Научная статья на тему 'Научно-методическая компетентность преподавателей вузов МВД России как проблема педагогического исследования'

Научно-методическая компетентность преподавателей вузов МВД России как проблема педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МАСТЕРСТВО / COMPETENCE / METHODOLOGICAL APPROACHES / PROFESSIONAL CULTURE / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешев Ислам Хасанбиевич

В статье в рамках компетентностной парадигмы определяются основные компетенции преподавателя физической подготовки и пути их совершенствования в процессе повышения квалификации кадров МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешев Ислам Хасанбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodical competence of teachers of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia as pedagogical research problem

In the article in the frame of a competence-based paradigm the main competences of the teacher of physical training and a way of their improvement in the course of professional development of staff of the Ministry of the Interior of Russia are defined.

Текст научной работы на тему «Научно-методическая компетентность преподавателей вузов МВД России как проблема педагогического исследования»

Мешев Ислам Хасанбиевич

преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России

(филиала) Краснодарского университета МВД России

(тел.: +79386913939)

Научно-методическая компетентность преподавателей вузов МВД России как проблема педагогического исследования

В статье в рамках компетентностной парадигмы определяются основные компетенции преподавателя физической подготовки и пути их совершенствования в процессе повышения квалификации кадров МВД России.

Ключевые слова: компетенция, методологические подходы, профессиональная культура, мастерство.

I.Kh. Meshev, Teacher of a Chair of Physical Training of the North Caucasian Advanced Training Institute for the Personnel of the Ministry of the Interior of Russia (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79386913939.

Scientific and methodical competence of teachers of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia as pedagogical research problem

In the article in the frame of a competence-based paradigm the main competences of the teacher of physical training and a way of their improvement in the course of professional development of staff of the Ministry of the Interior of Russia are defined.

Key words: competence, methodological approaches, professional culture, skill.

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества. В этих условиях сложившаяся система образования не в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня и предопределяет «модернизацию государства через модернизацию образования» [1]. Запросы жизни стали гораздо шире, вариативней, что должно учитываться при модернизации системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области научно-методической работы в системе вузов МВД России.

Необходимость целенаправленной подготовки преподавателей вузов к научно-методической работе продиктована интенсивностью образовательного процесса, что определяется отсутствием времени на адаптацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые уже имеют силу закона и реализуются в реальном режиме времени в образовательную практику вузов. Стандарты нового поколения в основном ориентированы на самостоятельные формы (более 60% от общего

количества часов) приобретения компетенций и формирования способностей. Следует учитывать, что физическая подготовка является составной частью профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, она способствует воспитанию и поддержанию основных физических качеств, психической устойчивости, укреплению здоровья, приобретению и стабилизации двигательных умений и навыков, имеющих служебно-прикладную направленность. Преподаватель, осуществляющий руководство физической подготовкой, должен не только формировать у курсантов готовность к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, но прежде всего методически грамотно и обоснованно обеспечить их саморазвитие и личностный потенциал.

Процесс непрерывного повышения квалификации преподавателей вузов некоторое время назад стал предметом пристального внимания профессионального сообщества. Его теоретико-методологические основания, педагогические закономерности, применение активных методов обучения и ряд других аспектов рассматрива-

305

ются в работах отечественных исследователей (А.В. Барабанщиков, С.С. Муцинов, И.В. Горлин-ский, Л.И. Коновалова, А.А. Реан и др.).

Повышенные требования к профессиональной деятельности личности преподавателя вуза МВД России определяют специфику организации научно-методической подготовки в рамках системы повышения квалификации кадров. В современных социокультурных условиях требования к компетенциям преподавателей вузов ориентированы на решение ряда задач, таких как содействие социально ценному развитию личности педагога, его общекультурной подготовке, формированию нравственной и гражданской зрелости, профессиональному становлению в избранной области педагогической деятельности.

Система повышения квалификации относится к числу педагогических систем, где в качестве необходимых, но изменяемых элементов выступают: содержание программ обучения, используемые педагогические технологии, методы и средства. Взаимообусловленность системообразующих и изменяемых элементов зависит от конкретной педагогической ситуации, которая отражает специфику условий реализации процесса. При этом важно отметить, что в состав профессионально обусловленных свойств и характеристик вузовского преподавателя, на развитие которых ориентирована система повышения квалификации кадров МВД России, входят такие качества, как социальная зрелость, гражданская ответственность, деловитость, инициативность, требовательность, доброжелательность, тактичность, интеллектуальная активность, интуиция, оригинальность, гибкость, самообладание, толерантность, работоспособность и, безусловно, профессиональная компетентность [2; 3]. Модернизация современного ведомственного образования, использование новых технологий определяют необходимость формирования методической компетентности вузовских преподавателей в процессе повышения квалификации кадров МВД России.

Актуальной проблемой является формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя физической подготовки, под которой понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать преподавателя вуза, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую и научно-методическую деятельность, педагогическое общение, самостоятельно достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании курсантов.

Профессиональная компетентность преподавателя, по мнению А.К. Марковой, В.А. Сласте-нина, - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины [4; 5]. А.К. Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности: специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие), социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформирован-ность социальной ответственности за результаты своей деятельности), личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, готовность к профессиональному росту и т.д.) [4]. С точки зрения А.С. Белкина и В.В. Нестерова, педагогическая компетентность - это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций. Структура педагогической компетентности, по их мнению, представлена рядом компетенций, таких как когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция); психологическая (культура ощущений и восприятий, слова и эмоциональных состояний, эмоциональная восприимчивость; психологическая зоркость); коммуникативная (культура общения и педагогический такт); риторическая (профессиональная культура речи); профессионально-технологическая (владение педагогическими технологиями); профессионально-информационная (ориентирование в информационном пространстве, поиск, оценка, использование и хранение полученной информации в образовательном процессе); мониторинговая компетенция (умения научно обоснованного изучения, отслеживания явлений педагогической действительности - наблюдение, анализ и прогнозирование их развития) [6]. Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической компетентности специальную, психолого-педагогическую, дифференциально-психологическую, методическую группы и рефлексию педагогической деятельности [7]. Отметим, что исследователи называют научно-методическую компетентность преподавателя как ключевую, важнейшую.

При формировании научно-методической компетенции преподавателя вуза в процессе повышения квалификации для нас представляет интерес структура профессионально-педагоги-

306

ческой компетентности преподавателя физической культуры. Педагогическая деятельность преподавателя физической подготовки вузов МВД России имеет свою специфику, связанную с реализацией, помимо основных (конструктивного, организаторского, коммуникативного и гностического) видов педагогической деятельности, еще и ее двигательного компонента [8].

На основе анализа исследований О.В. Пету-нина, О.И. Тумановой и др. нами определено, что основными компонентами научно-методической компетентности являются:

гностическая (познавательная) компетентность, которая проявляется в познании содержания учебного предмета «Физическая культура», закономерностей физического развития и психологии учащихся, а также самопознании педагога; она включает умения исследования и диагностики курсантов, уровней их подготовленности и физического развития и предполагает владение преподавателем психолого-педагогическими знаниями, знаниями в области преподаваемой дисциплины (основ теории физического воспитания, культурно-исторических основ физической культуры и спорта, медико-биологических основ двигательной деятельности, правил по технике безопасности сотрудников полиции) и обладание опытом в области способов формирования знаний, умений и навыков курсантов, в области процессов общения, формирования мотивов и развития способностей курсантов;

конструктивная компетентность, которая включает умения конструирования занятия, тренировки, самостоятельной работы курсантов, планирования и моделирования предстоящей деятельности, выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации профессиональной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач;

организаторская (управленческая) компетентность преподавателя физической подготовки, которая заключается в умениях организации образовательного процесса, физкультурной деятельности курсантов, научной формулировки учебного материала, четкой постановки конкретных задач; управление курсантами обеспечивает мобилизацию их внимания, четкое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки.

Научно-методическая компетентность преподавателя физической подготовки связана с решением научного сопровождения и осмысления образовательного процесса, с решением познавательных задач, поиском нестандартных

решений, сбором и обработкой информации, что обеспечивает способность к творческой инновационной деятельности. Данный вид компетентности проявляется в умении формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, работать с литературными источниками, в способности анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, в умении оценить качество научно-методических исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности [9].

Для формирования научно-методической компетенции преподаватель по физической подготовке должен обладать компетентностью профессионально-личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств, определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной деятельности. Структурно компетентность профессионально-личностного самосовершенствования, по мнению К.А. Марин-ченко, включает ценностно-смысловой, когнитивно-теоретический и операциональный компоненты [10]. В состав компетентности профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя физической подготовки вузов МВД России входят: моральные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост и развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки; опыт саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания, умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях, требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи, требующие отхода от стереотипов и самоизменения; навыки составления индивидуальных программ оздоровления, оценки и коррекции осанки и телосложения; методы саморегуляции психоэмоциональных состояний [10].

Таким образом, исходя из современных требований к профессиональной компетентности преподавателя физической подготовки, можно выделить основные пути развития его научно-методической компетентности: иссле-

307

довательскую деятельность; инновационную деятельность, освоение новых педагогических технологий и активных методов; развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки; использование интегративных средств оценки результатов

обучения; научное осмысление, обобщение и трансляцию собственного педагогического опыта; использование информационно-коммуникационных технологий; непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование, совершенствование своей профессиональной культуры и мастерства, физических качеств.

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

2. Валеев Г.Х. Формирование методологической культуры учителя-исследователя: дис. ... д-ра пед. наук. Башкортостан, 2001.

3. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма М., 1996.

5. Педагогика: учеб. пособие для вузов / ред. В.А. Сластенин. 3-е изд., стер. М., 2004.

6. Белкин А. С., Нестеров В.В. Педагогическая компетентность: учеб. пособие. Екатеринбург, 2003.

7. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 2002.

8. Петунин О. В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры. М., 1980.

9. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. URL: http://www. monographies.ru/61

10. Маринченко К. А. Формирование компетентности профессионально-личностного самосовершенствования будущих преподавателей физической культуры в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2012.

1. Lebedev O.E. Competence approach in education // School technology. 2004. № 5. P. 3-12.

2. Valeev G.H. Formation of methodological culture of a teacher-researcher: diss. ... Dr of Pedagogics. Bashkortostan, 2001.

3. Slastenin V.A. Formation of professional culture of teacher. Moscow, 1993.

4. Markova A.K. Psychology of professionalism. Moscow, 1996.

5. Pedagogics: study aid for the high education institutes / ed. by V.A. Slastenin. 3rd ed., ster. Moscow, 2004.

6. Belkin A.S., Nesterov V.V. Pedagogical competence: study aid. Ekaterinburg, 2003.

7. Kuzmina N.V. Subject of acmeology. St. Petersburg, 2002.

8. Petunin O.V. Formation of professional skills of teacher of physical culture. Moscow, 1980.

9. Khazova S.A. The competitive competence of the specialist in physical culture and sports. URL: http://www.monographies.ru/61

10. Marinchenko K.A. Formation of competence of professional and personal self-improvement for future teachers of physical culture at the high education institute: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Orel, 2012.

308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.