МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Людмила Васильевна КОСОГОРОВА,
кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета народной художественной культуры и дизайна Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема межкультурной интеграции в многонациональной образовательной среде вуза культуры и искусств. Сохраняя и развивая традиционную русскую культуру, ее целостность и культурную самобытность, мы признаем равное достоинство культур разных национальностей, права и свободы в области культуры всех обучающихся в вузе. В статье подчеркивается значимость подготовки кадров, которые будут работать в сфере культуры, будут знать и понимать все многообразие этнокультурной среды, уметь как обеспечить диалог между культурами. Актуально в связи с этим сохранение традиционной, народной культуры, которая формирует базовые моменты и культурную идентичность человека. Этому способствует развитие образования - формирование готовности студента к интеграции в поликультурную среду на основе уважения других культур, языков и религий с учетом сохранения единого образовательного пространства.
Ключевые слова: интеграция, образовательная среда, русская культура, национальность, подготовка кадров, идентичность, поликультурная среда, образовательное пространство.
The author of the article considers the problem of intercultural integration in multicultural educational environment of the University of culture and arts. Preserving and developing the traditional Russian culture, its integrity and cultural identity, as the author writes, we recognize the equal dignity of cultures of different nationalities, rights and freedoms in the field of culture by all students in the University. The article stresses the importance of training of personnel who will work in the sphere of culture will be to know and understand all the diversity of ethnocultural environment, will know how to provide for dialogue between cultures. Relevant in this regard the preservation of traditional folk culture, which forms the basic moments and cultural identity of the person. This, as the author notes, contributes to the development of education is the formation of readiness of students to the integration in a multi-cultural environment, on the basis of respect for other cultures, languages and religions, including the preservation of a single educational space.
Key words: Integration, educational environment, Russian culture, nationality, training, identity, multicultural environment, educational space.
В настоящее время нет государства, которое бы не стремилось сохранять и развивать свою целостность и культурную самобытность.
Изучая культуру разных национальностей (декоративно-прикладное искусство, фольклор, традиции и обряды), мы признаем равное достоинство культур, борясь за их сохранение и развитие.
Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих
культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры (1).
Взаимодействие культур в современных условиях - противоречивый и сложный процесс. Народы, у которых веками складывалась своя психология, свои принципы, не всегда взаимодействуют и готовы к диалогу, сотворчеству, межкультурной интеграции.
Культура - это результат совместной жизнедеятельности, обустройства жизни многих поколений людей, их отношений друг с другом, со средой обитания, миром на основе выработанных веками идеалов, ценностных ориентаций. Конкретные сообщества людей, социумы обеспечивают своеобразие этого опыта, а значит, самобытность самой культуры.
Актуально в связи с этим сохранение традиционной, народной культуры, которая формирует базовые моменты и культурной идентичности человека. ЮНЕСКО отмечает необходимость сохранения традиционной культуры и подчеркивает актуальность постановки вопроса о «ресурсах культуры, «культурном наследии». На сессии ЮНЕСКО в 2001 году была принята декларация о культурном многообразии, где понятие «самобытность» рассматривается в одном ряду с понятиями «суверенитет», «независимость». Но при этом важно подчеркнуть, что в условиях глобализации возрастают и возможности диалога культур, которые должны быть использованы.
В настоящее время на первый план стратегического направления правительство выдвинуло развитие образования - формирование готовности студента к интеграции в поликультурную среду на основе уважения других культур, языков и религий. Чтобы произошло какое-то изменение в его сознании, нужно вовлечь его в культурную среду, а культурная среда России - это прежде всего среда многонациональная при базовом значении русской культуры. Ни один человек не может отрицать основополагающую роль русской культуры, русского языка, но при этом пренебрегать всеми остальными российскими этническими знаниями. Это тоже является разрушением основ социума.
Мы прекрасно понимаем, что речь идет не только о воспитании наших студентов сегодня, речь идет о подготовке кадров, которые будут работать в сфере культуры, будут знать и понимать все многообразие этнокультурной среды, будут знать, как обеспечить диалог между культурами.
Мы считаем, что принципы современной образовательной политики России должны включать следующие составляющие:
-создание условий для развития этнокультурного образования в регионах, включая российское и мировое образовательное пространство;
-включение в содержание образования федеральных и национально-региональных интересов;
- регулирование региональных образовательных программ с учетом сохранения единого образовательного пространства ;
-разработку содержания высшего профессионального образования с учетом тенденций развития современного высшего образования - гуманизации, вариативности, интегративности и т.д.
Основателем и руководителем научной школы факультета народной художественной культуры и дизайна доктором педагогических наук, профессором Т.Я.
Шпикаловой и творческой группой ученых Москвы, Шуи Ивановской обл., Орла, Ханты-Мансийска, Великого Новгорода, Дагестана, Казахстана и др. разработана и внедрена «инновационная модель целостного этнохудожественного образования», в которой народное искусство представлено как часть культуры и является системообразующим и равноправным компонентом обучения и воспитания студентов наравне с другими видами искусства в общеобразовательной школе - вузе с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Творческим коллективом определена образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Данная стратегия определяет следующие образовательные задачи: -глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции с другими культурами;
-формирование у студентов представлений о многообразии национальных культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;
-приобщение к основам мировой культуры, раскрытие объективных причин процесса глобализации, взаимозависимости народов в современных условиях.
Для достижения межкультурной интеграции требуются усилия всех этносов, проживающих на данной территории. Конечной целью является именно появление единого культурного, информационного и образовательного пространства. Но только во взаимодействии, в диалоге проявляются особенности каждой отдельной культуры. На факультете Народной художественной культуры и дизайна была проведена 14 ноября 2013 года студенческая конференция «Межкультурная коммуникация и диалог культур» в рамках III Межкафедральной практико-ориентированной, научно-исследовательской Недели толерантности «Единство в многообразии» (руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Н.Д. Булатова).
На примерах общечеловеческих ценностей, представленных в опыте взаимодействия этнокультур, возможно формирование гуманистического менталитета, воспитание поколений XXI века в духе культуры мира и ненасилия, что создаст дополнительные предпосылки для предотвращения столкновений государств и цивилизаций, укрепляя их сотрудничество и партнерство.
Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Межнациональные противоречия отрицательно сказываются на развитии этнокультурных традиций, приводят к социальной напряженности, влияют на развитие этнических культур в целом.
И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания молодежи. На данный момент на факультете народной художественной культуры и дизайна обучаются студенты 15 национальностей: украинцы, белорусы, татары, коми, буряты, якуты, марийцы, мордва, осетины, таджики, казахи, армяне, дагестанцы, корейцы, сербы.
Мы считаем, что личностный рост и развитие профессиональных качеств будущего специалиста являются результатом интегрированного воздействия образова-
тельного процесса и этнокультурной образовательной среды развивающего типа.
На факультете народной художественной культуры и дизайна создан и функционирует этнокультурный центр, который призван формировать у студентов общность понимания духовных ценностей своего и других народов через ценностную систему взаимопонимания и сотворчества, обеспечивает, с одной стороны, сохранение собственной этнокультурной идентичности, с другой - создает базу для творческого взаимодействия между студентами с разными культурными традициями многонационального народа Российской Федерации.
При разработке модели интеграционного образовательного пространства мы учитывали огромный потенциал этнокультурного центра как важного компонента учебной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской, просветительской и творческой деятельности студентов.
Концепция этнокультурного образования в РФ, разработанная доктором педагогических наук, профессором Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой (2), определила место и роль Этнокультурного центра факультета народной художественной культуры и дизайна в образовательной системе вуза, в процессах его интеграции в общероссийское и мировое образовательное пространство, усилении его роли в учебной, учебно-воспитательной, научной и творческой деятельности студенческого коллектива как центра гуманитарных исследований отрасли культуры и искусств, обеспечивающего плодотворное взаимодействие науки и профессионального образования.
В разработке инновационной модели, как отмечает основатель и руководитель научной школы Т.Я.Шпикалова, «определена ведущая цель - воспитание человека - патриота родной земли, наследующего лучшие традиции народной педагогики, основанные на высоких принципах морали и этики; формирование духовно-нравственных основ личности через духовные и культурные ценности и традиции разных народов; воспитание чувства родства со своим прошлым, чувства своей истории, чувства связи прошлого с грядущим» (3).
Литература
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.09.2013).
2. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в РФ. - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ»; Весть, 2006.
3. Шпикалова Т. Я. Инновационная модель этнохудожественного образования в современной России //Культура как стратегический ресурс России в XXI веке: культура человека и человек культуры: Сб. науч. ст. - М.: МГУКИ, 2013.