Научная статья на тему 'Информационно-образовательные технологии и профессиональная САМОРЕАЛИЗАцИЯ курсантов в мультимедийной образовательной среде'

Информационно-образовательные технологии и профессиональная САМОРЕАЛИЗАцИЯ курсантов в мультимедийной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРУКТУРА / ФУНКЦИИ / ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Щеголихин Евгений Николаевич

Статья посвящена внедрению информационно-образовательных технологий в образовательную среду вузов военных специальностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Щеголихин Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательные технологии и профессиональная САМОРЕАЛИЗАцИЯ курсантов в мультимедийной образовательной среде»

2. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. С. 160.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

4. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 2. М., 1999.

5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

6. Каташов В. Г., Соломко Л. И., Матушан-ский Г. У. Педагогика высшей школы. Казань, 2002; Валеева P A. Гуманистическое воспитание - опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. Казань, 1996; Казанцева Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования. Казань, 1999 и др.

7. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М., 1972.

8. Колин К. К. Философия образования на пороге века: новые приоритеты // Международное сотрудничество. 1999. С. 57-60.

9. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980; Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М., 1981; Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление. М., 1989; Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с челове-

ческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 156-175; Цукерман Г. А., Слободчиков В. И. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1993.№ 4. С. 29-33.

10. Бакланова Н. К. Психолого-педагогиче-ские основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997; Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М., 1979; Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. М., 2007.

11. Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творч. саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004. С. 67.

12. Профессиональная педагогика. М., 1997. С. 506.

13. Андреев В. И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития. Казань, 2002. С. 65.

14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментально-психологических исследований. М., 1986.

15. Беляева А. П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. № 8. С. 3-8; Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30-41.

YE. A. sHcHuROv. ROLE OF THE EDucATIONAL sysTEM

in students' self-development: professional training in higher educational institutions of the ministry of internal affairs (Russia)

Considering the main aspects of the problem of students' self-development, the author of the article characterizes the main components of the educational process in high school of the Ministry of Internal Affairs (Russia).

Key words: educational system, self-development, self-actualization, self-consciousness.

Н. P. ТУРАВЕЦ, Е. Н. ЩЕГОЛИХИН

информационно-образовательные технологии и ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАцИЯ КУРСАНТОВ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена внедрению информационно-образовательных технологий в образовательную среду вузов военных специальностей.

Ключевые слова: электронное программное обеспечение, структура, функции, виды образовательных технологий.

В число приоритетных направлений модернизации образования России входит создание условий для повышения качества профессиональной самореализации обучаемых, оптимизация методов обучения с активным использованием информационнообразовательных технологий и мультимедиа [1].

Технологию трактуют как совокупность методов обработки, изготовления, измерения состояния, свойств и форм; как науку, исследующую эти методы; как часть общего производственного процесса; как способ постадиального воплощения в жизнь той или иной идеи, замысла [2]. Первона-

чально данный термин определял способ повышения эффективности учебного процесса как формы внедрения в педагогику системного способа мышления. Отечественные ученые (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, А. Я. Савельев, И. С. Якиманская и др.) достаточно подробно рассматривали научно-теоретические основы, классификацию образовательных технологий, терминологии, вопрос о технологичности образовательного процесса в вузах, проблемы введения новых образовательных технологий, содержательную сторону технологий обучения.

Непосредственно в сфере образования технологии определяют как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей [3]. При этом подчеркивается, что технологии обучения - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; переноса содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д. [4].

Для профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде ведомственных вузов важно, чтобы информационно-образовательные технологии строились на диагностической основе, с учетом многообразия субъектов образовательного процесса, интеллектуальных возможностей обучаемых, их способностей к определенному виду деятельности. Как проце сс это характеризуется наличием цели, содержания, средств педагогического воздействия, организацией учебного процесса, субъект-субъект-ными отношениями преподавателя и курсантов, и выявляется в результатах их деятельности. То есть имеет определенную структуру: взаимосвязанные этапы; действия, процедуры и операции, направленные на достижение поставленной цели; достижение адекватных результатов. Соответственно этому информационно-образовательные технологии должны:

- достигать эффективного результата при оптимальных затратах;

- гарантировать достижение определенного стандарта обучения;

- быть воспроизводимыми в однотипных образовательных учреждениях;

- обладать такими качествами, как управляемость и возможность варьирования средств и методов.

При разработке информационно-образовательных технологий требуется максимальный учет объективных законов предметной сферы, что обеспечивает наиболее полное (для данных условий) соответствие результатов поставленным целям. В целом важны три основных признака: разделение процесса на взаимосвязанные этапы; координированное поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата; точное выполнение включенных в технологию процедур и операций (как непременное и решающее условие успешного освоения данного комплекса информационно-образовательных технологий).

Попутно отметим, что в одних случаях информационно-образовательные технологии трактуются как целенаправленное использование (в комплексе или отдельно) предметов, приемов, способов, событий или отношений в целях по-

вышения эффективности учебного процесса. В других случаях о технологии обучения говорят как о целостном процессе, включающем в себя цель, учебные планы и программы, тесты, дополнительные учебные материалы, оценку процесса обучения в целом и постановку новой цели.

При профессиональной самореализации личности информационно-образовательные технологии представляют собой ряд педагогических операций, последовательность которых обеспечивает развитие потенциальных способностей человека в процессе его обучения. Опираясь на классификацию Т. И. Шамовой [5], мы определили содержание следующих функций преподавателя в осуществлении профессиональной самореализации курсантов на основе информационно-образовательных технологий:

- информационно-аналитическая (преподаватель изучает, объективно оценивает внешнюю и внутреннюю информацию о состоянии профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза; выявляет тенденции и перспективы ее развития; изучает и анализирует условия, влияющие на профессиональную самореализацию курсантов; вырабатывает рекомендации для перевода данного феномена в новое качественное состояние);

- мотивационно-целевая (преподаватель дает установки на самомотивирование и целеполага-ние деятельности курсантов по созданию условий и учету факторов, обеспечивающих результативный процесс самореализации в мультимедийной образовательной среде вуза);

- планово-прогностическая (преподаватель осуществляет деятельность по выбору способов и средств обучения, прогнозированию идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения, по планированию процесса обучения);

- организационно-исполнительская (преподаватель отбирает оптимальные средства обучения для достижения целей и реализации принятых решений);

- контрольно-диагностическая (преподаватель анализирует соотношение фактически полученных / запланированных результатов, анализирует результативность использованных средств и способов обучения, выявляет тенденции, способствующие / препятствующие достижению поставленных целей, определяет методы стимулирования обучаемых);

- регулятивно-коррекционная (преподаватель посредством оперативных способов и средств воздействия на профессиональную самореализацию курсантов вносит коррективы в процесс обучения).

Перечисленные функции соотнесены с такими структурными компонентами образовательного процесса, как учебные ситуации и задачи; учебные действия; действия по контролю над процессом усвоения; действия по оценке степени усвоения.

Курсант получает задание на усвоение, образцы действия, цель, общие указания для нахождения способов решения задач [6]. Такая

конкретизация процесса профессиональной самореализации курсантов дала толчок к отработке учебных ситуаций на основе компьютерного моделирования [7].

Очевидно, что одним из наиболее значимых компонентов мультимедийной образовательной среды любого вуза является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию профессиональной подготовки. На наш взгляд, сущность компьютерного обучения сводится к автоматизированному управляемому обучению: приобретение и накопление знаний осуществляется при взаимодействии объектов действительности со структурными единицами определенной системы. Нами учтено, что современные информационно-образовательные технологии предоставляют курсантам возможность в удобном для них индивидуальном режиме изучать теорию, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Один и тот же ресурс, вне зависимости от формы и способа его вхождения в состав среды, может быть использован на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, в ходе практико-ориентированной подготовки, для самостоятельных занятий, а также в рамках проведения текущего и итогового контроля. Кроме того, курсанты вовлечены и во внеучебную самостоятельную работу с привлечением новых информационно-образовательных технологий.

Обучающие программы как основа информационно-образовательных технологий представляют собой конкретное описание логического, содержательного и временного взаимодействия структурных единиц, выполняющих определенные действия при решении задач. В их содержании заранее предусматривается и алгоритмизируется ход действий по профессиональной самореализации курсантов (чаще всего предлагаются игровые методы, формирующие необходимые личностные качества).

Основываясь на концепциях отечественных ученых (Е. Асташкина, Э. Бэрн, А. Венгер, П. Пидка-систый и др. [8]) и на собственном практическом опыте, подчеркнем: игровая деятельность (свойственная ей система правил) повышает плановость и упорядоченность; обучающие игры - эффективное средство развития самостоятельности мыслей, чувствований, способов самовыражения личности. В игре как форме информационно-образовательных технологий активизируется коллективное решение профессиональных задач. Элементы непредсказуемости и импровизации активизируют ум, настраивают на поиск нестандартных решений, на самостоятельность и изобретательность в выборе путей достижения цели. Игровые занятия формируют личностно-волевые качества, развивают способности (воображение, фантазия, настойчивость, стремление к успеху и пр.), позволяют преподавателю диагностировать степень профессиональной самореализации, способствуют межсистемной / внутрисистемной

межпредметной интеграции в процессе освоения электронных образовательных программ.

Ролевые отношения в режиме диалога с компьютером позволяют обучаемому выступать в качестве активного («агент») и пассивного партнера («пациент»), партнера с равной инициативой (имитируется погружение в характерные для профессиональной деятельности ситуации общения; воображаемого «собеседника» моделирует компьютер). Если инициативу удерживает система, то ответы могут быть спрогнозированы. Такая технология имитационного моделирования коммуникативных ситуаций профессиональной деятельности изначально имеет практическую цель, в процессе достижения которой отрабатываются навыки поведения сотрудника полиции.

Неосознанное обучение через имитационное моделирование диалога, на наш взгляд, целесообразно применять для освоения поведенческих конструкций на начальной стадии профессиональной самореализации курсантов. Методическая задача состоит в таком описании объектов виртуальной реальности, чтобы курсант, управляя функциями (по сути, - самими объектами), получал достаточно целостное представление о специфике профессиональной деятельности и о своих личностных качествах.

Не менее эффективной нам представляется технология личностной адаптации в информационной среде профессиональной деятельности, служащая преодолению психологических барьеров (иллюстрирующие и консультирующие программы; программы-тренажеры; программы обучающего контроля и освоения операционной среды). Рассматривая процесс освоения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной сфере в контексте теории поэтапного формирования умственных действий, можно подвести под перечисленные разновидности программные средства, схожие по структуре и по пси-холого-педагогическому воздействию на процесс обучения. Компьютерные программы могут быть контролирующими и обучающими; по способу достижения целей они представляют собой компьютерные приложения к учебнику и лабораторные работы; словари-справочники и резидентные словари и т. д. Иногда их называют цифровыми образовательными ресурсами [12].

При профессиональной самореализации курсантов используются доступные программные средства, предназначенные для создания и применения информационных Интранет- и Интернет-ресурсов (Internet Information Server, Internet Assistant, Microsoft FrontPage, Microsoft Internet Studio). Они содержат профессиональный инструментарий создания мультимедийных и интерактивных Web-страниц (содержащих сложные гипертекстовые документы, графику, звуковые эффекты, анимацию), которые могут понадобиться сотрудникам полиции для разработки информационных ресурсов (ИР) в их профессиональной деятельности.

Мультимедийная образовательная среда эффективна только в том случае, если ее ресурсы

тщательно отобраны. Основой оценки качества ИР является технология экспертизы, технические, педагогические и психолого-педагогические требования к качеству подобных ресурсов.

Телекоммуникационные технологии также активно используются в организации работы вузов, в профессиональной сфере. Возможность их применения предполагает ряд дополнительных требований при создании ресурсов, включаемых в среду. Это касается телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам традиционной и электронной библиотеки, библиотечных услуг по поиску и организации доступа к ресурсам, размещенным в глобальных телекоммуникационных средах. Все это должно, с одной стороны, базироваться на основных ресурсах уже имеющихся библиотечных систем и средств автоматизации, с другой - опираться на специализированные разработки, обеспечивающие как интеграцию в рамках среды, так и учет основных методологических аспектов и особенностей образовательной деятельности ведомственных вузов. Интранет (термин Intranet введен Стивеном Лотоном в 1995 г., также употребляется термин интрасеть), в отличие от Интернет, представляет собой внутреннюю, частную сеть вуза.

Таким образом, мультимедийная образовательная среда вуза формируется в процессе корректив, подлежащих учету и совершенствованию. Апробация предлагаемых технологий носит циклический характер. Основой оценки эффективности и принятия решения о включении того или иного компонента в состав мультимедийной образовательной среды выступает система профессиональных требований: экспертиза включает в себя

анализ технических, педагогических, психологопедагогических и эргономических аспектов создания и эксплуатации информационно-образовательных технологий.

Литература

1. Осин А. В. Концептуальные основы образовательных электронных изданий и ресурсов. иЯЬ: http://www.mmc.ru

2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М., 2003. С. 798.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальнопсихологических исследований. М., 1986.

4. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г.

Системный подход: предпосылки, проблемы,

трудности. М., 1969.

5. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.

6. Ильясов И. И. Структура процесса учения: учеб. пособие. М., 1986.

7. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., 2004.

8. Асташкина Е. Е. Игровые технологии как средство адаптации старшеклассников к социальной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2002; Бэрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992; Венгер Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 163-165; Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М, 1996.

9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000. С. 51.

N. R. TuRAvETs, YE. N. sHcHEGOLIKHIN. INFORMATION AND EDucATIONAL TEcHNOLOGIEs

and cadets' professional self-actualization in multimedia educational environment

The article is dedicated to the implementation of information and educational technologies to the educational environment of military high educational institutions.

Key words: electronic software, structure, functions, types of educational technologies.

Т. С. КОВАЛЕВА

поликультурное художественное образование В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУБАНИ

В статье рассматриваются методологические аспекты организации образовательной деятельности в учебных заведениях: поликультурная художественная образованность как важнейшая составляющая профессиональной компетентности.

Ключевые слова: поликультурное образование, мировоззрение, идентичность, толерантность.

Кубань исторически всегда была поликультур-ным регионом. Для современной Кубани характерно усиление интеграционных процессов, в результате которых происходит смешение этносов и этнических культур. Проблемы этнического самоопределения (познания и приятия других культур при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой), самореализации в поликультурном

мире актуальны для кубанского общества.

Образование, обеспечивая сохранение и передачу культурных ценностей, выступает как важнейший фактор потенциального развития культуры. Интеграция региона в российское и мировое образовательное пространство требует реализовать в качестве доминанты гуманистическую парадигму - вектор на умение вести диалог, уважи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.