Научная статья на тему 'Технологии профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза'

Технологии профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ / ЭТАПЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / COMPONENT / CRITERIA / LEVELS / STAGES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTIMEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголихин Евгений Николаевич

В статье рассматриваются точки зрения нескольких авторов на информационные технологии как часть педагогических технологий, представлены результаты включения мультимедиа-технологий в образовательную среду юридического вуза, при этом одним из важнейших показателей названа безболезненность их вхождения в учебный процесс. Выяснение характера влияния компьютерных технологий на обучающихся дает возможность определить способы профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной вузовской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголихин Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of police officers’ professional fulfillment in the multimedia educational environment of the university

The article presents research results of the emotional intelligence features according to the Hall’s testing, which involved 97 employees of the law enforcement bodies with reference to the indicators of the emotional barriers in communication, adverse mental states and temperament features, adaptive functions, neurasthenic and psychopathic processes and health condition. The author states, that the gender differences applies only to the health condition and temperament features. The general correlated laws and manifestations of the signs under consideration with high and low level of the emotional intelligence are revealed.

Текст научной работы на тему «Технологии профессиональной самореализации сотрудников полиции в мультимедийной образовательной среде вуза»

УДК 378

Щеголихин Евгений Николаевич

аспирант кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заместитель начальника отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса, начальник отделения информационного обеспечения учебного процесса управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД РФ dom-hors@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Shchegolikhin Evgeniy Nikolaevich

PhD student of the Education Science and Psychology Department, Krasnodar State University of Culture and Arts, Deputy Head at the Department for Information and Technical Support of Academic Activities, Head of the Division for Information Support of Academic Activities, Teaching and Guiding Department, Krasnodar University of the Ministry of International Affairs of Russia dom-hors@mail.ru

TECHNOLOGIES OF POLICE OFFICERS’ PROFESSIONAL FULFILLMENT IN THE MULTIMEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматриваются точки зрения нескольких авторов на информационные технологии как часть педагогических технологий, представлены результаты включения мультимедиа-технологий в образовательную среду юридического вуза, при этом одним из важнейших показателей названа безболезненность их вхождения в учебный процесс. Выяснение характера влияния компьютерных технологий на обучающихся дает возможность определить способы профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной вузовской среде.

Ключевые слова:

компонент, критерии, уровни, этапы, образовательная среда, мультимедийная образовательная среда.

The summary:

The article presents research results of the emotional intelligence features according to the Hall’s testing, which involved 97 employees of the law enforcement bodies with reference to the indicators of the emotional barriers in communication, adverse mental states and temperament features, adaptive functions, neurasthenic and psychopathic processes and health condition. The author states, that the gender differences applies only to the health condition and temperament features. The general correlated laws and manifestations of the signs under consideration with high and low level of the emotional intelligence are revealed.

Keywords:

component, criteria, levels, stages, educational environment, multimedia educational environment.

Выявление сущности процесса профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза определяет необходимость рассмотрения педагогических технологий данного процесса. Поэтому для решения одной из задач настоящего исследования обратимся к содержанию понятия технологии.

Слово «технология» переводится с древнегреческого дословно как наука о мастерстве («techne» - «искусство», «мастерство»), («logos» - наука, закон). Появлению в педагогике термина «технология» способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желанию педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов [1].

Понятие «технология» прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX века и стало своеобразным ориентиром научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие заключается в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования, находить основания результативности процесса; мобилизовать лучшие достижения науки

и опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата; строить деятельность на интенсивной, т. е. максимально научной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов; уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью сокращения количества процедур ее возможного корректирования; использовать новейшие информационные средства в процессе их развития, максимально автоматизировать рутинные операции. В целом технология представляет собой деятельность, в максимальной мере отражает объективные законы предметной сферы и поэтому обеспечивает наибольшее для данных условий соответствие результатов поставленным целям.

В контексте профессиональной самореализации личности понятие «технология» (как процесс) в педагогических исследованиях характеризуется тремя признаками: разделением процесса на взаимосвязанные этапы; координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели); однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Новые информационные технологии открывают перспективу для развития способностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах информационных и коммуникационных сферах деятельности. Вклад в разработку понятия образовательных технологий внесли многие исследователи: Е.Е. Асташкина [2], В.П. Беспалько [3], Е.В. Бондаревская [4], М.В. Кларин [5], М.И. Махмутов [6], П.И. Пидкасистый [7], В.В. Юдин [8] и многие другие.

Несмотря на множество трактовок данного понятия, отметим столкновение двух крайних точек зрения: некоторые считают педагогическую технологию комплексом современных технических средств обучения, другие называют ее процессом коммуникации. В отдельную группу можно выделить авторов, которые объединяют в понятие технологий средства и процесс обучения. Вместе с тем данное понятие - это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов», - пишет М.В. Кларин.

Важнейшим является то, что мультимедиа-технология безболезненно входит в процесс профессиональной самореализации курсантов. Не стоит ничего менять в структуре и организации учебной деятельности. Мультимедиа эффективно используется на разных этапах проведения занятий: для ознакомления с новым понятиями, навыками сбора и обработки материала с целью применения в самостоятельной работе и пр. В процессе профессиональной самореализации курсантов, навыки и умения мультимедиа как универсальной технологии могут быть использованы в самых разнообразных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей и способностей обучаемого [9].

Информационно-коммуникационные технологии и мультимедийное обучение в процессе профессиональной самореализации личности учитывают: позитивное влияние на процесс обучения, формируя мотивацию к деятельности в условиях применения информационных и коммуникационных технологий; возможности выбора путей и свободы действий курсантов для достижения учебных целей в мультимедийной образовательной среде вуза; условия для совместной деятельности в «субъект-субъектном» отношении в мультимедийной образовательной среде.

Выяснение характера влияния компьютерных технологий на обучающихся на основании исследований [10] дало нам возможность определить способы профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза. Было учтено то, что профессиональная самореализация и учебно-познавательная, воспитательная деятельность сопряжены друг с другом как жизненно необходимый человеку фактор и социальная данность, обусловливающая самостоятельность личности в обеспечении своих внешних и внутренних потребностей. В информационно-коммуникационных технологиях и мультимедийном обучении важнейшими становятся самостоятельность личности в добывании знаний. Вместе с тем остро ставится проблема целенаправленной профессиональной самореализации курсантов в процессе обучения в мультимедийной образовательной среде вуза.

Отметим, что современные технологии не только обусловливают активизацию познавательной деятельности, но и претендуют на повышение качества управления ею. П.Я. Гальперин [11] считает, что процесс усвоения проходит шесть этапов: этап мотивации, этап уяснения схемы ориентировочной основы действий, этап выполнения действия в материальной (материализованной) форме; этап выполнения действия в громкой речи, этап выполнения действия «речи про себя» и этап выполнения действия в умственной форме. В этой иерархии структурирования процесса усвоения этап мотивации (внешней и внутренней) находится на первом плане, так как создание высокой мотивации обучения предопределяет дальнейшее глубинное развитие действий как материализованных, так и умственных.

Необходимо подчеркнуть, что в исследованиях исключительное значение имеет создание атмосферы мотивации при решении той или иной задачи в мультимедийной образовательной среде. На начальном этапе курсанты уясняют содержание того или иного действия в освоении информационно-коммуникационных технологий. В этом процессе усвоения главным является то, что он разбирается в составе и в порядке выполнения необходимых действий. Н.Ф. Талызина включает в средства поэтапного усвоения приемы познавательной деятельности, мышление, память, внимание. Важнейшими, как считает автор, являются логические приемы мышления: выделение свойств объектов, определение понятий, умозаключения, классификация, доказательством и др. [12, с. 3-45].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как средство активизации профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде. При этом информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как системообразующий компонент, позволяющий курсантам не только повысить внутренний потенциал личности, но и позитивно измениться в плане внутреннего самосовершенствования.

Ссылки:

1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2005. 192 с.

2. Асташкина Е.Е. Игровые технологии как средство адаптации старшеклассников к социальной среде : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2002. 22 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 190 с.

4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985. 143с.

5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. 75 с.

6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. 367 с.

7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996. 268 с.

8. Юдин Э.Г. Системный подход как принцип деятельности. М., 1978. 391 с.

9. Полат Е.С. Дистанционное обучение : учеб. пособие для пед. вузов / под ред. Е.С. Полат. М., 1998. 192 с.

10. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994. 228 с. ; Барахсанова Е.А.

Информационные технологии в сфере образования : учеб. пособие. М., 2003. 240 с. ; Хуторской А.В. Педа-

гогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2008. 222 с. ; Шумаков Д.Б. Размышления о содержании web-ресурсов // Компьютер в школе. 2000. № 1. С. 10-14 ; Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М., 1999. 114 с. и др.

11. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972. 17 с.

12. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1998. 133 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.