Научная статья на тему 'Поликультурное художественное образование в региональных вузах сферы культуры и искусств: к постановке проблемы'

Поликультурное художественное образование в региональных вузах сферы культуры и искусств: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / СУБКУЛЬТУРЫ / CULTURE / EDUCATION / VALUES / OUTLOOK / IDENTITY / TOLERANCE / DIVERSE CULTURAL EXPERIENCE / SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются методологические аспекты проблемы организации образовательной деятельности в региональных вузах сферы культуры и искусств. Такое обучение ориентировано на формирование у студентов поликультурной художественной образованности как важнейшей составляющей их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL ART EDUCATION IN REGIONAL UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS: CONCERNING PROBLEM STATEMENT

The article considers methodological aspects of educational activity organization in the regional universities of culture and arts. The education is focused on developing multicultural artistic education of students as a key component of their professional competence.

Текст научной работы на тему «Поликультурное художественное образование в региональных вузах сферы культуры и искусств: к постановке проблемы»

УДК 37.013.43 Ковалёва Татьяна Сергеевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры музыковедения,

композиции и методики музыкального образования

Краснодарского государственного университета

культуры и искусств

dom-hors@mail.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Kovaleva Tatyana Sergeevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Music Studies, Composition and Methodology of Musical Education Department, Krasnodar State University of Culture and Arts dom-hors@mail.ru

MULTICULTURAL ART EDUCATION IN REGIONAL UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS: CONCERNING PROBLEM STATEMENT

Аннотация:

В статье рассматриваются методологические аспекты проблемы организации образовательной деятельности в региональных вузах сферы культуры и искусств. Такое обучение ориентировано на формирование у студентов поликуль-турной художественной образованности как важнейшей составляющей их профессиональной компетентности.

Ключевые слова:

Ключевые слова: культура, образование, ценности, мировоззрение, идентичность, толерантность, инокультурный опыт, субкультуры.

Summary:

The article considers methodological aspects of educational activity organization in the regional universities of culture and arts. The education is focused on developing multicultural artistic education of students as a key component of their professional competence.

Keywords:

culture, education, values, outlook, identity, tolerance, diverse cultural experience, subcultures.

В современном мире практически нет моноэтнических государств, а мировая культура выглядит многоцветной мозаикой национальных культур. Характерной чертой современной мировой культуры являются интеграционные процессы, в результате которых происходит смешение этносов и этнических культур.

Россия исторически всегда была поликультурным государством. Поэтому проблема этнического самоопределения, познания и приятия других культур при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой, самореализации в поликультурном мире всегда являлась актуальной для российского общества.

Образование, обеспечивая сохранение и передачу культурных ценностей, - важнейший фактор потенциального развития культуры. Интеграция России в мировое образовательное пространство требует реализации в качестве доминанты современного образовательного процесса гуманистической парадигмы, вектор которой направлен на обретение умения вести диалог, уважительно относиться к иным мировым и локальным этническим культурам. Новые требования предъявляются к выпускникам высшей школы, которые, соприкасаясь с процессами и явлениями, принадлежащими самым разным культурам, должны свободно ориентироваться в поликультурном мире. Современная парадигма российского образования предусматривает использование потенциала образования для объединения российского общества, сохранения единого социокультурного пространства страны.

Особую роль в данном процессе призваны играть образовательные учреждения сферы культуры и искусств, в числе которых только в ведении Минкультуры России насчитывается 45 вузов и 17 средних специальных учебных заведений. Еще 12 вузов (с филиалом 13) и 247 ссузов состоят в подчинении субъектов Федерации. Задачу поликультурного образования решают также учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности в области переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Это огромная сила, способная изменить ситуацию в поликультурном образовании студентов и педагогов [1].

Необычайно остро эти проблемы стоят перед вузами, осуществляющими обучение в регионах, расположенных на переднем крае межкультурных взаимодействий. Региональные вузы сферы культуры и искусств, как и всё российское высшее образование, призваны решать проблемы совместного обучения студентов с разными языковыми, конфессиональными, культурными корнями и национальным менталитетом.

Миграция часто связана с целью получения образования. Высшая школа является важнейшим социальным институтом, призванным подготовить молодых специалистов к жизни в условиях поликультурной среды и приобрести такие качества, как уважение к культурной идентичности других людей, диалогичность, толерантное отношение к инокультурному опыту.

В настоящее время возрастает интерес к региональным исследованиям поликультурного образования, так как каждый регион уникален по набору представленных этнокультур, что требует отдельного изучения и осмысления этнокультурной ситуации [2; 3; 4; 5].

Реализация моделей регионального поликультурного образования рассматривается как путь разрешения межнациональных конфликтов. В регионах уделяется огромное внимание гармонизации межнациональных и государственно-конфессиональных отношений, профилактике этнического и религиозного экстремизма, обеспечению правопорядка. Особенно важно, чтобы такая работа в региональных учебных образовательных учреждениях строилась на основе долгосрочных программ, была повседневной и кропотливой. Образовательные модели, программы и проекты, направленные на обеспечение поликультурного образования в большинстве регионов, определяются как социально значимые, нацеленные на поддержание межнационального мира [6].

Результатом регионального поликультурного образования должно стать «осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины как составной части российской гражданской нации; принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России; развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации; формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами; освоение культуры межнационального общения в современном мире» [7].

Поликультурное образование в региональном вузе - это прежде всего этническое культурное самоопределение личности, а также познание и приятие студентом культуры этнического большинства. Оно является средством для более глубокого понимания и осмысления культуры своего народа, знакомства с мировыми культурами и религиями и региональными субкультурами, что обеспечивает успешную бесконфликтную самореализацию в российской и мировой поликультурной среде. Поликультурное художественное образование позволяет рассмотреть особенности своей художественной культуры через призму культур других народов и мировой культуры в целом, понять уникальность каждой этнокультуры, хрупкость и сложность поликультурных взаимосвязей современного мира. Модели подготовки студентов в условиях глобального образования обязаны учитывать, что в XXI веке оно является поликультурным по сути, содержанию, способам и формам функционирования и должно чутко реагировать на региональные, российские и мировые социальные процессы.

Одной из проблем современного российского высшего образования является этническое культурное самоопределение студента, необходимость сохранения и укрепления его гражданской, национальной и культурной идентичности в условиях поликультурного и конфессионального многообразия. [8]. Все чаще молодые люди, включаясь в сеть массовых коммуникаций, потребляя низкопробную продукцию поп-культуры, постепенно утрачивают связь со своей этнической культурой и становятся носителями унифицированной культуры, навязанной средствами массовой информации.

В настоящее время в региональном вузовском поликультурном образовании возник ряд противоречий, которые требуют своего разрешения:

- между глобализацией мирового пространства, стремлением России и регионов участвовать в мировых процессах, с одной стороны, и несформированностью нового поликультурно-го мировоззрения российского общества - с другой;

- между общемировыми тенденциями сближения народов, интенсивным интегративным взаимодействием культур, созданием единого европейского культурного и образовательного пространства - и усилением конфронтации в отношениях между государствами, возникновением терроризма, войн и конфликтов на религиозной и межнациональной почве;

- между нарастающей интенсивностью миграционных процессов внутри России и отдельных регионов, ведущих к дисбалансу равновесия, - и крайне медленно идущими процессами в российском и региональном образовании по выработке новой парадигмы, направленной на интеграцию культур и народов как фактора стабильности;

- между потребностью общества в решении важнейшей социальной задачи: повышение уровня поликультурного образования личности - и недостаточным внимании вузов к решению данной проблемы, что проявляется в нехватке новых направлений и технологий, способствующих эффективности подготовки специалиста, носителя общечеловеческой универсальной культуры, собственной национальной культуры и набора региональных субкультур;

- между органичным вхождением студентов в сеть массовых коммуникаций в процессе поликультурного образования - и ослаблением при этом связей со своей национальной культурой, что ведет к единообразию, стандартизации, унификации и клиповости мышления;

- между стремлением приобщить студентов к поликультурным ценностям, к культуре этнического большинства - и сохранением ими своих национальных культурных корней, что позволило бы безболезненно вернуться после получения образования в родную культурную среду;

- между потенциальными возможностями искусства в поликультурном образовании личности - и недостаточностью внимания к специальным научным исследованиям в этом направлении;

- между востребованностью средней школой и средними специальными учебными учреждениями в поликультурном образовании школьников и студентов - и неподготовленностью педагогических кадров, способных реализовывать поликультурную направленность школьного и среднего специального образования;

- между объективными возможностями вуза сферы культуры и искусств в подготовке будущего специалиста к работе в поликультурной среде - и отсутствием целостной концептуально-технологической модели, решающей данную задачу.

В связи с этим чрезвычайно актуальны теоретические разработки и поиск эффективных форм и методов регионального поликультурного художественного образования, способствующего межкультурному диалогу, бесконфликтному сосуществованию различных этносов и религиозных конфессий, общей консолидации российского общества. Обсуждение и исследование проблем поликультурного образования, анализ научных и научно-педагогических исследований по этой проблематике отражены в большом количестве работ по философии, социологии, психологии, педагогике. Однако среди них мало таких, которые посвящены поликультурному образованию студентов средствами искусства. Главной задачей в этом направлении является разработка, обоснование и экспериментальная проверка педагогической модели подготовки специалиста социокультурной сферы в процессе поликультурного художественного образования. Именно через познание иной культуры молодой человек становится духовно богаче, начинает толерантно относиться к представителям другой культуры.

Ссылки:

1. Аракелова А.О. Профессионализм как главный критерий системы повышения квалификации и переподготовки

кадров в сфере культуры и искусства // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4. С. 64-71.

2. Даракчян Г.О. Формирование межнациональной культуры общения как составной части этнополитической культуры

студенческой молодежи: на материалах Краснодарского края : дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2008. 144 с. : ил.

3. Кукушин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме : пособие для учителя. Ростов н/Д, 2002. 405 с.

4. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани : учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений Краснодарского края / отв. ред. С.Л. Дударев. Армавир, 2011. 112 с.

5. О гармонизации межнациональных и государственно-конфессиональных отношений в Краснодарском крае и профилактике этнического и религиозного экстремизма : письмо департамента образования и науки от 15.02.2011 г. № 47-1618/1114. [Сайт администрации Краснодарского края]. URL: http://www.kubangov.ru (дата обращения: 16.07.2011).

6. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани...

7. О решении заседания Координационного совещания по обеспечению правопорядка - Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 18 января 2011 года № 52. [Сайт администрации Краснодарского края]. URL: http://www.kubangov.ru (дата обращения: 16.07.2011).

8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 24 с.

References (transliterated):

1. Arakelova A.O. Professionalizm kak glavniy kriteriy sistemy povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki kadrov v sfere kul'tury i iskusstva // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2011. № 4. P. 64-71.

2. Darakchyan G.O. Formirovanie mezhnatsional'noy kul'tury obshcheniya kak sostavnoy chasti etnopoliticheskoy kul'tury studencheskoy molodezhi: na materialakh Krasnodarskogo kraya : dis. ... kand. polit. nauk. Rostov n/D, 2008. 144 p. : ill.

3. Kukushin V.S. Vospitanie tolerantnoy lichnosti v polikul'turnom sotsiume : posobie dlya uchitelya. Rostov n/D, 2002. 405 p.

4. Etnicheskaya tolerantnost' i mezhnatsional'niy mir na Kubani : ucheb.-metod. posobie dlya uchiteley obshcheobra-zovatel'nykh uchrezhdeniy Krasnodarskogo kraya / ex. ed. S.L. Dudarev. Armavir, 2011. 112 p.

5. garmonizatsii mezhnatsional'nykh i gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy v Krasnodarskom krae i profilaktike etnicheskogo i religioznogo ekstremizma : pis'mo departamenta obrazovaniya i nauki ot 15.02.2011 g. № 47-1618/1114. [Sayt administratsii Krasnodarskogo kraya]. URL: http://www.kubangov.ru (date of access: 16.07.2011).

6. Etnicheskaya tolerantnost' i mezhnatsional'niy mir na Kubani.

7. reshenii zasedaniya Koordinatsionnogo soveshchaniya po obespecheniyu pravoporyadka - Soveta bezopasnosti pri glave administratsii (gubernatore) Krasnodarskogo kraya ot January 18 2011 goda № 52. [Sayt administratsii Krasnodarskogo kraya]. URL: http://www.kubangov.ru (date of access: 16.07.2011).

8. Danilyuk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti gra-zhdanina Rossii. M., 2009. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.