Научная статья на тему 'Концептуальная модель профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза'

Концептуальная модель профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИДЕЯ / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / КОМПОНЕНТ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ / ЭТАПЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MODEL / IDEA / OBJECTIVE / GOALS / PRINCIPLES / REGULARITIES / COMPONENT / CRITERIA / LEVELS / STAGES / MULTIMEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголихин Евгений Николаевич

В статье представлена концептуальная модель профессиональной подготовки курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза на основе разработанных элементов образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголихин Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF THE VOCATIONAL FULFILLMENT OF POLICE OFFICERS IN MULTIMEDIA EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article presents a conceptual model of the students’ vocational training in multimedia educational space of the university on the basis of the developed elements of the educational system.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза»

УДК 378

Щеголихин Евгений Николаевич

заместитель начальника отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса,

начальник отделения информационного обеспечения учебного процесса управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД Российской федерации dom-hors@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Shchegolikhin Evgeniy Nikolaevich

Deputy Head of Department for Information and Technical Support of Academic Activities, Head of Division for Information Support of Academic Activities, Teaching and Guiding Department, Krasnodar University of the Ministry of International Affairs of Russia dom-hors@mail.ru

CONCEPTUAL MODEL OF THE VOCATIONAL FULFILLMENT OF POLICE OFFICERS IN MULTIMEDIA EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Аннотация:

В статье представлена концептуальная модель профессиональной подготовки курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза на основе разработанных элементов образовательной системы.

Ключевые слова:

модель, идея, цель, задачи, принципы, закономерности, компонент, критерии, уровни, этапы, мультимедийная образовательная среда.

Summary:

The article presents a conceptual model of the students’ vocational training in multimedia educational space of the university on the basis of the developed elements of the educational system.

Keywords:

model, idea, objective, goals, principles, regularities, component, criteria, levels, stages, multimedia educational environment.

Направления профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза МВД России и приобретение ими соответствующих компетенций предполагает разработку модели этого процесса. Разработка модели позволяет выделить в организации подготовки курсантов наиболее существенные связи и отношения, важные факторы, оказывающие влияние на данный процесс, абстрагируясь от всего несущественного в организации педагогического процесса. Модель представляет собой теоретическое воспроизведение реального процесса, явления или системы, которые охватывает наиболее существенные черты, характеристики и свойства изучаемого объекта, а именно те, которые наиболее значимы по отношению к результатам.

При разработке модели профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза мы опирались на исследования отечественных ученых [1, с. 230; 2, с. 210; 3, с. 210], в которых описываются процедуры разработки образовательной модели и требования, которым должны соответствовать модели в педагогических исследованиях. Указано, что при разработке модели следует учитывать: обоснование концептуальной идеи, в соответствии с которой строится модель; определение процесса достижения поставленной цели; обоснование принципов подготовки специалистов; определение форм, методов и технологий достижения необходимой компетенции; определение содержания образования; разработку критериально-оценочного аппарата. Названные особенности модели требуют оптимизации содержания и изменения практической направленности подготовки курсантов. Концептуальная модель профессиональной самореализации курсантов, имеет структурносодержательное наполнение, отражающее подход к решению обозначенной проблемы.

Потребность в разработке модели профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза возникла из-за стремления совершенствования процесса подготовки сотрудников полиции на основе интеллекта и профессионализма через реализацию индивидуальных способностей. В связи с этим появилась необходимость новой формы обучения на базе новейших технологий, которые предоставляют возможности для интеллектуального и профессионального роста личности ее самореализации в условиях информационного общества.

Модель профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза включает в себя идею, подходы, цель, задачи, принципы, закономерности, педагогические условия, компоненты и критерии качеств личности, информационнообразовательные технологии. Мы определяем модель профессиональной самореализации кур-

сантов в мультимедийной образовательной среде вуза, как интегративный вид деятельности, заключающийся в проведении исследовательских подготовительных операций с целью перевода теоретических положений обучения в практическое русло.

Идея профессиональной самореализации личности в мультимедийной образовательной среде заключается в том, что данный процесс представляет собой целостно выстроенную систему, предполагающую совокупные действия, содержащие подходы, принципы, содержательные положения и направления образовательная деятельность в вузе. Модель, учитывающая указанную идею, предусматривает систематический метод планирования, формирования, и оценивания всего процесса учета личностных и педагогических ресурсов, взаимодействие между ними для достижения наиболее эффективных результатов профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза. На основе обзора научной литературы по проблеме профессиональной самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза и уточнения понятийного аппарата, были определены методологические подходы (системный, информационно-средовой, личностно-ориентированный, компетентностный). Цель профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза заключается в необходимости создания педагогических условий для профессиональной самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза.

Достижение поставленной цели профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза предполагает решение ряда задач. Это: разработка и создание необходимых психолого-педагогических условий процесса профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза; формирование личностной заинтересованности курсантов в освоении информационных технологий, являющихся важнейшей составляющей профессиональной самореализации курсантов; накопление у курсантов знаний в области информационных технологий, способствующих профессиональной самореализации курсантов.

Любое учение ориентируется на принципы, а дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания. Следует отметить, что специфические принципы присущи и мультимедийному обучению, опирающемуся на свойство интерактивности компьютерной технологии, на основе которой организуется обучение.

Предложенную и обоснованную нами направленность организации образовательного процесса курсантов в вузе мы соотнесли с общедидактическими принципами. Принцип гуманизации в образовании приобретает объемный, обширный и открытый характер [4, с. 175; 5, с. 422; 6; 7, с. 560; 8, с. 400]. Сказанное подтверждается гибкостью мультимедийного обучений как основы профессиональной самореализации личности курсантов. Процесс обучения гуманистичен для личности: например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, курсанты разрабатывают свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных образовательных информационных технологий. Процедура обучения в мультимедийной образовательной среде учитывает свободный доступ к информации, общение в сети интернет и т.д.

Интенсивное вторжение информационных и коммуникационных технологий в подготовке кадров системы правоохранительных органов обуславливает новое осмысление принципов педагогики: гуманизации, позволяющий курсантам осознать позитивность диалога с окружающим миром и умение самоорганизовываться, самопрезентироваться и самореализоваться; системности и целостности, позволяющие целостно представить и обосновать проектируемый объект, обеспечив взаимосвязь элементов и этапов процесса профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза, сформулировать цель, построить целостную систему личностных качеств курсантов, определить условия и выработать механизмы профессиональной самореализации; профессиональной направленности, обеспечивающей ориентацию на профессиональную самореализацию курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза и учитывающей позитивную мотивацию и потребности курсантов; индивидуализации и дифференциации в определении способностей курсантов к профессиональной самореализации и выстраиванию личностных траекторий процесса использования информационных и коммуникационных технологий, поиску оптимальных методов; междисциплинарности, определяющий, что саморазвитие индивида является потребностью человека в широком спектре научных знаний и обусловленных информационными и коммуникационными технологиями.

Специальными принципами профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза стали: личностной ориентированности на самореализацию в условиях мультимедийной образовательной среды вуза (выявление отличительных особенностей и способностей личности, и создание условий, необходимых для осуществления деятельности на основе информационных технологий); функциональности (система профессиональной самореализации у будущего сотрудника полиции, формирующая систему профессиональноприкладных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями, подготовки спе-

циалиста в мультимедийной образовательной среде вуза); ситуативности (отбор и организация профессиональной самореализации курсантов на основе ситуаций и проблем информатизации и освоения информационных технологий); новизны (выявления эффективности мультимедийной образовательной среды в различных компонентах аудиторных и внеаудиторных занятий, способствующих профессиональной самореализации курсантов) и позитивности (подбор эффективных средств позитивного воздействия на профессиональную самореализацию курсантов в процессе мультимедийной образовательной среды вуза).

Принципы в контексте профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза диктуют возможности достижения поставленных целей и требований. Значимым здесь является обоснование и подбор подходящих методов и технологий обучения, способствующих получению результата.

В разработке модели профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза учтены закономерности, которые способствуют пониманию иерархии организованной системы самореализации и формирования способностей освоения информационных технологий. Они могут относиться как к отдельному объекту, так и к целой совокупности объектов. Выявленные закономерности определяют вектор и диапазон развития конкретной системы профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза. Кроме того, следует рассмотреть и ограничения, накладываемые на управление процессом самореализации личности в учебно-познавательном процессе вуза.

В ходе исследования были сформулированы закономерности профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза, обеспечивающиеся: созданием плана саморазвития; организацией мультимедийной образовательной среды, основанной на информационных и коммуникативных технологиях обучения; включенностью курсантов в процесс самореализации; становлением и развитием информационных и коммуникационных технологий самореализации; совокупностью взаимодополняющих компонентов процесса мультимедийной образовательной среды вуза (целей, факторов, психологических факторов, компонентов и критериев, педагогических условий); методическим информационным и ресурсным обеспечением функционирования процесса профессиональной самореализации в мультимедийной образовательной среде вуза.

В процессе изучения работ ученых, нами был сделан вывод о необходимости определения педагогических условий профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза, способствующих повышению эффективности данного процесса. В рамках исследуемого вопроса необходимо отметить значимость педагогических условий в оценке качества образовательного процесса. Исследователи [9, с. 14-17; 10, с. 166; 11, с. 160] определяют педагогические условия как механизм выявления и оценки результатов функционирования системы, их соответствия поставленным целям и характеризуют их как основное в управлении образовательным циклом.

При разработке педагогических условий проектируемой модели широко использовались современные технологии, опыт создания технологий мультимедийного обучения, модульнорейтинговой, личностно-развивающей и технологии обучения взрослых. При этом необходимо отметить влияние конкретных условий, в которых происходит практическая деятельность курсантов. Подобные условия включают следующее: внутренние и внешние условия профессиональной самореализации личности; новизна, сложность, важность и творческий характер овладения информационными и коммуникационными технологиями; особенности действий и результатов; стремление и мотивация к достижению положительного результата; самооценка динамики профессиональной самореализации курсантов; контроль и регулирование уровня своих навыков и умений овладения информационной культурой; стремление к достижению поставленной цели.

Мы рассматриваем педагогические условия профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза как развитие компетентности у сотрудников полиции в процессе обучения в вузе в контексте совокупности обстоятельств процесса образования, способствующих достижению продуктивного уровня в сфере профессиональной деятельности. При профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза реализуются следующие педагогические условия: 1) организация самообразования в процессе профессиональной самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза; 2) создание обстановки, ориентированной на профессиональную самореализацию в условиях мультимедийной образовательной среды вуза; 3) оказание индивидуальной и дифференцированной помощи курсантам по конкретным направлениям организации учебного процесса, направленного на профессиональную самореализацию в условиях мультимедийной образовательной среды вуза; 4) разработка методического обеспечения (спецкурс «Информационные и коммуникационные технологии личностно-профессиональной самореализации личности в вузе»).

Сущность первого и второго условий заключается в создании комплекса мер, направленных на активизацию процесса самореализации, в котором актуализирован личностный потенциал субъекта, его желание и потребности в личностно-профессиональном росте; организацию педагогического взаимодействия со значимым окружением; обеспечение условий для включенности в коллективное решение профессиональных задач; информационное сопровождение, удовлетворяющее личностно-профессиональным притязаниям.

Реализация третьего и четвертого педагогических условий осуществляется через учет индивидуальных особенностей курсантов и дифференцированной помощи по конкретным направлениям организации учебного процесса, погружение курсантов в проектируемую систему посредством спецкурса «Информационные и коммуникационные технологии личностнопрофессиональной самореализации личности в вузе», практических занятий и др.

В контексте модели профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза важным аспектом является разработка компонентов и критериев данного процесса. Само понятие «критерий» (средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки [12, с. 590]. Определяя компоненты и критерии эффективности профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза, необходимо постоянно изучать, анализировать и оценивать результаты проводимой работы. В связи с этим при определении степени успешности того или иного процесса или явления, ряд ученых [13, с. 197; 14, с. 143; 15, с. 52] рекомендуют использовать критериальные оценки сформированности указанных качеств личности. В ходе исследования нами разработаны критерии и уровни профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза, позволяющие определять степень эффективности организации и технологий данного процесса.

Содержание профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза включает следующие компоненты, критерии и уровни. Мотивационноценностный компонент включает важнейший критерий - обучаемость, который проявляется в следующих показателях: осознание значимости профессиональной самореализации; понимание смысла самореализации в мультимедийной образовательной среде, как процесса самопознания своих способностей и личностных качеств. Кроме того, данный компонент включает социальные, познавательные, рефлексивные мотивы и ценности. Показателем сформированной системы мотивов является умение ставить цель деятельности. В связи с этим мы выделяем мысль о высоком мотивационно-ценностном эффекте учебно-информационных мультимедийных средств, основываются на воздействии на слуховые и зрительные органы чувств. При этом активизируется эмоционально-мотивационный настрой курсантов, вызывающий коммуникативно-познавательную потребность, которая удовлетворяется на основе интерактивности общения и получения новой информации (таблица 1).

Операционально-деятельностный компонент содержания профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза представляет собой интеграцию внешних и внутренних действий обучаемых: внешние дидактические предопределяют операциональный критерий возможности самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза; внутренние (критерии: самоанализ, самооценка, самореализация, саморазвитие), предопределяют результативность деятельности, которая обусловлена методами, формами и средствами профессиональной самореализации на основе освоения информационных и коммуникационных технологий.

Выстроенная структура, содержание, технологии профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза приводят к получению результата -оценочного критерия системы профессиональной самореализации курсантов. Оценочный критерий операционально-деятельностного компонента свидетельствует о количественных (знания, умения, навыки) и качественных изменениях в структуре личности, которые и определяют уровень профессиональной самореализации личности.

Содержание рефлексивно-оценочного компонента профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза состоит в создании условий для получения обратной связи от студентов, направленной на отслеживание результативности самореализации. Организация обратной связи способствует развитию рефлексивных умений студентов. Данный компонент определяет степень удовлетворенности полученными результатами, появляется возможность для выяснения состоятельности технологического алгоритма, что позволяет в дальнейшем корректировать процесс профессиональной самореализации личности в процессе обучения, определить перспективные направления в развитии курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза.

Таблица 1 - Модель профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза МВД России

Субъект учебно-воспитательного процесса - курсант по направлению подготовки (специальности)

___________________________031001 Правоохранительная деятельность___________________________

Цель: создание педагогических условий для профессиональной самореализации личности

________________________в мультимедийной образовательной среде вуза_________________________

_________Задачи________________

Разработка и создание необходимых психолого-педагогических условий процесса профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза МВД.__________________________________

Формирование личностной заинтересованности курсантов в освоении информационных технологий, являющихся важнейшей составляющей профессиональной самореализации курсантов.

Накопление у курсантов знаний в области информационных технологий, способствующих профессиональной самореализации курсантов.

Принципы

Личностной ориентированности на самореализацию в условиях мультимедийной образовательной среды вуза.

Функциональности, учитывающей, что система профессиональной самореализации, формирует систему профессионально-прикладных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями.____________

Ситуативности, основанной на отборе и организации профессиональной самореализации курсантов на основе ситуаций и проблем информатизации и освоения информационных технологий.

Новизны и позитивности, учитывающих эффективность мультимедийной образовательной среды в различных компонентах и подбора средств позитивного воздействия на профессиональную самореализацию курсантов.

Педагогические условия

Организация самообразования в процессе профессиональной самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза.___________

Создание обстановки, ориентированной на профессиональную самореализацию в условиях мультимедийной образовательной среды вуза.__________________

Оказание индивидуальной и дифференцированной помощи курсантам по конкретным направлениям организации учебного процесса.____________

Разработка методического обеспечения (спецкурс «Информационные и коммуникационные технологии личностно-профессиональной самореализации личности в вузе»).___________

Компоненты и критерии

Мотивационно-ценностный компонент включает критерии: обучаемость; осознание значимости профессиональной самореализации; понимание смысла самореализации в мультимедийной образовательной среде, социальные, познавательные, рефлексивные мотивы и ценности.

Операционально-деятельностный компонент включает критерии: теоретическая подготовленность к профессиональной самореализации; применение усвоенной информации на практике; умения добывать знания с помощью информационных средств и источников; способности самоорганизации и саморегуляции._____________

Рефлексивно-оценочный компонент включает критерии: стремление к само-совершенству, самостоятельному пополнению знаний; сформированность качеств самооценки своей профессиональной подготовленности; владение способами рефлексивной оценки собственного саморазвития на основе ИКТ; видение перспектив овладения современными коммуникационными и информационными средствами.___________

С учетом характера организованного взаимодействия внутри системы нами принято четыре уровня профессионального взаимодействия «курсант-преподаватель»: взаимодействие, сотрудничество, самоорганизация и сотворчество, каждый из которых наполнен качественным содержанием практико-ориентированной деятельности. Соответственно уровням профессионального взаимодействия принято четыре уровня самореализации, каждый из которых охватывает предыдущие:

- первый этап самореализации в мультимедийной образовательной среде вуза (становление) включает в себя последовательное освоение уровней - информативного, в котором становление профессионализма происходит в соответствии с удовлетворительным уровнем освоения стандарта обучения, и техничного, в котором специалист на более качественном уровне оперирует многообразием форм, методов, приемов освоения ИКТ;

- второй этап соответствует мастерскому уровню, который, по сути своей, является этапом профессиональной самореализации сотрудника полиции. Ему соответствует владение различными видами профессиональной деятельности, владение инновационными технологиями, в самостоятельной работе моделирование программ и пр.;

- третий этап (профессиональная самореализация) - творческий уровень, на котором сотрудник полиции самоорганизует разнообразную профессиональную деятельность с анализом и корректировкой ее результатов. Рефлексивно-оценочный компонент может представить

объективный результат процесса профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза.

Следовательно, в модели процесса профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде представлено содержание профессиональной самореализации курсантов, сформулированы основные его компоненты, определены способы профессиональной самореализации в мультимедийной образовательной среде вуза, а также личностные качества, необходимые сотруднику полиции в его профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Ссылки:

1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1983.

2. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971.

3. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

4. Анисимов С. Ф. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаенко. М., 1994.

5. Берне Р. Развитие «Я» концепции и воспитание. М., 1986.

6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-12.

7. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.

8. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1991.

9. Кузьмина Н.В., Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ: учеб. пособие. М., 1980.

10. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

11. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л., 1998.

12. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1986.

13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М., 1982.

14. Райский Б.Ф. Руководство самообразованием школьников: из опыта работы / Б.Ф. Райский М.Н. Скаткин. М., 1983.

15. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

References (transliterated):

1. Afanas'ev V.G. Obshchestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie. M., 1983.

2. Uemov A.I. Logicheskie osnovy metoda modelirovaniya. M., 1971.

3. Yudin E.G. Sistemniy podkhod i printsip deyatel'nosti. M., 1978.

4. Anisimov S. F. Moral'nie tsennosti i lichnost' / ed. by A.I. Titarenko, B.O. Nikolaenko. M., 1994.

5. Berne R. Razvitie «Ya» kontseptsii i vospitanie. M., 1986.

6. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Pedagogika. 1997. № 4. P. 11-12.

7. Bondarevskaya E. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. Rostov n/D, 1999.

8. Shiyanov E.N. Teoreticheskie osnovy gumanizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1991.

9. Kuz'mina N.V., Talyzina N.F. Metodika sostavleniya obuchayushchikh programm: manual. M., 1980.

10. Talyzina N. F. Upravlenie protsessom usvoeniya znaniy. M., 1975.

11. Yakunin V.A. Obuchenie kak protsess upravleniya: Psikhologicheskie aspekty. L., 1998.

12. Filosofskiy slovar' / ed. by I.T. Frolov. M., 1986.

13. Babanskiy Y.K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskikh issledovaniy: didakticheskiy aspekt. M., 1982.

14. Rayskiy B.F. Rukovodstvo samoobrazovaniem shkol'nikov: iz opyta raboty / B.F. Rayskiy M.N. Skatkin. M., 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Skatkin M.N. Metodologiya i metodika pedagogicheskikh issledovaniy. M., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.