Научная статья на тему 'Самореализация личности курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России: междисциплинарный анализ проблемы'

Самореализация личности курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России: междисциплинарный анализ проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION / INFORMATIONAL COMPETENCE / INFORMATION CULTURE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTIMEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголихин Евгений Николаевич

В статье представлен анализ важнейшей составляющей профессиональной подготовки курсантов самореализации личности в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголихин Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-actualization of cadet personalities in multimedia educational environment of education organization of the Ministry of the Interior of Russia: interdisciplinary analysis of the problem

The article presents the analysis of the most important component of cadets’ vocational education self-actualization of a personality in multimedia educational environment of the education organization of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Самореализация личности курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России: междисциплинарный анализ проблемы»

Щеголихин Евгений Николаевич

заместитель начальника отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584412)

Самореализация личности курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России: междисциплинарный анализ проблемы

В статье представлен анализ важнейшей составляющей профессиональной подготовки курсантов - самореализации личности в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России.

Ключевые слова: информация, информационная компетентность, информационная культура, образовательная среда, мультимедийная образовательная среда.

E.N. Shchegolikhin, Deputy Head of Department of Information and Technical Support of Educational Process of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584412.

Self-actualization of cadet personalities in multimedia educational environment of education organization of the Ministry of the Interior of Russia: interdisciplinary analysis of the problem

The article presents the analysis of the most important component of cadets' vocational education -self-actualization of a personality in multimedia educational environment of the education organization of the Ministry of the Interior of Russia.

Key words: information, informational competence, information culture, educational environment, multimedia educational environment.

Современное высшее образование в сфере подготовки кадров для системы МВД России должно обеспечить интеграцию различных способов освоения мира и тем самым увеличить потенциал будущего сотрудника полиции для адекватной самореализации. В эпоху вступления человечества в информационную стадию развития идея обеспечения свободы выбора траектории обучения является основополагающей для системы образования. Идея основана на уникальном пути, посредством которого человек находит себя в этом мире и несет ответственность за свою собственную судьбу.

В процессе подготовки будущего сотрудника полиции необходимо учитывать, что личностные основы деятельности молодого человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, узкопрофессиональные условия. Цель образования в таком контексте носит трехкомпонентный характер: в профессиональной области - профессиональная компетентность, в общественной

жизни - успешная социализация личности, в личностной сфере - осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целеполагании и в деятельности в целом, самоидентификации [1]. Человек является не только объектом управления, но и сознательным субъектом, выбирающим свое направление самореализации. Следовательно, самопознание как жизненно необходимая потребность лежит в основе становления личности, ее самореализации, чему в немалой степени способствует оптимально организованная образовательная среда.

Категория «среда» широко представлена в исследованиях философов, социологов, психологов, педагогов, которые дают определение созидательного потенциала среды и ее влияния на становление и развитие личности обучающегося. Как правило, понятие «среда» трактуется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности [2, с. 234]. Роль и значение среды как существующей реальности заключается в том, что она

329

оказывает влияние на личность обучающегося. В начале XX в. в России складывается научное направление «педагогика среды». Представителями этого направления были Л.С. Выготский,

A.Б. Залкинд, М.С. Иорданский, А.П. Пинкевич,

B.Н. Шульгин и многие другие [3]. Главным вопросом данного направления было изучение воздействия окружающей среды на личность обучающегося, управление этим влиянием.

Существовали разные точки зрения на роль среды в развитии личности. Так, одни ученые отстаивали необходимость приспособления обучающихся к той или иной среде, другие считали, что обучающийся в меру своих сил и способностей может сам организовывать среду и влиять на нее, третьи предлагали рассматривать личность и среду обучающегося в единстве их характеристик, четвертые делали попытку рассмотреть среду как единую систему воздействия на обучаемых. Ученые отмечают, что среда существует только по отношению к определенному субъекту и становится средой, лишь вступая в деятельность субъекта [4, с. 165].

Образовательная среда в психолого-педагогической литературе рассматривается как фактор, условие, средство формирования личности и как предмет моделирования и проектирования личностного развития. Мы придерживаемся мнения, что образовательная среда является таким окружением субъекта, в котором создаются условия для формирования личности и ее профессиональных качеств. Образовательная среда представляет собой проектируемую и создаваемую субъектами образования (педагогами, курсантами) область их совместной деятельности, в которой в рамках учебно-воспитательного процесса выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей.

Развитие единой информационной образовательной среды вуза в ХХ1 в. является решающим критерием оценки инновационности стратегии современной высшей школы и свободы личности в ее самореализации. Значение информатизации в образовании определяется общемировыми тенденциями перехода общества к постиндустриальной, информационной эпохе, где движущей силой становится производство информационного продукта, главным стратегическим ресурсом - информационные ресурсы и коммуникации, главным условием самореализации человека - его информационная культура в самой широкой интерпретации ее смысла [5].

В России с середины 90-х гг. прошлого века провозглашена необходимость активного внедрения информационных образовательных технологий [6]. Вместе с тем, отметим, что данный показатель в учебной сфере, в научно-исследовательской, воспитательной, организационно-управленческой деятельности в большинстве вузов далек от удовлетворительного состояния.

Время диктует необходимость в вузах МВД России перехода от применяемых сегодня разрозненных, эклектичных средств информатизации к целостной системе, способной выступать инструментом организации, управления и методического обеспечения образовательных программ вуза. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность в качестве важнейшей указана способность курсантов работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16). Поэтому большое значение в профессиональной самореализации курсантов имеет информационная компетентность как составная часть профессиональной компетентности будущего сотрудника полиции, что связано с глобальным социальным процессом производства в современном мире и использованием информации как общественного ресурса.

На современном этапе вузовского образования одной из важнейших является проблема организации и развития единой образовательной информационной среды, разработка теоретической и практической системы [7]. Их опыт показал, что основой образовательной системы является высококачественная, высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв, отвечающий требованиям постиндустриального общества.

Создание единого информационного пространства может стать ключом к решению проблем взаимодействия всех участников образовательного процесса, поэтому на сегодняшний день можно констатировать появление понятия «мультимедийная образовательная среда вуза», которая представляется как комплекс

330

мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий, информационной культуры. Только в условиях мультимедийного образовательного пространства вуза возможно формирование информационной культуры обучаемого, что связано с умением целенаправленно работать с информацией, получать, обрабатывать, передавать и хранить ее с помощью компьютерных информационных технологий.

Мультимедийное образовательное пространство вуза направлено на формирование информационной компетентности как важнейшего качества будущего сотрудника полиции. При ретроспективном анализе понятия «компетентность» выявлено, что предшествующим явлением стала «самоактуализация» [8]; компетентность рассматривается как специфическая способность для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области [9], стремление реализовать, развивая, свои потенциальные возможности [10].

Когда говорят о компетенции, в частности об информационной компетенции будущего сотрудника полиции, имеют в виду человека опытного, квалифицированного, владеющего секретами профессионального мастерства, необходимыми умениями, навыками и способного их реализовать в практической деятельности. Сформированная в годы обучения компетентность дает возможность решения возникших сложностей и проблемных ситуаций в профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональная информационная компетентность представляет готовность личности к эффективной профессиональной деятельности, основанной на имеющихся у данной личности знаниях и опыте, практических умениях. Существенной характеристикой будущего сотрудника полиции становится то, что он в совершенстве должен овладеть профессиональными навыками и знаниями в области информационных ресурсов, а в дальнейшей деятельности должен быть нацелен на профессиональное развитие и обновление знаний, умений и навыков. Следовательно, когда говорят об информационной компетентности, имеют в виду глубокие профессиональные знания, осведомленность в данной сфере деятельности, возможность самореализации личности в данном направлении.

В контексте самореализации курсантов в мультимедийном образовательном пространстве вуза МВД отметим сущностные черты компетентности, сформулированные А.В. Хуторским: способность и готовность личности выступать в качестве целостного совместного субъекта саморазвития системы «человек -мир»; субъективная позиция обучающегося в обучении, обеспечивающая реализацию личностных смыслов; имеет метапредметный характер; реализует дидактический принцип связи обучения с жизнью; проявляется и контролируется в процессе практического осуществления деятельности [11, с. 54].

Дефиниция «информационная компетентность» в исследованиях рассматривается с разных позиций. Первая позиция связана с формированием понятия «информационная компетентность» в узком смысле слова - использование компьютерных технологий, компьютерных средств общения и др. Вторая позиция состоит в том, что информационная компетентность рассматривается как процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности. В этом смысле информационная компетентность специалиста трактуется уже в широком смысле - как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессиональной деятельности [12].

Результатом целенаправленного формирования информационной компетентности является информационная культура [13], представляющая собой неотъемлемую составную часть общей культуры человека. Существует ряд определений понятия «информационная культура»:

термин, употребляемый для обозначения достигнутого уровня организации информационных процессов, степени удовлетворения в информационном общении, уровня эффективности создания, сбора, хранения, передачи, переработки и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, прогнозирование последствий принимаемых решений; информационная культура - это прежде всего проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было решить различные задачи на персональном компьютере, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать [14, с. 179-180];

свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы обще-

331

ния с системами искусственного интеллекта, ведение диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями, включает способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему; формирование информационной культуры личности осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям и во включении современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс [15, с. 68].

Если рассматривать информационную культуру будущего сотрудника полиции, то ее можно определить следующим образом: это сложное интегративное системное качество личности, характеризующееся способностью и готовностью к профессиональной деятельности в информационной среде. Сформировать информационную культуру курсантов можно в мультимедийной образовательной среде вуза.

В 1998 г. впервые в документах, посвященных информатизации образования, дано определение информационной среды как совокупности программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями [6]. Уже в начале ХХ1 в. подробно определены цели, задачи, сроки, основные направления, перечень мероприятий по созданию единой информационно-образовательной среды [16]. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования. Информационно-образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой адаптации человека к информационному миру и наоборот.

Информационно-образовательная среда вуза обладает широким спектром модальности, формирующим разнообразие типов локальных сред. В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установ-

ками общего содержания образовательного процесса. Информационно-образовательная среда вуза выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания, являясь процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, которые влияют на педагогическое целеполагание.

Как свидетельствует практика организации мультимедийной образовательной среды вуза МВД России, аккумуляция информационных ресурсов сосредоточена на накоплении документированных и недокументированных информационных потоков, способствующих повышению качества информации для принятия стратегических и тактических решений. Совокупность информационных потоков, как правило, обеспечивает качество учебной деятельности курсантов и профессиональной работы преподавателей (учебной и научной), внедрение постоянно обновляющихся информационных техник и технологий в образовательную среду вуза, их интенсивное использование в учебно-научном процессе. Это система широкого доступа каждого курсанта к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения в вузе МВД включают в себя средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического применения.

Мультимедийность, как следствие внедрения информатизации в образование, позволяет стратегически изменить весь ход образовательного процесса. Мультимедийные технологии относятся к разряду личностно-ориентиро-ванных по своей природе, направленных на процесс профессиональной самореализации обучаемого. Мультимедиа в максимальном своем проявлении (виртуальная реальность) -это эмуляция окружающей среды с помощью технических средств, при которой используется одновременная (параллельная) подача информации разных видов (звуковая, визуальная, сенсорная) [17].

332

Необходимость использования мультимедийных технологий в контексте создания мультимедийной образовательной среды в вузе диктуется несколькими обстоятельствами. К ним, прежде всего, следует отнести фундаментальные изменения последней трети ХХ в., поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий. Приоритетное развитие получают информационные технологии, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества. Это обстоятельство предъявляет определенные требования к формированию новой модели учебно-воспитательного процесса, призванной научить курсантов самостоятельно приобретать и актуализировать знания, обеспечивающей сочетание достаточно обширной общеобразовательной подготовки с возможностью глубокого постижения специальных дисциплин, постоянного и целенаправленного процесса самореализации личности.

1. Беляева А. П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. № 8. С. 3-8.

2. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М., 1989.

3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. 2-е изд., пе-рераб. М., 1981.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология» / науч. ред. и авт. предисл. Д.А. Леонтьев. М., 2004.

5. Дьячко А.Г., Крупин Ю.А., Муратова С.Ю. и др. Информационные технологии в планировании учебного процесса высшего образовательного учреждения: лекция-докл. М., 2000.

6. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы: бюл. 1998. № 3-4.

7. Абросимов А. Г. Информационно-образовательная среда вуза: методические основы создания // Изв. Самар. науч. центра РАН. Спец. вып. «Актуальные проблемы экономики и права». 2003. С. 58-66.

8. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1999.

9. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального

Решению этой проблемы, в частности, должно способствовать использование мультимедийных технологий в образовании, знаменующее собой подлинный технологический прорыв в методологии, организации и практической реализации образовательного процесса, обеспечивающее существенное повышение его дидактической ценности на всех уровнях системы обучения. Именно мультимедийные технологии соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации. Актуальной для вузов МВД России стала задача разработки методик внедрения мультимедийных технологий в процесс познания, использование которых в образовании может внести значительный вклад в эффективность процесса образования, а следовательно, благоприятно повлиять на процесс самореализации личности курсантов.

1. Belyaeva A. P. Development of vocational education system // Pedagogics. 2001. № 8. P. 3-8.

2. Philosophical encyclopaedia / ed. board: S.S. Averintsev, E.A. Arab-Ogly, L.F. Ilyichev et al. 2nd ed. Moscow, 1989.

3. Reader on history of foreign pedagogics / comp. A.I. Piskunov. 2nd ed., rev. Moscow, 1981.

4. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality: study aid for discipline and special subjects «Psychology», «Clinical psychology» /sci. ed. and foreword by D.A. Leontiev. Moscow, 2004.

5. Dyachko A.G., Krupin Yu.A., Muratova S.Yu. et al. Information technologies in planning curriculum of the higher education institution: lecture-report. Moscow, 2000.

6. The Concept of informatization in the sphere of education of the Russian Federation // Problems of informatization of higher education: bull. 1998. № 3-4.

7. Abrosimov A.G. Information educational environment of the higher education institution: methodological basis of creation //Proc. of Samara Sci. Centre of the Russian Academy of Sciences. Spec. iss. «Actual Problems of Economics and Law». 2003. P. 58-66.

8. Maslow A.H. Outledge of human mind. St. Petersburg, 1999.

9. Zeer E., Symanyuk E. Competency building approach to modernization of vocational education // Higher education in Russia. 2005. № 4. P. 23-30.

333

образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

10. Пидкасистый П. И. Педагогика. М., 2006.

11. Хуторской А.В. Педагогическая иннова-тика. М., 2008.

12. Зайцева Л.А. Человек в системе ценностей информационного общества: дис. ... канд. филос. наук. М., 1999.

13. Гречихин А.А. Информационная культура (опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: сб. ст. М., 1994. С. 12-38.

14. Хорунженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997.

15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д, 2005.

16. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»: утв. постановлением Правительства РФ от 28 авг. 2001 г. № 630 // ИПС «Гарант».

17. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004.

10. Pidkasisty P.I. Pedagogics. Moscow, 2006.

11. Khutorskoy A. V. Pedagogical innovations. Moscow, 2008.

12. Zaytseva L.А. Man in a system of values of the information-oriented society: diss. ... Master of Philosophy. Moscow, 1999.

13. Grechikhin А.А. Information culture (experience of definition and typological modeling) // Problems of information culture: coll. of papers. Moscow, 1994. P. 12-38.

14. Khorunzhenko К.М. Culturology: encyclopaedia. Rostov-on-Don, 1997.

15. Kodzhaspirova G.М., Kodzhaspirov А.Yu. Pedagogical dictionary. Moscow; Rostov-on-Don, 2005.

16. The Federal target programme «Development of unified educational information environment (2001-2005)»: approved by the resolution of the Government of the Russian Federation of Aug. 28, 2001 № 630 // IRS «Garant».

17. Osin А.V. Multimedia in education: informatization context. Moscow, 2004.

334

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.