Научная статья на тему 'Мотивация абитуриентов образовательных учреждений МВД России'

Мотивация абитуриентов образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
456
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL IDENTITY / AGE-RELATED PERSONALITY TRAITS / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусатова О. А.

Анализ мотивации профессиональной деятельности показал, что внимание должно быть сосредоточено на том, что лежит в ее основе, то есть на мотивацию учебно-профессиональной деятельности учащихся высших образовательных учреждений. Именно в этот период принимается решение о перспективе построения профессиональной карьеры, получаются первичные знания о профессии, начинают формироваться образ будущей профессии, отношение к ней в виде эмоций и чувств, вырабатываются профессиональные навыки. Проведенные исследования мотивов абитуриентов образовательных учреждений МВД России свидетельствуют о незрелости мотива выбора учебного заведения для профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мусатова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATION OF MATRICULATES OF EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

The analysis of professional activity showed that the attention should be focused on what lies on its core, it means that on the motivation of educational and professional activities of the students of the universities. During this time the students decide on the future construction of a professional career, they take the primary knowledge about the profession, start to generate image of the future career and the attitude towards it in the form of emotions and feelings. Also the students develop the professional skills. Studies the motives of the applicants of educational institutions the Russian Interior Ministry testify about the immaturity of the motif of the choosing the institution for the professional education and future professional activity.

Текст научной работы на тему «Мотивация абитуриентов образовательных учреждений МВД России»

fa-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

Пассивные копинг-стратегии ведут себя «скрытно» до момента начала воздействия стрессоров к адаптивному реагированию, на которые личность не готова. Вот тут в действие вступают пассивные копинг-стратегии, ведущие к разрыву дистанции между личностью и стрессором и в конечном итоге к избеганию воздействия на стрессор, т.е. к дезадаптивным формам поведения.

О наличии пассивных копинг-стратегий личность узнает (т.е. они становятся репрезентативными) лишь по результатам их деятельности.

Все изложенные в настоящей работе материалы посвящены решению актуальной научно-практической проблемы психологии, а именно разработке научно-практических основ стресс-преодолевающего поведения сотрудников ОБЭП, включая обоснование психологических механизмов копинг-поведения, выявление особенностей их базисных копинг-стратегий и личностно-сре-довых копинг-ресурсов.

В ходе выполнения исследования установлено, что базисные копинг-стратегии сотрудников в четырех типах, различных по уровню стрессогенно-сти, экстремальных ситуаций значительно различаются за счет снижения значимости стратегии

«разрешение проблем» и усиления ориентации поведения на копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» и «избегание».

Результаты исследования базисных копинг-стратегий у сотрудников ОБЭП показали, что стратегии копинг-поведения тесно связаны с уровнем психосоматического здоровья сотрудников, определяют их трудоспособность и эффективность профессиональной деятельности.

Литература

1. ЛинлеманX., Селье Г. Система психофизического саморегулирования. Когда стресс не приносит горя. М., 1942.

2. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. Киев, 1995.

3. Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

5. Ташлыков В.А. Личностные механизмы со-владания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990.

6. Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. Л., 1963.

МОТИВАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МВД РОССИИ

О.А. МУСАТОВА,

старший преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

Email: muoxa@mail.ru

Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Д.Б. Белинская; кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики

Московского университета МВД России Л.И. Золотарева

Аннотация. Анализ мотивации профессиональной деятельности показал, что внимание должно быть сосредоточено на том, что лежит в ее основе, то есть на мотивацию учебно-профессиональной деятельности учащихся высших образовательных учреждений. Именно в этот период принимается решение о перспективе построения профессиональной карьеры, получаются первичные знания о профессии, начинают формироваться образ будущей профессии, отношение к ней в виде эмоций и чувств, вырабатываются профессиональные навыки. Проведенные исследования мотивов абитуриентов образовательных учреждений МВД России свидетельствуют о незрелости мотива выбора учебного заведения для профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная мотивация, профессиональная личность, возрастные особенности личности, профессиональная направленность.

74

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2011

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

\ h"iy;i. I i,ii i.ir проблемы психологии труда

THE MOTIVATION OF MATRICULATES OF EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

O.A. MUSATOVA,

senior lecturer Department of Legal Psychology Moscow University of the Interior ministry of Russia

Annotation. The analysis of professional activity showed that the attention should be focused on what lies on its core, it means that on the motivation of educational and professional activities of the students of the universities. During this time the students decide on the future construction of a professional career, they take the primary knowledge about the profession, start to generate image of the future career and the attitude towards it in the form of emotions and feelings. Also the students develop the professional skills. Studies the motives of the applicants of educational institutions the Russian Interior Ministry testify about the immaturity of the motif of the choosing the institution for the professional education and future professional activity.

Keywords: professional education, professional motivation, professional identity, age-related personality traits, professional orientation.

В современном обществе достаточно актуальны исследования мотивации профессиональной деятельности личности, так как именно их результаты лежат в основе социализации человека и реализации его потенциала.

Анализ психологических особенностей мотивации профессиональной деятельности показал, что внимание должно быть сосредоточено на том, что лежит в ее основе, то есть на мотивацию учебно-профессиональной деятельности учащихся высших образовательных учреждений, так как именно в этот период принимается решение о перспективе построения профессиональной карьеры, получаются первичные знания о профессии, начинают формироваться образ будущей профессии, отношение к ней в виде эмоций и чувств, вырабатываются профессиональные навыки и т.д.

Рассматривая формирование профессиональной личности учащегося образовательного учреждения, нужно отметить, что период обучения в высшем учебном заведении — самый важный для будущего специалиста-профессионала, а задача становления и развития его профессиональной направленности здесь приобретает первостепенное значение.

Компоненты процесса формирования и становления личности профессионала в период обучения в вузе и степень его успешности определяются рядом взаимосвязанных элементов, одним из которых является учебно-профессиональная мотивация, предопределяющая отношение к профессии, формирующая систему представлений о профессии и влияющая на потребность в достижении профессионального успеха.

Определяющее значение в формировании успешности учебно-профессиональной деятельности в образовательных учреждениях имеют мотива-ционные процессы, которые определяют поведение и поступки учащихся.

Психологической особенностью учащихся высших учебных заведений является преобладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопределением1.

В силу возрастных, социальных и иных особенностей учащиеся осознают, что стоят на пороге новой жизни, и именно поэтому они рассматривают знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни.

Образовательные учреждения системы МВД России как ведомственные профессионально направленные учебные заведения характеризуются рядом особенностей, оказывающих значительное влияние на специфику и психологические особенности учебно-профессиональной мотивации обучаемых:

1) высокая профессиональная направленность обучения, неразрывно связывающая учебную и служебную деятельность учащихся (курсантов и слушателей) в единый процесс, конечной целью которого является формирование личности профессионала высокого уровня. При этом основной задачей профессионального образования становится не сам процесс обучения, а профессиональное становление и развитие личности сотрудника

1 Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб., 2003.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

ОВД на уровне фундаментальных общечеловеческих ценностей, где главная составляющая — сам человек во всем многообразии его психических свойств и процессов.

Так, А.М. Столяренко считает, что именно профессиональное образование призвано сделать учащегося личностью, то есть человеком с определенными стойкими жизненными взглядами, убеждениями, позициями, принципами, зрелым отношением к действительности, развитыми способностями и т.д.2;

2) как свидетельствуют социально-психологические обследования курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, в последние десятилетия произошло резкое омоложение и качественное изменение состава учащихся;

3) проведенный анализ переменного состава образовательных учреждений МВД России дает основания предположить, что на мотивацию профессиональной деятельности курсантов и слушателей накладывают значительный отпечаток как их социальные, возрастные, так и гендерные особенности, к числу которых можно отнести:

♦ завершение формирования характера, заострение некоторых его черт и последующее их сглаживание;

♦ завершение коренной перестройки эмоциональной сферы, связанной с трудностью адаптации к новым условиям деятельности;

♦ специфику ценностных ориентаций и связанное с этим целеполагание;

♦ специфику направленности личности, обучающейся в вузах системы МВД, и связанное с этим влияние на мотивационную сферу личности.

Перечисленные особенности обусловлены внутренней логикой психического развития личности и спецификой новых для нее условий образовательных учреждений МВД России и частично факторами, определяющими специфику мотивации профессиональной деятельности.

Возраст 17—19 лет — это период, когда подходят к своему завершению протекающие физиологические и психологические изменения. Смена социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения.

Рассматривая формирование профессиональной направленности личности и сотрудника ОВД, С.А. Гонтарь3 отмечает, что период обучения в учебном заведении МВД является самым важным в формировании будущего специалиста-профессионала, и задача формирования и развития его профессиональной направленности здесь приобретает первостепенное значение.

Проведенный контент-анализ результатов профессионально-психологического отбора 298 абитуриентов Московского университета МВД России показал, что причинами поступления в вуз явились следующие факторы (рис. 1): совет родителей, желание получить юридическое образование, пример близких (родственников, друзей, знакомых), желание «бороться с преступностью», мечта детства и иные причины.

2 Столяренко А.М. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3 Гонтарь С.А. Некоторые аспекты профессионального отбора в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1996. № 2.

| совет родителей | юридическое образование I пример близких ™ Щ борьба с преступностью | мечта детства ¡У иная причина

5% 1

2%

42%

31%

Рис. 1. Мотивы выбора учебного заведения женщинами-абитуриентами -Вестник Московского университета МВД России - № 4 / 2011

-ii.^'fe-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

fa-

Основными мотивами выбора Московского университета МВД России в качестве учебного заведения профессионального звена явились: «совет родителей» — 42% и «желание получить юридическое образование» — 31%. Также оказал влияние на выбор «пример близких», которые, по мнению респондентов, в своей профессиональной деятельности сопричастны к правоохранительной деятельности — 17%. Среди мотивов выбора данного учебного заведения также были названы: «желание бороться с преступностью» и «мечта детства», получившие 5% и 3% соответственно.

Полученные данные свидетельствуют о незрелости мотива выбора учебного заведения для профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности. В ходе дальнейшего исследования мотива выбора образовательного учреждения в рамках профессионально-психологического отбора абитуриентов было проведено индивидуальное собеседование в целях конкретизации результатов письменного опроса, в результате чего было выявлено, что «совет родителей», как следует из пояснений опрошенных, носил «скорее не рекомендательный, а императивный, приказной и безапелляционный характер»; «желание получить юридическое образо-

вание» было сформировано интервьюерами не самостоятельно, а под влиянием средовых воздействий, таких как школа, общественное мнение, средства массовой информации и т.д.

Необходимо отметить, что для этого возрастного периода характерно завершение процесса физиологического роста, приводящего к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии в период обучения в образовательном заведении изменяются черты внутреннего мира: мотивация и самосознание, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы, а также свойства личности, меняется эмоционально-волевой фон процесса жизнедеятельности.

Именно в этот период обостряются способности к вчувствованию в состояния других и способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именно поэтому жизнедеятельность в целом и обучение в частности могут быть столь сензитивны, столь нюансированы в своих проявлениях, в своем переживании впечатлений и идентификации с ними, в своем отношении и понимании своей жизни и профессии.

ИЗУЧЕНИЕ ЭКСТРАСЕНСОРНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ

И.А. ПАРШУТИН,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: pari. 76@mail.ru

Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского университета МВД России В.А. Богаевский

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы развития экстрасенсорных способностей, а также результаты исследования предвидения у курсантов Московского университета МВД России.

Ключевые слова: экстрасенсорные способности, инактивация сознания, предвидение, правоохранительная деятельность, исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.