УДК 781 (03)
Рыбалко Екатерина Евгеньевна Rybalko Ekaterina Evgenievna
аспирантка кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств,
преподаватель детской школы искусств «Родник» г. Краснодара тел.: (960) 48-95-008
post-graduate student of the chair of theory and history of culture, Krasnodar State University of Culture and Arts, teacher of children's art school “Rodnichok”,
Krasnodar tel.: (960) 48-95-008
К ВОПРОСУ О ТОЛЕРАНТНОСТИ TO THE QUESTION OF TOLERANCE
В КУЛЬТУРОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ IN CULTUROLOGY OF EDUCATION
Аннотация:
Толерантность представляет собой особый феномен, необходимость в котором обусловлена современной социокультурной ситуацией. Основные принципы толерантности отразились на культурной политике нашего государства, которая в качестве инструментария для формирования толерантного пространства выделяет образовательную сферу.
Ключевые слова:
толерантность, культурная толерантность, культурная политика, образовательное пространство, национально-региональный компонент.
The summary:
Tolerance is a special phenomenon, which is due to the need for modern social and cultural situation. Basic principles of tolerance were reflected on the cultural politics of our state, which highlights the educational sphere as a tool to create tolerant space.
Keywords:
tolerance, cultural tolerance, cultural policy, education area, the national-regional component.
Формирование толерантного пространства в обществе является одним из актуальных вопросов современности, что связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрели-гиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости практически во все сферы жизнедеятельности человека. Главным шагом в развитии данного аспекта было принятие на международном уровне толерантности как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995 г. 185 государствами-членами ЮНЕСКО и Россией.
Проблема толерантности напрямую связана с рядом принципиальных вопросов, касающихся проблемы сущности человека, его идентичности, возможностей и границ познания, общения и взаимопонимания и т.д. Реализация идеи толерантности в массовом сознании сопряжена с формированием в обществе ряда таких установок, как: установка на независимость, автономность индивида, его личную ответственность за свои убеждения и поступки, недопустимость навязывания своих идей и убеждений путем принуждения и силы, исходящая из понимания относительности многих собственных суждений.
В современной отечественной науке проблемы толерантности исследуются представителями самых разных областей гуманитарного знания. В частности, М.Б. Хомяков рассматривает феномен толерантности в философском аспекте. В центре научных интересов В.В. Шалина толерантность позиционируется как культурная норма и политическая необходимость. Создание философских моделей толерантности на фоне широкого социокультурного контекста осуществляют в своих работах В.В. Лекторский. Р.Р. Валитова; А.А. Гусейнов и Н.Н. Федотова рассматривают этические проблемы толерантности. В свою очередь, С.Т. Вайман, П.С. Гуревич, Л.Н. Краснопольская, Р.В. Котенко, Л.Н. Новикова исследуют толерантность в историко-философском контексте. Специального внимания заслуживают труды представителей научной мысли юга России, посвященные общим проблемам толерантности, этнической и религиозной толерантности, общим проблемам развития культуры региона (И.И. Горлова, Н.П. Медведев, В.В. Шалин и другие).
Краснодарский край, как и многие другие регионы России, отличает исторически сложившийся многонациональный состав населения, что дает право говорить о полиэтничности и, как следствие, поликультурности социума. Региональная культура нашего края интегрирует в себе многообразие культуры этнических групп и общностей, объединенных по родовым, племенным и национальным, конфессиональным признакам [1, с. 19]. В связи с этим толерантность, применительно к культурной сфере, можно рассматривать как способность личности воспринимать и принимать иную этническую культуру и через это понимать другого человека; как позитивное отношение к культурным различиям в поликультурном обществе; как умение продуктивно взаимодействовать с носителями различных культур; как способность к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликуль-турной среде. Культурная толерантность - многокомпонентное образование, в структуру которого входят взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: этническая толе- 216 -
рантность, межкультурная компетентность, межкультурное взаимодействие. Культурная толерантность предполагает знание морально-этических норм своего народа и признание ценности традиций представителей иной культуры.
На сегодняшний день основные принципы толерантности отразились, в первую очередь, на культурной политике нашего государства. Культурная политика, определяемая как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества, в качестве инструментария, используемого для выполнения основных идей толерантности, выделяет в числе приоритетных: образование, воспитание, просвещение; философское, общественное и гуманитарное знание; религию; художественное творчество.
Основные направления культурной политики РФ в контексте толерантности ориентированы на образовательную сферу, поскольку данная область обладает огромным потенциалом в формировании толерантности подрастающего поколения. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия, частью достижений целостного взаимозависимого мира. Актуализация заложенных в этнических культурах ценностей, имеющих прогностическое значение, способствующих развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях возможно исключительно в контексте поликультурного образования. Наиболее глубоко проблемой соотношений между культурой и образованием занимается культурология образования.
Мнения ученых-гуманитариев сходятся в мысли о том, что для перехода на новый тип социальных отношений, в основе которых будут находиться идеи толерантности, «необходимо формирование и массовое воспроизводство такого типа личности, который обладал бы развитий культурой толерантности» [2, с. 319]. При этом одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал в российском обществе, является именно образование. Речь в данном случае идет о том, что «творческое использование принципа толерантности в образовательном процессе становится залогом его эффективности и создает благоприятные условия для его дальнейшего распространения в другие сферы социальных отношений, повышая тем самым возможности выживания современного российского общества» [3, с. 350].
Феномен толерантности касаемо образовательной сферы относительно новое явление. Гуманистическая парадигма образования, в основе которой находится человек, неповторимость его индивидуальности, ярко проявившаяся в образовательной сфере еще в начале XX в., выдвигала в качестве приоритетных задач максимальный учет личностных склонностей и потребностей индивида. Однако в сложившихся современных социальных условиях раскрытие, развитие, удовлетворение индивидуальных потребностей не является достаточным, поскольку вопрос взаимодействия индивидуальности («Я») с другой индивидуальностью («не Я») в контексте равноправного диалога на сегодняшний день является также востребованным. Поэтому целесообразно рассматривать гуманизацию образования в качестве подготовительного этапа процесса формирования толерантности.
На сегодняшний день процесс формирования толерантности, в том числе и культурной, базируется на активном включении национально-регионального компонента во все образовательные сферы. Содержание национально-регионального компонента разрабатывается на принципах: регио-нальности, гуманизации, историзма, комплексности и интегративности [4]. Интенсивная работа по включению этнопедагогического, национально-регионального компонента в программы различных учебных курсов, в том числе предметов эстетического цикла, определяет перспективы развития региональной системы эстетического образования [5].
Отдельной областью рассмотрения является музыкально-эстетическая сфера, поскольку традиционное многонациональное музыкальное искусство региона, сложившееся под влиянием исторических процессов, обладает большим идейно-эмоциональным, идейно-психологическим воздействием на окружающих, обладая «универсальным», понятным каждому человеку (вне зависимости от языковой, этнической и конфессиональной принадлежности) языком выражения. Более того, отталкиваясь от мнения ученых-гуманитариев (согласно которым в онтогенезе первичность аудиального канала восприятия не подвергается сомнению) воздействие на психику человека звуковых сигналов значительно перевешивает все остальные раздражители. На основании этого можно сделать вывод, что музыкальная культура выступает как базисный фактор идентификации личности.
Процесс формирования толерантности в аспекте культурологии образования предусматривает поэтапное системное постижение мировой и регионально-этнической культуры через освоение первоначальных знаний о своей национальной культуре; углубление знаний о своей национальной культуре совместно с освоением первоначальных знаний о других национальных культурах; выявление национального своеобразия каждой культуры в опоре на принцип общности культурных традиций разных народов; осуществление межкультурного взаимодействия в процессе активнотворческой деятельности [6].
Резюмируя вышесказанное, мы делаем вывод, что школа, реализующая основные цели и задачи поликультурного образования, ориентированная на национально-региональные особенности каждого субъекта Российской Федерации, имеет огромный потенциал в формировании культурной толерантности школьников как неотъемлемую составляющую личности гражданина поликультурного общества.
Таким образом, мы приходим к выводу, что грамотная и дальновидная культурная политика в условиях современности является важнейшим стратегическим фактором в формировании толерантных установок общества. Задача культурной политики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы использовать потенциал образования как обладающей огромными возможностями сферы и не только в качестве средства повышения культурной и межкультурной компетенции населения, но и как способ защиты интересов народа и государства, путем трансляции национальных и общечеловеческих ценностей.
Ссылки:
1. Горлова И.И. Полихудожественное формирование личности в этнокультурной среде региона // Культурная жизнь юга России. Краснодар, 2007. № 1 (20).
2. Шалин В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
3. Там же.
4. Корнюшкин П.П. Регионализация образования: методологические и технологические аспекты. Саратов, 1996.
5. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
6. Арабов И.А. Этнопедагогика: культурологический аспект. Карачаевск, 1999.
References (transliterated):
1. Gorlova I.I. Polikhudozhestvennoe formirovanie lich-nosti v etnokul'turnoy srede regiona // Kul'turnaya zhizn' yuga Rossii. Krasnodar, 2007. No. 1 (20).
2. Shalin V.V. Tolerantnost': kul'turnaya norma i
politicheskaya neobkhodimost'. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
3. Ibid.
4. Kornyushkin P.P. Regionalizatsiya obrazovaniya: metodologicheskie i tekhnologicheskie aspekty. Saratov, 1996.
5. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. M., 2000.
6. Arabov I.A. Etnopedagogika: kul'turologicheskiy
aspekt. Karachaevsk, 1999.