ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ Иванова О.В.,
ТОЛЕРАНТНОСТИ Кареева И.В.
12.4. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОТРУДНИКА УИС
Иванова Ольга Вячеславовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент кафедры. Место работы: Рязанская Академия права и управления ФСИН России. Подразделение: кафедра философии и истории. E-mail: [email protected] Кареева Ирина Владимировна. Должность: преподаватель кафедры. Место работы: Рязанская Академия права и управления ФСИН России. Подразделение: кафедра философии и истории. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются предложения по формированию этнокультурной компетентности у курсантов в условиях образовательной среды вузов ФСИН России, предлагаются методы и условия воспитания этнокультурной толерантности посредством внедрения этнокультурного компонента в различные учебные дисциплины, а также организации внеаудиторной работы и внедрения в образовательный процесс современных научных моделей, направленных на формирование этнокультурной толерантности у курсантов.
Резюмируя, можно заключить, что в условиях вузов уголовно-исполнительной системы формирования этнокультурной компетентности у курсантов в условиях образовательной среды вузов ФСИН России могут быть реализованы в различных организационных формах. Внедрение в образовательный процесс современных научных моделей, направленных на формирование этнокультурной толерантности у курсантов считается одним из актуальных направлений корректировки и противодействия негативным последствиям межкультурных отношений.
Таким образом, в рамках воспитательного процесса можно наблюдать или моделировать ситуации, в которых курсант демонстрирует навыки межнационального и межконфессионального общения. Знания и осознанная готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей позволят курсанту оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений.
В результате работы по формированию этнокультурной толерантности у будущего компетентного сотрудника УИС должны быть сформированы такие чувства как: терпимость, уважение к другим, толерантность.
Ключевые слова: толерантность, профессиональное становление, этнокультурная толерантность, курсант, этническая толерантность, этнокультурная компетентность, образовательный процесс, межэтническое взаимодействие, межнациональное общение, уголовно-
исполнительная система, нация, межконфессиональное общение.
FORMATION OFETHNOCULTURAL TOLERANCE AS A CONDITION OF HIGH-QUALITY PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MODERN PRISON STAFF
Ivanova Olga V., Law Candidate, Associate Professor. Position: Associate Professor Chair. Place of employment: Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia. Division: Philosophy and History Chair. E-mail: [email protected]
Kareeva Irina V. Position: Lecturer, Department. Place of employment: Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia. Division: Department of Philosophy and History. E-mail: [email protected]
Annotation: The article discusses the proposals of the development of ethno-cultural competence of students at the universities of the Federal Penal Service of Russia, the methods and conditions of education of ethnic and cultural tolerance through the introduction of ethno-cultural component in a variety of academic disciplines, as well as the organization and implementation of extracurricular work in the educational process of modern scientific models, aimed at creating ethnic and cultural tolerance among cadets.
Summarizing, we can conclude, that the development of the ethno-cultural competence of students at the universities of the Federal Penal Service of Russia can be implemented in different organizational forms. The introduction in the educational process of modern scientific models aimed at the development of ethnic and cultural tolerance among students is considered as one of the important directions of correction of the negative effects of cross-cultural relations.
As a result of the development of ethno-cultural tolerance of future workers of correctional institutions respect for others and tolerance should be formed. Keywords: tolerance, professional development, ethnic and cultural tolerance, the cadet, ethnic tolerance, ethno-cultural competence, educational process, in-ter-ethniccooperation, international communication, correctional system, the nation, inter-religious-dialogue.
Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Рост национального самосознания этносов и стремление народов сохранить свою уникальность и самобытность вызван изменениями, которые происходят в стране в области экономики, политики и социальных отношений.[9, с. 372]. Появляется определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость. Этноцентрические устремления политиков стран содружества все больше разделяют бывшие «братские» республики, этноцентризм в многонациональных вышеупомянутых республиках разрушает государственность, приобретая всё более явные черты национализма. Говоря о нынешнем состоянии дел, нельзя вывести какое-либо одно определение проблемы межэтнических отношений - в каждом регионе она приобретает свою индивидуальную специфику, так как глубоко специфичны культура, история, ментальность каждого этноса.
Уголовно-исполнительная система, являясь частью общества, где во всех сферах по-своему отражается его жизнь, также несёт на себе отпечаток всех проблем, которые существуют в современном обществе, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Говоря о формировании этнокультурной толерантно-
сти сотрудников уголовно-исполнительной системы следует отметить, что система ведомственного образования обладает значительным потенциалом в вышеуказанном вопросе.
Одной из главных особенностей высших учебных заведений ФСИН России является полиэтничность. В культурном смысле вузы представляют собой, с одной стороны, смешение социальных культур, с другой - культур различных национальностей и конфессий. Полинациональность и поликультурность могут стать образовательным средством развития этнокультурной толерантности и опыта толерантного поведения у курсантов. Однако, иногда, замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в значительной мере осложняют межнациональное взаимодействие в коллективе курсантов и тем самым могут спровоцировать возникновение конфликтов на национальной почве.
Формирование этнической толерантности, как базового принципа межнациональных отношений является одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в многонациональных коллективах курсантов. Большая часть курсантов, попадая в вуз впервые в своей жизни, вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, и получают первый опыт тесного межнационального взаимодействия. Отношения между курсантами различных национальностей характеризуются по-разному: иногда положительными, иногда безразличными, а порой недружелюбными и даже пренебрежительными. Действенное влияние на морально-психологическую обстановку в подразделения задача каждого офицера вуза. Необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в коллективе курсантов, развития этнической толерантности, воспитания культуры межнационального общения определяет особую актуальность предъявляемых к курсантам вуза требований. Именно поэтому проблема формирования этнокультурной толерантности будущих офицеровв процессе обучения в вузах ФСИН России является актуальной.
Термину «толерантность» давали определения многие ученые, занимающиеся изучением данного вопроса. В «Декларации принципов терпимости» принятой ООН в 1995 г., также дано определение толерантности [8, с.231]. В документе указывается, что "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуально-сти[1]. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность это не уступка, снисхождение ли потворство, а активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека" [7, с. 28]. В «Декларации принципов терпимости» подчеркивается, что наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является именно воспитание и формирование менталитета толерантности. В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности - важнейшая стратегическая задача образования в XXI веке. Выполнение этого требования немыслимо без коренных преобразова-
ний как в сфере общего, среднего, так и высшего профессионального образования.
Приминительно же к личностным качествам субъектов воспитательно-образовательного процесса, следует отметить, что под толерантностью целесообразно понимать такую форму их отношения к окружающему миру и друг к другу, которая, прежде всего, предполагает проявление согласия, способность сформулировать взвешенную точку зрения, «примиряющую» в той или иной степени полярные и внешне несовместимые компоненты явлений и объектов, что выражается такими категориями как «сосуществование» и «взаимодополнительность».
В современном Российском обществе именно такое качество личности как толерантность приобретает особую актуальность. Система ведомственного образования должна отражать в первую очередь интересы и запросы российского общества и государства в том числе связанные с формированием Российской гражданской нации, российской гражданской идентичности. В современных условиях представление о России как просто о стихийном общежитии и множестве этнокультурных групп не отражает уже ни интересов ее многонационального народа, ни целей гражданского общества и федеративного устройства. Российская гражданская нация - это территориально-политическое и национально-культурное сообщество[3, с. 254]. Именно такое понимание российской гражданской нации легло в основу проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации [12]. Согласно приведенному определению гражданской нации, наш общий российский «дом» - это этнокультурный фундамент, соединенный с общероссийской национальной «крышей» - единой гражданской нацией «несущими станами» национально-территориальных (региональных) сегментов российской гражданской нации (субъектов Российской Федерации).
Проблема воспитания у молодежи культуры межнационального общения, основанной на принципе этнокультурной толерантности, давно находится в центре внимания различных научных направлений и школ. В трудах ученых С.К. Бондырева, А.П. Ермоленко, В.А. Лекторского, Ю.П. Платонова и др. разработана
теория толерантности в условиях глобализации и роста полиэтничности общества. В работах отечественных ученых А.Г. Здравомыслова, Н.А. Лебедевой, О.Л. Романовой, А.М. Ямскова и др. рассмотрены различные аспекты проблемы формирования этнической идентичности и культуры межнациональных отношений. Среди зарубежных авторов наиболее интересны работы - Т. Адорно, Н. Миллера, Ж. Пиаже, Н. Шерифа. Анализ межнациональных взаимоотношений учащихся с учетом их этнической принадлежности представлен в трудах Р.Ф. Бенедикта, А. Кардинера, Дж. Окамуры, Э. Холла и др. Новые тенденции модернизации образования, которые учитывают этнокультурные ценности и формы общения представителей различных народностей полинациональных государств, были выявлены Р.Д. Албергом, Г. Триандисом, Г. Хофстедом, М. Фишером и др.
Процесс формирования этнокультурной толерантности не является самопроизвольным и требует создания благоприятных педагогических условий. Формирование этнокультурной толерантности у курсантов вузов уголовно-исполнительной системы, играет большую роль в создании благоприятного социально-психологического климата в вузовской полиэтнической
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ Иванова О.В.,
ТОЛЕРАНТНОСТИ Кареева И.В.
среде, становится ключом к решению сложных задач развития личности будущего офицера, является нормой либерального общества.
Однако, несмотря на значительное количество исследований по данному вопросу, тема - формирование этнокультурной толерантности как условие качественного профессионального становления современного сотрудника УИС применительно к специфике условий вузов ФСИН России исследована не полностью. Трудность исследования выделенной темы обусловлена текущими темпами нарастания напряженности в современном обществе, способствующей, в частности, осложнению межэтнических отношений в многонациональном учебном заведении. Теоретический аспект актуальности проблемы связан, на наш взгляд, с определением понятия «этнокультурная толерантность», описанием конкретных подходов и механизмов ее формирования, построением модели процесса формирования этнокультурной толерантности. Практический аспект предполагает разработку программ формирования этнокультурной толерантности курсантов, определения наиболее эффективных путей развития способности к принятию иной системы ценностей другого этноса, иной национальности.
В свете общегосударственных интересов, с учетом национально-территориальных и этнокультурных особенностей населения нашей страны, приоритетными для системы образования становятся задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии, формирование этнокультурной компетентности личности. Под этнокультурной компетентностью понимается степень проявлений личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия. Одно из ведущих направлений реформирования и развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации - это воспитать интеллектуально развитого, коммуникабельного, стрессоустойчивого, способного эффективно работать в новой системе органов и учреждений, действующей на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека сотрудника [2].Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, которая, несомненно, должна находить отражение в процессе совершенствования учебной и воспитательной работы с курсантами и слушателями вузов ФСИН России.
Действующая система образования предоставляет будущему специалисту возможности овладения родной культурой, расширения знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях, формирования взаимной толерантности и готовности к конструктивному межэтническому взаимодействию. Однако, говорить о сформированности этнокультурной компетентности можно в том случае, когда выпускник ведомственного вуза осознает себя носителем определенной этнокультурной традиции, являющейся неразрывной частью российской культуры и элементом мировой культуры. В большинстве регионов, которые направляют курсантов для обучения в вузах ФСИН России, актуально изучение родной этнокультуры. В результате они являются носителями ценностей культуры своей малой родины, но не всегда могут соотнести ее с культурой российской или мировой. Сложно-
сти, мешающие успешному межэтническому взаимодействию в среде курсантов - это то, что учащиеся воспринимают представителей других культур через призму своей культуры и религии. Уже на стадии формирования учебных коллективов можно наблюдать признаки интоллерантности по следующим критериям: язык (неосознанно в разговоре друг с другом могут употреблять оскорбительные выражения и намеки); стереотипы (негативные обобщения в разговорах о религиозных и национальных группах, отличающихся от них); предубеждения; сегрегация (тенденция собираться, общаться группами, сформированными по религиозным и национальным признакам) [10, с.11]. Следовательно, эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо учить целенаправленно. Нужно организовывать приобретение представителями различных этнических общностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания межэтнических контактов. В процессе формирования этнокультурной толерантности, как базовой характеристики будущего профессионального сотрудника уголовно-исполнительной системы, необходимо обучить его умению адаптироваться к особенностям межкультурных взаимоотношений, затрагивающих сферу его профессиональной деятельности. Одним из направлений корректировки считается повышение религиоведческой грамотности профессионального уровня сотрудников УИС, а одним из способов формирования этнокультурной компетентности - целенаправленная организация целостной инновационной системы поликультурного образования в ведомственных вузах уголовно-исполнительной системы. Формирование этнокультурной компетентности личности курсанта и слушателя может входить в учебный процесс преподавания таких гуманитарных дисциплин как: культурология, история, религиоведение, психология, социология, философия, политология, а также спецкурсов содержание которых включает в себя этнокультурную проблематику. Отдельные темы, отражающие этнокультурное своеобразие, могут быть интегрированы и в другие учебные дисциплины. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, деловых и ролевых игр. Так, например, в процессе изучения дисциплин «История» и «История Отечества» целенаправленно формируется способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия[5, с. 16]. Содержание дисциплины «Культурология» способствует формированию компетенций основанных на способности к работе в многонациональном коллективе, умении учитывать специфику национально-культурного пространства своей страны. Также большим потенциалом обладают дисциплины «Религиоведение». В процессе изучения дисциплин «Политология и «Социология» могут быть проведены дискуссии вокруг таких понятий как: «национальная принадлежность», «межнациональные отношения», «конфессии», «гуманизм» и так далее.
Таким образом, в рамках преподаваемых дисциплин, в проблемных дискуссиях, в организуемых игровых ситуациях, в межкультурных диалогах целенаправленно формируется позиция будущего сотрудника УИС, а в целом образовательная среда вуза пред-
ставляет ему условия глубоко осмыслить, а если надо, то скорректировать свое отношение к представителям иных культур. Тем самым закладывается гуманитарный фундамент для формирования этнокультурной толерантности, как базовой характеристики будущего профессионального сотрудника уголовно-исполнительной системы.
В процессе обучения курсант получает разнообразную этнокультурную информацию, которая позднее им сопоставляется, включается в поток развития мировой культуры. Однако оценить сформированность этнокультурной компетентности в рамках учебных занятий, ограниченных и временными рамками и тематическими планами, представляется весьма затруднительным. В связи с этим задача воспитания в будущих сотрудниках уголовно-исполнительной системы навыков межнационального и межконфессионального общения подразумевает совместную работу преподавателей, руководителей учебно-строевых подразделений и сотрудников отделов по работе с личным составом образовательных учреждений ФСИН. Ведь именно во внеучебной деятельности чаще наблюдаются трудности в коммуникативных иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, поэтому задача этнокультурного воспитания - обеспечить единство теоретических знаний и их практического освоения.
Вышеуказанные задачи в условиях вузов уголовно-исполнительной системы могут быть реализованы в различных организационных формах: от включения информации, демонстрирующей значимость толерантности в современном обществе, в программы общественно-государственной подготовки и общественно-политического и государственно-правового информирования до проведения специальных тренинговых занятий [11, с. 172]. Одним из актуальных направлений корректировки и противодействия негативным последствиям межкультурных отношений на сегодняшний день считается внедрение в образовательный процесс современных научных моделей, направленных на формирование этнокультурной толерантности у курсантов.
Таким образом, в рамках воспитательного процесса можно наблюдать или моделировать ситуации, в которых курсант демонстрирует навыки межнационального и межконфессионального общения. Знания, полученные курсантом в ходе учебных занятий, и осознанная готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей позволят курсанту оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений. Говорить о сформиро-ванности этнокультурной компетентности можно только в том случае, когда курсант начинает самостоятельно действовать в предложенных ситуациях [4, с. 34].
Результатом работы по формированию толерантности у курсантов вузов ФСИН должно стать повышение культуры межличностного общения. У будущего компетентного сотрудника УИС будет сформировано не просто чувство терпимости, а чувство уважения к другим, чувство толерантности будет естественным. Формирование интереса к национальным культурам, традициям, повышение религиоведческой грамотности и профессионального уровня будущих сотрудников УИС должно привести к повышению эффективности создаваемой в настоящий момент системы противодейст-
вия распространению в исправительных учреждениях радикализма и религиозного экстремизма [6, с.219].
Список используемой литературы:
1. «Декларация принципов терпимости» принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
3. Акимова Ю.М. Принцип равенства национального права государств как отраслевой принцип международного частного права // Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 6. С.254.
4. Васильева С.А. О необходимости формирования культуры межнациональной и межконфессиональной коммуникации как профессионального качества сотрудника УИС // Прикладная юридическая психология. 2014 . № 2. С. 34.
5. Васильева С.А. Проблемы воспитания этнокультурной толерантности в курсантской среде (на примере деятельности Академии ФСИН России) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. №6. С.16.
6. Геляхова Л.А. Тенденция развития информационного экстремизма в современном обществе //Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 4. С.219-220.
7. Гершунский Б.С. Толерантность в современном мире // Педагогика. - 2002. - №3- С.28-31.
8. Жалиборов А.А. Конституционно-правовые основы противодействия экстремистским проявлениям // Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 4. С.231.
9. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Толерантность в межкультурном диалоге М., 2005. С. 372.
10. Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. С. 11.
11. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности личности: практ. пособие / под ред.-М.: Смысл, 2008. С. 172.
Электронные ресурсы
12. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.http://old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988 (дата обращения - 03.06.2015).
Spisok ispol'zuemoj literatury:
1. «Deklaracija principov terpimosti» prinjata rezoljuciej 5.61 General'noj konferencii JUNESKO ot 16 nojabrja 1995 g.
2. Koncepcija razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Utverzhdena raspor-jazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federaciiot 14 oktjabrja 2010 g. № 1772-r.
3. Akimova Ju.M. Princip ravenstva nacional'nogo prava gosudarstv kak otraslevoj princip mezhdunarodnogo chastnogo prava // Probely v Rossijskom zakono-datel'stve. 2014. № 6. S.254.
4. Vasil'eva S.A. O neobhodimosti formirovanija kul'tury mezhnacional'noj i mezhkonfessional'noj kommunikacii kak professional'nogo kachestva sotrudnika UIS // Prik-ladnaja juridicheskaja psihologija. 2014 . № 2. S. 34.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ Иванова О.В.,
ТОЛЕРАНТНОСТИ Кареева И.В.
5. Vasil'eva S.A. Problemy vospitanija jetnokul'turnoj tol-erantnosti v kursantskoj srede (na primere dejatel'nosti Akademii FSIN Rossii) // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2014. №6. S.16.
6. Geljahova L.A. Tendencija razvitija informacionnogo jekstremizma v sovremennom obshhestve // Probely v Rossijskom zakonodatel'stve. 2014. № 4. S.219-220.
7. Gershunskij B.S. Tolerantnost' v sovremennom mire // Pedagogika. - 2002. - №3- S.28-31.
8. Zhaliborov A.A. Konstitucionno-pravovye osnovy protivodejstvija jekstremistskim projavlenijam // Probely v Rossijskomzakonodatel'stve. 2014. № 4. S.231.
9. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Tolerantnost' v mezhkul'turnom dialoge M., 2005. S. 372.
10. Smirnova E.O. Mezhlichnostnye otnoshenija kak sfera zarozhdenija i projavlenija tolerantnosti // Vozrastnye osobennosti formirovanija tolerantnosti. Trudy po soci-ologii obrazovanija. T. VIII. Vyp. XIV / Pod red. V.S. Sob-kina. - M.: Centr sociologii obrazovanija RAO, 2003. - S. 1111. Soldatova G.U., Shajgerova L.A. Psihodiagnostika
tolerantnostil ichnosti :prakt. posobie / pod red.- M.: Smysl, 2008. S. 172.
Jelektronnye resursy
12. Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki RF.http: // old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988 (data obrashhenija - 03.06.2015).
Отзыв
на статью кандидата юридических наук, доцента кафедры философии и истории полковника внутренней службы Ивановой Ольги Вячеславовны и преподавателя кафедры философии и истории майора внутренней службы Кареевой Ирины Владимировны на тему: «Формирование этнокультурной толерантности как условие качественного профессионального становления современного сотрудника УИС».
Научное направление статьи - формирование этнокультурной толерантности как условие качественного профессионального становления современного сотрудника УИС в образовательном и воспитательном процессе вузов ФСИН России.
Aктуальность статьи определяется тем, что в современном Российском обществе именно такое качество личности как толерантность приобретает особую актуальность. Система ведомственного образования должна отражать в первую очередь интересы и запросы российского общества и государства в том числе связанные с формированием Российской гражданской нации, российской гражданской идентичности. Однако, несмотря на значительное количество исследований по данному вопросу, тема - формирование этнокультурной толерантности как условие качественного профессионального становления современного сотрудника УИС применительно к специфике условий вузов ФСИН России исследована не полностью. Сегодня, в свете общегосударственных интересов, с учетом национально-территориальных и этнокультурных особенностей населения нашей страны, приоритетными для системы образования становятся задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии, формирование этнокультурной компетентности личности.
Трудность исследования выделенной темы обусловлена текущими темпами нарастания напряженности в современном обществе, способствующей, в частности,
осложнению межэтнических отношений в многонациональном учебном заведении. Теоретический аспект актуальности проблемы связан с определением понятия «этнокультурная толерантность», описанием конкретных подходов и механизмов ее формирования, построением модели процесса формирования этнокультурной толерантности. Практический аспект предполагает разработку программ формирования этнокультурной толерантности курсантов, определения наиболее эффективных путей развития способности к принятию иной системы ценностей другого этноса, иной национальности.
Новым можно считать сделанные авторами выводы о том, что в рамках воспитательного процесса можно моделировать ситуации, в которых курсант демонстрирует навыки межнационального и межконфессионального общения. Знания, полученные курсантом в ходе учебных занятий, и осознанная готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей позволят курсанту оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений. Однако, говорить о сформированности этнокультурной компетентности можно только в том случае, когда курсант начинает самостоятельно действовать в предложенных ситуациях. Представленные в статье выводы хорошо обоснованы, достоверны. Следует также отметить, что в своей работе авторы использовали новые научные исследования отечественных и зарубежных ученых по вышеуказанной теме.
Практическая значимость состоит в том, что материал отраженный в статье может быть использован в образовательном процессе вузов ФСИН России. Выводы сделанные авторами статьи, несомненно, имеют практическое значение, связанное с тем, что формирование интереса к национальным культурам, традициям, повышение религиоведческой грамотности и профессионального уровня будущих сотрудников УИС должно привести к повышению эффективности создаваемой в настоящий момент системы противодействия распространению в исправительных учреждениях радикализма и религиозного экстремизма. Статья кандидата юридических наук, доцента кафедры философии и истории полковника внутренней службы Ивановой Ольги Вячеславовны и преподавателя кафедры философии и истории майора внутренней службы Кареевой Ирины Владимировны на тему: «Формирование этнокультурной толерантности как условие качественного профессионального становления современного сотрудника УИС» актуальна, обладает научной и практической новизной. Рекомендую статью Ивановой О.В. и Кареевой И.В. для публикации в журнале «Пробелы в Российском законодательстве».
Начальник кафедры философии и истории полковник внутренней службы О.А. Тарасов.