УДК 159.9:378
Нафиков Денис Геннадьевич
Преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пермского института ФСИНРоссии, адъюнкт Академии ФСИНРоссии, [email protected], Пермь
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-КИНОЛОГА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: В данной статье дается психологический анализ кандидатов поступающих на учебу в образовательные учреждения ФСИН России и анализируется необходимость формирования профессионально значимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса. Рассмотрены различные подходы к понятию «профессионально-значимые качества» в исследованиях отечественных ученых и формирование единой системы профессионально значимых качеств как ключевого аспекта профессионального становления личности сотрудника УИС.
Ключевые слова: отдел охраны, профессионально значимые качества, курсант, профессиональная деятельность.
Nafikov Denis Gennadevich
lecturer of the Chair of the Humanities, Social and Economic Disciplines of Perm Institute of the Federal Penal Service, [email protected], Perm
FORMATION OF PROFESSIONAL SIGNIFICANT QUALITIES OF PERSONALITY OF A WOULD-BE PROFESSIONAL DOG-HANDLER IN PENAL SYSTEM
Abstract. The article deals with the psychological analysis of educational institutions of the Federal Penal Service entrants. The author considers the necessity of formation of professionally significant qualities in the course of educational process. Different viewpoints on the concept “professionally significant qualities” in studies of Russian scholars are viewed.
Keywords: Unite of guard, Professionally Significant Qualities, cadet, professional activity.
В соответствии с Концепцией реформирования уголовно-исполнительной системы до 2020 года кардинально меняется система учреждений и обеспечивается переход отечественной пенитенциарной системы к европейским стандартам. Наряду с этим происходит оптимизация системы охраны исправительных учреждений, вводятся интегрированный, прогрессивный способ охраны. Меняется структура кинологических отделений, входящих в состав отделов охраны учреждений и расширяются выполняемые ими задачи. Особенно важным в условиях реформирования является развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов-кинологов. Проблема совершенствования качества профессиональной подготовки, формирования у выпускника творческого потенциала, умения
решать профессиональные задачи, требует специально организованной работы по развитию профессионально значимых качеств данных специалистов.
Профессиональное становление личности как субъекта деятельности неразрывно связано с изменением его индивидуально -личностных особенностей, что также предполагает и соответствующие изменения его профессионально - значимых качеств. Специфика профессиональной деятельности в уголовно- исполнительной системе предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам выпускника. Чем выше развиты профессионально-значимые качества необходимые в профессиональной деятельности, тем выше мотивация и удовлетворенность трудом, что способствует снижению текучести кадров и
способствует закреплению выпускников на службе.
Психологи не одно десятилетие занимаются изучением профессионально значимых качеств, влияющих на профессиональную деятельность. В связи с тем, что термин «профессионально-значимые качества» в психологии имеет неоднозначную трактовку, необходимо обозначить ключевые моменты данного понятия.
По мнению Б. Г. Ананьева, изучение человека как субъекта труда не может ограничиться характеристиками подготовленности, опытности, мастерства, производительности и качества выполняемой в данный момент работы. Он подчеркивает, что при определении профессионально значимых качеств необходимо учитывать не просто сумму тех или иных качеств, а их определенную структуру, функциональный состав и различное сочетание, в котором возможно неравномерное развитие отдельных компонентов и их проявление в конкретной профессиональной деятельности.
В. Д. Шадриковым профессиональноважными качествами называются «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», при этом автор включает в это понятие и способности. Профессионально значимые качества и их подсистемы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие данных качеств и их подсистем является ключевым моментом формирования психологической системы деятельности [7].
Качества личности специалиста по определению К. К. Платонова, характеризуют человека, как носителя профессионального сознания [3]. К. К. Платонов, считал профессионально значимые качества личностными свойствами, «совокупность которых является потенциальными ил актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности» [4, с 106]. Соотнося качества личности с определенной деятельностью, он выделил профессионально значимые и отри-
цательно значимые качества. Однако одно и то же качество в одной структуре личности может быть профессионально положительным, а в другой - отрицательно значимым.
В. Л. Марищук основываясь на концепции динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, считает, что профессионально значимые качества входят во все подструктуры личности: направленность, ценностные установки, моральные качества, уровень знаний, умений, навыков, характеризуют уровень развития психических процессов, связаны с биологически обусловленными типологическими особенно стями. Профе ссионально-значи-
мые качества это отдельные динамические черты личности, определенные психические свойства, физические характеристики, отвечающие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному освоению данной профессией.
А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде». Эти особенности, по мнению ученых, включают в себя свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности) [2].
Деятельность сотрудников-кинологов отдела охраны имеет несколько объектов труда и относится как к типу человек-природа, так и к типу человек-человек. Это обусловлено тем, что начальник кинологического отделения одновременно кроме непосредственной работы с собаками обязан осуществлять руководство личным составом отделений. Данная деятельность предполагает, что помимо сугубо специфичных знаний, умений и навыков, а также профессиональных качеств личности, таких как знание основ ветеринарии, владение методикой дрессировки собак, любовь к животным, эмпатия, исполнительность, ответственность и т. д., у начальника кинологического отделения должны быть развиты, организаторские способности, объективность, принципиальность, знания руководящих нормативно-правовых актов,
добропорядочность, трудолюбие, отзывчивость, требовательность, дисциплинированность, эмоциональная уравновешенность. Исходя из этого, специфика деятельности предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам выпускника будущего специалиста-кинолога. Особая роль в этом направлении отводится образовательным учреждениям, их задачей является не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и формирование его профессионально-значимых качеств, являющихся одним из основных факторов успешной профессиональной деятельности.
Следовательно, значительно возрастает роль профотбора, психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, в вопросах организации и проведения работы по формированию профессионально значимых качеств личности курсанта - будущего сотрудника УИС.
Насколько эта ситуация с каждым годом усложняется и, тем самым становится более актуальной, говорят следующие факты и анализ итогов вступительных испытаний в образовательные учреждения ФСИН России за последние несколько лет. На сегодняшний день в образовательном пространстве нашего общества сохраняет свою актуальность проблема несоответствия современного абитуриента ожиданиям преподавателей вуза. Начиная с 90-х гг. прошлого века, в системе высшего профессионального обучения выделяется противоречие в сфере педагогического взаимодействия: преподаватель с установками и ориентирами на студента середины 80-х годов и резко изменившийся с тех времен студент, несравненно более слабо мотивированный к процессу учения, не понимающий его смысла в собственной жизни и находящийся в вузе часто не за тем, чтобы овладевать некой конкретной профессией [5]. Многими педагогами отмечается факт снижения уровня знаний поступающих абитуриентов. Кроме того, морально-нравственный уровень учащихся, их культурные запросы нуждаются в корректировке, а подчас в методичном развитии со стороны преподавателя. Отсутствие у большинства вчерашних выпускников средней школы навыков самостоятельной работы, умения организовывать свой учебный график приводят к
снижению успеваемости и даже отчислению из высшего учебного заведения [1].
Опираясь на результаты психологического изучения лиц поступающих в ведомственные образовательные учреждения ФСИН России можно сделать вывод, что в большинстве случаев отсутствует представление о будущей профессиональной деятельности, специфики учебного заведения, перспективах дальнейшего профессионального становления. Среди мотивов поступления абитуриенты указывают возможность бесплатно получить высшее образование, так же указываются такие размытые мотивы как желание стать военным, носить форму, причастность к важному делу - борьбе с преступностью, возможность физического совершенствования, семейная традиция и т. д. Имея подобную мотивацию и представление об учебе, как о веселом времени препровождения, курсант нередко начинает сталкиваться с трудностями в служебной деятельности и в освоении учебных дисциплин. У большинства присутствует устойчивое убеждение в том, что их всему должны обучить, что порождает пассивность в обучении, то есть курсанты часто демонстрируют иждивенческую позицию, желание получать но при этом не проявлять активность. Интерес к учебе проявляет чуть более 20% курсантов, а остальные демонстрирую низкую мотивацию к учебе, что значительно осложняет процесс развития профессионально значимых качеств.
Необходимо также отметить уровень развития психических познавательных процессов кандидатов на учебу. У большинства абитуриентов при первичном психологическом обследовании наблюдаются средние, а иногда и ниже средних показатели по интеллектуальному тесту структуры интеллекта Амтхауэра, который дает сведения о запасе относительно простых знаний у испытуемого, о развитии словесно-логического мышления, об аналитико-синтетических способностях, об умении сравнивать предметы, явления между собой. По его результатам можно сделать вывод об уровне сформиро-ванности у испытуемого системы научных понятий и в целом об уровне развития, которого он достиг на момент поступления в ВУЗ, а также способности к установлению логических умозаключений и способность
к оперированию пространственными образами. Косвенно данный тест определяет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого и диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти. Имея информацию об особенностях психических познавательных процессов, возможно, сделать прогноз на успешность обучения в институте. Данные показатели не являются плохими или хорошими они лишь свидетельствуют о том, что при изучении программы учебного курса, часть курсантов будут испытывать затруднения в подготовке к занятиям, особенно на первом этапе, когда начинаются абсолютно не знакомые дисциплины, которые в школе не изучаются. Для данной категории лиц требуется больше времени и концентрации внимания на усвоение материала, необходима дополнительная стимуляция активности, возможно даже контроль самоподготовки, консультирование, педагогическое и психологическое сопровождение.
Процесс адаптации к новым условиям учебного заведения предполагает освоение новых видов деятельности, совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей. Происходит приспособление к учебному заведению, к обычаям и традициям, новым условиям быта в общежитии, новым формам использования времени. В совокупности с недостаточной подготовленностью к требованиям обучения в высшем образовательном заведении часть курсантов испытывает трудности в приспособлении к дисциплинарным требованиям ведомственного вуза и условиям проживания в общежитии казарменного типа, новым служебным функциям, жесткой регламентацией распорядка дня, а также возникают затруднения в построении конструктивных межличностных отношений в учебной группе.
Кроме того, при анализе данных центров психодиагностики, среди кандидатов на учебу во всех психологических профилях выявлены одинаковые тенденции в частности скрытая акцентуация характера по гипертимному типу. Что выражается в потребности в физической и социальной активности. Профессиональная адаптация у таких кандидатов успешна в сфере деятельности «человек - человек», требующей эмоциональной вовлеченности, широкого круга
контактов, общественно-административной работы. Оптимальные условия адаптации: отсутствие жестких формальных рамок, возможность двигательной активности, самоде-монстрации, поддержания позитивной самооценки [6].
С подобным психологическим профилем трудно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, тяжело переживаются различные ограничения, возможно не согласие с определенными требованиями, что препятствует профессионально-личностному становлению в рамках учебно-воспитательного процесса и поэтому нуждаются в специальном воздействии.
Основываясь на вышеизложенном можно утверждать, целенаправленное развитие профессионально-значимых качеств будущих специалистов кинологов как одного из аспектов успешного профессионального становления с помощью психологических технологий позволит преодолеть возникающие трудности.
Библиографический список
1. Болотова В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография. - Волгоград: Перемена, 2001. -190 с.
2. Деркач А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. - 225 с.
3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 255 с.
4. Платонов К. К. Проблема способностей. -М.: Наука, 1972. - 312 с.
5. Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 432 с.
6. Смирнова И. В. Психологический профиль кандидата на службу в ГУФСИН России по Пермскому краю и на учебу в ведомственные учебные заведения ФСИН // Актуальные проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы: правовой и психологический аспект. Материалы конференции (Пермь 28.06.2011). - Пермь 2011. - 88 с.
7. Шадриков В. Д. Происхождение человечности: учебное пособие. - М.: Логос, 2004. - 296 с.