихся на блоки: объективных и субъективных критериев.

В блок объективных критериев, следует включить:

$ возрастные особенности личности; $ характерологические и типологические особенности личности (черты характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки и т.д.);

$ общественные воздействия на мотивы, влияющие на формирование ценностных ориентаций, отношений, профессионально-учебной мотивации и профессионального самосознания.

Блок субъективных критериев охватывает: $ потенциал личности (в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению кругозора); $ потребность в самоутверждении, потребность в признании;

самосовершенствование (анализ и перспективы карьерного роста личности профессионала, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, осознание себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли.)

Перечисленные особенности обусловлены внутренней логикой психического развития личности и лишь от части, факторами, определяющими специфику мотивации деятельности.

Возраст 17—19 лет — это период, когда в человеке завершаются физиологические и психологические изменения. Смена социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в по-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения.

В систему свойств личности активно включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности. В группе лиц в возрасте 20—25 лет сохраняется ярко выраженная направленность на получение высшего образования, интересной работы. Актуальными для этой возрастной группы остаются поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. В этом возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность, так как многие приступают к созданию своей семьи.

Исследование психологических факторов формирования профессиональной мотивации личности является спорным вопросом только лишь относительно преимущественного влияния характерологических особенностей или профессиональных интересов лич-ности1, так как весь опыт человеческой цивилизации неоднократно подтверждал огромное влияние мира психического не только на саму деятельность, но и на ее успешность.

Детерминанты процесса формирования и становления личности будущего специалиста в период обучения, степень его успешности определяется рядом взаимосвязанных элементов, на первый взгляд, весьма второстепенных, но по сути оказывающих предопределяющее влияние на весь процесс становления и развития профессионала. К таким важным компонентам следует отнести: общие представления о выбранной профессии, отношение к профессии, учебная и профессиональная мотивация, на формирование которых влияют общество, семья и близкое окружение молодого человека (см. рис.).

Представления о профессии

Отношение к профессии

Рис. Факторы успешности профессионального образования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Психологическая особенность учащихся высших учебных заведений — преобладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопреде-лением2.

В силу возрастных, социальных и иных особенностей учащиеся осознают, что стоят на пороге новой жизни, и именно поэтому они рассматривают знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни.

Высшие образовательные учреждения системы МВД России, как ведомственные профессионально направленные учебные заведения, характеризуются рядом психологических особенностей, которые оказывают значительное влияние на специфику и психологические особенности учебно-профессиональной мотивации обучаемых.

В первую очередь — это высокая профессиональная направленность обучения, которая неразрывно связывает учебную и служебную деятельность учащихся (курсантов и слушателей) в единый процесс, конечная цель которого — формирование личности профессионала высокого уровня. Приобретение учащимися теоретических знаний здесь служит основой выработки практических навыков и умений практической деятельности сотрудника правоохранительных органов. При этом основной задачей профессионального образования становится не сам процесс обучения, а профессиональное становление и развитие личности сотрудника ОВД на базе фундаментальных общечеловеческих ценностей, где главная составляющая — сам человек во всем многообразии его психических свойств и процессов.

Так, один из деятелей современной психологической науки, А.М. Столяренко, считает, что именно профессиональное образование призвано сделать учащегося личностью, т.е. человеком с определенными стойкими жизненными взглядами, убеждениями, позициями, принципами, зрелым отношением к действительности, развитыми способностями и т.. «Иначе говоря, оно обязано готовить и выпускать специалистов — личностей, т.е. людей, соединяющих в себе юридическую подготовку с качествами гражданина и специалиста, нацеленного на создание в России гуманного, демократического, правового государства, желающего и способного это делать»3.

Как свидетельствуют социально-психологические исследования, в последние десятилетия произошло

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

резкое омоложение и качественное изменение состава учащихся образовательных учреждений МВД России.

Проведенный анализ переменного состава образовательных учрждений МВД России дает основания предположить, что на мотивацию профессиональной деятельности курсантов и слушателей накладывают значительный отпечаток как их социальные, возрастные так и половые особенности, к числу которых можно отнести:

завершение формирования характера с заострением некоторых его черт с последующим их сглаживанием;

завершение коренной перестройки эмоциональной сферы, обусловленной трудностями адаптации к новым условиям деятельности;

специфика ценностных ориентации и связанное с этим целеполагание;

# специфика направленности личности обучающихся в образовательных учреждений МВД России и связанное с этим влияние на весь мотивационный механизм.

Перечисленные особенности продиктованы внутренней логикой психического развития личности и спецификой новых для нее условий образовательных учреждений МВД России и лишь частью факторов, определяющих специфику мотивации деятельности.

В ходе учебной деятельности учащиеся образовательных учреждений МВД России ставят различные цели: по времени осуществления (ближние, дальние или перспективные), по содержанию (существенные, несущественные), по значимости (лично-значимые, общественно-значимые).

Таким образом, цели и жизненные ценности учащихся образовательных учреждений МВД России, тесно взаимосвязанные с их мотивами, оказывают влияние на учебную мотивацию, выступают детерминантами учебно-профессиональной деятельности.

1 Мартынова Т.Н. Особенности системы ценностных ориентация студентов с различной мотивацией выбора исследования. // Социологические исследования. 2004. № 3.

2 Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб., 2003.

3 Столяренко А.М. Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.