Щеголихин Евгений Николаевич
аспирант кафедры психологии и педагогики
Краснодарского государственного университета культуры и искусств (тел.: 89286646301)______________________________________________
Формирование мотивации будущих сотрудников полиции к профессиональной
™Ч V V
самореализации в мультимедийной образовательной среде вузов
В статье представлен анализ важнейшей составляющей профессиональной подготовки курсантов - мотивации в самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза.
Ключевые слова: мотив, мотивация, содержание мотивов, мультимедийная образовательная среда.
E.N. Shchegolikhin, Post-graduate of a Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar State University of Culture and Arts; tel.: 89286646301.
Formation of future police officers’ motivation for professional self-actualization in multimedia educational environment of higher education institutions
The article presents the analysis of the most important component of cadets’ vocational education -motivation for self-actualization of a personality in multimedia educational environment of the higher education institution.
Key words: motive, motivation, content of motives, multimedia educational environment.
Образовательные учреждения системы МВД России нацелены на решение сложных задач по формированию высокопрофессиональной личности, способной к самореализации, обладающей различными видами профессиональной деятельности, что требует от вузов обновления содержания образования и разработки качественно новых информационных технологий, создания профессиональной среды подготовки специалиста, позволяющих достичь эффективности образовательного процесса [6, с. 148-151], в том числе и в сфере подготовки будущих сотрудников полиции.
На современном этапе подготовка кадров в вузах МВД требует существенного обновления [7, с. 13-19]. К числу основных недостатков относят недостаточно качественную систему отбора кандидатов на обучение; отсутствие эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и органами МВД; недостаточную практическую подготовленность выпускников ведомственных образовательных учреждений; методическое однообразие в проведении учебных занятий; проведение практических занятий по дисциплинам специализации зачастую без использования имеющихся практико-ориентированных технологий; недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса. Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска инно-
вационных технологий, более рациональных организационных механизмов самореализации курсантов в процессе обучения.
Важнейшим компонентом профессиональной самореализации курсантов являются мотивы. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, нереализованные в нужный момент мотивы (или мотив) приобретают форму латентной активности, когда ее внешняя утрата (угасание) не является свидетельством утраты внутренней, и на этапе своего «возрождения» она может усиливаться за счет потенциала, накопленного в скрытый период [1, с. 89].
Началом процесса профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза являются его внутренние побуждения, которые не спонтанны, а являются результатом связей и отношений с предметной средой. Проблеме формирования мотивов посвящены исследования ряда ученых (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, М.А. Данилов, В.С. Ильин, Г.И. Щукина и др.). Общая теория мотивов в контексте с жизненными установками человека раскрыта в работах К.А. Абульхановой-Славской [1] Б. Г. Ананьева [2], Л.И. Божович [3], А.Н. Леонтьева [10], С.Л. Рубинштейна [14] и др. Многообразие мнений относительно природы мотивации и мотивов говорит о практической значимости проблемы: как «внутренняя позиция» человека,
92
включающая все побудители деятельности [3]; мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности, приобретающей конкретизацию в той или иной потребности, на что и направляется деятельность [10]; мотив выступает и как желание, стремление, потребность, выражающие отношения к субъекту действия [11] и др.
Несмотря на то, что взгляды на сущность мотива различных исследователей расходятся, можно выделить одно важное сходство, общее понимание: за мотив принимается какой-либо один конкретный феномен (разный у разных авторов) - побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояния. Основной отечественной научной разработкой в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым [10], согласно которой мотив понимается как опредмеченная потребность, обладает смыслообразующей функцией.
В контексте профессиональной самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза следует учитывать, что мотивы сложны, разнообразны, изменчивы и подвижны. Отношение к ним меняется в разные периоды обучения курсантов. Всегда существует иерархия мотивов, их очередность [1, с. 8788]. Внутренняя борьба мотивов благоприятна для активности, но если человек сам не в состоянии решить, в каком направлении ему действовать, то такая борьба вместо активности превращается в тормоз. Поэтому важна правильная, адекватная задачам и своевременная регуляция мотивации курсантов, ориентированная на профессиональную самореализацию в мультимедийной образовательной среде вуза.
Основная часть мотивов формируется в процессе развития личности. Важно понимание и правильное воздействие на мотивацию в период обучения курсантов в вузе. По направленности и содержанию мотивы подразделяют на следующие группы: социальные (социальноценностные), познавательные, профессионально-ценностные, эстетические, коммуникацио-ные, статусно-позиционные, традиционно-
исторические, утилитарно-практические (меркантильные). По источнику формирования мотивы делятся на внутренние (от себя) и внешние (от учебного заведения, преподавателей, родителей), осознанные (умение объяснить) и неосознанные (инстинкты, влечения, которые невозможно объяснить, так как они не контролируются сознанием), реальные (объективные) и мнимые (надуманные, иллюзорные) [12].
В процессе профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образова-
тельной среде вуза следует особо выделить группу смыслообразующих мотивов, т.е. имеющих личностный смысл. Это один из ведущих мотивов жизни и деятельности, так как определяет потребность приобрести востребованную современным обществом профессию.
Большой исследовательский интерес представляет не столько выделение конкретных мотивов, сколько соотнесение их со стадиями мотивационного процесса, учитывающее возраст и пол учащихся, ситуацию в семье, социальное происхождение и другие моменты. Формирование личности проходит на протяжении всей жизни. Наиболее интенсивно процесс самореализации личности курсантов проходит в период обучения в вузе. Необходимость и целесообразность профессиональной самореализации именно в студенческом возрасте обусловлена психологическими особенностями данного возраста.
Для осознания сущности понятия мотивации важным представляется рассмотрение характеристики студенчества и характерных особенностей студенческого возраста. Исследование студенчества как особой психологической и возрастной категории проводилось отечественными исследователями [2; 4; 8; 9; 13].
Студенчество можно отнести ко второй стадии юности (Б.Г. Ананьев) или к позднему периоду юности (Д.И. Фельдштейн). Эту стадию юности ученые определяют как период, в котором происходит дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной жизни.
Исследователь И.А. Зимняя [5] определяет студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованное институтом высшего образования объединение. Студенчество включает в себя людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями. Эта социальная группа характеризуется профессиональной направленностью и сфор-мированностью отношения к будущей профессии, которые являются следствием правильности выбора, адекватности и полноты представлений студента о выбранной профессии. Основные характеристики студенчества: общий ведущий тип деятельности - профессиональное обучение, развернутость процессов профессионально-личностного самоопределения, высокая активность во всех сферах жизни. Кроме того, основными характеристиками студенческого возраста, по мнению И.А. Зимней, являются высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, наивысшая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и соци-
93
альной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
В контексте процесса профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза данная возрастная категория имеет общие признаки: общий вид деятельности - учебно-познавательная деятельность, которая в сочетании с научноисследовательской и другими видами образует особый социальный фон жизнедеятельности данной общности; специфическая субкультура, которая проявляется в особом характере труда, познания и общения, реализации социальных ролей, организации жизнедеятельности.
В профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза следует учитывать, что студенческий возраст - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, нравственных, профессиональных и др. Центральным психическим процессом юношеского возраста является развитие сознания и самосознания, благодаря чему у курсантов формируется целенаправленное регулирование их отношений к окружающей среде и к своей деятельности. Иными словами, происходит осознание человеком своей индивидуальности, неповторимости; идет профессиональная самореализация в контексте взаимодействия с окружением, со сверстниками. Следовательно, данный возраст является благоприятным для профессиональной самореализации курсантов, основополагающим для дальнейшего личностного роста и самосовершенствования на пути достижения служебной эффективности.
Высокий мотивационный эффект использования учебно-информационных мультимедий-
ных средств в профессиональной самореализации курсантов находит отражение в воздействии одновременно на слуховые и зрительные органы чувств обучаемого. При этом возбуждается эмоционально-мотивационный настрой пользователя, вызывающий коммуникативнопознавательную потребность, которая удовлетворяется опосредованным общением на основе интерактивности. В условиях применения информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа формирование мотивационносмыслового ядра личности обусловливается личностно-значимым содержанием интернет-проектов, структурированных элементов электронных средств обучения и, наконец, учебноинформационной средой сети, позволяющей свободное перемещение для построения собственной презентации, гарантирующей личностный смысл деятельности. При этом активизируются вербально-коммуникативные функции деятельности, способствуя интенсификации формирования мотивационно-смыслового ядра личности, придающие целостность самостоятельной деятельности обучаемого по формированию знаний и умений в условиях мультимедийного обучения.
Таким образом, мотивация курсантов имеет свои особенности: в ней постоянно сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты, увеличивается число сознательных мотивов поведения и растет степень их осознанности; обнаруживаются различия в значимости отдельных образовательных, направленных на освоение информационных технологий. Процесс формирования информационно-познавательной мотивации курсантов во многом определяется способами, условиями и средствами вузовского обучения, созданием мультимедийной образовательной среды, осознанием собственного смысла учения, предметно-рефлексивным отношением к обучению, субъективной активностью, направленной на самореализацию личности.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология мышления: хрестоматия в 2 т. Самара, 1999. Т. 2.
3. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
4. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций / П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С.Н. Карпова. М., 1978.
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life Strategy. M., 1991.
2. Ananiev B.G. Psychological Personality Structure and Its Formation in the Process of Individual Development of a Man // Psychology of Thinking: reader: in 2 vol. Samara, 1999. Vol. 2.
3. Bozhovich L.I. Psychological Analysis of Personality Formation Conditions // Psychology of Personality Formation and Development. M., 1981.
4. Galperin P.Ya. Current Problems of Developmental Psychology: materials for Course of Lectures / P.Ya. Galperin, A.V. Zaporozhets, S.N. Karpova. M, 1978.
94
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Ростов н/Д, 1998.
6. Ишакова Е.И. Соотношение профессиональных и гуманитарных функций в модели инженера // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: труды 3-й Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2003.
7. Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3.
8. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании. Л., 1980.
9. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
11. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1999.
12. Подласый И. П. Общая педагогика. 2009.
13. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,1998.
5. Zimnyaya I.A. Educational Psychology: textbook. Rostov on/D, 1998.
6. Inshakova E.I. Relation of Professional and Humanitarian Functions in the Engineer Model // Formation of Professional Culture of the 21st Century Experts at Technical University: Proceeding of the 3rd Intern. Research and Practice Conf. SPb., 2003.
7. Kikot V.Ya. Educational System of the Ministry ofthe Interior of Russia. Yesterday. Today. Tomorrow // Bulletin of Personnel Policy of the Ministry of the Interior of Russia. 2008. № 3.
8. Kuzmina N.V. Systems Approach in Educational Research. L, 1980.
9. Kulyutkin Ya., Tarasov S. Educational Environment and Personality Development // New Knowledge. 2001. № 1.
10. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M., 1975.
11. Myasishchev V.N. Psychology of Relations. M, 1999.
12. Podlasy I.P. General Pedagogics. 2009.
13. Rean A.A. Applied Personality Psychodiagnostics. SPb., 2001.
14. Rubinshtein S.L. Fundamentals of General Psychology. SPb.,1998.
95