тщательно отобраны. Основой оценки качества ИР является технология экспертизы, технические, педагогические и психолого-педагогические требования к качеству подобных ресурсов.
Телекоммуникационные технологии также активно используются в организации работы вузов, в профессиональной сфере. Возможность их применения предполагает ряд дополнительных требований при создании ресурсов, включаемых в среду. Это касается телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам традиционной и электронной библиотеки, библиотечных услуг по поиску и организации доступа к ресурсам, размещенным в глобальных телекоммуникационных средах. Все это должно, с одной стороны, базироваться на основных ресурсах уже имеющихся библиотечных систем и средств автоматизации, с другой - опираться на специализированные разработки, обеспечивающие как интеграцию в рамках среды, так и учет основных методологических аспектов и особенностей образовательной деятельности ведомственных вузов. Интранет (термин Intranet введен Стивеном Лотоном в 1995 г., также употребляется термин интрасеть), в отличие от Интернет, представляет собой внутреннюю, частную сеть вуза.
Таким образом, мультимедийная образовательная среда вуза формируется в процессе корректив, подлежащих учету и совершенствованию. Апробация предлагаемых технологий носит циклический характер. Основой оценки эффективности и принятия решения о включении того или иного компонента в состав мультимедийной образовательной среды выступает система профессиональных требований: экспертиза включает в себя
анализ технических, педагогических, психолого-педагогических и эргономических аспектов создания и эксплуатации информационно-образовательных технологий.
Литература
1. Осин А. В. Концептуальные основы образовательных электронных изданий и ресурсов. URL: http://www.rnmc.ru
2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М., 2003. С. 798.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментально-психологических исследований. М., 1986.
4. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.
5. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.
6. Ильясов И. И. Структура процесса учения: учеб. пособие. М., 1986.
7. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., 2004.
8. Асташкина Е. Е. Игровые технологии как средство адаптации старшеклассников к социальной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2002; Бэрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992; Венгер Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 163-165; Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М, 1996.
9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000. С. 51.
N. R. TuRAvETs, YE. N. shcHEGOLIKHIN. INFORMATION AND EDucATIONAL TEcHNOLOGIEs
and cadets' professional self-actualization in multimedia educational environment
The article is dedicated to the implementation of information and educational technologies to the educational environment of military high educational institutions.
Key words: electronic software, structure, functions, types of educational technologies.
Т. С. КОВАЛЕВА
поликультурное художественное образование
в учебных учреждениях кубани
В статье рассматриваются методологические аспекты организации образовательной деятельности в учебных заведениях: поликультурная художественная образованность как важнейшая составляющая профессиональной компетентности.
Ключевые слова: поликультурное образование, мировоззрение, идентичность, толерантность.
Кубань исторически всегда была поликультурным регионом. Для современной Кубани характерно усиление интеграционных процессов, в результате которых происходит смешение этносов и этнических культур. Проблемы этнического самоопределения (познания и приятия других культур при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой), самореализации в поликультурном
мире актуальны для кубанского общества.
Образование, обеспечивая сохранение и передачу культурных ценностей, выступает как важнейший фактор потенциального развития культуры. Интеграция региона в российское и мировое образовательное пространство требует реализовать в качестве доминанты гуманистическую парадигму - вектор на умение вести диалог, уважи-
№ 1 (48), 2013
"Культурная жизнь Юга России"
тельно относиться к иным мировым и локальным этническим культурам. Новые требования предъявляются к выпускникам высшей школы: участвуя в процессах, принадлежащих разным культурам, они должны свободно ориентироваться в поликультурном мире.
Интеграция предусматривает использование потенциала высшей школы для сохранения единого социокультурного пространства региона и страны. Такова суть задач, которые стоят перед вузами, осуществляющими обучение в регионе, расположенном на переднем крае межкультурных взаимодействий. Кубанские вузы социокультурной сферы, как и все российское высшее образование, призваны решать проблемы совместного обучения студентов с разным национальным менталитетом, языковыми, конфессиональными, культурными корнями. Поскольку миграция часто связана с целью получения образования, высшая школа Кубани выступает важнейшим социальным институтом, осуществляющим подготовку молодых специалистов к жизни в условиях поликультурной среды: позволяет им приобрести и развить такие качества, как уважение к культурной идентичности других народов, диалогичность, толерантное отношение к инокультурному опыту [1].
В настоящее время интерес к региональным исследованиям поликультурного образования возрастает. Так как каждый регион уникален по набору представленных в нем этнокультур, это требует отдельного изучения и осмысления этнокультурной ситуации [2].
Реализация моделей регионального поликультурного образования рассматривается как путь к устранению межнациональных конфликтов. Такие проекты определяются как социально значимые, нацеленные на поддержание межнационального мира. В решениях заседания Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края сказано, что результатом должно стать «осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины Кубани как составной части российской гражданской нации; принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России; развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации; формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами; освоение культуры межнационального общения в современном мире» [3].
Поликультурное образование в кубанских вузах направлено, прежде всего, на культурное самоопределение личности, познание и приятие студентом культуры этнического большинства. Оно является средством:
- глубокого осмысления культуры своего народа;
- знакомства с мировыми культурами и религиями, с региональными субкультурами;
- успешной, бесконфликтной самореализации в региональной, российской и мировой поликультурной среде.
Позволяя увидеть особенности своей художественной культуры через призму культур других народов и мировой культуры в целом, понять уникальность каждой этнокультуры, хрупкость и сложность поликультурных взаимосвязей современного мира, чутко реагировать на региональные, российские и мировые социальные процессы, данная модель подготовки студентов в условиях глобального образования в XXI веке является поликультурной по сути, содержанию, способам и формам функционирования.
Одной из существенных проблем оказывается необходимость сбалансировать задачи этнического культурного самоопределения студентов с укреплением гражданской [4], национальной и культурной идентичности в условиях поликультурного и конфессионального многообразия. Все чаще молодые люди под влиянием сети массовых коммуникаций и образцов поп-культуры теряют связь с этническими началами, становятся носителями навязываемых СМИ низкопробных унифицированных клише. В силу этого возникают противоречия:
- между глобализацией мирового пространства, стремлением России и Кубани участвовать в мировых процессах и несформированностью нового поликультурного мировоззрения;
- между общемировыми тенденциями сближения народов, интенсивным интегративным взаимодействием культур, созданием единого европейского культурного и образовательного пространства и усилением конфронтации в отношениях между государствами, возникновением терроризма, войн и конфликтов на религиозной и межнациональной почве;
- нарастающей интенсивностью миграционных процессов внутри России, ее отдельных регионов и в том числе на Кубани, ведущих к дисбалансу равновесия, и крайне медленными процессами в российском и кубанском образовании в выработке новой парадигмы, направленной на интеграцию культур и народов как фактора стабильности;
- между потребностью кубанского общества в решении столь важной социальной задачи, как повышение уровня поликультурных компетенций, и недостаточным вниманием к средствам решения данной проблемы. Последнее, в частности, проявляется в недостаточной разработке технологий подготовки специалистов - носителей общечеловеческой универсальной культуры, собственной национальной культуры, набора региональных субкультур;
- между пользовательским вхождением студентов кубанских вузов в сеть массовых коммуникаций и ослаблением связей с национальной культурой (единообразие, стандартизация, унификация, «клиповость» мышления);
- между стремлением приобщить к поликультурным ценностям, к культуре этнического славянского большинства студентов, приезжающих получить образование в кубанских вузах, и сохранением ими собственных культурных корней для «безболезненного возврата» в родную культурную среду после получения образования;
- между потенциальными возможностями искусства в поликультурном образовании личности студентов кубанских вузов и недостаточным объемом специальных научных региональных исследований в этом направлении;
- между потребностью в налаживании поликультурного образования в средних школах и ссузах Кубани (на базе полихудожественной деятельности) и недостаточным количеством подготовленных педагогических кадров, способных реализовать данную направленность школьного и среднего специального образования;
- между объективными возможностями кубанских вузов социокультурной сферы, которые должны готовить специалистов к работе в поликультурной среде, и отсутствием целостной концептуально-технологической модели решения такой задачи.
В связи с этим чрезвычайно актуальны теоретические разработки, поиск эффективных форм и методов регионального поликультурного художественного образования, направленного на межкультурный диалог, бесконфликтное сосуществование разных этносов и религиозных конфессий, консолидацию кубанского общества. В работах по философии, социологии, психологии, педагогике начато обсуждение и анализ обозначенных вопросов. Однако среди научных и научно-педагогических исследований по этой проблематике мало специально посвященных поликультурному образованию студентов средствами искусства. Первостепенно важна, на наш взгляд, разработка (обоснование и
экспериментальная проверка) педагогической модели подготовки специалистов социокультурной сферы в процессе регионального поликультурного художественного образования: познание инокуль-турного опыта делает молодых людей духовно богаче, они научаются толерантно относиться к представителям другой культуры.
Литература
1. Кукушин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: пособие для учителя. Ростов н/Д, 2002.
2. Даракчян Г. О. Формирование межнациональной культуры общения как составной части этнополитической культуры студенческой молодежи: на материалах Краснодарского края: дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2008; Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани: учеб.-метод. пособие для учителей / отв. ред. С. Л. Дударев. Армавир, 2011.
3. Решения заседания Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 18.01.2011, № 52 «О гармонизации межнациональных и государственно-конфессиональных отношений в Краснодарском крае и профилактике этнического и религиозного экстремизма»; письмо Департамента образования и науки от 15.02.2011, № 47-1618/1114. URL: http:// www.kubangov.ru
4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
T. S. KOVALYOVA. POLYCULTURAL ART EDUCATION IN KUBAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Methodological aspects of the organization of educational activity in educational institutions such as polycul-tural art scholarship as a major component of professional competence are considered in the article. Key words: polycultural education, world-view, identity, tolerance.
В. В. ЛЫСЕНКО
от музыкальной речи - к музыкальной грамотности
Автор статьи, поднимая проблему начального музыкального образования в освоении музыкальной речи и музыкального языка, видит путь ее решения во внедрении на начальном этапе обучения инновационной технологии «Хроморяд Белецкого».
Ключевые слова: музыкальная речь, музыкальный язык, слогопись, энгармонизм, «Хроморяд Белецкого».
Общепризнано, что исполнение музыки, а тем более сочинение музыкальных произведений, - удел избранных, особо одаренных. Об этом говорят ученые: «Чтение музыки с листа - сложный психологический процесс, в тонких механизмах <.. .> многое остается неясным <...> проявление склонности, одаренности музыканта к исполнению музыки с листа - "Божий дар"» [1].
Занимая ключевое место в воспитании духовно развитого человека, музыка всегда способствовала высокому уровню музыкальной культуры России. Это обеспечивалось в царской России вовлечением в мир музыкальных знаний широкого круга детей через церковно-приходские шко-
лы. В то время почти каждая из этих школ имела свой хор, оркестр. В неделю было четыре урока музыки, а также, по выбору, - дополнительные часы занятий на музыкальном инструменте. Революция, разрушив церковь, разрушила и основы церковно-хоровой певческой культуры. В период социализма была предпринята попытка «музыкального всеобуча» через массовое открытие музыкальных школ, куда принимали на конкурсной основе, путем отбора по степени музыкальных способностей. Все было настроено на высокий профессиональный уровень обучения, на стремление вырастить как можно больше ростропови-чей, рихтеров.