ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
^Моделирование интеграционного этнокультурного образовательного пространства как фактор формирования компетентности студентов вузов культуры и искусств
удк 37.01
Л. В. косогорова1, Е. В. Алексеенко2
Московский государственный институт культуры 2орловский государственный университет
статья посвящена специфике подготовки кадров для сферы культуры. определяются принципы современной образовательной политики Госсии; при разработке модели интеграционного образовательного пространства формулируются образовательные задачи; выделяются три направления в содержании стандартов образовательной области «искусство»: концептуальное, структурно-содержательное и организационно-педагогическое, с учётом инновационных методологических подходов в области дидактики, художественной методики; выделяются модули интеграционного образовательного пространства вуза, направленные на обеспечение профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств.
Ключевые слова: модель; культурологический подход, этнокультурная компетентность, инновационные подходы.
L. V. Kosogorova1, E. V. Alekseenko2
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
2Orel State University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Komsoml'skaya str., 95, 302026, Orel, Orel region, Russian Federation
MODELLING OF INTEGRATION OF ETHNO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS OF CULTURE AND ARTS
The article is devoted to training for the cultural sector, the principles of modern to training for the cultural sector, the principles of modern educational policy of Russia. In the development of models of educational space integration educational objectives are formulated. There are three domains in the standards of the educational field "Art": conceptual, structural and organizational-pedagogical, using innovative methodological approaches in the field of didactics, art techniques. Modules of the University educational space integration, aimed at training the university student, of culture and arts are allocated.
Keywords: model; cultural approach; ethnocultural competence; innovative approaches.
1КОСОГОРОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
KOSOGOROVA LUDMILA VASILYEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of theory and history folk art culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
2АЛЕКСЕЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Орловского государственного университета ALEKSEENKO ELENA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of the theory and technique of primary general and music education, Orel State University
e-mail: [email protected], [email protected] ©Косогорова Л. В. Алексеенко Е. В., 2015
Культура — это результат совместной жизнедеятельности, обустройства жизни многих поколений людей, их отношений друг с другом, со средой обитания, миром на основе выработанных веками идеалов, ценностных ори-ентаций. Ни один человек не может отрицать основополагающую роль русской культуры, русского языка, но при этом пренебрегать всеми остальными российскими этническими знаниями, иначе сложившийся социум распадётся. «Мы можем и должны иметь своё лицо, свою самобытность, но мы должны быть ещё и единой нацией, взаимодействуя друг с другом и идя вместе по общероссийскому пути в будущее» [1, с. 465].
Принципы современной образовательной политики России должны включать следующие составляющие: развитие этнокультурного образования в регионах с включением в российское и мировое образовательное пространство; учёт при формировании содержания образовательных программ федеральных и национально-региональных интересов; регулирование региональных образовательных программ в целях сохранения единого образовательного пространства; учёт тенденций развития современного высшего образования — гуманизации, вариативности, инте-гративности и т.д.
при разработке модели интеграционного образовательного пространства мы учитывали огромный потенциал Этнокультурного центра МГИК как важного компонента учебной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской, просветительской и творческой деятельности студентов.
Творческим коллективом кафедры декоративно-прикладного творчества МГИк и представителей регионов (г. Орла, Шуи, Великого Новгорода, Белгорода и др.) определена образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Данная стратегия определяет следующие
образовательные задачи:
• глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции с другими культурами;
• формирование у студентов представлений о многообразии национальных культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;
• приобщение к основам мировой культуры, раскрытие объективных причин процесса глобализации, взаимозависимости народов в современных условиях.
Только во взаимодействии, в диалоге проявляются особенности каждой отдельной культуры. Это подтверждают итоги студенческой конференции «Межкультурная коммуникация и диалог культур», прошедшей в рамках III Межкафедральной практико-ориенти-рованной, научно-исследовательской Недели толерантности «Единство в многообразии». на примерах общечеловеческих ценностей, представленных в опыте взаимодействия эт-нокультур, возможно формирование гуманистического менталитета, воспитания поколений XXI века в духе культуры мира и ненасилия, в сотрудничестве и партнёрстве.
Мы считаем, что личностный рост и развитие профессиональных качеств будущего бакалавра являются результатом интегрированного воздействия образовательного процесса и этнокультурной образовательной среды развивающего типа. Концепция этнокультурного образования определила место и роль Этнокультурного центра МГИК в образовательной системе вуза как центра гуманитарных исследований отрасли культуры и искусств, обеспечивающего плодотворное взаимодействие науки и профессионального образования, усиление его роли в учебной, учебно-воспитательной, научной и творческой деятельности студенческого коллектива. «...Сегодня высшее образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарно-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
го потенциалов, но и важнейшим фактором подготовки его к жизни в новых условиях, решению нестандартных задач. Оно должно способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, между этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а также между суверенными нациями» [2]. В. А. Шаповалов отмечает, что «этнокультурная компетентность предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно: непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей; способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур» [3].
одним из эффективных средств формирования этнокультурной компетентности является проведение конкретных исследований локальных народных культур краёв и областей Российской Федерации с различных точек зрения — исторической, социологической, педагогической, и использование полученного материала в художественно-педагогическом процессе школ, училищ, вузов и т.д. Важность учёта региональных особенностей при формировании образовательных программ подчёркивается введением особой статьи в Федеральный закон РФ «Об образовании», а также национально-регионального компонента в Государственный стандарт высшего профессионального образования. Рассматривая содержание стандартов как систему дидактически и методически оформленного учебного материала, можно выделить три направления: концептуальное, структурно-содержательное и организационно-педагогическое.
Концептуальное направление должно основываться на идее культурологического подхода, а также необходимости установления связей между учебными дисциплинами, которые представляют собой совокупность целенаправленных и последовательных средств художественно-эстетического воздействия.
Сущность этого направления заключается в интеграции дисциплин эстетической, искусствоведческой и культурологической направленности, приобретении профессиональных умений и навыков в художественно-творческой деятельности. к этому направлению относятся также принципы, способствующие обновлению художественно-педагогической подготовки в вузе: научность и историзм в подходе к рассматриваемым искусствам, единство личностного, деятельностного и диалогического подходов в изучении произведений народной художественной культуры.
На процесс формирования модели этноху-дожественного образования Этнокультурного центра МГИК немаловажное влияние оказали учебники, методические пособия, сборники программ, подготовленные коллективом авторов в составе Л. В. Ершовой, Е. В. Алексеенко, Л. В. Косогоровой, Г. А. Поровской, под научной редакцией Т. Я. Шпикаловой и др.
структурно-содержательное направление научно-методического обеспечения, как нам представляется, должно строиться с учётом новых педагогических технологий и систем, которые должны стимулировать индивидуальное развитие студентов, обеспечивать непрерывный творческий рост личности, организацию педагогически целесообразного взаимодействия, сотворчества, формирование интеллектуального потенциала как наивысшей ценности нации. Данное направление включает в себя два блока материалов.
Методический блок должен обеспечивать учебную деятельность студентов по всем необходимым предметам. К нему относятся научно-теоретическая и методическая литература, нормативные документы, учебные планы и программы, организация разных видов, типов контроля деятельности студентов.
В целом такая подготовка может осуществляться в ходе прохождения базовых курсов художественного цикла, которые должны усложняться от курса к курсу и осваиваться на более высоком уровне теоретических обобщений; факультативов, спецкурсов, спецсеминаров и практикумов на альтернативной ос-
нове. процесс подготовки будущих специалистов должен иметь свои особенности и отличаться многоаспектностью.
В современных условиях активного возрождения культуры этносов, развития национального самосознания и углубления взаимосвязи культур осуществлять унифицированную программу художественно-эстетического воспитания, не учитывающую национальные и региональные особенности, невозможно. подготовка квалифицированного специалиста должна включать практическое освоение народных культурных и художественных традиций своего региона, не ограничивая учебно-воспитательный процесс ориентацией на один вид творчества. так, например, преподавание народного искусства мы связываем с изучением художественных ремёсел конкретного региона. Эстетическое познание местных традиций в вышивке, ткачестве, кру-жевоплетении, лепке и их эмоционально-эстетическое восприятие будут способствовать более глубокому представлению студентами связей региональных и национальных школ народного мастерства.
В содержание теоретической части учебных занятий включаются сведения о быте народа, особенностях его труда, ритуалов и обрядов с древности до наших времён. Это даёт представление о материальной и духовной основе возникновения и существования народного искусства, формирует художественно-краеведческие знания. Важно учитывать влияние на педагогический процесс регионально-экологических факторов. Анализируется взаимовлияние этнокультур, рассматриваются примеры наличия элементов культуры одних народов в культуре других, их взаимного нравственно-эстетического обогащения. Благодаря этому у студента углубляется представление о национальном многообразии и целостности культуры родного края. Такой подход в преподавании строится с учётом методологических основ системы художественного образования и воспитания средствами народного и декоративно-прикладного искусства, отражающего диалекти-
ческое взаимодействие единства и многообразия, модель непрерывной художественно-образовательной системы (научная школа доктора педагогических наук, профессора Т. Я. Шпикаловой). Так создаются многообразные педагогические условия для формирования основ эстетической культуры, художественно-творческого и педагогического мышления, в процессе реализации которых могут решаться следующие задачи:
• формирование способности к пониманию исторического развития художественной культуры как диалога культур;
• раскрытие возможностей личности в познании новых способов эстетической, художественной деятельности;
• создание условий для формирования личности педагога как носителя духовных традиций, высокой культуры, нравственности и профессиональной компетентности.
разработаны и введены в практику инновационные подходы в области дидактики, художественной методики образования [4], которые реализуются с учётом методологических подходов.
Культурологический подход обеспечивает интеграцию усвоенных знаний через раскрытие существенных связей социокультурных явлений и процессов, через овладение способами и приёмами культурологического познания, обеспечивающих применение социокультурных знаний в жизненных ситуациях.
Художественно-эстетический подход позволяет соединить процесс этнохудожествен-ного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы искусств.
Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в преподавании традиционной народной культуры. Интегратив-ный подход к этнокультурному образованию предполагает согласованность, непрерывность, преемственность ценностных ориентиров, концептуальных оснований, интегра-тивность содержания образования, образовательных технологий в разных звеньях этно-
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2015 . 3 (65) май-июнь ^
культурной образовательной системы.
Аичностно-ориентированный подход ставит личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего полноценное вхождение в культуру.
Этнорегиональный подход обусловливает возможность органичного включения регионального компонента в содержание вузовского образования.
Экологический подход сохраняет связи человека с родной землёй, с природой как основой художественного творчества.
Деятельностный подход — неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе народных традиций [4, с. 11].
Выделим модули интеграционного образовательного пространства вуза, направленные на обеспечение профессиональной подготов-
ки специалистов: модуль образовательных ресурсов учебно-воспитательного, научно-исследовательского, информационно-просветительского назначения; модуль информационных ресурсов образовательного назначения; организационно-целевой модуль. Они обеспечивают студентам доступ к учебно-методическим, научно-исследовательским и другим ресурсам интеграционного образовательного пространства. Модули ориентированы на достижение следующих целей: эффективное предоставление учебной информации; мониторинг и контроль результатов обучения и уровня достижений.
необходима организация междисциплинарных взаимосвязей дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов, обеспечивающая формирование компетентности личности в профессиональной деятельности.
Примечания
1. Абдулатипов Р. Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). Москва : Научная книга, 2005.
2. Солодухин В. И. Интеграция деятельности социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений: системно-структурный подход : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора педагогических наук : 13.00.05 — Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Солодухин Владимир Иосифович ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2009.
3. Шаповалов В. А. Высшее образование в поликультурном обществе. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2006.
4. Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В. Концепция этнокультурного образования в РФ. Шуя, ШГПУ, 2006.
References
1. Abdulatipov R. G. Rossiiskaya natsiya (etnonatsional'naya i grazhdanskaya identichnost' rossiyan v sovremennykh usloviyakh) [Russian nation (ethnic and civic identity of Russians in modern terms)]. Moscow, Nauchnaya kniga Publ [Scientific book Publ.], 2005.
2. Solodukhin V. I. Integratsiya deyatel'nosti sotsial'no-kul'turnykh institutov v formirovanii spetsialistov etnokul'turnykh ob"edinenii: sistemno-strukturnyi podkhod. Avtoreferat diss. dok. ped. nauk [Integrating socio-cultural institutions in the formation of specialists of ethnocultural associations: a systemic-structural approach. Synopsis dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009.
3. Shapovalov V. A. Vysshee obrazovanie v polikul'turnom obshchestve [Higher education in a multicultural society]. Stavropol, Publishing house of Saratov University, 2006.
4. Shpikalova T. Ya., Baklanova T. I., Ershova L. V. Kontseptsiya etnokul'turnogo obrazovaniya v RF [The Concept of ethno-cultural education in the Russian Federation]. Shuya, 2006.