Научная статья на тему 'Методологические основы поликультурного образования на юге России'

Методологические основы поликультурного образования на юге России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисов Н.Г.

В статье раскрываются современные методологические принципы и подходы к формированию поликультурного пространства средствами образования. Данный опыт представлен в условиях многонационального северокавказского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы поликультурного образования на юге России»

Культура и общество

Н. Г. ДЕНИСОВ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ

В статье раскрываются современные методологические принципы и подходы к формированию поликультурного пространства средствами образования. Данный опыт представлен в условиях многонационального северокавказского региона.

Ключевые слова: культура, поликультурное пространство, поликультурное образование.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков, как отмечено в Концепции национальной политики РФ, стало очевидно, что для многонациональной и поликонфессиональной России этнический и религиозный факторы являются факторами национальной безопасности, а традиционные формы духовности и национальной культуры - основой общероссийской идентичности. Игнорирование государством развития процессов в сфере межнациональных, этноконфессиональных и межкультурных отношений, отсутствие системы их мониторинга и прогнозирования свидетельствуют о стратегической недооценке мировой тенденции усиления социально-политической и социокультурной роли религиозной и этнической традиций.

В условиях глобальной конкуренции неизмеримо возрастает значение миросохраняющей и народосберегающей культурно-образовательной парадигмы, духовное движение которой способствует гуманистическому преобразованию мирового сообщества. Непрерывный процесс культура - знание - творчество, способствующий целостному взаимодействию и обновлению всех сфер жизнедеятельности человека и общества, сфокусирован в современном понимании как инновационный.

Историко-культурные особенности народов евразийского ареала России обусловливают, на наш взгляд, взаимодополняющий двуединый вектор дальнейшего совершенствования образования: инновационный, вбирающий в себя эффективные мировые достижения, и традиционный как исторический опыт творческого развития отечественной системы образования и культуры. Последнему вектору, в свою очередь, предстоит интегрироваться в «вертикаль» стандартов

Болонского соглашения и в то же время повести в мировое образовательное пространство поликультурную «горизонталь» 160 этносов РФ (в том числе около 100 этнических общностей Юга России).

В современных условиях Северный Кавказ испытывает на себе действие надгосударственных технологий глобализации, сопровождающихся искусственным разыгрыванием исламского «синдрома», культурно-информационной агрессией, угрозой геостратегического, ресурсного и территориального передела. Этот регион реально стал перекрестком полярных интересов различных субъектов глобализации, что напрямую затрагивает территориальную целостность России.

Социокультурная ситуация на Юге России осложняется такими проблемами, как низкий производственно-экономический потенциал республик Северного Кавказа (дотации составляют от 70 до 85%), высокий уровень безработицы, падение престижа образования в ряде регионов, рост радикальных националистических настроений, ксенофобии и экстремизма, отток русскоязычного населения из этих республик, сохраняющаяся межнациональная напряженность, территориальные споры, неурегулирование земельных и имущественных отношений.

Как показывают социологические исследования, доля участия молодежи и степень популярности проводимых в молодежной среде образовательных и этнокультурных инициатив остается низкой (табл.).

Данная статистика подтверждает тезис о востребованности современных креативных специалистов социально-культурного профиля, обладающих инновационным мышлением, гуманисти-

Наименование Базовый показатель, %

2006 г. 2007 г.

Степень популярности в молодежной среде образовательных и этнокультурных инициатив - 24

Доля молодежных инновационных этнокультурных проектов - 3

Доля молодежи, привлеченной институтами гражданского общества в сферу этнокультурного развития, в общей численности молодежи (до 24 лет) 2-4 5

Индекс интолерантности молодежи (до 24 лет) 25 22

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008

38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ческим мировоззрением, способных формировать этно- и поликультурную среду нестандартными художественно-эстетическими формами, методами, средствами и технологиями.

На этом фоне актуализируется поликультурный процесс формирования общности российской нации, соизмеримый по своему масштабу, пожалуй, с таким величайшим проектом, как «Москва - третий Рим». Гражданское единение полиэтничной России способно осуществить социальный прорыв в производстве основного капитала жизнедеятельности - человеческого, с которым неизмеримо возрастет экономический капитал, качество жизни и здоровья.

Решение поистине исторической задачи требует целостного, системного подхода к реформированию и реализации государственной политики: национальной, культурной, образовательно-воспитательной, информационно-коммуникационной, в которой каждое направление выполняет свою функцию в едином процессе образования, воспитания, укрепления и развития гражданского общества.

Феномен «российская нация» невозможно декретировать, узаконить или утвердить указом. Укрепление общенационального иммунитета представляет собой развивающийся во времени и пространстве историко-культурный процесс, который ненасильственным путем формирует культурное единство полиэтничного общества, его равноправные социально-экономические стандарты и качество жизни, гражданскую идентичность российской цивилизации как социокультурной общности евразийского ареала.

Процесс формирования российской идентичности опирается на науку, образование, культуру и технологии, способные осуществить целостный переворот в общественном сознании, во всей системе многоуровневого образования, особенно гуманитарного, обеспечив тем самым устойчивое развитие государства и общества. На переднем крае в реализации этой крупномасштабной инновационной задачи находятся вузы культуры и искусств, социально-образовательная функция которых наиболее органично способствует формированию российской идентичности посредством полиэтнокультурного образования.

Данный государственный культурно-образовательный проект соответствует программным выступлениям президента РФ Д. А. Медведева, положениям доклада В. В. Путина «Стратегия развития России до 2020 года», Болонскому соглашению. Он предполагает преодоление противоречий объективного и субъективного характера между полиэтносоциокультурной общностью народов России и инокультурной глобализацией; востребованностью русской языковой культуры, народного искусства и бездуховными тенденциями; толерантной идеологией и проявлениями ксенофобии, религиозной нетерпимости; обособленностью культурно-образовательной деятельности в рамках национально-государственных, национально-территориальных образований и востребованностью в межрегиональных, общероссий-

ских и международных поликультурных связях, экстерриториальном взаимодействии национально-культурных автономий и сообществ; гуманной сущностью социально-образовательной деятельности и деструктивным, антигуманным содержанием многих телерадиопрограмм и печатных изданий; потребностью в множественности и высоком уровне технической оснащенности культурно-образовательной инфраструктуры и отсутствием таковой во многих регионах и т. д.

Важнейшими методологическими условиями поликультурного образования в процессе формирования общероссийской идентичности являются: качество всех уровней общего и профессионального образования, его открытость, ин-новационность, непрерывность, вариативность, целостность, универсальность, гуманность, самодостаточность, доступность, а также информатизация образовательных процессов. Они реализуются с учетом принципов культуросообразности, поликультурности, толерантности и мультикуль-турализма, креативности и культуротворчества, гражданственности и патриотизма.

Осуществление методологических условий, подходов и принципов в процессе формирования полиэтнокультурного образовательного пространства затрудняется целым рядом проблем объективного и субъективного порядка: организационными, кадровыми, материально-техническими, правовыми, финансовыми, учебно-методическими, технологическими, психолого-педагогическими, этносоциальными, ментальными и т. д. Центр этих проблем сконцентрирован в социокультурной группе народов Северного Кавказа, позиционирующейся к полиэтничной общности кавказской цивилизации, входящей по территориальному принципу в состав России. Целостность российской государственности в условиях глобалистского передела мира зависит не только от политического разрешения судеб исторической общности кавказских народов, но и от социокультурного самоопределения северокавказских этносов, от степени притяжения русской многонациональной идеи, русского языка и культуры, смысловое поле которых определяют культурно-образовательные, воспитательные, информационно-коммуникационные субъекты поликультурного пространства.

Данный концепт обостряет актуальность культурно-образовательного процесса, фокусирует культуру как системообразующий фактор российской государственности. В этой связи можно говорить о социальной миссии вузов культуры и искусства и, в частности, Краснодарского государственного университета культуры и искусств как универсального комплекса, формирующего поликультурную и этнохудожественную многоуровневую систему непрерывного профессионального образования посредством подготовки креативных компетентных специалистов, способных обеспечить устойчивое социокультурное развитие Кубани, Северного Кавказа и других регионов России.

Основная цель инновационной стратегии университета - интеграция образования, науки, куль-

туры и искусства в единую полиэтносоциокуль-турную многоуровневую систему непрерывного профессионального образования, обеспечивающую высокий компетентностный уровень подготовки специалистов, способных качественно изменить духовный мир человека, социально-культурную инфраструктуру в стране и регионе.

Как стратегические можно рассматривать следующие направления деятельности университета:

- развитие его как вуза инновационного типа, обеспечивающего за счет разработки, использования и внедрения научно-образовательных и художественно-творческих инновационных технологий опережающее и устойчивое социокультурное развитие Юга России;

- позиционирование вуза как многоуровневого, многопрофильного инновационного научно-образовательного учреждения, в комплекс которого в рамках ассоциации «Северный Кавказ» входят региональные учебные заведения культуры и искусства среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, другие институты, взаимодействующие с ним в едином социокультурном процессе и образующие в каждом субъекте ЮФО учебно-научно-инновационные творческие комплексы;

- создание условий для реализации системной государственной культурно-образовательной стратегии формирования поликультурной и этнохудожественной многоуровневой системы непрерывного профессионального образования (совместно с региональными партнерами Юга России);

- открытость мониторинга, опыта и результатов функционирования данной системы для других полиэтничных территорий России;

- подготовку качественно новых кадров гуманитарного, социокультурного и художественного профиля;

- поддержку традиционной культуры, народного искусства, промыслов и ремесел в многонациональном социуме;

- интеграцию и оптимизацию образовательной, воспитательной, социокультурной, научно-исследовательской и художественно-творческой инновационной деятельности;

- совершенствование непрерывного и открытого образования с широким использованием дистанционных форм обучения, развитие трансграничного образования;

- эффективную деятельность университета на южнороссийском, отечественном и международном рынках социально-культурных, образовательных, научных и художественно-творческих услуг;

- создание современной информационно-технологической среды для студентов, преподавателей и работников университета;

- формирование у молодежи социально востребованных креативных личностных качеств, духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма и гражданской ответственности в профессиональной и общественной деятельности;

- организацию полиэтнокультурного пространства в сквозном метасмысле: качество образования - культурная идентичность - качество жизни и здоровья - профессиональная успешность - воспроизводство кадров.

Образовательная стратегия реализуется в действии инновационной концентрической модели (в отличие от ныне доминирующей линейной модели) полиэтнокультурного и полихудожественного непрерывного профессионального образования, которая включает в себя все ступени профессионального образования, все виды искусств и поликультурных технологий (этнические, полиэтнические, социальные). Концентрическая модель интегрирована в полиэтнокультурный региональный компонент трех основных блоков непрерывного образования - социокультурного, художественного и гуманитарного. В связи с переходом на двухуровневую систему (бакалавриат, магистратура) в университете будут открыты новые специальности и специализации, в том числе и поли-и этнокультурной направленности.

Научно-инновационная деятельность актуализируется посредством разработки новых междисциплинарных научных исследований поликультурной и этнохудожественной направленности в области культурологии, искусствоведения, музыкознания, литературы, лингвистики, фольклористики, этнографии, философии, психологии, педагогики, регионоведения, религиоведения, конфликтологии. Совершенствуется интеграция фундаментальных и прикладных исследований в контексте гармонизации этнических, поликультурных, конфессиональных, межконфессиональных, этносоциальных, политико-правовых, циви-лизационных, государственных и межгосударственных ценностей и отношений.

Таким образом, данная инновационная программа позволит решить вопросы координации деятельности образовательных учреждений всех уровней и органов управления отрасли в формировании единого регионального поликультурного образовательного пространства. Ее осуществление будет способствовать раскрытию не только инновационных возможностей КГУКИ, но и всех субъектов многоуровневой системы профессионального образования Юга России.

N. G. DENISOV. METHODOLOGICAL BASES OF MULTICULTURAL EDUCATION IN THE SOUTH OF RUSSIA

This article deals with modern methodological principles and approaches to the formation of a multicultural environment by means of education. This approach is introduced in conditions of multicultural North-Caucasus region.

Key words: culture, multicultural environment, multicultural education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.