Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612583181)
Концептуальные основания профессионального саморазвития
личности курсантов в процессе практико-ориентированной
подготовки в вузе
В статье рассматриваются методологические подходы к решению проблемы саморазвития курсантов в условиях высшей школы МВД России.
Ключевые слова: саморазвитие, самореализация, системность, личностно-ориентированная направленность, компетентность, контекстность.
E.A. Schurov, Master of Law, Assistant Professor of of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583181.
The conceptual bases of professional self-development of the identity of cadets in the course of the praktical-focused preparation in higher education institution
In article methodological approaches to a solution of the problem of self-development of cadets in the conditions of the higher school of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered.
Key words: self-development, self-realization, systemacity, personal the focused orientation, competence, a context.
Стратегическое развитие России требует превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания конкурентоспособной личности. Фокус педагогической действительности сместился в сторону сущностного понимания личности курсанта, что проявляется в признании его активности, творческих способностей, инициативности, коммуникабельности, свободы выбора, уникальности и готовности к самоизменению с учетом необходимости быстрого реагирования на изменения внешней среды жизнедеятельности. Реализовать перспективы личностного саморазвития сотрудника полиции призвана система обучения в вузе МВД России, ориентированная на органичное сочетание высокого профессионализма, социальной зрелости и стремления к постоянному саморазвитию.
Мировым тенденциям формирования глобального инновационного общества посредством интеграции треугольника «образование, исследования и инновации», представленной в «Московской декларации» и материалах саммита «Группы восьми» (Санкт-Петербург, 2006 г.), созвучен масштабный российский Национальный проект «Образование». Радикальная переоценка высшего образования придает ему статус важнейшего стратегического ресурса, приоритеты государства выводятся, исходя из направ-
ленности и эффективности образовательных стратегий. В данном контексте необходимой стратегией развития высшей школы становится поиск новой образовательной парадигмы, обеспечивающей выход из кризиса, успешность цивилизационных статусных продвижений страны. Практико-ориентированная концепция Болонской модели строится на компе-тентностной парадигме, преференции которой состоят в центрированной на студенте системе обучения; результатоцентризме; критериях, стандартах и принципах совершенствования качества образования. Универсальной базой, в соответствии с которой регулируются внутриведомственные и общегражданские отношения всех сотрудников полиции, является Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [1]. Одним из принципов, положенных в основу настоящего Кодекса, является принцип саморазвития сотрудника полиции в процессе осуществления им своих профессиональных полномочий.
Образование в вузах МВД России на современном этапе [4] рассматривается как система формирования просвещенной, интеллигентной, благородной, духовно свободной личности в лучших проявлениях своей индивидуальности. Основные концепции развития индивиду-
301
альности в исследованиях, посвященных подготовке кадров в системе МВД России, основаны на антропоцентризме и аксиологических принципах, философии воспитания средствами духовных ценностей.
Учебные заведения МВД России функционируют по принципам, имеющим четко структурированную систему с рядом особенностей. Курсанты с первых дней пребывания в учебном заведении считаются сотрудниками полиции, их учебная и служебная деятельность строго регламентирована законами, приказами, инструкциями, распоряжениями, распорядком дня. Образовательный процесс, основанный на системном, личностно-ориентированном, компе-тентностном и контекстном подходах, направлен на достижение учебно-педагогического эффективного взаимодействия. Цель данного взаимодействия: содействовать профессиональному саморазвитию курсантов и достижению ими высокого уровня личностных и профессиональных качеств; способствовать самореализации курсантов в социально приемлемых проявлениях.
Для определения векторов профессионального саморазвития курсантов остановимся подробнее на указанных основополагающих методологических подходах. Большой вклад в развитие системного подхода внесли А.Н. Аверьянов [2], В.Г. Афанасьев [3], И.В. Блауберг [5], В.Н. Садовский [16], А.И. Уемов [17], Э.Г. Юдин [20] и др. Указанные исследователи отмечают, что «системный подход исходит из того, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между определенными элементами и имеет своей целью выявление механизма «жизни», то есть функционирования и развития объекта в его внутренних и внешних (касающихся его взаимоотношений со средой) характеристиках» [7, с. 37]. Основным понятием системного подхода является «система», которая определяется как:
целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах [3, с. 18];
целостный комплекс взаимосвязанных элементов; система образует особое единство со средой [3, с. 37];
исследуемая система обычно является системой более высокого порядка по отношению к своим составляющим, которые, в свою очередь, являются системами более низкого порядка» [6, с. 39-53].
При профессиональном саморазвитии курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе на основе системного подхода учтено, что при моделировании необходимо выделять следующие аспекты: морфологиче-
ский (определяющий содержание компонентов, из которых образована система); структурный (раскрывающий внутреннюю организацию системы и способы взаимодействия образующих ее компонентов); функциональный (показывающий какие функции выполняет система и образующие ее компоненты); генетический (отвечающий на вопрос, каким образом возникла система, какие этапы она прошла, каковы перспективы ее дальнейшего развития).
Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе учитывает личностно-ориентированный подход (Б.Ф. Ломов [13]; К.К. Платонов [15]; И.С. Якиманская [21] и др.). Данный подход разрабатывался как субъектно-ориентированная парадигма организации и управления учебной деятельностью. Суть данного подхода заключается в том, чтобы способствовать профессиональному росту каждого человека. Применительно к нашему исследованию он учитывает, что в центре обучения находятся мотивы, цели, неповторимый психический склад каждого курсанта, на основе которых преподаватель определяет задачи подготовки сотрудника полиции, направляет и корректирует развивающий аспект образования. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в процессе преподавания максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические и иные особенности личности. Профессиональные требования к личности специалиста, системе его профессионального развития определяются содержанием и особенностями деятельности. Отметим, что личностно-ориентированный подход указывает на то, что процесс профессионального саморазвития, определяется неустойчивостью, нелинейностью и вариативностью. Индивидуальность внутренних свойств курсантов обусловливает нелинейность в развитии целостного образовательного процесса, что требует постоянного мониторинга и корректировки процесса профессионального саморазвития.
Личностно-ориентированный подход в образовании определяется направленностью на сохранение уникальности личности в осуществлении отношений с окружающими. Данное положение находит свое отражение в рамках образовательного процесса, в котором личное как проявление совокупности индивидуального и личностного взаимодействует с окружающими. Сотрудники полиции являются представителями профессии, основанной на взаимодействии с окружающими. При этом проявление личного должно соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к данной категории специалистов, так как сотрудник полиции является представителем власти, должностным лицом, призванным об-
302
ладать соответствующими своей профессии личностными качествами, профессиональными компетенциями.
В контексте Болонского процесса значимым в подготовке сотрудников полиции является компетентностный подход. В настоящее время компетентностный подход широко представлен в работах многих ученых (В.А. Болотов [8], Э.Ф. Зеер [11], И .А. Зимняя [12], А.В. Хуторской [18], В.Я. Шадриков [19] и др.). Компетентностный подход актуализирует внимание на содержании образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных социальных ситуациях [20, с.13].
Большинство исследователей считают необходимым формирование знаний и умений специалистов доводить до устойчивых способов действий (компетенций), обеспечивая в комплексе со способностями и профессионально значимыми качествами личности постоянную готовность к выполнению деятельности.
В контексте профессионального саморазвития курсантов важнейшие компетенции включают такие характеристики, как готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект), владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект), опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (операциональный аспект).
При реализации концепции профессионального саморазвития курсантов в процессе прак-тико-ориентированной подготовки важным представляется контекстный подход (A.A. Вербицкий [9], Л.С. Выготский [10], A.M. Матюшкин [14] и др.), который предполагает создание условий для трансформации учебно-познавательной деятельности в квазипрофессиональную. Необходимо учитывать, что контекстный подход в профессиональном саморазвитии курсантов -это подчинение содержания и логики исключительно интересам будущей профессии, в результате чего формирование качеств личности сотрудника полиции приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности. Основной характеристикой обучения контекстного типа является моделирование как предметного содержания будущей профессиональной деятельно-
сти, обеспечивающего профессиональную компетентность специалиста, так и социального содержания, обеспечивающего способность работать в коллективе, быть организатором производства.
В контекстном обучении основной единицей работы курсанта и преподавателя становится не сама информация, а ситуация во всей своей предметной и социальной неопределенности и противоречивости. Система проблемных ситуаций позволяет развернуть диалектически противоречивое содержание подготовки в динамике и тем самым обеспечить объективные предпосылки формирования теоретического и практического профессионального мышления. Содержанием контекстного обучения выступает не только предметная сторона будущей профессиональной деятельности, заданная с помощью системы учебных задач, моделей и ситуаций, но и ее социальная сторона, воспроизводимая различными формами совместной деятельности и общения. Курсанты усваивают предметное содержание обучения (знания, умения, навыки, опыт профессиональной деятельности) и занимают определенную позицию в системе взаимодействия участников образовательного процесса, следуют принятым нормам социальных отношений и действий в той мере, в какой они проявляют активность.
Построение практико-ориентированной подготовки на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности курсантов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих специалистов.
Таким образом, методологические подходы к проблеме профессионального саморазвития личности курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе основаны на интенсивном развитии современного общества как новой формы и стадии развития человечества, в котором саморазвитие личности приобретает все большую значимость, обусловливает необходимость создания современной образовательной среды как пространственно-временной организации объективного мира, обеспечивающей разнообразные возможности для всестороннего совершенствования личности.
1. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской: приказ МВД России от 24 дек. 2008 г. № 1138 // СПС «Консультант-Плюс».
2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 1985.
1. About the adoption of the Code of professional ethics of the employee of law-enforcement bodies Russian: the order of the Ministry of the Interior of Russia from Dec. 24, 2008. № 1138 //HLS «ConsultantPlus».
2. Averyanov A.N. System knowledge of the world: Methodological problems. M., 1985.
303
3. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
4. Баскаков C.B. Основные направления и особенности учебно-воспитательного процесса учебных заведений МВД России // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2006. № 2.
5. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.
6. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1987. № 8.
7. Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компе-тентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
9. Вербицкий A.A. Контекстное обучение: теория и технологии // Новые методы и средства обучения. 2011. № 2 (16).
10. Выготский Л. С. Избр. психолог. исследования. М., 1956.
11. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3 (33).
12. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование. 2003. № 5.
13. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
14. Матюшкин A.M. Психологические основы готовности к самообразованию // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР: материалы 1 Всесоюзной конференции. М., 1981.
15. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
16. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
17. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.
18. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5.
19. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.
20. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М., 1978.
21. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
3. Afanasyev V.G. Society: systemacity, knowledge and management. M., 1981.
4. Baskakov C.B. Main directions and features of teaching and educational process of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia // Bulletin Voronezh. of the Ministry of the Interior of Russia. 2006. № 2.
5. Blauberg I.V., Sadovsky V.N., Yudin E.G. System approach: preconditions, problems, difficulties. M, 1969.
6. Blauberg I.V., Sadovsky V.N., Yudin E.G. Philosophical principle of systemacity and system approach // Philosophy questions. 1987. № 8.
7. Blauberg I.V.,Yudin E.G. Formation and essence of system approach. M., 1973.
8. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competence-based model: from idea to an educational program // Pedagogics. 2003. № 10.
9. Verbitsky A.A. Contextual training: theory and technologies // New methods and tutorials. 2011. № 2 (16).
10. Vygotsky L.S. Elect. psychologist. researches. M., 1956.
11. Zeer E.F. Competence-based approach to education // Science and education. 2005. № 3(33).
12. Zimnjaa I.A. Key competences - a new paradigm of result of modern education // Higher education. 2003. № 5.
13. Lomov B.F. Communication and social regulation of behaviorof the individual: Psychological problems of social regulation of behavior. M., 1976.
14. Matyushkin A.M. Psychological bases of readiness for self-education // Problems of continuous education in modern conditions of social progress and a scientific and technological revolution: materials of the 1st All-Union conference. M., 1981.
15. Platonov K.K. Structure and development of the personality. M., 1986.
16. Sadovsky V.N. Bases of the general theory of systems. M., 1974.
17. Uyemov A.I. System approach and general theory of systems. M., 1978.
18. Hytorsky A. Key competences. Technology of designing // National education. 2003. № 5.
19. Shadrikov V.D. New model of the expert // Higher education today. 2004. № 8.
20. Yudin E.G. System approach and principle of activity: Methodological problems of modern science / Academy of Sciences of the USSR, In-t of natural sciences and equipment history. M., 1978.
21. Yakimansky I.S. Tekhnology personal the focused education. M., 2000.
304