УДК 378.02
П.П.Терехов
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ
В статье рассматривается роль Казанского государственного университета культуры и искусств в удовлетворении региональных культурно-образовательных потребностей и запросов, в сохранении национально-культурных традиций, в развитии межэтнической культурной коммуникации в вузе.
Ключевые слова: традиции региональной народной художественной культуры, содержание профессионального образования, национально-культурный компонент.
P.P.Terekhov UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS IN THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF TRADITIONS OF FOLK ARTS AND CULTURE IN THE REGION
The article observes the role of the Kazan State University of Culture and Arts in addressing regional cultural and educational needs and requests, maintaining national cultural traditions and in the development of ethnic cultural communication at the university.
Key words: traditions of regional folk art culture, the content of professional education, national and cultural component.
В современном мире все большую значимость приобретает вопрос о сохранении национальной идентичности в эпоху всеобщей глобализации. В то же время в многонациональных государствах актуальной является проблема межэтнической коммуникации для взаимодействия и взаимопонимания людей, снятия межэтнической напряженности, формирования толерантности. В XXI столетии одновременно идут два противоположных процесса - глобализация и интеграция, с одной стороны, и индивидуализация, поиск национальной самобытности, с другой.
Регион Среднего Поволжья в России исторически сложился как многонациональный, и отсюда его этническая и конфессиональная уникальность. На территории региона проживают представители почти всех национальностей, которые есть в России. Это один из регионов страны, в котором сохраняются добрососедские отношения между народами, межконфессиональная стабильность. Сохранение такого положения означает сохранение мира и приумножение культурного богатства, как региона, так и страны в целом. Однако проблема межэтнических отношений актуальна и для региона Среднего Поволжья, и конкретные шаги по решению этой проблемы будут ценными и для остальных регионов России.
Изучая специфику региона Среднего Поволжья, ученые отмечают его поликультурность, поликонфессиональность, полиэтничность, гармоничное взаимопроникновение и взаимообогащение культурных традиций населяющих его народов. И именно с этих позиций строится профессиональное социокультурное образование в Казанском государственном университете культуры и искусств, направленное на удовлетворение региональных культурно-образовательных потребностей и запросов, определение стратегии развития образовательного комплекса региона с учетом федеральной и региональной политики в области культуры и образования.
Современной социокультурной ситуацией востребован специалист, способный сохранять народное творчество, национально-культурные традиции, идеалы духовности, патриотизма, создавать благоприятную культурную среду и развивать социокультурную активность разных групп населения в условиях многонационального региона.
Эти возможности заложены в учебно-воспитательном процессе Казанского государственного университета культуры и искусств, что позволяет студентам получить, в том числе, и этнокультурное образование, совершенствовать свои межкультурные связи.
Знакомство с работами западных ученых позволяет сделать вывод, что межкультурное обучение отличается от других образовательных направлений, прежде всего в том, что необходимые знания и навыки приобретаются преимущественно посредством прямых культурных контактов. Эта мысль находит свое полное подтверждение в организации учебно-воспитательного процесса в вузе культуры и искусств.
Многонациональная культура региона Среднего Поволжья является интегрирующим фактором гуманитарной, профессиональной культурологической и педагогической подготовки будущих специалистов культуры и искусства. Наряду со своими познавательными аспектами несет и активную эмоциональную сторону, воздействующую на гражданские чувства личности,
расширяет возможности нравственного воспитания студентов и формирования их профессиональных качеств как творцов художественной культуры, духовных наставников, педагогов.
Центром подготовки специалистов социокультурной сферы для Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии и других регионов Среднего Поволжья является Казанский государственный университет культуры и искусств. На всех факультетах университета формируются фонды культурологических образовательных инноваций, идет их стимулирование и поддержка, существуют целевые установки по опережающей прогностической модели подготовки специалистов нового поколения с разумным сочетанием традиционных, инновационных, прогностических педагогических технологий, с опорой на идеи поликультурности, непрерывности, преемственности во всех звеньях подготовки.
Широкое включение в содержание образования национально-культурного компонента способствует реализации регионального блока в учебных дисциплинах и обогащению федерального компонента учебного плана. Большое значение в решении задач профессиональной подготовки специалиста имеет установка на интегративный подход в изучении культуры народов Поволжья, который строится на известном студентам национально-региональном художественном материале во всех его видах.
Необходимым требованием в процессе изучения культуры народов Поволжья выступает учет, как национальных особенностей, так и интернациональных устремлений населения региона, что является одним из определяющих факторов стабильности межнациональных отношений. Национальное своеобразие региона учитывается в работе всех кафедр университета. Практикуются приглашение ведущих ученых в области художественной культуры и руководителей национальных художественных коллективов на практические занятия со студентами. В университете регулярно выступают со своими коллективами выпускники университета из региона Поволжья, проводятся творческие отчеты отделений художественных специализаций региональных колледжей культуры и искусств. Курсовые и дипломные работы студентов, репертуар студенческих художественно-творческих коллективов ориентированы на глубокое освоение традиций художественной культуры народов поволжского региона. Таким образом, студенты разных национальностей практически овладевают образцами художественной культуры народов Среднего Поволжья.
Сфера деятельности специалиста культуры и искусства довольно широка. Поэтому, если говорить о межэтнической культурной коммуникации в вузе, то нужно выделить, прежде всего, триединую функциональную подготовку студентов, получающих профессию, которая является:
• профессией, тесно связанной со сферой многонациональной культуры и искусства региона;
• профессией мировоззренческой, связанной с духовным наполнением досуга;
• педагогической профессией.
В изучении народной художественной культуры региона в вузе культуры и искусств мы исходим из специфики специализаций, творческой индивидуальности преподавателей, интересов и потребностей студентов в построении своего индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим учебно-методическое обеспечение содержания обучения ориентируется на профессиональную самореализацию студента в различных видах социокультурного и художественного творчества народов Среднего Поволжья.
Проектируя содержание обучения народному художественному творчеству, мы учитываем следующие факторы:
• учет национальных особенностей в постоянно меняющейся культурно-образовательной ситуации в регионе;
• культурологическую и художественно-творческую направленность образования;
• учет психолого-педагогических особенностей студентов творческого вуза и их индивидуального развития.
Как мы видим, в основе отбора содержательных элементов лежит личностно-деятельностный подход.
Особое место в развитии межэтнической коммуникации специалиста играет искусство, народное художественное творчество. Оно является универсальным средством формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. На всех этапах непрерывного профессионального образования
художественное творчество выступает как особая форма духовно-практической деятельности по освоению богатств культуры народов Среднего Поволжья.
Как мы считаем, разработка теоретических и практических основ изучения народной художественной культуры, их реализация в системе профессионального социокультурного образования будут способствовать развитию профессиональной компетентности специалистов при реализации следующих условий:
• гармоничного сообразования общепедагогических и социокультурных целей в поликультурном образовании;
• органического взаимодействия федерального и национально-регионального компонентов на основе отраслевого художественного компонента содержания образования;
• осуществления сотрудничества с социокультурными, общеобразовательными и культурно-досуговыми учреждениями многонационального региона Среднего Поволжья.
Важной особенностью содержания профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы в многонациональном регионе Поволжья являются понимание ими ценности своей национальной культуры и принятие культуры другого народа, т.е. путь от освоения культуры родного народа к восприятию культуры народов совместного проживания и затем приобщению к мировой культуре.
В содержании образования в университете культуры и искусств в достаточной степени представлен национально-региональный компонент, предусматривающий адаптацию специалиста к различным ценностям в ситуации сосуществования множества разнообразных культур, взаимодействие с людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур.
В основу профессиональной подготовки специалиста культуры и искусства закладывается принцип равноценности всех культур, а региональная направленность находит свое отражение во всех разделах базового содержания программы подготовки.
Как показывает мониторинг социально-культурной сферы региона Среднего Поволжья и образовательного процесса в Казанском государственном университете культуры и искусств, вуз имеет большие возможности для расширения спектра новых специальностей и направлений для региона и наполнения освоенных направлений новым содержанием, что сделает их более привлекательными для будущих абитуриентов и более ценными для социально-культурной сферы региона, в том числе и в сохранении и развитии традиций народной художественной культуры.