Щеголихин Евгений Николаевич
Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612584412)
Мультимедийная образовательная среда вуза как фактор профессиональной самореализации личности
В статье рассматриваются основные качества курсантов, ориентированных на самореализацию на основе приобретения информационной компетентности в условиях мультимедийной образовательной среды, определяются позитивные качества данной среды (уменьшение затраченного времени на получение новой информации, определение нового контрольно-оценочного аппарата, объектных индикаторов, свидетельствующих о качестве приобретенных способностей).
Ключевые слова: информатизация, образовательная среда, курсанты, самореализация, личность.
E.N. Shchegolikhin, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584412.
Multimedia learning environment of the university as a factor in professional self-realization of personality
Basic qualities of the students oriented to self-realization on the basis of acquisition of informative competence in the conditions of multimedia educational environment are examined in the article, positive qualities of this environment (reduction of the expended time on the receipt of new information, determination of new control-evaluation vehicle, objective indicators testifying to quality of the purchased capabilities) are determined.
Key words: informatization, educational environment, students, self-realization, personality.
Постоянно увеличивающийся объем информации, необходимость информационной подготовки специалистов в вузах предопределяют потребность совершенствования информационного обеспечения образовательного процесса. Информация, средства ее хранения, интерпретации и презентации оказывают значительное влияние на формирование базовых компетенций будущего специалиста.
На современном этапе подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России мультимедийная образовательная среда направлена на совершенствование информационной культуры, ориентирующей на использование современных технологий, поскольку от системности и адекватности функционирования мультимедийной информационной сферы в вузе напрямую зависит и качество соответствующей подготовки сотрудников полиции.
Ориентация на создание образовательной среды - явление не новое. В первой четверти XX в. в исследованиях С.Т. Шацкого - «педагогика среды» [1], П.П. Блонского - «общественная среда ребенка» [2], А. Макаренко - «проблемно-ориентированная среда» [3], рассмотрены основные положения данного феномена, ар-
гументируется значимость образовательной среды для развития личности. В исторической динамике данное понятие совершенствуется, определяются основные методологические подходы к явлению (комплексность, много-аспектность, многомерность, динамичность, системность). Системное рассмотрение феномена образовательной среды находит отражение в трудах А.И. Артюхиной [4], С.В. Тарасова [5], В.А. Ясвина [6], А. Хуторского [7] и др. Авторы считают, что социокультурное окружение человека, включенное в содержание образования, обеспечивает продуктивную деятельность студентов, создает для нее благоприятные условия.
В исследованиях последних лет особое внимание уделяется проблемам создания мультимедийной образовательной среды. В работах И.Л. Сегриевской [8], Т.Т. Везирова [9], Ю.Ф. Катхановой [10], автора данной статьи [11] рассматриваются конкретные психологические и педагогические условия для обеспечения продуктивной деятельности личности в условиях информатизации общества.
На основе проведенного ретроспективного анализа понятия «образовательная среда», мы считаем, что она является таким окружением обучающихся, в котором создаются
263
условия для формирования личности и ее профессиональных качеств. В этом контексте мультимедийная образовательная среда характеризуется проектностью и прогностич-ностью, способствующими опережающему формированию качеств личности, выстраивающихся в определенные связи и отношения и обеспечивающих реализацию личных и социальных целей в условиях информатизации общества.
Единая информационно-образовательная среда на современном этапе модернизации высшей школы стала базовым критерием формируемой свободы личности в ее самореализации, ибо главным стратегическим ресурсом образования становятся информационные ресурсы и коммуникация, а главным условием самореализации молодого специалиста становится информационная культура в самой широкой интерпретации ее смысла [12].
В настоящее время образовательные организации МВД России осуществляют переход от несистематизированных, единичных средств информатизации к целостной системе, способной обеспечить проектирование, прогнозирование, формирование компетентностной личности в условиях реализации образовательных программ вуза. Информационная компетентность как составная часть профессиональной компетентности сотрудника полиции способствует конкурентоспособности в условиях интернационализации и глобализации социальных процессов, происходящих в мире.
Стратегической задачей организации прак-тико-ориентированной подготовки курсантов на современном этапе является проблема организации и развития единой мультимедийной образовательной среды, разработка ее теоретической и практической систем, направленных на самореализацию личности в условиях тотальной информатизации общества. Понятие «самореализация» (self-realisation) в зарубежной литературе понимается как «реализация собственного потенциала, как самоактуализация» (А. Маслоу) [13]. В отечественной литературе самореализация определяется как выстраивание стратегии жизни (К.А. Абульха-нова-Славская) [14].
В образовательной организации, стремящейся соответствовать вызовам времени, для самореализации личности большое значение имеют такие преимущества информационного общества, как социальная направленность информации; устойчивое развитие цивили-
зации в целом; создание предпосылок для повышения культурного уровня студентов на основе доступности к фондам библиотек, музеев, кино, к информационным фондам и т.д.; создание условий для повышения социального статуса личности на основе вовлеченности в информационное пространство государства; приобретение новых компетенций, предоставляющих новые возможности для реализации обозначенных и сформулированных жизненных целей; получение новых профессий и профессиональных качеств, освоение ранее неизвестных информационных технологий.
Информационные технологии, учитывающие количественные и качественные характеристики компетентности курсантов, зависят от степени подготовленности личности к расширению границ своей субъективности, основанной на управлении своей самоорганизацией, преобразующих личностное пространство из хаоса в системность и порядок. Когда говорится о хаосе, имеется в виду наличие множества отдельных актов учебной и практической деятельности курсантов, активность в общении, воздействующие на индивидуальность. Курсант, стремящийся к самореализации, должен уметь преобразовывать поступающую информацию, встраивать ее в продуманную структуру, выходя на новый качественный уровень. Следовательно, мультимедийная образовательная среда, направленная на самореализацию личности курсантов, позволяет определять собственные индивидуальные стратегии достижения профессиональной эффективности.
Создание единой мультимедийной образовательной среды становится основой решения следующих вопросов: а) взаимодействия субъектов образовательного процесса; б) интеграции всех звеньев практико-ориентированного обучения, воспитания, развития личности и др.; в) овладения информационными технологиями в осуществлении профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Самореализация курсантов в мультимедийной образовательной среде связана с умением целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки, передачи и хранения, овладения новыми информационными технологиями.
Решающее значение в достижении информационной компетентности в рамках мультимедийной образовательной среды имеет формирование готовности личности к само-
264
реализации в профессиональной деятельности, основанной на приобретенных знаниях и опыте, практических умениях. Основной чертой самореализации на основе приобретения информационной компетентности в условиях мультимедийной образовательной среды становится резкое уменьшение затраченного времени на получение новой информации, что предопределяет необходимость перестройки практико-ориентированного учебного процесса, выработки нового контрольно-оценочного аппарата, новых индикаторов, свидетельствующих о качестве приобретенных способностей.
Самореализация курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза требует наличия новых качеств преподавателей-наставников, владеющих информационными технологиями, так как в течение всей профессионально-педагогической деятельности сотрудника полиции возникает потребность в совершенствовании своих профессионально-личностных качеств, позволяющих жить в информационном обществе и работать в современном вузе. Новые реалии повышают требования к интеллектуальным и творческим способностям преподавателей-наставников, которые
позволят им создать творческую продуктивную среду в образовательной организации, основанную на высокой информационной культуре.
Таким образом, мультимедийная образовательная среда вуза является совокупностью условий теоретической практико-ориентиро-ванной информационной подготовки курсантов, стремящихся к самореализации личности в информационном обществе, которые получают стартовые условия, направленные на реализацию интеллектуально-профессионального потенциала. В основе создания эффективной мультимедийной образовательной среды должна находиться инновационная система профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России с использованием компетентностного и деятельностного подходов, что способствует осуществлению взаимосвязи между звеньями учебно-воспитательного процесса. Современная мультимедийная образовательная среда, учитывающая высокий потенциал информационного общества, открывает широкие возможности для самореализации личности курсантов в вузе.
1. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / сост. Л.Н. Скаткин, М.Н. Скаткин, М.В. Голованова; под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. М., 1980. Т. I.
2. Блонский П. П. Педология: учеб. для высш. пед. учеб. заведений. М., 1934.
3. Макаренко А. С. Цель воспитания: учеб. пособие. М., 1984.
4. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007.
5. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. Т. 3. С. 133-138.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
7. Хуторской А. В. Педагогическая иннова-тика: науч. изд. М., 2005.
8. Сегриевская И.Л. Создание мультимедийной образовательной среды для формирования готовности курсантов к професси-
1. Shatsky S.T. Selected pedagogical works: in 2 vol. / comp. L.N. Skatkin, M.N. Skatkin, M.V. Golovanova; ed. by N.P. Kuzin, M.N. Skatkin, V.N. Shatskaya. Moscow, 1980. Vol. I.
2. Blonsky P.P. Pedology: textbook for higher educational pedagogical institutions. Moscow, 1934.
3. Makarenko A.S. The purpose of education: study aid. Moscow, 1984.
4. Artyuhina A.I. Educational environment of a higher educational institution as a pedagogical phenomenon (based on the design of medical university educational environment): auth. abstr..... Dr of Pedagogics. Volgograd, 2007.
5. Tarasov S.V Educational environment: the concept, structure, typology // Journal of Leningrad state university named after A.S. Pushkin. 2011. № 3. Vol. 3. P. 133-138.
6. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. Moscow, 2001.
7. Khutorskoi A.V. Educational innovation: sci. ed. Moscow, 2005.
8. Segrievskaya I.L. Creating multimedia educational environment for students to formation of readiness professionally-oriented statement (for example military technical university) // XXI:
265
онально-ориентированному высказыванию (на примере военно-технического вуза) //XXI: итоги прошлого, проблемы настоящего. 2014. № 4. С. 279-283.
9. Везиров Т.Т. Мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы в профессиональной подготовке студентов бакалавриата // Гуманизация образования. 2016. № 6. С. 45-53.
10. Катханова Ю.Ф. Электронные образовательные ресурсы от разработки до применения // Символ науки. 2016. № 8-2(20). С. 117-120.
11. Щеголихин Е.Н., Туравец Н.Р. Информационно-образовательные технологии профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 1(48). С. 37-40.
12. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования //НТИ. Сер. 1. 1997. № 2. С. 1-11.
13. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М, 1982. С. 108-117.
14. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
results of the past, present problems. 2014. № 4. P. 279-283.
9. Vezirov T. T. Multimedia interactive educational resources in the training of undergraduate students // Humanization of education. 2016. № 6. P. 45-53.
10. Kathanova Yu.F. Electronic educational resources from development to application // Symbol of science. 2016. № 8-2(20). P. 117-120.
11. Shchegolikhin E.N., Turavets N.R. Information and educational technology of professional self-realization of students in the multimedia educational environment of high school // Cultural life of the South of Russia. 2013. № 1(48). P. 37-40.
12. Ursul A.D. Becoming an information society and a model of advanced education // STI. Ser.1. 1997. № 2. P. 1-11.
13. Maslow A. Self-actualization // Personality psychology / ed. by Yu.B. Gippenreyter, A.A. Puzyrey. Moscow, 1982. P. 108-117.
14. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy. Moscow, 1991.
266