УДК 378,035.7
И.В. Кареева, О.В. Иванова
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
В статье исследуется формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов в процессе обучения в высшем учебном заведении Федеральной службы исполнения наказаний России. В последние годы работа по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов и студентов высших учебных заведений приобрела особую значимость и актуальность, что обусловлено потребностью российского общества в гражданах, способных к ведению межкультурного диалога, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважающих традиции и культуру других народов.
О необходимости создания и применения в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний программ, направленных на формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов, говорится в многочисленных нормативных документах, действующих на территории Российской Федерации.
Рассматриваются проблемы, возникающие в процессе формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов в условиях образовательной среды вузов Федеральной службы исполнения наказаний России, предлагаются пути их решения посредством использования в полном объеме потенциала образовательных организаций по вышеуказанной проблематике, а также внедрение интегративного подхода, при котором формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности осуществляется не только в рамках учебного процесса, но и во внеаудиторное время.
курсант, межэтническая и межконфессиональная толерантность, межнациональное общение, образовательный процесс, толерантность, уголовно-исполнительная система, этнокультурная компетентность.
Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство. Согласно данным последней переписи населения, проведенной Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (Росстат) в 2010 году, в России проживают представители более 180 национальностей (этнических групп) 1. Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм. Характерная особенность современных процессов, которые протекают в российском обществе, состоит в сильном проявлении, наряду с национальным, именно этнического фактора, а подчас и его преобладании 2. Разнородность и многообразие этнического состава населения, с одной стороны, составляет культурное богатство России, а с другой — таит в себе возможность возникновения и обострения противоречий и конфликтов на национальной почве. Перед российским обществом стоит непростая и ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий обеспечения национальной безопасности и движения вперед. Предпосылкой ее достижения в многонациональном обществе является воспитание, утверждение и культивирование в массах национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения. Термину «толерантность» давали определения многие ученые, занимающиеся
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: http:// www.gostevushka.ru/gb/firmy/20937.html (дата обращения: 14.09.2015).
2 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Толерантность в межкультурном диалоге. М., 2005. С. 13.
© Кареева И.В., Иванова О.В., 2016
изучением данного вопроса. В Декларации принципов терпимости, принятой ООН в 1995 году, толерантность трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» 3. Воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. В Декларации принципов терпимости подчеркивается, что наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является именно воспитание и формирование толерантности 4. В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности — важнейшая стратегическая задача образования в XXI веке. Выполнение этого требования немыслимо без коренных преобразований как в сфере общего, среднего, так и высшего профессионального образования.
Уголовно-исполнительная система Российской Федерации, являясь частью общества, где во всех сферах по-своему отражается его жизнь, также несет на себе отпечаток всех тех проблем, которые существуют в современном обществе, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Проблема формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России в последние годы приобретает особую значимость. О важности создания и применения в образовательных организациях ФСИН России программ, направленных на формирование межэтнической толерантности у курсантов, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу, говорится не только в Декларации принципов терпимости, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО, указах Президента Российской Федерации, федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации, Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), проекте Концепции развития поликультурного образования, приказах Министерства образования и науки Российской Федерации, приказах Министерства культуры Российской Федерации, всероссийских конференциях, посвященных вышеуказанной проблематике, а так-же ведомственных нормативных актах.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), например, говорится о том, что система образования должна воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, воспитать граждан, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважающих традиции и культуру других народов, развить культуру межэтнических отношений 5. В настоящее время на базе образовательных организаций ФСИН России осуществляется подготовка специалистов для подразделений и служб уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по целому ряду специальностей и направлений. Анализ действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по ряду специальностей показывает, что независимо от профиля специалиста уголовно-исполнительной системы, этнокультурная компетентность признается ведущей личностной и профессиональной характеристикой. Под этнокультурной компетентностью понимается степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с целью поддержания атмосферы согласия
3 Декларация принципов терпимости [принята Ген. конф. ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г]. URL: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc; base= INT;n=6244 (дата обращения: 04.04.2016).
4 Там же.
5 Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751. URL: http://pozdnyakova.ucoz.ru/MPI/sem3/nacionalnaja doktrina obrazovanija do 2025 goda.pdf (дата обращения: 11.01.2016).
и взаимного доверия. Подобное формирование этнокультурной толерантности сотрудника уголовно-исполнительной системы предусматривается и Концепцией воспитания работников этой системы на основе многовековых нравственных устоев и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства .
В общей сложности только за период с 2010 по 2016 год утверждено более 10 нормативных документов, затрагивающих проблему формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности как в образовательной среде в целом, так и в образовательных организациях ФСИН России в частности.
Одной из главных особенностей образовательных организаций ФСИН России является полиэтничность. В составе учебно-строевых подразделений вузов ФСИН России всегда обучались курсанты разных национальностей. Анализируя национальный состав курсантов на примере Академии ФСИН России в хронологической последовательности, можно сделать вывод, что полиэтнический состав учебно-строевых подразделений увеличивается.
На сегодняшний день в образовательных организациях ФСИН России проходят обучение курсанты не только различных национальностей, но и различных вероисповеданий. В Академии ФСИН России, например, обучаются курсанты христианского вероисповедания (украинцы, белорусы, русские), мусульманского вероисповедания (татары, башкиры, аварцы и др.), буддисты (калмыки, буряты, тувинцы).
Тем не менее, признаки интолерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России можно наблюдать уже на стадии формирования учебных коллективов по следующим критериям: язык (неосознанно в разговоре друг с другом курсанты употребляют оскорбительные выражения и намеки); стереотипы (негативные обобщения в разговорах об иных религиозных и национальных группах); предубеждения; сегрегация (тенденция собираться, общаться группами, сформированными по религиозным и национальным признакам). Замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность существуют не только на стадии формирования учебных коллективов, что в значительной мере осложняет межнациональное взаимодействие курсантов и тем самым может спровоцировать возникновение конфликтов на национальной и религиозной почве. По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей (Б.С. Гершунский, К. Эверс и др.), подобные неудачи в межэтническом взаимодействии следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» противоречий, а как отсутствие, в первую очередь, определенных знаний и умений, способствующих эффективности данного процесса и межэтническому взаимопониманию .
Образовательные организации ФСИН России, обладающие значительным потенциалом по проблемам толерантности, используют его, однако, не в полной мере. Работа по формированию межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России, по нашему мнению, должна входить как в учебный процесс преподавания гуманитарных дисциплин, так и во внеаудиторное время. На решение поставленных задач должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевых подразделений, сотрудников воспитательного аппарата, а также работа сотрудников, являющихся кураторами учебных групп и индивидуальными наставниками курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Анализируя работу по формированию межэтнической толерантности в Ака-демии ФСИН России, следует отметить, что в учебный процесс преподавания таких дисциплин, как культурология, история, религиоведение, психология, философия, а именно в их
6 О Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы и Плане мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006-2010 годы: письмо ФСИН РФ от 18.11.2005 № 10/8/1-100 СПС. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online. cgi?req=doc;base= EXP; n=411831;dst=100007 (дата обращения: 05.04.2016).
7 Гершунский Б.С. Толерантность в современном мире // Педагогика. 2002. № 3. С. 28-31.
содержание, необходимо включить этнокультурную проблематику в значительно большем объеме. Кроме того, работа с курсантами по формированию межэтнической толерантности во внеаудиторное время представляет собой разрозненные мероприятия, носящие эпизодический характер. Анализ перечисленных обстоятельств дает основание полагать, что актуальность вышеуказанной проблематики обусловлена потребностями общества и государственных структур.
Полиэтничность и поликонфессиональность образовательных организаций ФСИН России обусловливает сложности, мешающие успешному межэтническому взаимодействию в среде курсантов, которые воспринимают представителей других национальностей, религий и культур через призму своей культуры и религии. Следовательно, эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учить 8.
Вузы ФСИН России имеют также все возможности для развития личности курсантов, которые предоставляет образовательная среда учебных заведений. Обусловлено это, во-первых, тем, что именно в высших учебных заведениях обучающиеся получают специальные знания, умения и навыки, накапливают опыт социальных и профессиональных отношений, у них формируется определенное мировоззрение и профессионально-ценностные ориентации; во-вторых, в вузах молодые люди приобщаются к определенной культуре, становятся ее носителями. Именно период обучения наиболее важен молодому человеку для становления его как личности в процессе профессионального и личностного самоопределения. Так как ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности, то одна из важнейших задач воспитательной работы в вузах состоит в последовательном расширении и углублении представлений курсантов и студентов о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.
Процесс формирования ценностных ориентаций межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов образовательных организациях ФСИН России, по нашему мнению, должен осуществляется по следующим направлениям: в учебной деятельности — через содержание учебных дисциплин; во внеучебной деятельности — отражаться в содержании воспитательных мероприятий, в организации работы по проведению праздников, концертов, конкурсов, выставок, в деятельности научных кружков, в спортивных мероприятиях и, конечно, мероприятиях по патриотическому воспитанию. Наиболее эффективны при этом формы «непрямого воздействия», в рамках реализации которых акцент делается на то, что естественным образом сближает: досуг, спорт, дух здорового соперничества и состязательности, различные направления волонтерства, то есть на формы общения, создающие позитивный эмоциональный фон и при этом способствующие формированию общих ценностей на базе близости возрастных предпочтений и интересов.
Хотелось бы обратить особое внимание на работу кураторов учебных групп, деятельность которых должна играть одну из ведущих ролей в воспитательном процессе. Кураторский час — форма работы, задача которой — помочь курсантам и студентам сориентироваться в потоке событий и инфоромации, выработать свою активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость. Именно на кураторских часах преподаватель имеет возможность сформировать и закрепить у молодых людей такие ценностные установки, как уважительное отношение друг к другу, патриотизм, социальную ответственность. Важным направлением работы профессорско-преподавательского состава на кураторском часе является работа по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов, которая должна заключаться в работе по следующим направлениям: ликвидация пробелов в правовых и
8 Васильева С.А. Формирование этнокультурной толерантности и профилактика распространения идеологии экстремизма как условие качественного профессионального становления современного сотрудника УИС: учеб.-практ. пособие. Рязань, 2014. С. 8.
религиозных знаниях и духовно-нравственное воспитание, чему, несомненно, будет способствовать проведение мероприятий, направленных на преодоление отчуждения, негативных стереотипов друг о друге представителей различных национальностей и конфессий, формирование взаимного уважительного отношения к культуре, традициям, ценностям.
Организация кураторского часа включает этап подготовки и этап проведения. На этапе подготовки осуществляется выбор ведущего и распределение или куратором, или самими курсантами подтем кураторского часа между его участниками. Инициатива в выборе тем, переданная курсантам, позволяет выявить проблемы, актуальные с точки зрения молодежи. Куратор по необходимости участвует в подборе актуального материала, однако очень важно, чтобы сами курсанты самостоятельно отбирали нужный материал. Для этого следует обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, убедительность. При проведении кураторского часа акцент делается на обсуждении проблемы. С этой целью после каждого сообщения курсанты могут задать вопросы выступающему, дополнить сообщения новыми фактами, примерами, обменяться мнениями, сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу. После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог кураторского часа. Успех кураторского часа во многом зависит от актуальности темы, связи материала с проблемами курсантов, заинтересованности и эмоциональности преподавателя, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения присут-ствующих в обсуждение.
При формировании у курсантов в полном объеме межэтнической и межконфессиональной толерантности на основе интегративного подхода необходимо использовать потенциал образовательных организаций ФСИН России.
Формирование правовой культуры, представлений о специфике различных мировых религий и духовно-нравственное воспитание в практическом аспекте не только в рамках учебного процесса, но и в первую очередь во вне-аудиторное время необходимо будущему специалисту, для того чтобы хорошо знать свои права и обязанности, грамотно решать задачи профессионального поведения. Сегодня правовое обучение и духовно-нравственное воспитание студентов и курсантов в высших учебных заведениях перерастает в важную государственную задачу 9.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Аксенова, Г.И. Формирование правовой культуры в системе профессиональной подготовки студентов [Текст] / Г.И. Аксенова, Т.И. Цыганова // Интеграция образования. — 2006. — № 2/43. — С. 135-138.
2. Васильева, С.А. Формирование этнокультурной толерантности и профилактика распространения идеологии экстремизма как условие качественного профессионального становления современного сотрудника УИС [Текст] : учеб.-практ. пособие. — Рязань, 2014. — 38 с.
3. Гершунский, Б.С. Толерантность в современном мире [Текст] // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 28-31.
4. Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс] : [принята Ген. конф. ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.]. — Режим доступа : http://base.consultant.ru /соп8^1/ online.cgi?req=doc;base=ГNT;n=6244 (дата обращения: 04.04.2016).
5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : [утв. Постановлением Правительства РФ 14 октября 2010 г. № 1772-р] // Собр. законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 43 — Ст. 5544.
9 Аксенова Г.И., Цыганова Т.И. Формирование правовой культуры в системе профессиональной подготовки студентов // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 135.
6. Лебедева, Н.М. Толерантность в межкультурном диалоге [Текст] / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. — М. : Изд-во РАН, 2005. — 119 с.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : [утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751]. — Режим доступа : http://pozdnyakova.ucoz.ru/ MPI/ sem3/nacionalnaja_ doktrina_obrazovanija_do_2025_goda.pdf (дата обращения: 11.01.2016).
8. О Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы и Плане мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006-2010 годы [Электронный ресурс] : письмо ФСИН РФ от 18.11.2005 № 10/8/1-100 СПС. — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=EXP;n=411831;dst=100007 (дата обращения: 05.04.2016).
THE LIST OF REFERENCES AND ELECTRONIC RESOURCES
1. Aksenova, G.I. Formirovanie pravovoy kul'tury v sisteme professional'noy podgotovki studentov [Formation of legal culture in the system of vocational training of students] [Text] / G.I. Aksenova, T.I. Tsyganova // Integration of education. — 2006. — N 2/43. — P. 135-138.
2. Vasil'eva, S.A. Formirovanie ehtnokul'turnoy tolerantnosti i profilaktika rasprostraneniya ideologii ehkstremizma kak uslovie kachestvennogo professional'nogo stanovleniya sovremennogo sotrudnika UIS [Formation of ethnic and cultural tolerance and preventing the spread of extremist ideology, as a condition of high-quality professional development of modern FPS Officer [Text]. — Ryazan, 2014. — 38 p.
3. Gershunskiy, B.S. Tolerantnost' v sovremennom mire [Tolerance in the modern world] [Text] // Pedagogy. — 2002. — N 3. — P. 28-31.
4. Deklaratsiya printsipov terpimosti [The Declaration of the tolerance principles]. [Electronic resource] : [Adopted by the general Conference UNESCO, 16 November 1995]. — Access:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=6244 (acces- sed: 04.04.2016).
5. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [The concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2020] [Text] : [Approved by the resolution of the Government of the Russian Federation October 14, 2010. N 1772]. — Official gazette of Russian Federation. — 2010. — N 43 — Art. 5544.
6. Lebedeva, N.M. Tolerantnost' v mezhkul'turnom dialoge [Tolerance in intercultural dialogue] [Text] / N.M. Lebedeva, A.N. Tatarko. — Moscow : Publishing House of the Russian Academy of sciences, 2005. — 119 p.
7. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [National Doctrine of Education in the Russian Federation for the period up to 2025] [Electronic resource]. Approved by RF Government Decree of October 4, 2000. N 751]. — Access : http://pozdnyakova.ucoz.ru/MPI/sem3/nacionalnaja_doktrina_obrazovanija_do_2025_
goda.pdf (accessed: 11.01.2016).
8. O Kontseptsii vospitaniya rabotnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy i Plane meropriyatiy po realizatsii Kontseptsii vospitaniya rabotnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy na 2006-2010 gody [About the concept of education of employees of the penitentiary system and the Action Plan to implement the concept of education of the correctional system employees, 2006-2010] [Electronic resource] Letter from the Federal Penitentiary Service of Russia 18.11.2005. N 10/8 / 1-100 SPS. — Access :http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=411831;dst=100007 (accessed: 05.04.2016).
I.V. Kareeva, O.V. Ivanova
THE FORMATION OF INTER-ETHNIC AND INTER-CONFESSIONAL TOLERANCE IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AT THE EXAMPLE OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL
SERVITUDE OF RUSSIA
The paper analyzes the formation of inter-ethnic and inter-confessional tolerance in cadets of the Academy of the Federal Penal Servitude of Russia. Modern Russia needs citizens who can participate in multicultural communication, who demonstrate tolerance to representatives of different nationalities and religious groups, who respect other peoples' traditions and cultures. Hence the formation of inter-ethnic and inter-confessional tolerance in cadets and students in higher education institutions is a topical issue. In the Russian Federation there are many normative documents that underline the necessity of creating educational programs aimed at the formation of inter-ethnic and inter-confessional tolerance in cadets of higher education institutions of the Federal Penal Servitude of Russia. The paper treats some problems that arise in the process of the formation of inter-ethnic and inter-confessional tolerance in cadets of higher education institutions of the Federal Penal Servitude of Russia. It analyzes some solutions to these problems, it underlines the importance of an integrative approach to the formation of inter-ethnic and inter-confessional tolerance within the framework of curricular and extracurricular activities.
cadet, inter-ethnic and inter-confessional tolerance, international communication, educational process, tolerance, penal servitude, ethnic-cultural competence.