Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612583181)
Методологические основы профессионального саморазвития курсантов в практико-ориентированной подготовке образовательных организаций МВД России
В статье рассматриваются методологические основы профессионального саморазвития курсантов в практико-ориентированной подготовке образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, компоненты, самосознание, ценности, мировоззрение, самоопределение, самореализация, методологические основы, практико-ориентированная подготовка.
E.A. Schurov, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583181.
Methodological bases of professional self-development of cadets in practice oriented preparation of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia
In the article methodological basics of professional self-development of cadets in practice oriented preparation of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia are covered.
Key words: professional self-development, components, consciousness, values, outlook, self-determination, self-realization, methodological bases, practice oriented preparation.
Образование в вузах МВД России на современном этапе рассматривается как система формирования просвещенной, интеллигентной, благородной, духовно свободной личности в лучших проявлениях своей индивидуальности. Учебные заведения МВД России функционируют по принципам, имеющим четко структурированную систему с рядом особенностей. Образовательный процесс, основанный на системном, личностно-ориентированном, компетентностном и контекстном подходах, направлен на достижение эффективного учебно-педагогического взаимодействия. Цель данного взаимодействия -содействовать профессиональному саморазвитию курсантов и достижению ими высокого уровня личностных и профессиональных качеств, а также способствовать самореализации курсантов в социально приемлемых проявлениях.
У представителей профессиональной школы и практиков системы подготовки кадров в вузах МВД России не возникает разногласий по поводу выбора основы для определения содержаний и технологий подготовки будущих сотрудников полиции - компетентностного подхода. Согласно Словарю русского языка компетенции представляют собой круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. А ком-
петентность (от лат. соответствующий, способный) - глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков.
В словаре С.И. Ожегова понятие «компетентный» имеет два значения: знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией [1]. Современный словарь иностранных слов рассматривает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определенной области [2, с. 295].
Исходя из анализа данных определений компетентность - это более широкое понятие, чем принятое в методике «компетенция», под которой традиционно понимается обобщенная способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению [3, с. 16]. На основе определений В.А. Адольфа, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, К. Марковой, Е.И. Огарева, М.В. Рыжова, С.Е. Шишова и др. можно выделить основные признаки компе-тентностной личности: динамичность; устойчивую способность к профессиональной деятельности; понимание ответственности; деятель-ностный характер; совершенствование знаний и умений их применить и т.д.
67
Анализ научной литературы позволил выделить различные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности:
функционально-деятельностный подход (Н.В. Кузьмина, А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.) [4], рассматривающий компетентность как единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности, к выполнению профессиональных функций, при котором основные параметры профессиональной компетентности задаются функциональной структурой деятельности, включающей ряд теоретических и практических умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, коммуникативных и др.;
биосоциальный подход (И.Н. Трофимова, Ф.Ш. Терегулов и др.), предполагающий, что на компетентность влияют: энергетические характеристики организма, которые изменяются с возрастом, а также под воздействием биологических (например, болезни), психологических (например, стрессы или достижение успеха) и социальных (например, войны) факторов; информационные характеристики среды, на основе которых субъект формирует свою мотивацию, спектр целей и задач - все то, что выступает стимуляцией его деятельности; с освоением активности по достижению своих целей субъект формирует то, что составляет его опыт - функциональные системы в виде навыков, оценок, установок и поведенческих стратегий [5];
аксиологический подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, В.Г. Воронцова, A.B. Кирьякова, Н.С. Розов и др.) [6], рассматривающий компетентность как образовательную ценность; профессиональная компетентность предполагает введение человека в общекультурный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек реализует себя как специалист и профессионал, в профессиональной компетентности выделяют ценности, характерные для различных специальностей [7];
универсальный подход, который состоит в том, что рассматриваемая категория однозначно не соотносится ни с общим, ни с профессиональным образованием; компетентность (Ю.Ф. Абрамов, Ф.Г. Зиятдинова, В.Н. Кудашов, Л.Н. Лесохина, Н.П. Пахомов, Н.С. Розов, Ю.В. Тупталов и др.) связана с базисной квалификацией и в то же время позволяет человеку ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных узкой специализацией, что обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению и самосозиданию,
готовность и способность обновлять свои знания [8];
креативный подход, рассматривающий профессиональную компетентность как уровень творческой реализации профессионализма, социокоммуникативных способностей и автономности, понимаемой как самостоятельность, право и ответственность за принятие независимых решений в своей профессиональной деятельности;
культурологический подход (А.А. Бодалев, В.А. Сластенин [9]) - компетентность как часть профессиональной культуры с этой позиции к наиболее важным компонентам профессиональной культуры относят: системное мировоззрение и модельное мышление; профессиональное творчество в процессе деятельности; праксиологическую, рефлексивную и информационную вооруженность; компетентность деятельности, общения и саморазвития; конкретно-предметные знания; исходя из этого, компетентность деятельности, общения и саморазвития специалиста составляет основу компетентности как компонента профессиональной культуры будущего сотрудника полиции.
Сегодня, в условиях реформирования системы МВД России, оценке подвергаются поступки, действия сотрудника полиции, его личностные качества, находящие свое внешнее выражение в деятельности и поведении, в том, как он исполняет свои профессиональные обязанности. Определение и обоснование профессионального саморазвития курсантов вузов МВД требует рассмотрения особенностей их профессиональной деятельности. В русле этого основополагающим является деятель-ностный подход.
В отечественной науке проблема деятельности представлена работами общетеоретического плана (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Мясищев, Г.В. Суходольский, Е.Б. Старовойтенко), исследованиями профессиональной деятельности (М.Т. Громкова, П.Ф. Кубрушко), исследованиями в области психологии труда (К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, Д.А. Ошанин, В.П. Зинченко, В.Ф. Рубахин, А.А. Крылов, Г.М. Зараковский, В.А. Понома-ренко, В.П. Дружинин, В.Д. Шадриков). Изучая проблемы деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечал, что «деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы» [10, с. 135]. А.Г. Асмолов под деятельностью понимает саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, «в процессе происхо-
68
дит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности» [11, с. 90]. Деятельность носит динамический характер, являясь открытой системой для формирования личности. «Кроме совершенствования и расширения индивидуальных возможностей в деятельности, происходит развитие и других способностей, а именно всего спектра индивидуальных качеств» [11, с. 115].
Исследователь А.Н. Леонтьев считает, что деятельность представляет собой некий реальный процесс, складывающийся из совокупности сменяющих друг друга деятельностей. В предмет психологического изучения деятельности включены внешние предметные действия субъекта. Действие-процесс подчинено цели, осознаваемой субъектом. Любая деятельность существует в форме действия или цепи действий, поэтому действия, осуществляемые в ходе конкретной деятельности, побуждаются ее мотивами и направлены на достижение определенных целей. Достижение целей приводит к осуществлению деятельности в целом [12, с. 85].
Важным в контексте профессионального саморазвития курсантов является то, что деятельность выступает одновременно процессом удовлетворения существующих и условием создания новых потребностей, а также процессом разрешения имеющихся противоречий между субъектом и объектом. При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения человеческой личности, «...деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Деятельность меняет и преобразует действующего индивида» [13, с. 81]. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное разви-
1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений.
2. Современный словарь иностранных слов. М, 1989.
3. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг образования. 1999. № 2. С. 15-20.
4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
5. Трофимова И.Н. Компетентность с точки зрения синергетического подхода //
тие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Квалификационно-образовательный уровень специалиста проявляется, прежде всего, в профессиональной деятельности [14]. Следовательно, теория и практика компетентностного подхода основана на практико-ориентированной концепции, имеющей конечной целью подготовку, развитие высококлассного специалиста, самостоятельно мыслящего профессионала, владеющего новейшими техниками и технологиями, всеми компетенциями для комфортного существования в своем времени.
Основное внимание указанные авторы уделяют практической деятельности будущих специалистов, связанной с профессиональными компетенциями; дается характеристика подготовки специалистов, которые, помимо знаний, умений и навыков, должны обладать определенными способностями, иметь сформированные качества личности, ориентированные на эффективную профессиональную деятельность. Большое внимание ими отводится подготовке специалиста как объекта труда. Здесь отметим ряд направлений, существенных для исследования рассматриваемой проблемы: приобретение человеком более широкой познавательной ориентации в избранной профессии; развитие интереса к миру труда, его целям, смыслам, средствам, процессу, объекту, результату, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений, т.е. формирование профессиональной направленности; усвоение и совершенствование общественно выработанных способов действий и использования орудий, средств деятельности и др. [15].
Таким образом, концептуально-методологическое развитие идей профессионального саморазвития курсантов в процессе обучения в вузе создает платформу для перехода к новой ком-петентностной образовательной парадигме. Сегодня в сфере общественных отношений становится важной подготовка профессионала, труд которого востребован.
1 Ojegov S.I. Explanatory dictionary ofRus-sian: 80000 words and praseol. expressions.
2. Modern dictionary of foreign words. M., 1989.
3. Shishov S.E. Concept of competence in a context of quality of education // Standards and education monitoring. 1999. № 2. P. 15-20.
4. Pedagogics of professional education: study aid for the student of high. ped. studies. inst. / ed. by V.A. Slastenin. M., 2004.
5. Trofimova I.N. Competence from the point of view of synergetic approach // Development and
69
Развитие и оценка компетентности: материалы конф. / под ред. В. И. Белопольского. М.,
1996. С. 45-46.
6. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
7. Дуранов М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект). Челябинск, 2006.
8. Краткий терминологический словарь по культурологии / под ред. И.Ф. Кефели. СПб.,
1997.
9. Педагогика и психология / под ред. А.А. Бо-далева, В.А. Сластенина. М., 2004.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
11. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
13. Зинченко В. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 81-91.
14. Курдюмов Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 103-105.
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.
competence assessment: proceeding / ed. by V.I. Belopolsky. M, 1996. P. 45-46.
6. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century. M, 1998.
7. Duranov M.E. Management of professional education offuture expert at the higher school (sociocultural aspect). Chelyabinsk, 2006.
8. Short terminological dictionary on cultural science /ed. by I.F. Kefely. SPb., 1997.
9. Pedagogics and psychology / ed. by A.A. Boda-lev, V.A. Slastenin. M., 2004.
10. Rubinstein S.L. Bases of the general psychology. SPb., 2000.
11. Asmolov A.G. Psychology of the personality: Principles of the all-psychological analysis. M., 2002.
12. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M., 2004.
13. Zinchenko V. Activity. Knowledge. Spirituality // Higher education in Russia. 2003. № 5. P. 81-91.
14. Kurdyumov G.M. About formation of personal qualities of future experts // Higher education in Russia. 2003. № 2. P.103-105.
15. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M., 1996.
70