Скрипкина Алина Вячеславовна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств
Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612583360)
Профессиональное саморазвитие
личности курсанта в условиях модернизации высшего образования
В статье рассматриваются вопросы профессионального саморазвития личности курсанта в условиях модернизации высшего образования.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, самореализация, системность, личностно-ориентированная направленность, компетентность, личность курсанта.
A.V. Skripkina, Doctor of Pedagogics, Assistant Professor, Professor of a Chair of Pedagogics and Psychology of the Krasnodar State University of Culture and Arts;
E.A. Shchurov, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583360.
Professional self-development identity of cadet in the modernization of higher education
In the article questions of professional self-development of the identity of the cadet in the conditions of modernization of the higher education are considered.
Key words: professional self-development, self-realization, systemacity, personal focused orientation, competence, identity of cadet.
За последние годы в системе российского образования произошли серьезные изменения, направленные на ее модернизацию, вхождение в Болонский процесс, в рамках которого инициируется масштабная интернационализация высшего профессионального образования. При этом возрастает внимание к проблеме качества высшего профессионального образования как ключевому фактору успешности социально-экономических и политических преобразований любого государства: возникают новые социальные требования к самой системе образования, которые на первый план выдвигают требования эффективности подготовки профессиональных кадров, необходимость обеспечить соответствие целей и результатов образования современным социальным ожиданиям.
В исследованиях, посвященных проблемам отечественного образования, модернизацию рассматривают как «масштабную программу государства, осуществляемую при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни» [1]. Одним из векторов становятся интеграционные процессы, направленные на создание единых культурно-образовательных пространств, различных видов образования, интеграцию в образование науки и культуры. В настоящее время в системе высшего образования открываются большие возможности и перспективы для интеграции в европейскую и мировую образовательную систему. Центральная зада-
335
ча модернизации образования заключается в том, чтобы обеспечить конкурентное качество на основе выстраивания эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением. При этом следует осознавать фундаментальную задачу модернизации: образование становится не только важнейшей социальной сферой, но и важнейшей экономической отраслью. В современных условиях мирового развития главной движущей силой любого производства являются знания, информация и инновационные научные разработки, а наиболее ценными качествами специалистов -уровень образования, профессионализм, обучаемость, профессиональное самосовершенствование и саморазвитие.
Новые взгляды на роль человека в обществе обусловливают необходимость подготовки квалифицированного специалиста, не только владеющего профессиональными навыками деятельности и общения в информационной среде, но и способного к творческому саморазвитию и самосовершенствованию, умеющего грамотно, на высоком профессиональном уровне принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям профессиональной деятельности в условиях современной рыночной экономики.
Стратегической миссией вузов сегодня является подготовка конкурентоспособной саморазвивающейся личности, ориентированной на саморазвитие, самосовершенствование на протяжении всей профессиональной деятельности. Доминирование антропоцентризма проявляется в реализации принципов саморазвития курсантов вузов МВД России, в их личной инициативе на профессиональный рост. В этом контексте приоритетным становится создание соответствующей практико-ориентированной среды образования, которая не только предоставила бы условия для развития, но и обеспечивала бы поддержку изменений в системе высшего учебного заведения.
Одним из важнейших направлений модернизации вузов МВД России является постоянное совершенствование профессионального мастерства и личностных качеств сотрудников полиции, ориентированных на постоянное саморазвитие, которое является системообразующим для всего комплекса профессиональных качеств. Следует констатировать, что на практике наблюдается целый ряд негативных тенденций теоретико-методологического и психолого-педагогического характера, связанных с объективной необходимостью поиска новых путей, условий и средств професси-
онального саморазвития сотрудников полиции в практико-ориентированной подготовке в вузах МВД России.
Потребность в постоянном профессиональном саморазвитии сотрудников полиции обусловливает постановку соответствующих задач «Я-концепции»: необходимо осуществлять данный процесс посредством модернизации образовательной среды ведомственных вузов. Решение этой задачи становится конструктивным фактором и необходимым условием не только повышения эффективности функционирования системы высшего образования, обеспечивающей подготовку сотрудников полиции, но и успешного осуществления всей намеченной модернизации системы подготовки и повышения квалификации сотрудников системы МВД, определяющей социально-политическую стабильность страны.
Анализ практики правоохранительной деятельности свидетельствует о том, что модернизация системы МВД связана с проблемами личностного совершенствования и саморазвития сотрудника полиции: граждане России ожидают от правоохранительных органов эффективной борьбы с преступностью; работа органов внутренних дел должна отвечать новой ситуации. Сегодня сотрудники полиции должны более активно использовать все самые современные средства, поддерживать высокий уровень дисциплины, заботиться о своей профессиональной подготовке, стремиться к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию.
Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов МВД России связана с учетом сложившейся ситуации, целей и задач, стоящих перед Министерством внутренних дел на современном этапе. Ориентация на новые парадигмы образования (практико-ори-ентированная, личностно-ориентированная и др.) предъявляет новые требования к характеру и содержанию педагогической деятельности в условиях компетентностной направленности вуза. Процессы модернизации в сфере образования обусловлены проблемами в структурном и сущностном изменении содержания образования, его целей, приоритетов реформирования, проблемами развития, которые определяются общекультурным и общесоциальным контекстом, изменившимся в последние десятилетия как внутри страны, так и в мире.
Высшее образование ориентировано на запросы современного общества, которое характеризуется следующими чертами [2]: преобладание инноваций над традицией; светский
336
характер социальной жизни; поступательное (нециклическое) развитие; выделенная персо-нальность; преимущественная ориентации на инструментальные ценности; демократическая система власти; наличие отложенного спроса, т.е. способности производить в материальной сфере не ради насущных потребностей, а ради будущего; индустриальный характер; массовое образование; активный деятельный психологический склад; предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация); преобладание универсального над локальным и др.
Необходимость преобразований как ведомственной системы профессиональной подготовки, так и всей отечественной образовательной системы в целом отражает общенациональные интересы в сфере образования и основывается на общих тенденциях мирового развития. Следовательно, основное требование к модернизации системы высшего образования - переход к гуманистическому обществу. Проведенный анализ нормативных документов в области образования свидетельствует о несоответствии современной системы профессиональной подготовки специалистов МВД России, ориентированной на саморазвитие. Задача усложняется требованиями к профессиональным качествам сотрудника полиции, что требует от образования обновления его содержания и разработки качественно новых педагогических практико-ориентированных технологий, создания профессиональной среды подготовки специалиста, ориентированной на развитие личности. Следовательно, изменения должны затронуть не только саму систему ведомственного образования, методологию и технологию образовательного процесса, но, главным образом, цели образования, его стратегическую ориентацию. Среди проблем, затрагивающих профессиональное саморазвитие курсантов в процессе практико-ориен-тированной подготовки в вузах МВД России, главнейшими выступают образовательно-рефлексивная среда учебного заведения и системная организация практико-ориентированной подготовки, направленные на формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций, профессиональную мотивацию, готовность к самообразованию, информационную грамотность и развитие профессионально значимых личностных качеств.
Категория «среда» является объектом исследования представителей разных наук (философов, социологов, психологов, педагогов), которые стремятся к выяснению созидатель-
ного потенциала среды и ее влияния на становление и развитие личности обучающегося. Процесс профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в условиях модернизации определяется множеством внешних средовых факторов, влияние которых будет тем более значительным и эффективным, если внешние условия профессионального саморазвития будут особым образом организованы, будет осуществляться постоянный мониторинг и контроль процесса саморазвития. Всю совокупность таких организованных форм внешних воздействий можно представить в виде их многоуровневой структуры.
Существует классификация уровней организованного влияния среды на личность: социетарное, институциональное, интерперсональное и интраперсональное [3, с. 16]. Организация внешних условий профессионального саморазвития на социетарном уровне определяется общегосударственной социальной политикой и стратегией подготовки профессиональных кадров, системой общих и специальных требований со стороны профессий, их социальной значимостью и персонифицированной привлекательностью, всеми реальными аспектами профессиональной деятельности и условиями ее протекания. В качестве специально организованных условий, институциональных форм организации профессионального саморазвития на этапе профессиональной подготовки выступает процесс обучения в вузе. В рамках институциональных форм организации профессиональной подготовки относительно самостоятельную роль играют педагогические технологии как способы организации деятельности, направленной на профессиональное саморазвитие. Вся система внешних влияний осуществляется в таких организационных формах, которые способствуют переходу человека в субъектную позицию. При этом сам курсант становится организатором собственной деятельности и развития, в том числе и профессионального.
В условиях модернизации современной системы образования главной целью является необходимость перевода курсанта из объекта подготовки в субъекта процесса профессионального саморазвития. Переход к саморазвитию (интраперсональный уровень) способствует организации курсантом собственной деятельности. Это предопределяет формирование у него готовности к самостоятельному осуществлению избранной профессиональной деятельности, самоуправлению собственным развитием.
337
История изучения роли и значения среды как существующей реальности, оказывающей влияние на личность обучающегося, постоянно находится в поле зрения отечественных ученых. Еще К.Д. Ушинский считал, что для воспитания и развития важно знать человека «каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем величии», надо знать «человека в семействе, среди народа, среди человечества... во всех возрастах, во всех классах...» [4]. В 20-е гг. прошлого столетия в России складывается целое научное направление - «педагогика среды», у истоков которого стояли педагоги и психологи Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, М.С. Иорданский, А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин и многие другие [5]. В своих работах они рассматривали воздействие окружающей среды на личность обучающегося, управление этим влиянием.
Ряд ученых [6, с. 84] считали, что необходимо приспосабливаться в процессе обучения к той или иной среде. При этом обучающиеся в меру своих сил и способностей должны сами организовывать среду и влиять на нее. В контексте среды должна рассматриваться личность в единстве многоаспектных характеристик, учитывая, что среда представляет собой единую систему воздействия на обучающихся. В исследованиях представлен анализ среды, ее влияния на становление и развитие личности в контексте внешних факторов. Идея влияния специально организованной среды на педагогический процесс была развита и реализована в образовательной практике A.C. Макаренко [7], уделявшего внимание как объективным, так и субъективным характеристикам среды.
В середине XX в. интерес к проблемам образовательной среды возобновляется (В.А. Ка-раковский, А.Т. Куракина, А.Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, В.А. Сухомлинский и др.), становится объектом целостного системного анализа. Изучаются и исследуются «учебная среда», «внешкольная среда ученического коллектива», «домашняя среда», «среда социально-педагогического комплекса» и др. [8]. А.Н. Леонтьев отмечает, что среда существует только по отношению к определенному субъекту и становится средой, лишь вступая в деятельность субъекта. Ученый пишет, что «...отношение человека к среде определяется всякий раз не средой и не абстрактными свойствами его деятельности, уровнем ее развития... Ясно, что и субъект вне его деятельности по отношения к действительности, к его "среде" есть такая же абстракция, как и среда вне отношения ее к субъекту» [9, с. 165].
Идеей педагогики среды является положение о том, что человек, взаимодействуя со средой, не только адаптируется к ней, но и по мере возможности, организует среду, проявляя адаптирующую активность [10]. В.А. Якунин отмечает, что наиболее обобщенной формой отношения к профессии является профессиональная направленность сферы [11]. Профессиональная направленность определяется также как интерес к профессии и склонность заниматься ею и включает в себя представление о цели, мотивы, побуждающие к деятельности, эмоциональное отношение к этой деятельности, удовлетворенность ею [12]. В работах определены свойства профессиональной направленности: объектность, специфичность, обобщенность, валентность, удовлетворенность, сопротивляемость, устойчивость и др. Важной составляющей процесса становления образовательной среды является деятельность индивида, где каждый творит собственное образовательное пространство вхождения в культуру сообразно своим индивидуальным особенностям. Отмечается, что «не все то, что окружает человека, является действительной средой его развития. Влияют на этот процесс только те условия, с которыми он вступает в ту или иную действенную связь. Среда воздействует на развитие индивида через его деятельность» [13, с. 50]. В условиях модернизации системы подготовки кадров необходимо учитывать, что особенности профессионального саморазвития курсантов в образовательной среде определяются характером профессиональной деятельности, что согласуется с психологическим принципом деятельностного опосредования, который был раскрыт в работах В.В. Давыдова [14], А.Н. Леонтьева [9].
Таким образом, в условиях модернизации подготовки сотрудников полиции, ориентированной на профессиональное саморазвитие, мы рассматриваем образовательную среду как фактор, условие, средство формирования личности на основе реализации методов моделирования и проектирования. Профессионально направленная образовательная среда является таким окружением субъекта, в котором создаются условия для формирования личности и ее саморазвития. Профессиональная направленность как обобщенная форма отношения к профессии складывается из частных, локальных оценок субъектом степени личностной значимости различных аспектов, таких как возможность работать с людьми, соответствие профессии способностям и характеру, заработная плата, конкурентоспособность, возможность карьерно-
338
го роста и т.п. По мере подготовки и освоения профессиональной деятельности представления о разных ее сторонах изменяются, при этом важно, чтобы общее отношение курсантов
1. Лебедев О.Е. Управление качеством образования: сб. метод. материалов. М., 2007.
2. Капитонов Э.А. Корпоративная культура. Стратегическое направление развития социально-трудовых отношений. Ростов н/Д, 2006.
3. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие. СПб., 1992.
4. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1948-1952. Т. 8.
5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. 2-е изд., пе-рераб. М., 1981.
6. Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. М., 1980. Т. 1, 2.
7. Макаренко А.С. О воспитании / сост. и авт. вступ. ст. В. С. Хелемендик. М., 1988.
8. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Тр. кафедры педагогики, истории образования и пед. антропологии ун-та РАО. 2001. № 3. С. 28-48.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
10. Назарова О.Л. Управление качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже. Челябинск, 2003.
11. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе: учеб. пособие. Л., 1991.
12. Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.,
1993.
13. Коджаспирова Г.М. Сущность профессионального самообразования // Профессиональное творчество педагога: материалы науч.-практ. конф., 20-21 окт. 1994 г. М.,
1994. С. 125-130.
14. Давыдов В. В. Научно-исследовательская деятельность Российской академии образования // Педагогика. 1998. С. 3-11.
к профессии как к конечной цели обучения наполнялось смыслом относительно профессиональных целей практико-ориентированной подготовки в качестве средств их достижения.
1. Lebedev O.E. Quality management education: coll. of methodical materials. Moscow, 2007.
2. Kapitonov E.A. Corporate culture. Strategic direction for the development of social and labor relations. Rostov-on-Don, 2006.
3. Ginetsinsky V.I. Foundations of theoretical pedagogy: study aid. St. Petersburg, 1992.
4. Ushinsky K.D. Coll. works: in 11 vol. Moscow; Leningrad, 1948-1952. Vol. 8.
5. Readings on the history of foreign pedagogy / comp. A.I. Piskunov. 2nd ed., rev. Moscow, 1981.
6. Shatsky S.T. Sel. pedagogical works. Moscow, 1980. Vol. 1, 2.
7. Makarenko A.S. On education / comp. and entered art. by VS. Helemendik. Moscow, 1988.
8. Bim-Bad B.M. Training and education through direct environment: theory and practice // Proc. of the chair of pedagogics, history of education and educational anthropology of the University of RAE. 2001. № 3. P. 28-48.
9. Leontiev A.N. Activities. Consciousness. Personality. Moscow, 1975.
10. Nazarova O.L. Quality control of the educational process in vocational teacher training college. Chelyabinsk, 2003.
11. Yakunin V.A. Modern methods of teaching in higher education: study aid. Leningrad, 1991.
12. Kuzmina N.V., Rean A.A. Professionalism of teaching activity. St. Petersburg, 1993.
13. Kodzhaspirova G.M. The essence of professional self-education // Professional creativity teacher: proc. of sci.-pract. conf., Oct. 20-21, 1994. Moscow, 1994. P. 125-130.
14. Davydov V.V. Research activities of the Russian Academy of Education // Pedagogics. 1998. P. 3-11.
339