Научная статья на тему 'Использование информационно-образовательных технологий профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе практико-ориентированной подготовки'

Использование информационно-образовательных технологий профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе практико-ориентированной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL IT / VOCATIONAL SELF-DEVELOPMENT / PRACTICE ORIENTED TRAINING / TECHNOLOGY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щуров Е. А.

Статья посвящается рассмотрению вопросов использования информационно-образовательных технологий профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе практико-ориентированной подготовки. Ключевые слова: технология; информационно-образовательные технологии; профессиональное саморазвитие; практико-ориентированная подготовка; технология обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щуров Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of educational IT of vocational self-development of police students of Russia’s MIA institutes of higher education during practice oriented training

The article is devoted to the investigation of problems of application of educational IT of vocational self-development of police students of Russia’s MIA institutes of higher education during practice oriented training.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-образовательных технологий профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе практико-ориентированной подготовки»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОдГОТОВКИ

APPLICATION OF EDUCATIONAL IT OF VOCATIONAL SELF-DEVELOPMENT OF POLICE STUDENTS OF RUSSIA’S MIA INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION DURING PRACTICE ORIENTED TRAINING

УДК 371.315.7:378.6:351.74-057.875(470)

Е.А. ЩУРОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Краснодарский университет МВД России)

E.A. SHCHUROV,

the candidate of Jurisprudence, assistant professor (Krasnodar University of Russia's MIA)

Аннотация: статья посвящается рассмотрению вопросов использования информационно-образовательных технологий профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе практико-ориентированной подготовки.

Ключевые слова: технология; информационно-образовательные технологии; профессиональное саморазвитие; практико-ориентированная подготовка; технология обучения.

Abstract: The article is devoted to the investigation of problems of application of educational IT of vocational self-development of police students of Russia’s MIA institutes of higher education during practice oriented training.

Keywords: technology, educational IT, vocational self-development, practice oriented training, technology of training.

На современном этапе формирования правовой системы реализации курса на обеспечение прав гражданского общества в России одним из важнейших направлений деятельности МВД России является воспитание конкурентоспособных специалистов, способных осуществлять сложные задачи, поставленные перед органами внутренних дел. Такой задачей, стоящей перед образовательными учреждениями системы МВД России, является формирование современной модели профессионального образования, способной обеспечить подготовку специалистов. Анализ ряда исследований,

программных документов по модернизации и развитию системы подготовки кадров МВД России свидетельствует о том, что среди современных нормативных требований к подготовке специалиста органов внутренних дел важнейшим выступает сформиро-ванность у него различных компетенций на основе современных образовательных технологий. Применение технологий в сфере образования, как свидетельствуют многочисленные исследования [1-4] доказывает, что технологичность приобретает важное значение в деятельности человека, означая переход на качественно новую ступень эф-

фективности, наукоемкости образовательного процесса.

Значительное внимание в современном педагогическом сообществе уделяется поиску философских оснований построения современного образования и его технологического обеспечения. Термин «технология» (от греч. techne - умение, мастерство, искусство и logos - учение) дословно обозначает «наука о мастерстве» [5, с.537]. Появлению в педагогике термина «технология» способствовало, с одной стороны, бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а с другой - возникшая в образовательной системе потребность добиваться качественных и гарантированных результатов.

Наряду с понятием «технология обучения» в научно-методической литературе применяются и такие, как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология воспитания», «технология развития». Отметим, что в последнее время наметилась тенденция к разведению понятий «педагогическая технология» и «технология обучения», причем технология обучения характеризуется как понятие более узкое по отношению к понятию педагогической технологии [6]. Учитывается, что педагогическая технология представляет собой элемент системы педагогического процесса, в котором в качестве включенного в него выступает процесс обучения. Тем не менее, четкого разграничения между этими понятиями пока не установлено.

Наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли отечественные (В.П. Беспалько [1], Н.В. Кузьмина [7], В.А. Сластенин [8], Н.Ф. Талызина [9] и др.) и зарубежные (F. Buchberger [10], К. Frey [11], G.B. Kelchterman [12] и др.) исследователи, которые обращают внимание на то, что сегодня внедрение образовательных технологий в практику не всегда эффективно. Как правило, это следствие того, что современные средства передачи и представления информации механически вводятся в традиционную схему учебного процесса без его переосмысления и перестройки. Кроме того, анализ исследований свидетельствует, что в настоящее время в вузах страны разработаны и широко используются разнообразные образовательные технологии, которые отличаются своей дидактической направленностью, технической и программной реализацией и методическим обеспечением. Однако в

педагогической науке до сих пор отсутствует самостоятельное научное направление, которое являлось бы теоретической базой для создания перспективных технологий образования, методического обеспечения и технических средств, которые способствовали бы повышению качества применения этих технологий на всех уровнях системы образования, хотя исследования проблем внедрения новых технологий в учебный процесс в высшей школе привлекают внимание многих ученых и педагогов-практиков.

Практика направленности образовательной деятельности на профессиональное саморазвитие свидетельствует, что только системное использование образовательных технологий, подкрепленное соответствующим обеспечением и профессиональной подготовленностью преподавателей может принципиальным образом повлиять на подготовку специалистов системы МВД России. Следовательно, разработка технологии саморазвития курсантов выступает предпосылкой научно-обоснованных нововведений в сфере подготовки современных сотрудников полиции и принятия стратегических решений в этой области. Отличительными признаками современных образовательных технологий являются изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов - от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала, саморазвития личности.

К наиболее распространенным определениям понятия «технология» можно отнести следующие:

- последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипред-метных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д. [13];

- «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [14, с.330];

- «способ проектирования, организации, руководства и контроля за деятельностью обучающихся по переработке содержания, предусмотренного учебными программами,

реализуемый с помощью оптимальной системы форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей» [15, с. 54]. Отметим, что в одних случаях информационно-образовательные технологии трактуются как целенаправленное использование, в комплексе или отдельно, предметов, приемов, способов, событий или отношений для повышения эффективности учебного процесса. В других случаях это понятие трактуется как «технология обучения», включающая целостный процесс (цель, учебные планы и программы, тесты, дополнительные учебные материалы, оценка процесса обучения в целом и определение новой цели).

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования технологий в сфере образования показывает, что большинство исследователей сходятся во мнении, что технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальным затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения; быть воспроизводимыми в однотипных образовательных учреждениях; быть управляемыми, предполагающими возможность варьирования средствами и методами для достижения результатов. Технология должна строиться на диагностической основе, учитывать многообразие субъектов образовательного процесса, их исходный культурный уровень, интеллектуальные возможности, сформиро-ванность личностных качеств и т.д. Трактовка сущности образовательных технологий зависит от общей концепции содействия саморазвитию курсантов вуза, его основополагающих идей, положений, принципов. Исходя из этого, разрабатываемая технология должна выполнять следующие функции: обеспечение опережающего обучения; раскрытие перспектив самоопределения личности на большой период жизненного пути; подготовка к непрерывному профессиональному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию.

На современном этапе практико-ориен-тированной подготовки курсантов, с учетом информатизации образования, саморазвитие невозможно без учета новых информационных технологий. Информационнообразовательные технологии в процессе профессионального саморазвития курсантов традиционно включают: организацию учебного процесса; систематический характер формирования определенных качеств личности; воздействие личности преподава-

теля на курсантов в процессе общения на занятиях, готовность к самообразованию. Огромное значение имеют также широко применяемые электронные образовательные ресурсы, технические средства обучения.

Содержание профессионального саморазвития курсантов предполагает адекватные технологии саморазвития личностных и профессиональных качеств. Важнейшая функция информационно-образовательных технологий саморазвития курсантов заключается в том, что они должны быть: эффективными по результатам и оптимальным затратам; гарантировать достижение определенного стандарта обучения; быть воспроизводимыми в однотипных образовательных учреждениях; быть управляемыми, предполагающими возможность варьирования средствами и методами для достижения результатов.

Информационно-образовательные технологии представляют собой деятельность, в максимальной мере отражающую объективные законы предметной сферы, и поэтому обеспечивающую наибольшее для данных условий соответствие результатов поставленным целям [16]. В целом информационно-образовательные технологии характеризуются тремя признаками: разделением процесса на взаимосвязанные этапы; координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата; однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

На основе обобщения педагогического опыта отметим, что информационно-образовательные технологии представляют собой ряд педагогических операций, из последовательности которых складывается процесс профессионального саморазвития. Прежде всего они представляют собой процесс управления образовательной деятельностью и выполняют определенные функции. Опираясь на классификацию Т.И. Шамовой [17], были определены и наполнены соответствующим содержанием следующие функции деятельности преподавателя в осуществлении профессионального саморазвития курсантов на основе информационно-образовательных технологий: информационно-аналитическая (преподаватель изучает, объективно оценивает внешнюю и внутреннюю информацию о состоянии профессионального саморазвития курсантов, тенденции и перспективы; изучает и анализирует условия, влияющие на

профессиональное саморазвитие курсантов; вырабатывает рекомендации для перевода данного феномена в новое качественное состояние); мотивационно-целевая (преподаватель осуществляет самомотивирование и целеполагание деятельности курсантов по созданию условий и учету факторов, обеспечивающих результативный процесс саморазвития); планово-прогностическая (преподаватель осуществляет деятельность по оптимальному выбору информационнообразовательных технологий, прогнозированию идеальных и реальных целей своей деятельности, направленной на процесс профессионального саморазвития курсантов, планированию, разработке программ их достижения); организационно-исполнительская (преподаватель принимает решение по оптимальности использования предлагаемых информационно-образовательных технологий для достижения целей и реализации принятых решений); контрольно-диагностическая (преподаватель анализирует соотношение фактически достигнутых результатов с запланированными, анализирует результативность использованных информационно-образовательных технологий, выявляет тенденции по достижению поставленных целей, определяет методы стимулирования курсантов); регулятивно-коррекционная (преподавател ь вносит коррективы в свою деятельность с помощью оперативных способов, средств и воздействий на основе информационно-образовательных технологий профессиональ-

ного саморазвития курсантов).

При профессиональном саморазвитии курсантов важно, что информационно-образовательные технологии должны строиться на диагностической основе, учитывать многообразие субъектов образовательного процесса, интеллектуальные возможности обучаемых, способностей к определенному виду деятельности. Данный процесс характеризуется наличием цели, содержания, средств педагогического взаимодействия, организацией учебного процесса, субъект-субъектными отношениями преподавателя и курсантов, результатами деятельности.

Таким образом, данный процесс имеет определенную структуру, в состав которой входят взаимосвязанные этапы, действия, направленные на достижение поставленной цели, процедуры и операции, и достижение результатов, адекватных поставленной цели. Названные функции информационно-образовательных технологий в разработке и реализации процесса профессионального саморазвития курсантов соотнесены с взаимосвязанными структурными компонентами образовательного процесса: 1) учебные ситуации и задачи; 2) образовательные действия; 3) действия по контролю над процессом усвоения; 4) действия оценки степени усвоения. Учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь курсант получает задание на усвоение и образцы действия, цель и указания для нахождения общих способов решения задач.

Литература :

1. Беспалько Е.Н. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. С. 190-192.

2. ГорлинскийИ.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: учебнометодическое пособие. - М., 1997. 320 с.

3. Звягинцева Н.Ю. Инновационные процессы в современном российском образовательном пространстве // Известия Южного федерального университета. 2010. №2. C.15.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. 256 с.

5. Большая Советская энциклопедия. [Текст] Т.12-13,25 Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е - М., «Советская энциклопедия», 1973. 608 с.

6. Назарова Т.А, Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. - М.: Изд-во УРАО, 1998. 96 с.

7. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании. - Л.: ЛГУ, 1980. 210 с.

8. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: МГУ, 1977. 35 с.

9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 1983. 213 с.

10. Buchberger F. Teacher Education in Europe - diversity verses uniformity // Maurice Galton, Bob Moon (eds.) Handbook of Teacher Training in Europe. London: David Fulton Publishers, 1994. P. 14-50.

11. Frey K.. Die Projekt-methode. Weinheim, Basel, Belts, 1984. 305 p.

12. Kelchterman C.B. Belgium (Flanders) // European Journal of Education. 1994. - Vol. 17. -№ 1/2. P. 53-56.

13. Блауберг И.В, Юдин Э.П. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. 269 с.

14. СластенинВА, ИсаевИ.Ф., Мищенко А.И., ШияновЕ.Н. Педагогика: учебное пособие для пед. учеб. заведений.

- М.: «Школа-Пресс», 2002. 512 с.

15. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. - Волгоград: «Перемена», 1994. 150 с.

16. ВиленскийМ.Я., ОбразцовП.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. - М.: «Педагогическое общество России», 2005. 192 с.

17. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: «Педагогический поиск», 2001. 384 с.

References

1. Bespalko E.N. Components of pedagogical technology. - M.: Pedagogics, 1989. 190-192 p.

2. Gorlinsky I.V. Technology of pedagogical process in educational institutions of Russia’s MIA. Methodical manual.

- M., 1997. 320 p.

3. Zvyagintseva N.Yu. Innovative processes in contemporary Russian educational environment // Papers of Southern federal university. 2010. № 2. P.15.

4. Selevko G.K. Modern educational technologies. Training manual - M.: National education, 1998. 256 p.

5. Great Soviet Encyclopedia. V.12-13,25. Chief editor A.M. Prokhorov. 3rd Edition. - M.: Soviet Encyclopedia, 1973. 608 p.

6. Nazarova TA. Means of training: technology of creation and application / T.A. Nazarova, E.S. Polat. M.: URAO, 1998. 96 p.

7. Kuzmina N.V. Systematic approach in pedagogical research. - L.: LSU, 1980. 210 p.

8. Slastenin V.A. Composition of Soviet school teacher’s personality during vocational traning: Doctorate dissertation (Eds) / V.A. Slastenin; MSU. - M., 1977. 35 p.

9. Talysina N.F. Composition of cognitive activity of school students. - M.: Prosveschenie, 1983. 213 p.

10. Buchberger F. Teacher Education in Europe - diversity verses uniformity // Maurice Galton, Bob Moon (eds.) Handbook of Teacher Training in Europe. London : David Fulton Publishers, 1994. P. 14-50.

11. Frey K. Die Projekt-methode. Weinheim, Basel, Belts, 1984. 305 p.

12. Kelchterman G.B. Belgium (Flanders) // European Journal of Education. 1994. - Vol. 17. -№ 1/2. P. 53-56.

13. Blauberg I.V., Yudin E.P. Formation and essence of systematic approach. - M.: Science, 1973. 269 p.

14. Slastenin VA., Isaev I.F., Mischenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagics: Training manual for teachers colleges. - M.: SchoolPress, 2002. 512 p.

15. Serikov V.V. Personality approach in education: concept ant technology. - Volgograd: Peremena, 1994. 150 p.

16. Vilensky M.Ya., Obraztsov P.I., Uman A.I. Technologies of vocation oriented training in higher education establishments.

- M.: Pedagogical Society of Russia, 2005. 192 p.

17. Shamova T.I., Davydenko T.M. Education process management in adaptive school. - M.: Pedagogical Search, 2001.

384 p.______________________________________________________________________________________________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.