Научная статья на тему 'Этнокультурная компетентность сотрудников полиции'

Этнокультурная компетентность сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1767
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полиция / этнокультурная компетентность / этническая идентичность / этническая толерантность / межэтническое взаимодействие / police / ethnocultural competence / ethnic identity / ethnic tolerance / interethnic interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скворцова Елена Викторовна

Статья посвящена актуальным проблемам развития этнокультурной компетентности сотрудников полиции, которая рассматривается в контексте таких понятий, как коммуникативная компетентность, этническая толерантность, этническая идентичность. На основе результатов сравнительного эмпирического исследования проанализированы психологические особенности этнокультурной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России и действующих сотрудников полиции различных подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police officers’ ethnocultural competence

The article focuses on the urgent problems of police officers’ ethnocultural competence development. The competence is viewed within such concepts as communicative competence, ethnic tolerance, ethnic identity. The results of comparative empirical analysis enable the author to study psychological peculiarities of ethnocultural competence of cadets of educational institutions of the Russian MIA and current police officers of different divisions of the Interior bodies.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная компетентность сотрудников полиции»

УДК 159.9.07

I ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ I СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Е. В. Скворцова

Статья посвящена актуальным проблемам развития этнокультурной компетентности сотрудников полиции, которая рассматривается в контексте таких понятий, как коммуникативная компетентность, этническая толерантность, этническая идентичность. На основе результатов сравнительного эмпирического исследования проанализированы психологические особенности этнокультурной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России и действующих сотрудников полиции различных подразделений органов внутренних дел.

Ключевые слова: полиция, этнокультурная компетентность, этническая идентичность, этническая толерантность, межэтническое взаимодействие.

В настоящее время проблема межэтнического взаимодействия приобретает особую значимость. Как важнейший государственный институт охраны правопорядка полиция участвует в регулировании межэтнических отношений. Принятый в 2011 г. Федеральный закон «О полиции» законодательно закрепил положение, что сотрудник полиции «должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» 1 . Отсутствие у сотрудников правоохранительных органов необходимых знаний национально-психологических особенностей представителей различных этнических групп, а также навыков выстраивания конструктивного межэтнического взаимодействия в условиях поликультурного пространства существенно снижает эффективность служебной деятельности

Успешное функционирование поликультурного общества невозможно без формирования этнокультурной компетентности его членов. Поликультурность (как сторона образовательно-воспитательного процесса), включая систему высшего профессионального образования МВД, необходима 2. В настоящее время одной из актуальных задач профессиональной подготовки сотрудников полиции является формирование межэтнической толерантности, нужной как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в условиях полиэтнического государства Практическая реализация данного вопроса невозможна без развития этнокультурной компетентности сотрудников полиции, т е способности к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий

Этнокультурная компетентность предполагает наличие у сотрудника коммуникативной компетентности в условиях межэтнического взаимодействия, которая базируется на знаниях в области этнопсихологии и складывается из: умения устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан, владения навыками социальной перцепции с учетом национально-психологических особенностей партнера

по общению, владения коммуникативными техниками, конфликтоустойчивости . Данный подход был реализован в определении понятия этнокультурной компетентности Т. В. Поштаревой: «Это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» 3 .

Этнокультурную компетентность сотрудников полиции следует рассматривать и как систему внутренних ресурсов (интерес к постижению различных культур; осознание своей принадлежности к определенной этнической группе, принятие правил и норм поведения своей этнической группы — этническая идентичность; установки на контакты с представителями других этнических общностей в целях реализации адекватных форм сотрудничества, достижения взаимопонимания, поддержания взаимного доверия; снижение собственного этноцентризма) .

Эффективность профессиональной деятельности сотрудника полиции во многом зависит от знания традиционных норм и культурных ценностей представителей различных этнических групп, вербальных и невербальных особенностей их поведения. Сотруднику полиции необходимо прогнозировать влияние этих факторов на результаты профессиональной деятельности, определять наиболее оптимальные варианты развития ситуаций межэтнического взаимодействия

Этнокультурная компетентность предполагает понимание не только происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к другим, но и причин межэтнической напряженности и конфликтов С точки зрения психологии взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь . Многоаспектность, многосубъектность межэтнического взаимодействия требует от сотрудника полиции рефлексии, анализа и контроля собственных позиций и этнических установок, саморегуляции своего поведения в условиях поликультурного окружения .

Этнокультурная компетентность сотрудников полиции является неотъемлемой частью их профессиональной компетентности, что позволило определить цель настоящего исследования — изучение психологических особенностей этнокультурной компетентности сотрудников полиции (на примере курсантов образовательных организаций МВД России).

В исследовании принимали участие курсанты образовательных организаций МВД России: курсанты 2-го и 4-го курсов, в качестве экспериментальной группы выступали курсанты 2-го курса, изучавшие дисциплину «Этнопсихология» в процессе профессиональной подготовки (всего 79 человек).

Цель дисциплины «Этнопсихология» — формирование у курсантов основных представлений о своеобразии проявления и функционировании психики представителей различных этнических общностей и на этой основе подготовка к профессиональной деятельности в условиях межэтнического взаимодействия . Задачи дисциплины:

Таблица 1. Результаты, полученные при применении опросника Дж. Берри

Критерии оценки 2 курс 4 курс Экспериментальная группа, 2 курс

Культурная безопасность -0,6 -0,4 -0,4

Сегрегация -0,8 -0,6 -0,7

Исключение -0,6 -0,1 -0,6

Интеграция 0,8 0,4 0,8

«Плавильный котел» -1,1 -1 -1

Ориентация на мультикультурную идеологию 0,3 0,1 0,4

Этническая толерантность -0,5 -0,6 0,2

Установка на социальное равенство 0,1 0,4 0,8

Мигрантофобия 0,4 0,5 0,1

— ознакомить с основными психологическими особенностями этносов, обусловливающими специфику их восприятия, коммуникации и социального поведения;

— способствовать осознанию этнокультурных различий как источника напряжения и конфликтов;

— способствовать формированию толерантных установок к межэтническим отношениям.

В качестве основного метода исследования применялся социально-психологический опрос. Использовался опросник Дж. Берри, разработанный для изучения установок представителей доминирующей этнической группы по отношению к представителям других этнических групп, переведенный на русский язык и адаптированный для России 4. Индекс, характеризующий степень 1 -

предпочтения, вычислялся как среднее арифметическое баллов, полученных из ответов на вопросы (в соответствии со шкалой от - 2 до + 2, т. е . полностью не согласен или полностью согласен). Исследование было направлено на изучение таких показателей, как:

— культурная безопасность;

— оценка аккультурационных ожиданий (по 4 шкалам);

— сегрегация (представители этнического меньшинства отрицают культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности);

— исключение (отсутствие идентификации представителей этнического меньшинства со своей культурой и с культурой этнического большинства, отсутствие желания устанавливать отношения с окружающим обществом);

— интеграция (стратегия взаимного приспособления, или мультикультурализма);

— «плавильный котел» (ассимиляция, проводимая доминирующей группой);

— ориентация на мультикультурную идеологию;

— этническая толерантность;

— установка на социальное равенство;

— мигрантофобия.

Представленные в табл. 1 результаты позволяют проанализировать особенности этнокультурной компетентности разных групп респондентов

В современном обществе проблемы миграции фактически отождествляются с вопросами межэтнических отношений Бытует мнение, что коренное население будет вытеснено мигрантами из трудовых ниш и привычного жизненного пространства Помимо экономической безопасности, в представлениях значительной части населения существует угроза безопасности культурной (как ощущение того, что культурные традиции, нормы и правила поведе-

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 & -0,6 -0,8 -1 -1,2

■■С^— 2 курс О 4 курс Д Экспериментальная группа 2 курс

Рис. Сравнение результатов, полученных при опросе курсантов разных групп

ния, язык и другие «маркеры» утрачивают свое значение) По критерию культурной безопасности показатели всех опрошенных курсантов находятся ниже нулевой отметки, что отражает понимание нестабильности межэтнических отношений, несущих угрозу национальной культуре

Рассмотрим стратегии, отражающие аккультураци-онные ожидания опрошенных курсантов, характеризующие их отношение к представителям других этнических групп. С точки зрения Дж. Бери, «аккультурация означает феномен, проявляющийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп» 5 . Процесс аккультурации связан с двумя основными проблемами: поддержанием собственной культуры (в какой степени признается важность сохранения культурной идентичности) и участием в межэтнических контактах (в какой степени следует включаться в иную культуру). Дж. Берри предположил, что межэтнические контакты зависят от выбранной мигрантами ак-культурационной стратегии и аккультурационных ожиданий принимающего населения При оценке стратегий межкультурного взаимодействия мы видим, что у представителей всех групп опрошенных курсантов преобладают установки и ожидания аккультурации по типу интеграции (т. е. овладение навыками обеих культур). Наименее предпочитаемой для всех групп является стратегия ассимиляции, или «плавильный котел»

Согласно данным табл 1 мы можем увидеть следующие различия в представлениях курсантов опрошенных групп: курсанты экспериментальной группы более ориентированы на мультикультурную идеологию и социальное равенство, имеют низкие значения мигранто-фобии, наиболее высокие значения показателя этнической толерантности

Особенности межэтнического взаимодействия проявляются в механизмах установки и стереотипа. Этническая установка — устойчивый и своеобразный вид социальной установки; состояние внутренней готовности представителей этнической группы на специфические проявления чувств, познавательной и волевой активности, характера взаимодействия, общения и т д (в соответствии со сложившимися национальными традициями) Психологической основой формирования этнических стереотипов негативного характера служат предубеждения, существенной особенностью которых является отрицательный эмоциональный фон Этнические предубеждения — это установки, препятствующие адекватному восприятию информации о представителях «не своей» этнической общности или их действиях Наличие предубеждений в этническом самосознании — предпосылка и психологическая основа формирования этнического предрассудка 6

Этнические стереотипы, представляющие упрощенные схематизированные образы других этнических групп, играют важную роль в межгрупповых отношениях. У Лип-пман отмечал, что стереотипы (детерминированные культурой образы) экономят усилия индивида при восприятии сложных социальных объектов, защищают его ценности, права и позиции, т е служат средством ориентации

в многообразии социальной информации и предоставляют возможность сохранения высокой самооценки Основные свойства этнического стереотипа, определяющие его негативное влияние на систему межэтнических контактов представителей различных этнических общностей и сотрудников полиции, — эмоционально-оценочная окраска этнических стереотипов, а также устойчивость и даже ригидность к новой информации. Г. Тэжфел пришел к выводу, что при формировании этнических стереотипов результат процесса категоризации редко бывает нейтральным, так как представители различных социальных групп стремятся отстаивать и преувеличивать свои позитивные характеристики, свой социальный статус определяют значительно выше статуса других общностей Имеет место тенденция, представленная в виде взаимосвязанных процессов: максимизация межгрупповых различий и максимизация внутригруппового сходства Именно это является наиболее существенной психологической характеристикой и отличительной чертой стереотипизации, а не предубежденность, враждебность или другие негативные характеристики

С помощью методики «Приписывание качеств» нами была предпринята попытка изучить особенности этнических стереотипов курсантов образовательных организаций МВД России. Данная методика особенно продуктивна при проведении сравнительного исследования стереотипов нескольких этнических групп. Опрос проводился в отношении следующих наций: представителей этноса, к которому принадлежал респондент (в целях изучения автостереотипов), русских, таджиков, киргизов, азербайджанцев, армян, китайцев . Описание этнических групп респондентами осуществлялось с позиции групповой идентичности, когда они выступают носителями самосознания и культуры больших социальных групп. Такой подход позволил определить обобщенные и наиболее абстрактные стереотипные образы исследуемых этнических групп

Как показали результаты исследования, для всех групп курсантов характерны проявления этноцентризма, т е курсанты более позитивно оценили представителей своей этнической группы. Автостереотипы всех исследуемых этнических групп характеризуются высокой позитивной направленностью. В отношении других этнических групп были получены следующие результаты (табл 2)

Сравнивая оценки благоприятности отношения к различным этническим группам, отметим уменьшение количества негативных качеств, использованных курсантами экспериментальной группы

Таблица 2 . Результаты исследования этнических

стереотипов курсантов

Компоненты гетеростерео-типов Курсанты 2-го курса Курсанты 4-го курса Экспериментальная группа (курсанты 2-го курса)

Негативный 58% 54% 41%

Позитивный 42% 40% 53%

Нейтральный 0% 6% 6%

Анализ полученных данных позволяет выявить положительную динамику развития этнокультурной компетентности курсантов, проходивших дополнительную подготовку в области этнопсихологии.

В рамках настоящего исследования укажем на важность рассмотрения вопроса о взаимосвязи таких понятий, как этнокультурная компетентность и этническая идентичность сотрудника полиции . Этнокультурная компетентность в профессиональной деятельности сотрудника полиции имеет как внешнее, так и внутреннее выражение. Внешнее — регулирование и поддержание стабильности межнациональных отношений и учет этнических особенностей, ценностей и интересов граждан в ситуации решения сотрудником полиции профессиональных задач. Внутреннее выражение заключается в том, что сотрудник полиции не только является носителем знаний в области этнической культуры представителей различных национальностей, но и точно понимает специфику своей этнической идентичности и закономерности ее функционирования. Процесс профессиональной подготовки сотрудников полиции — это получение новых знаний о национально-психологических особенностях представителей различных этнических групп, формирование навыков конструктивного межэтнического взаимодействия, формирование и развитие личности сотрудника полиции в системе этнических отношений Реализация данной задачи невозможна без развития этнической идентичности сотрудников, осознания ее влияния на эффективность служебной деятельности .

Этническая идентичность — это результат когнитивно-эмоционального процесса самоосознания представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов 7. Структура этнической идентичности содержит следующие компоненты:

— когнитивный (знание о принадлежности к этнической группе, о ее особенностях, преобладающих ценностях и нормах поведения);

— ценностно-смысловой (оценка качеств собственной этнической группы, позитивное или негативное отношение к членству в ней, эначимость этой принадлежности);

— эмоциональный (значимое переживание принадлежности к этнической группе);

— деятельностный (готовность действовать на основе знаний о национально-психологических особенностях своей и других этнических групп, индивидуальная интерпретация опыта межнационального взаимодействия, саморегуляция поведения и действия в конкретных ситуациях)

Изучение психологических особенностей этнической идентичности курсантов образовательных организаций МВД России и действующих сотрудников полиции различных подразделений органов внутренних дел дает возможность сформировать определенные представления о данном конструкте в контексте профессии, выявить возможности формирования этнической идентичности сотрудников правоохранительных органов .

Методика «Типы этнической идентичности» 8 позволяет диагностировать не только этническую идентичность, но и этническое самосознание, его трансформа-

ции Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют определенным типам этнической идентичности

Этнонигилизм — одна из форм гипоидентично-сти, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию

Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности

Норма (позитивная этническая идентичность) — сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам

Этноэгоизм. Данный тип идентичности может предполагать напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп, признание за своим народом права решать проблемы за «чужой счет» .

Этноизоляционизм — убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам

Этнофанатизм — готовность идти на любые действия во имя (так или иначе понятых) этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», признание приоритета этнических прав народа над правами человека.

Изучив с помощью данной методики особенности этнической идентичности курсантов, мы можем судить о наличии у них способности безоценочного приятия людей другой этнической принадлежности, об особенностях эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к представителям других этнических групп

В ходе проведенного исследования были опрошены курсанты образовательных организаций МВД России (всего 79 человек). Максимальные оценки были распределены по типам этнической идентичности следующим образом: этнонигилизм — 0%, этническая индифферентность — 2, норма (позитивная этническая идентичность) — 67, этноэгоизм — 6, этноизоляционизм — 8, эт-нофанатизм — 17% .

Положительным является тот факт, что 67% опрошенных курсантов имеют позитивную этническую идентичность, которая является необходимым условием стабильного существования этнической группы и мирного межэтнического взаимодействия. Усиление деструктив-ности в межэтнических отношениях обусловлено изменениями этнического самосознания по типу гиперэдентич-ности, что соответствует в опроснике трем шкалам: этно-эгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм Данные типы этнической идентичности характерны для 31% опрошенных курсантов

Гиперидентичность предполагает переход от естественного предпочтения собственной этнической группы к абсолютной убежденности в превосходстве над «чужими» При этом агрессивность становится наиболее вероятностным вариантом разрешения конфликтов В ситуациях межэтнического взаимодействия гиперидентичность может проявляться в различных формах этнической нетерпимости (интолерантности): от

раздражения, возникающего в виде реакции на присутствие членов других этнических групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей

В зависимости от суммы баллов, набранных респондентом по той или иной шкале, можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам позволяет выделить доминирующие тенденции данного феномена Вторые по значимости показатели распределились следующим образом: этнонигилизм — 2%, этническая индифферентность — 16, норма (позитивная этническая идентичность) — 10, этноэгоизм — 21, этно-изоляционизм — 10, этнофанатизм — 41%

Сходные результаты были получены при изучении психологических особенностей этнической идентичности действующих сотрудников различных подразделений органов внутренних дел. Было опрошено 50 сотрудников, средний возраст которых составил 32 года и стаж служебной деятельности — 9 лет Максимальные оценки были распределены по типам этнической идентичности следующим образом (в скобках для сравнения приведены соответствующие значения опрошенных курсантов): этнони-гилизм — 2% (0%), этническая индифферентность — 6 (2), норма (позитивная этническая идентичность) — 76 (67), этноэгоизм — 2 (6), этноизоляционизм — 0 (8), этнофана-тизм — 14% (17%). Гиперэдентичность, которая соответствует в опроснике трем шкалам (этноэгоизм, этноизоля-ционизм, этнофанатизм), характерна для 17% опрошенных сотрудников полиции, что является значительно меньшим значением по сравнению с 31% опрошенных курсантов .

Далее значения распределились следующим образом (в скобках приведены данные, соответствующие вторым по значимости в ответах курсантов): этнонигилизм — 0% (2%), этническая индифферентность — 38 (16), норма (позитивная этническая идентичность) — 14 (10), этноэгоизм — 6 (21), этноизоляционизм — 6 (10), этнофанатизм — 38% (41%) .

Цифры свидетельствуют об усилении тенденции к гиперидентичности среди опрошенных курсантов (по сравнению с действующими сотрудниками). Сотруднику полиции в силу особенностей профессии необходимо обладать навыками бесконфликтного общения с представителями различных национальностей при решении оперативно-служебных задач, владеть приемами диагностики и профилактики конфликтов с участием представителей различных национальностей, возникающих в правоохранительной деятельности Опрошенные нами сотрудники правоохранительных органов имеют большой опыт служебной деятельности (в среднем 9 лет), что нашло свое отражение в результатах исследования. Опыт межэтнического взаимодействия дает сотруднику полиции больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания, формированию коммуникативных навыков . Отсутствием профессионального опыта взаимодействия с представителями различных этнических групп обусловлена меньшая предрасположенность к подобным контактам, снижен интерес к собственной этнической идентичности

Современные курсанты в ближайшем будущем вступят в активную социальную и профессиональную жизнь Наличие в структуре самосознания курсантов тенденции к этнической гиперидентичности может приводить к снижению адаптационных возможностей при переходе на новый уровень профессиональной деятельности в ситуации сложных и динамичных условий межэтнических отношений. Формирование межэтнической толерантности, необходимой как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в условиях полиэтнического государства, может способствовать снижению напряженности межэтнических контактов сотрудников правоохранительных органов с представителями других этнических групп.

Проведенное нами исследование подтверждает необходимость формирования этнокультурной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России. Специфика обучения в данных вузах связана с совмещением учебной и служебной деятельности курсантов В этом заключается различие системы подготовки специалистов юридического профиля в гражданских вузах и вузах правоохранительных органов. Часть профессиональных и профессионально-специализированных компетенций курсантов как сотрудников полиции формируется не только в ходе изучения специальных дисциплин (огневая, тактико-специальная подготовка, основы оперативно-служебной деятельности и др ), а в образовательной среде в целом, в том числе в процессе непосредственного включения в профессиональную деятельность (несение нарядов, охрана общественного порядка и т. д. ) 9. Компетентность нельзя сформировать только в стенах учебной аудитории. Необходимо предоставить курсанту возможность применять полученные знания в различных профессиональных ситуациях, требующих от него компетентных действий и оценок, самоанализа приобретаемого опыта.

1 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

2 Селин Б. Н. Концептуальные идеи, закономерности и принципы теоретической модели формирования профессиональной поликультурной компетентности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1(44). С. 37-38.

3 Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3 . С. 35-42.

4 Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологии : учеб . -метод, пособие. М. , 2011. С. 163 .

5 Лебедева Н. М. Социальная психология аккультурация этнических групп : дис д-ра психол наук М , 1997 С 310

6 Додина Р. Р. Этнопсихологическое взаимопринятие русских, татар и чувашей Татарстана : дис. . . . канд. психол. наук. Казань, 2008. С. 144.

7 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учебник для вузов . М. , 2009. 368 с . ; Антилогова Л. Н., Караваев А. Ф. Этническая психология : учеб . пособие. Омск, 2015 . С. 48 .

8 Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М. , 1998. С. 386.

9 Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 128-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.