УДК 37.013.43 Ковалёва Татьяна Сергеевна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры музыковедения,
композиции и методики музыкального образования
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ:
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Kovaleva Tatyana Sergeevna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Music Studies, Composition and Methodology of Musical Education Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]
MULTICULTURAL ART EDUCATION IN REGIONAL UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS: CONCERNING PROBLEM STATEMENT
Аннотация:
В статье рассматриваются методологические аспекты проблемы организации образовательной деятельности в региональных вузах сферы культуры и искусств. Такое обучение ориентировано на формирование у студентов поликуль-турной художественной образованности как важнейшей составляющей их профессиональной компетентности.
Ключевые слова:
Ключевые слова: культура, образование, ценности, мировоззрение, идентичность, толерантность, инокультурный опыт, субкультуры.
Summary:
The article considers methodological aspects of educational activity organization in the regional universities of culture and arts. The education is focused on developing multicultural artistic education of students as a key component of their professional competence.
Keywords:
culture, education, values, outlook, identity, tolerance, diverse cultural experience, subcultures.
В современном мире практически нет моноэтнических государств, а мировая культура выглядит многоцветной мозаикой национальных культур. Характерной чертой современной мировой культуры являются интеграционные процессы, в результате которых происходит смешение этносов и этнических культур.
Россия исторически всегда была поликультурным государством. Поэтому проблема этнического самоопределения, познания и приятия других культур при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой, самореализации в поликультурном мире всегда являлась актуальной для российского общества.
Образование, обеспечивая сохранение и передачу культурных ценностей, - важнейший фактор потенциального развития культуры. Интеграция России в мировое образовательное пространство требует реализации в качестве доминанты современного образовательного процесса гуманистической парадигмы, вектор которой направлен на обретение умения вести диалог, уважительно относиться к иным мировым и локальным этническим культурам. Новые требования предъявляются к выпускникам высшей школы, которые, соприкасаясь с процессами и явлениями, принадлежащими самым разным культурам, должны свободно ориентироваться в поликультурном мире. Современная парадигма российского образования предусматривает использование потенциала образования для объединения российского общества, сохранения единого социокультурного пространства страны.
Особую роль в данном процессе призваны играть образовательные учреждения сферы культуры и искусств, в числе которых только в ведении Минкультуры России насчитывается 45 вузов и 17 средних специальных учебных заведений. Еще 12 вузов (с филиалом 13) и 247 ссузов состоят в подчинении субъектов Федерации. Задачу поликультурного образования решают также учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности в области переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Это огромная сила, способная изменить ситуацию в поликультурном образовании студентов и педагогов [1].
Необычайно остро эти проблемы стоят перед вузами, осуществляющими обучение в регионах, расположенных на переднем крае межкультурных взаимодействий. Региональные вузы сферы культуры и искусств, как и всё российское высшее образование, призваны решать проблемы совместного обучения студентов с разными языковыми, конфессиональными, культурными корнями и национальным менталитетом.
Миграция часто связана с целью получения образования. Высшая школа является важнейшим социальным институтом, призванным подготовить молодых специалистов к жизни в условиях поликультурной среды и приобрести такие качества, как уважение к культурной идентичности других людей, диалогичность, толерантное отношение к инокультурному опыту.
В настоящее время возрастает интерес к региональным исследованиям поликультурного образования, так как каждый регион уникален по набору представленных этнокультур, что требует отдельного изучения и осмысления этнокультурной ситуации [2; 3; 4; 5].
Реализация моделей регионального поликультурного образования рассматривается как путь разрешения межнациональных конфликтов. В регионах уделяется огромное внимание гармонизации межнациональных и государственно-конфессиональных отношений, профилактике этнического и религиозного экстремизма, обеспечению правопорядка. Особенно важно, чтобы такая работа в региональных учебных образовательных учреждениях строилась на основе долгосрочных программ, была повседневной и кропотливой. Образовательные модели, программы и проекты, направленные на обеспечение поликультурного образования в большинстве регионов, определяются как социально значимые, нацеленные на поддержание межнационального мира [6].
Результатом регионального поликультурного образования должно стать «осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины как составной части российской гражданской нации; принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России; развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации; формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами; освоение культуры межнационального общения в современном мире» [7].
Поликультурное образование в региональном вузе - это прежде всего этническое культурное самоопределение личности, а также познание и приятие студентом культуры этнического большинства. Оно является средством для более глубокого понимания и осмысления культуры своего народа, знакомства с мировыми культурами и религиями и региональными субкультурами, что обеспечивает успешную бесконфликтную самореализацию в российской и мировой поликультурной среде. Поликультурное художественное образование позволяет рассмотреть особенности своей художественной культуры через призму культур других народов и мировой культуры в целом, понять уникальность каждой этнокультуры, хрупкость и сложность поликультурных взаимосвязей современного мира. Модели подготовки студентов в условиях глобального образования обязаны учитывать, что в XXI веке оно является поликультурным по сути, содержанию, способам и формам функционирования и должно чутко реагировать на региональные, российские и мировые социальные процессы.
Одной из проблем современного российского высшего образования является этническое культурное самоопределение студента, необходимость сохранения и укрепления его гражданской, национальной и культурной идентичности в условиях поликультурного и конфессионального многообразия. [8]. Все чаще молодые люди, включаясь в сеть массовых коммуникаций, потребляя низкопробную продукцию поп-культуры, постепенно утрачивают связь со своей этнической культурой и становятся носителями унифицированной культуры, навязанной средствами массовой информации.
В настоящее время в региональном вузовском поликультурном образовании возник ряд противоречий, которые требуют своего разрешения:
- между глобализацией мирового пространства, стремлением России и регионов участвовать в мировых процессах, с одной стороны, и несформированностью нового поликультурно-го мировоззрения российского общества - с другой;
- между общемировыми тенденциями сближения народов, интенсивным интегративным взаимодействием культур, созданием единого европейского культурного и образовательного пространства - и усилением конфронтации в отношениях между государствами, возникновением терроризма, войн и конфликтов на религиозной и межнациональной почве;
- между нарастающей интенсивностью миграционных процессов внутри России и отдельных регионов, ведущих к дисбалансу равновесия, - и крайне медленно идущими процессами в российском и региональном образовании по выработке новой парадигмы, направленной на интеграцию культур и народов как фактора стабильности;
- между потребностью общества в решении важнейшей социальной задачи: повышение уровня поликультурного образования личности - и недостаточным внимании вузов к решению данной проблемы, что проявляется в нехватке новых направлений и технологий, способствующих эффективности подготовки специалиста, носителя общечеловеческой универсальной культуры, собственной национальной культуры и набора региональных субкультур;
- между органичным вхождением студентов в сеть массовых коммуникаций в процессе поликультурного образования - и ослаблением при этом связей со своей национальной культурой, что ведет к единообразию, стандартизации, унификации и клиповости мышления;
- между стремлением приобщить студентов к поликультурным ценностям, к культуре этнического большинства - и сохранением ими своих национальных культурных корней, что позволило бы безболезненно вернуться после получения образования в родную культурную среду;
- между потенциальными возможностями искусства в поликультурном образовании личности - и недостаточностью внимания к специальным научным исследованиям в этом направлении;
- между востребованностью средней школой и средними специальными учебными учреждениями в поликультурном образовании школьников и студентов - и неподготовленностью педагогических кадров, способных реализовывать поликультурную направленность школьного и среднего специального образования;
- между объективными возможностями вуза сферы культуры и искусств в подготовке будущего специалиста к работе в поликультурной среде - и отсутствием целостной концептуально-технологической модели, решающей данную задачу.
В связи с этим чрезвычайно актуальны теоретические разработки и поиск эффективных форм и методов регионального поликультурного художественного образования, способствующего межкультурному диалогу, бесконфликтному сосуществованию различных этносов и религиозных конфессий, общей консолидации российского общества. Обсуждение и исследование проблем поликультурного образования, анализ научных и научно-педагогических исследований по этой проблематике отражены в большом количестве работ по философии, социологии, психологии, педагогике. Однако среди них мало таких, которые посвящены поликультурному образованию студентов средствами искусства. Главной задачей в этом направлении является разработка, обоснование и экспериментальная проверка педагогической модели подготовки специалиста социокультурной сферы в процессе поликультурного художественного образования. Именно через познание иной культуры молодой человек становится духовно богаче, начинает толерантно относиться к представителям другой культуры.
Ссылки:
1. Аракелова А.О. Профессионализм как главный критерий системы повышения квалификации и переподготовки
кадров в сфере культуры и искусства // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4. С. 64-71.
2. Даракчян Г.О. Формирование межнациональной культуры общения как составной части этнополитической культуры
студенческой молодежи: на материалах Краснодарского края : дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2008. 144 с. : ил.
3. Кукушин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме : пособие для учителя. Ростов н/Д, 2002. 405 с.
4. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани : учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений Краснодарского края / отв. ред. С.Л. Дударев. Армавир, 2011. 112 с.
5. О гармонизации межнациональных и государственно-конфессиональных отношений в Краснодарском крае и профилактике этнического и религиозного экстремизма : письмо департамента образования и науки от 15.02.2011 г. № 47-1618/1114. [Сайт администрации Краснодарского края]. URL: http://www.kubangov.ru (дата обращения: 16.07.2011).
6. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани...
7. О решении заседания Координационного совещания по обеспечению правопорядка - Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 18 января 2011 года № 52. [Сайт администрации Краснодарского края]. URL: http://www.kubangov.ru (дата обращения: 16.07.2011).
8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 24 с.
References (transliterated):
1. Arakelova A.O. Professionalizm kak glavniy kriteriy sistemy povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki kadrov v sfere kul'tury i iskusstva // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2011. № 4. P. 64-71.
2. Darakchyan G.O. Formirovanie mezhnatsional'noy kul'tury obshcheniya kak sostavnoy chasti etnopoliticheskoy kul'tury studencheskoy molodezhi: na materialakh Krasnodarskogo kraya : dis. ... kand. polit. nauk. Rostov n/D, 2008. 144 p. : ill.
3. Kukushin V.S. Vospitanie tolerantnoy lichnosti v polikul'turnom sotsiume : posobie dlya uchitelya. Rostov n/D, 2002. 405 p.
4. Etnicheskaya tolerantnost' i mezhnatsional'niy mir na Kubani : ucheb.-metod. posobie dlya uchiteley obshcheobra-zovatel'nykh uchrezhdeniy Krasnodarskogo kraya / ex. ed. S.L. Dudarev. Armavir, 2011. 112 p.
5. garmonizatsii mezhnatsional'nykh i gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy v Krasnodarskom krae i profilaktike etnicheskogo i religioznogo ekstremizma : pis'mo departamenta obrazovaniya i nauki ot 15.02.2011 g. № 47-1618/1114. [Sayt administratsii Krasnodarskogo kraya]. URL: http://www.kubangov.ru (date of access: 16.07.2011).
6. Etnicheskaya tolerantnost' i mezhnatsional'niy mir na Kubani.
7. reshenii zasedaniya Koordinatsionnogo soveshchaniya po obespecheniyu pravoporyadka - Soveta bezopasnosti pri glave administratsii (gubernatore) Krasnodarskogo kraya ot January 18 2011 goda № 52. [Sayt administratsii Krasnodarskogo kraya]. URL: http://www.kubangov.ru (date of access: 16.07.2011).
8. Danilyuk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti gra-zhdanina Rossii. M., 2009. 24 p.