34 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (48), 2013
Основные мотивы профессионализации аспирантов
Группа мотивов Типичные ответы
Мотивы саморазвития и самореализации «Осознаю потребность саморазвития...», «Расширение своего восприятия, мировоззрения...», «Продолжить развиваться как личность.», «Развиваться как творческая личность.», «Стремлюсь к самоорганизации.»
Познавательные мотивы «Расширить свой кругозор.», «Развить свое мышление и знания.», «Хочу заниматься наукой.», «Поддержать имеющееся научное направление.», «Получить знания, которые не дают на студенческой скамье.», «Интересна исследовательская работа.»
Профессиональные мотивы «Повысить уровень квалификации.», «Заняться педагогической деятельностью.», «Работать преподавателем.», «Иметь возможность дальнейшего профессионального роста.», «Приобрести дополнительную квалификацию и стать преподавателем.», «Преподавать в вузе.»
Мотивы самоутверждения, повышения социального статуса «Стану на голову выше своих коллег по работе.», «Чувство гордости.», «Хочу доказать родным, что я что-то из себя представляю.», «Продвинуться по служебной лестнице.», «Буду чувствовать себя уверенной.», «Поднять свой профессиональный статус.», «Иметь статус кандидата наук.», «Повышение своего социального статуса.»
Утилитарные мотивы «Позволит не призываться в армию.», «Хочу сохранить рабочее место.», «Возможность повышения заработной платы.»
Иные (маргинальные) мотивы «Была такая возможность.», «Привык к университету.», «Убить свое время.»
Мы считаем оптимальным для аспиранта постепенное преобразование характера его профессиональной направленности из потребностно-мо-тивационного в ценностно-смысловой. Подобную динамику задает потенциальная смыслообразую-щая функция мотивационного компонента [4]. Обучение в аспирантуре становится способом актуализации таких ценностей, как саморазвитие и самоосуществление, социальная помощь, межличностные взаимоотношения, творческое начало. Разработка педагогических технологий подобной трансформации представляется нам актуальной психолого-педагогической задачей
современного профессионального образования.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. С. 113.
2. Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. С. 39, 45.
3. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов: учеб. пособие. М., 1994. С. 27.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. С. 114.
Е. А. ЩУРОВ
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В САМОРАЗВИТИИ КУРСАНТОВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗАХ МВД РОССИИ
Рассматривая основные аспекты проблемы саморазвития курсантов, автор характеризует основные компоненты образовательного процесса в условиях высшей школы МВД России.
Ключевые слова: образовательная система, саморазвитие, самореализация, самосознание.
A. A. PODLESNOV. MOTIVATIONAL COMPONENT OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF A GRADUATE STUDENT'S PERSONALITY
The results of the research of the position of motivational component in the structure of professional orientation and its role in the course of professionalization of the identity of the graduate student from positions of subject and activity methodology are represented in the article.
Key words: professional orientation of a personality, subject and activity approach, motivational component.
В педагогической науке понятия учебно-воспитательная система, педагогическая система и образовательная система не дифференцируются
и обычно употребляются в качестве синонимов. Однако такое отождествление, на наш взгляд, недопустимо: термины имеют разное смысловое на-
№ 1 (48), 2013 "Культурная жизнь Юга России"
полнение, хотя и тесно связаны между собой.
Образовательная система вуза (подсистема и основной компонент педагогической системы) представляет собой совокупность факторов, условий и ресурсов, формирующих личность курсанта как субъекта профессиональной и творческой деятельности. Являясь составной частью педагогической системы, педагогический процесс включает в себя целевой, содержательный, организационный, деятельностный и аналитико-ре-зультативный компоненты [1]. Образовательный процесс по содержанию шире, чем учебно-воспитательный, поскольку подразумевает включение учащихся в научно-исследовательскую и творческую работу, их саморазвитие.
Для уточнения понятия система образования обратимся к определению, данному В. М. Полонским: «Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих единое целое и выполняющих единую функцию. Выделяют материальные (неорганические и живые) и абстрактные системы (понятия, гипотезы, теории)» [2]. Учитываются как сами элементы (части, компоненты), так и связи (отношения) между ними. Главные методологические посылки данной категории, в основе которых лежат идеи целостности, сложной организованности объекта, открытости и динамизма, охарактеризованы и в зарубежных, и в отечественных работах.
К понятию образовательная система обращались Ф. Ф. Королев, В. П. Беспалько, Ю. К. Ба-банский, Г. Н. Александров, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Ф. И. Исаев и др. В последнее время оно вызывает повышенный интерес в связи с внедрением метода системного анализа в область педагогической теории и практики.
В контексте нашего исследования для определения направлений профессионального саморазвития курсантов вузов МВД образовательную систему, базирующуюся на принципах целостности, упорядоченности частей и устойчивости, необходимо понимать не как совокупность множества единиц, каждая из которых подчиняется законам причинно-следственных связей, а как единство отношений отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции [3]. Основными элементами в данном случае являются:
- деятельность обучающего и обучаемого;
- содержание образования и воспитания (как правило, регламентируемое определенными программами),
- средства обучения и воспитания (в самом общем виде - условия обучения и воспитания);
- связи и отношения между названными элементами, которые реализуются в виде методов и приемов обучения и воспитания, а также различных форм общения между субъектами процесса.
При построении образовательной системы, направленной на саморазвитие личности в процессе обучения, следует обратить внимание на взаимодействие с окружением: система образует особое единство со средой [4].
Определяя векторы профессионального саморазвития курсантов в образовательной системе вуза МВД, следует учитывать два органично связанных между собой компонента: цель общества (по В. П. Беспалько - «социальный заказ») и трансформированный социальный заказ. Глобальные цели, заданные обществом, трансформируются - становятся собственными целями образовательных систем, выражающими требования к подготовке кадров. Они выстроены в иерархической последовательности: цели общества (социальный заказ); позиция личности; общие цели функционирования образовательной системы; цели функционирования системы на разных уровнях ее проявления и существования; цели образовательного процесса, протекающего в его элементарных формах (урок, занятие, воспитательный акт, воспитательное мероприятие) [5].
Открытость образовательной системы вуза позволяет использовать широкий спектр форм, средств и методов обучения. Важной характеристикой профессионального саморазвития курсантов вузов МВД является уровневость: развитие каждого элемента ведет к качественному изменению всей системы. Уровневый характер образовательной системы тесно связан с ее динамичностью - постоянным изменением содержания педагогического процесса.
На современном этапе требуется модернизация высшей школы, внедрение инноваций в сфере подготовки кадров, чему способствует появление разнообразных личностно-ориентированных технологий, создание психолого-педагогических условий для нравственного саморазвития. Это особенно актуально в связи с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, а соответственно - с расширением масштабов межкультурных взаимодействий и возрастанием значимости таких факторов, как коммуникабельность и толерантность [6].
Вопросы инноваций в педагогике затронуты в исследованиях П. И. Пидкасистого, А. В. Хуторского, Е. С. Полат и др. П. И. Пидкасистый определяет сущность инновационной направленности педагогической деятельности как взаимодействие субъектов инновационного процесса (исследователей, преподавателей, обучаемых), реализуемое с опорой на научную картину процесса формирования личности [7].
Большинство исследователей говорят о необходимости радикальных изменений в системе образования, которые должны затронуть содержание обучения, его целевую ориентацию. К. К. Ко-лин выделяет три основополагающие цели новой философии образования:
- формирование целостного миропонимания и научного мировоззрения человека будущего;
- распространение научных представлений о тенденциях и закономерностях изменения современного мира, выработка способности прогнозировать дальнейшие события, принимать решения в условиях неопределенности;
- достижение такого уровня духовного и нравственного развития, который мог бы стать основой
"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (48), 2013
безопасности цивилизации в условиях перенаселения, истощения природных ресурсов, появления новых видов оружия массового поражения и опасных технологий [8].
На первый план выдвигается личность с ее жизненно важными интересами - совокупностью потребностей, удовлетворение которых необходимо для существования и самосовершенствования индивида.
Термин саморазвитие трактуется весьма разнообразно в работах К. А. Абульхановой-Слав-ской, Л. И. Анциферова, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьева, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукермана и др. [9]. С точки зрения профессиональной и социальной самореализации понятие рассматривали Н. К. Бакланова, П. Я. Гальперин, Е. А. Красникова и др. [10]. Однако специальные исследования в рамках изучения профессионального саморазвития сотрудника полиции в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе МВД России не проводились.
Саморазвитие личности - это вид субъект-субъектно ориентированной деятельности, направленной на интенсификацию и повышение эффективности таких процессов, как самоопределение, самоуправление, самореализация и самосовершенствование личности. Самость в определенном смысле можно отождествить с понятием личности - центром Я [11]. Будучи «объективным процессом внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения» [12], саморазвитие детерминировано не внешними, а внутренними факторами. При этом трансформируются не только мотивационная, интеллектуальная и эмоциональная сферы, но и самопознание, самоопределение, самосовершенствование, самореализация, самоуправление. Главным механизмом развития и саморазвития является разрешение противоречий [13].
Для профессионального саморазвития курсантов наиболее перспективной нам представляется теория развивающего обучения, основоположниками которой стали Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. О начальном развивающем обучении можно сказать, что его содержание - теоретические знания (в современном философско-логическом понимании), метод - организация совместной учебной деятельности, конечный результат - главные психологические новообразования [14]. В основе обозначенной теории лежит идея о формировании нестандартного мышления: будущие специалисты должны уметь адекватно оценить ситуацию и принимать правильные решения. Это положение и сегодня остается актуальным, особенно с позиции профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Охарактеризованная концепция весьма эффективна, поскольку курсанты 1-го года обучения не имеют серьезного опыта работы, находятся на начальной ступени профессионального роста, у них еще не сформировано устойчивое представ-
ление о соответствующих моделях поведения. В этот период наиболее позитивные результаты дает активная совместная работа с преподавателями: формируется личность, обладающая умением адаптироваться к любым внешним изменениям, навыками саморазвития и самообразования.
В данном контексте цель образования триедина: в профессиональной области это - выработка профессиональной компетентности; в общественной жизни - достижение успешной социализации; в личностной сфере - осознание самоценности, самоидентификация [15].
Саморазвитие направлено на достижение перспективной личностной цели - самореализации. Решение данной задачи у будущих сотрудников полиции, как и других молодых специалистов, связано с определением персональных путей самосовершенствования. Это выражается в стремлении изучить самого себя, свои возможности, в желании соответствовать вызовам сложной современной действительности (владеть знаниями, умениями и навыками, которые позволят стать конкурентоспособным и успешно строить карьеру). Стратегии саморазвития базируются на личностных особенностях и на уже приобретенном профессиональном опыте, который отражается в индивидуальных эффективных моделях поведения.
Современное развитие цивилизации диктует свой ритм решения задач профессионального образования: требует предвосхищать, прогнозировать развитие ситуации и возникающие проблемы. Анализируя опыт прошлого, выявляя лучшие образцы эффективных педагогических моделей, педагоги-исследователи разрабатывают инновационные образовательные системы, которые имеют комплексное теоретическое обоснование и адаптируются к практическим требованиям профессии.
Усовершенствованием отдельных форм обучения невозможно изменить процесс в целом; разрабатывая концепцию профессионального саморазвития курсантов, мы ориентировались на ведущие тенденции педагогики высшей школы, взяв на вооружение системный подход. Первый шаг в выбранном направлении - определение приоритетной цели обучения: развитие и саморазвитие сотрудника полиции.
Концепция профессионального саморазвития курсантов в вузах МВД России на первый план выдвигает вопрос гуманизации: с принятием «Закона о полиции» репрессивные функции сокращаются, повышается роль гуманистической составляющей, основанной на взаимодействии с населением. Это требует разработки новых подходов к самосовершенствованию будущих специалистов, выявления резервных возможностей образовательной системы как фактора самообразования, самосовершенствования и самокоррекции курсантов на пути воспитания профессионально-личностных качеств.
Литература
1. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997; Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
№ 1 (48), 2013
жизнь Юга России" ^^
2. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. С. 160.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
4. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 2. М., 1999.
5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
6. Каташов В. Г., Соломко Л. И., Матушан-ский Г. У. Педагогика высшей школы. Казань, 2002; Валеева Р. А. Гуманистическое воспитание - опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. Казань, 1996; Казанцева Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования. Казань, 1999 и др.
7. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М., 1972.
8. Колин К. К. Философия образования на пороге века: новые приоритеты // Международное сотрудничество. 1999. С. 57-60.
9. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980; Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М., 1981; Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление. М., 1989; Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с челове-
ческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 156-175; Цукерман Г. А., Слободчиков В. И. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1993.№ 4. С. 29-33.
10. Бакланова Н. К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997; Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М., 1979; Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. М., 2007.
11. Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творч. саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004. С. 67.
12. Профессиональная педагогика. М., 1997. С. 506.
13. Андреев В. И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития. Казань, 2002. С. 65.
14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментально-психологических исследований. М., 1986.
15. Беляева А. П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. № 8. С. 3-8; Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30-41.
YE. A. sHcHuROv. ROLE OF THE EDucATIONAL sysTEM
in students' self-development: professional training in higher educational institutions of the ministry of internal affairs (Russia)
Considering the main aspects of the problem of students' self-development, the author of the article characterizes the main components of the educational process in high school of the Ministry of Internal Affairs (Russia). Key words: educational system, self-development, self-actualization, self-consciousness.
Н. Р. ТУРАВЕЦ, Е. Н. ЩЕГОЛИХИН
информационно-образовательные технологии и
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАцИЯ КУРСАНТОВ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Статья посвящена внедрению информационно-образовательных технологий в образовательную среду вузов военных специальностей.
Ключевые слова: электронное программное обеспечение, структура, функции, виды образовательных технологий.
В число приоритетных направлений модернизации образования России входит создание условий для повышения качества профессиональной самореализации обучаемых, оптимизация методов обучения с активным использованием информационно-образовательных технологий и мультимедиа [1].
Технологию трактуют как совокупность методов обработки, изготовления, измерения состояния, свойств и форм; как науку, исследующую эти методы; как часть общего производственного процесса; как способ постадиального воплощения в жизнь той или иной идеи, замысла [2]. Первона-
чально данный термин определял способ повышения эффективности учебного процесса как формы внедрения в педагогику системного способа мышления. Отечественные ученые (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, А. Я. Савельев, И. С. Якиманская и др.) достаточно подробно рассматривали научно-теоретические основы, классификацию образовательных технологий, терминологии, вопрос о технологичности образовательного процесса в вузах, проблемы введения новых образовательных технологий, содержательную сторону технологий обучения.